Урок русского языка "Что такое деепричастие" (7 класс)
Оценка 5

Урок русского языка "Что такое деепричастие" (7 класс)

Оценка 5
Мероприятия
PDF
русский язык
7 кл
10.02.2017
Урок русского языка "Что такое деепричастие" (7 класс)
Технологическая карта урока
Публикация является частью публикации:
урок. что такое деепричастие.PDF

Технологическая карта учебного занятия по  русскому языку в 7 классе  по теме: «Что такое деепричастие»

Тип урока:  Урок «открытия» нового знания

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.

Образовательные цели: 

-знакомство с деепричастием как особой формой глагола, его основными признаками, суффиксами;

-    научиться распознавать деепричастия в тексте, уметь различать деепричастия, глаголы и наречия, знание признаков деепричастия как части речи, уметь находить деепричастия в предложении и тексте.

Формирование УУД:

Личностные действия: - способность к самооценке, воспитание интереса и любви к русскому языку,  Регулятивные действия: 

-    высказывать предположения на основе наблюдений,

-    формулировать вопрос (проблему) урока,

-    искать пути решения проблемы,

-    осуществлять познавательную и личностную рефлексию, - соотносить цели и результаты своей деятельности, -  определять степень успешности работы. Познавательные действия:

-анализировать, классифицировать, обобщать,

-    задавать вопросы на основе извлеченной из текста информации.

-    преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, таблицу).

-    анализировать, определять понятия, строить логические рассуждения. Коммуникативные действия:

-овладение всеми видами речевой деятельности, 

-    оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других,  - оказывать взаимопомощь, уметь работать в команде.

Оборудование:

ИКТ( презентация), смайлики со словами.

Учебник: Русский язык 7 класс для общеобразовательных организаций. Е.А.Быстрова, Л.В.Кирибеева идр.

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

формы и приёмы обучения

Формируемые УУД

1. Организационно-мотивационный этап

          1 мин

Психологический настрой на урок 

Подготовка класса к работе

Беседа 

формирование осознанного положительного отношения к учению

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Приём

«погружение»

 

2 мин

Активизирует знания обучающихся. 

1) Грамматическая разминка

-                     Укажите части речи в данном предложении. Заглянув в окошко, солнечный зайчик увидел маленького котёнка. 

-                     У какого слова не определили, какая это часть речи? (заглянув)

-                     Каким термином называется это слово узнаете, если соберёте из букв слово.

Учащиеся называют части речи

 

 

Собирают из данных букв

слово «деепричастие»

 

Называют термин

«деепричастие»

 

 

Беседа

 

 

 

Работа в парах

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять высказанные мнения

3. Постановка

учебной задачи

 

приём «мозговая атака» 2 мин

1) Активизирует знания обучающихся. Создаёт проблемную ситуацию 

-                     Знаком ли вам термин «деепричастие»?

-                     Что вы можете рассказать о деепричастии? Выслушивает ответы ребят.

 

Отвечают 

 

 

 

 

Беседа 

Слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию.

4.

Целеполагание

1 мин

-   Сформулируйте цели, запишите их в тетради.

-   Назовите тему урока

Формулируют тему урока, ставят цели.

Фронтальная работа

Владеть целеполаганием, постановкой учебных целей и задач

 

5. «Открытие нового знания» (решение учебной задачи)

 

10 мин

1)                Знакомство с происхождением термина

«деепричастие»

 

2)                Организует деятельность обучающихся по исследованию проблемной ситуации  - Как вы понимаете слова «действие, причастное к действию»?

-                     Какая часть речи обозначает действие? - Значит, именно к глаголу причастно деепричастие. Поэтому имеет что-то общее с глаголом, обозначающим основное действие. 3) Определение особенностей деепричастий А) - Прочитайте текст.

Котёнок, мяукая, забрался на кресло. Блаженно зажмурившись, он свернулся клубком. Мурча, котёнок потянулся и задремал, прикрыв лапой нос.

-                     Найдите слова, обозначающие основное действие, т.е. глаголы.

-                     Какие слова обозначают добавочное действие?

Б) Поставьте вопросы к деепричастиям.

В) Выделение суффиксов деепричастий. 4)  Признаки глагола у деепричастий.

-                     При нахождении деепричастий, вы

Индивидуальное сообщение учащегося о происхождении термина

 

Работа в парах.

 

 

 

Глагол

 

 

 

Составляют опорную схему по ходу исследования: 1) добавочное действие; 2) что делая? что сделав?; 3) суффиксы –а, -я, -в, -вши.

 

 

 

 

 

Называют глаголы, от которых образованы деепричастия.

 

 

Признаки глагола: вид, возвратность.

Работа в парах

 

Составление

опорной схемы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Извлекать  информацию из источника, уметь  строить рассуждение,  доказывать, анализировать.

 

Уметь  вносить коррективы в свою деятельность, работать  по

алгоритму

 

уметь  сотрудничать 

в группе, формулировать собственное мнение, уметь  договариваться

 

 

ориентировались на их сходство с глаголами. Действительно, некоторые признаки глагола есть и у деепричастия.

-                 Какой постоянный признак глагола мы можем определить по вопросам «что делать?» и «что сделать?» ?  

-                 Чем отличается деепричастие

«зажмурившись» по своему строение от других деепричастий текста?

5) Признаки наречия

А) - А чем ещё, кроме названного, отличаются деепричастия от глаголов?

Попробуйте наши деепричастия изменить по числам, лицам, временам. - Как называется такой признак?

