Технологическая карта учебного занятия по русскому языку в 7 классе по теме: «Что такое деепричастие»
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.
Образовательные цели:
-знакомство с деепричастием как особой формой глагола, его основными признаками, суффиксами;
- научиться распознавать деепричастия в тексте, уметь различать деепричастия, глаголы и наречия, знание признаков деепричастия как части речи, уметь находить деепричастия в предложении и тексте.
Формирование УУД:
Личностные действия: - способность к самооценке, воспитание интереса и любви к русскому языку, Регулятивные действия:
- высказывать предположения на основе наблюдений,
- формулировать вопрос (проблему) урока,
- искать пути решения проблемы,
- осуществлять познавательную и личностную рефлексию, - соотносить цели и результаты своей деятельности, - определять степень успешности работы. Познавательные действия:
-анализировать, классифицировать, обобщать,
- задавать вопросы на основе извлеченной из текста информации.
- преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, таблицу).
- анализировать, определять понятия, строить логические рассуждения. Коммуникативные действия:
-овладение всеми видами речевой деятельности,
- оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, - оказывать взаимопомощь, уметь работать в команде.
Оборудование:
ИКТ( презентация), смайлики со словами.
Учебник: Русский язык 7 класс для общеобразовательных организаций. Е.А.Быстрова, Л.В.Кирибеева идр.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
формы и приёмы обучения |
Формируемые УУД |
1. Организационно-мотивационный этап 1 мин |
Психологический настрой на урок |
Подготовка класса к работе |
Беседа |
формирование осознанного положительного отношения к учению |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Приём «погружение»
2 мин |
Активизирует знания обучающихся. 1) Грамматическая разминка - Укажите части речи в данном предложении. Заглянув в окошко, солнечный зайчик увидел маленького котёнка. - У какого слова не определили, какая это часть речи? (заглянув) - Каким термином называется это слово узнаете, если соберёте из букв слово. |
Учащиеся называют части речи
Собирают из данных букв слово «деепричастие»
Называют термин «деепричастие»
|
Беседа
Работа в парах |
Уметь слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять высказанные мнения |
3. Постановка учебной задачи
приём «мозговая атака» 2 мин |
1) Активизирует знания обучающихся. Создаёт проблемную ситуацию - Знаком ли вам термин «деепричастие»? - Что вы можете рассказать о деепричастии? Выслушивает ответы ребят.
|
Отвечают
|
Беседа |
Слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. |
4. Целеполагание 1 мин |
- Сформулируйте цели, запишите их в тетради. - Назовите тему урока |
Формулируют тему урока, ставят цели. |
Фронтальная работа |
Владеть целеполаганием, постановкой учебных целей и задач |
5. «Открытие нового знания» (решение учебной задачи)
10 мин |
1) Знакомство с происхождением термина «деепричастие»
2) Организует деятельность обучающихся по исследованию проблемной ситуации - Как вы понимаете слова «действие, причастное к действию»? - Какая часть речи обозначает действие? - Значит, именно к глаголу причастно деепричастие. Поэтому имеет что-то общее с глаголом, обозначающим основное действие. 3) Определение особенностей деепричастий А) - Прочитайте текст. Котёнок, мяукая, забрался на кресло. Блаженно зажмурившись, он свернулся клубком. Мурча, котёнок потянулся и задремал, прикрыв лапой нос. - Найдите слова, обозначающие основное действие, т.е. глаголы. - Какие слова обозначают добавочное действие? Б) Поставьте вопросы к деепричастиям. В) Выделение суффиксов деепричастий. 4) Признаки глагола у деепричастий. - При нахождении деепричастий, вы |
Индивидуальное сообщение учащегося о происхождении термина
Работа в парах.
Глагол
Составляют опорную схему по ходу исследования: 1) добавочное действие; 2) что делая? что сделав?; 3) суффиксы –а, -я, -в, -вши.
Называют глаголы, от которых образованы деепричастия.
Признаки глагола: вид, возвратность. |
Работа в парах
Составление опорной схемы
|
Извлекать информацию из источника, уметь строить рассуждение, доказывать, анализировать.