(неизменяемость)

Б) Определим синтаксическую роль.

(обстоятельство)

- У какой части речи есть такие признаки?

6) Предлагает сделать вывод.

- Так что же такое деепричастие?

 

 

 

Вид

 

 

Возвратный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Делают вывод, что не изменяются.

 

Деепричастие имеет общие признаки и с наречием.

 

Работа с учебником: читают определение и мнение лингвистов на с. 167

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа учебником

с

 

6. Первичное

закрепление

 

Устанавливает осознанность восприятия нового материала. 

Проводит первичное обобщение.

Работа в группах: учащиеся объединяются в группы по цвету смайликов 

Групповая работа

 

Уметь 

сравнивать

,

анализиров

 

10 мин

Предлагает выполнить задание на составление предложений с деепричастиями, обозначения у суффиксов, вида, определение, каким членом предложения являются.

Обратить внимание на знаки препинания

1) Составить и записать предложения. Назвать деепричастия, обозначить суффиксы. Определить вид, подчеркнуть.

1группа: Мальчики, радуясь, наряжали ёлку. 

2группа: Девочки вешали шары, смеясь и веселясь.  3группа: Мама смотрела на счастливых детей, улыбаясь.

 

ать

Уметь формулировать собственное мнение,  уметь выдвигать  аргументы в защиту собственного мнения

7. Организация работы с текстом 5 мин

Нахождение деепричастий в тексте.

- Кто знает, какой сегодня день? (самый короткий день; день зимнего солнцестояния).

Задание: внимательно слушать каждое предложение и выписывать деепричастия.

1)                 День зимнего солнцестояния, олицетворяя собой одну из важных точек календарного года, является в то же время самым коротким днём в году. 

2)                 Связывая с этим днём победу света над тьмой, люди разных народов устраивают массовые гуляния и праздники.

3)                 Празднуя день зимнего солнцестояния, древние славяне  пекли праздничные круглые пироги, загадывая желания.

4)                 Все в этот день отдыхали и ходили в гости, задаривая друг друга подарками.

Ученик читает предложения

«День зимнего солнцестояния». Учащиеся в группах записывают.

Проверка.

Групповая работа

Уметь  организовать сотрудничество и совместную

деятельность

 

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой; принимать и сохранять учебную задачу и цель

 

8. Творческая работа

«Волшебный сундучок»

5 мин

Организует деятельность обучающихся по применению новых знаний.

Составление предложений, восстанавливая пословицы.

Творческая работа «Соберите пословицы».

 Составление предложений. Указать деепричастия. Работа в группах

Групповая работа

Уметь  организовать сотрудничество и совместную деятельность Уметь слушать в соответствии с целевой установкой; принимать и сохранять учебную задачу и цель

9. Самопроверка усвоенности материала 

3 мин

Цифровой диктант «Проверь себя» – найти деепричастие и записать число, под которым оно обозначено. 1) пролетая; 2) запятая;        3) карандаши; 4) взявши; 5) смешав;                   

6) состав;  7) горЯ ; 8) заря; 9) удрав; 10) удав

Индивидуальная работа каждого ученика.

Проверка 

Ответ – 14579 

 

Тестирование 

Владение основами

самоконтроля

 

10. Домашнее

задание

 

          2 мин

Организация домашнего задания

-                 Чтобы усвоение нового было успешным, надо обязательно закрепить.

-                 Какое домашнее задание вы могли бы выполнить?

-                 Для тех, кто не определился, мои варианты д/з: 1. Упр. 231

2. Составить небольшой текст, используя деепричастия, на тему «Подготовка к Новому году»

Называют варианты домашних заданий

Индивидуальная работа

Уметь  соотносить  результат с целью своей деятельности

11. Рефлексия деятельности

Организует рефлексию: - Что нового узнали на уроке?

Осуществляют самооценку собственной учебной

Фронтальный опрос

Самостоятельно анализировать

(итог урока)

           3 мин

-   Чему научились?

-   Что было трудно?

-   Достигли ли целей урока?

деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

 

достижение цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале; осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач

Дополнительно  Употребление деепричастий

Можно ли так говорить?

Основное и добавочное действия относятся к одному и тому же лицу.

Объясняют, как правильно употреблять деепричастия

 

 

Технологическая карта учебного занятия по русскому языку в 7 классе по теме: «Что такое деепричастие»

Технологическая карта учебного занятия по русскому языку в 7 классе по теме: «Что такое деепричастие»

Учебник: Русский язык 7 класс для общеобразовательных организаций

Учебник: Русский язык 7 класс для общеобразовательных организаций

Постановка учебной задачи приём «мозговая атака» 2 мин 1)

Постановка учебной задачи приём «мозговая атака» 2 мин 1)

Открытие нового знания» (решение учебной задачи) 10 мин

Открытие нового знания» (решение учебной задачи) 10 мин

В) Выделение суффиксов деепричастий

В) Выделение суффиксов деепричастий

Действительно, некоторые признаки глагола есть и у деепричастия

Действительно, некоторые признаки глагола есть и у деепричастия

Работа с учебником: читают определение и мнение лингвистов на с

Работа с учебником: читают определение и мнение лингвистов на с

Первичное закрепление

Первичное закрепление

Организация работы с текстом 5 мин

Организация работы с текстом 5 мин

Самопроверка усвоенности материала 3 мин

Самопроверка усвоенности материала 3 мин

Чему научились? - Что было трудно? -

Чему научились? - Что было трудно? -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2017