Уметь вносить коррективы в свою деятельность, работать по алгоритму
уметь сотрудничать в группе, формулировать собственное мнение, уметь договариваться |
|
ориентировались на их сходство с глаголами. Действительно, некоторые признаки глагола есть и у деепричастия. - Какой постоянный признак глагола мы можем определить по вопросам «что делать?» и «что сделать?» ? - Чем отличается деепричастие «зажмурившись» по своему строение от других деепричастий текста? 5) Признаки наречия А) - А чем ещё, кроме названного, отличаются деепричастия от глаголов? Попробуйте наши деепричастия изменить по числам, лицам, временам. - Как называется такой признак? (неизменяемость) Б) Определим синтаксическую роль. (обстоятельство) - У какой части речи есть такие признаки? 6) Предлагает сделать вывод. - Так что же такое деепричастие? |
Вид
Возвратный.
Делают вывод, что не изменяются.
Деепричастие имеет общие признаки и с наречием.
Работа с учебником: читают определение и мнение лингвистов на с. 167 |
Работа учебником |
с |
|
6. Первичное закрепление
|
Устанавливает осознанность восприятия нового материала. Проводит первичное обобщение. |
Работа в группах: учащиеся объединяются в группы по цвету смайликов |
Групповая работа |
|
Уметь сравнивать , анализиров |
10 мин |
Предлагает выполнить задание на составление предложений с деепричастиями, обозначения у суффиксов, вида, определение, каким членом предложения являются. Обратить внимание на знаки препинания |
1) Составить и записать предложения. Назвать деепричастия, обозначить суффиксы. Определить вид, подчеркнуть. 1группа: Мальчики, радуясь, наряжали ёлку. 2группа: Девочки вешали шары, смеясь и веселясь. 3группа: Мама смотрела на счастливых детей, улыбаясь. |
|
ать Уметь формулировать собственное мнение, уметь выдвигать аргументы в защиту собственного мнения |
7. Организация работы с текстом 5 мин |
Нахождение деепричастий в тексте. - Кто знает, какой сегодня день? (самый короткий день; день зимнего солнцестояния). Задание: внимательно слушать каждое предложение и выписывать деепричастия. 1) День зимнего солнцестояния, олицетворяя собой одну из важных точек календарного года, является в то же время самым коротким днём в году. 2) Связывая с этим днём победу света над тьмой, люди разных народов устраивают массовые гуляния и праздники. 3) Празднуя день зимнего солнцестояния, древние славяне пекли праздничные круглые пироги, загадывая желания. 4) Все в этот день отдыхали и ходили в гости, задаривая друг друга подарками. |
Ученик читает предложения «День зимнего солнцестояния». Учащиеся в группах записывают. Проверка. |
Групповая работа |
Уметь организовать сотрудничество и совместную деятельность
Уметь слушать в соответствии с целевой установкой; принимать и сохранять учебную задачу и цель |
8. Творческая работа «Волшебный сундучок» 5 мин |
Организует деятельность обучающихся по применению новых знаний. Составление предложений, восстанавливая пословицы. |
Творческая работа «Соберите пословицы». Составление предложений. Указать деепричастия. Работа в группах |
Групповая работа |
Уметь организовать сотрудничество и совместную деятельность Уметь слушать в соответствии с целевой установкой; принимать и сохранять учебную задачу и цель |
9. Самопроверка усвоенности материала 3 мин |
Цифровой диктант «Проверь себя» – найти деепричастие и записать число, под которым оно обозначено. 1) пролетая; 2) запятая; 3) карандаши; 4) взявши; 5) смешав; 6) состав; 7) горЯ ; 8) заря; 9) удрав; 10) удав |
Индивидуальная работа каждого ученика. Проверка Ответ – 14579
|
Тестирование |
Владение основами самоконтроля
|
10. Домашнее задание
2 мин |
Организация домашнего задания - Чтобы усвоение нового было успешным, надо обязательно закрепить. - Какое домашнее задание вы могли бы выполнить? - Для тех, кто не определился, мои варианты д/з: 1. Упр. 231 2. Составить небольшой текст, используя деепричастия, на тему «Подготовка к Новому году» |
Называют варианты домашних заданий |
Индивидуальная работа |
Уметь соотносить результат с целью своей деятельности |
11. Рефлексия деятельности |
Организует рефлексию: - Что нового узнали на уроке? |
Осуществляют самооценку собственной учебной |
Фронтальный опрос |
Самостоятельно анализировать |
(итог урока) 3 мин |
- Чему научились? - Что было трудно? - Достигли ли целей урока? |
деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. |
|
достижение цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале; осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач |
Дополнительно Употребление деепричастий |
Можно ли так говорить? Основное и добавочное действия относятся к одному и тому же лицу. |
Объясняют, как правильно употреблять деепричастия |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.