Урок русского языка "Что такое деепричастие" (7 класс)

  • Мероприятия
  • pdf
  • 10.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Технологическая карта урока

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала урок. что такое деепричастие.PDF

Технологическая карта учебного занятия по  русскому языку в 7 классе  по теме: «Что такое деепричастие»

Тип урока:  Урок «открытия» нового знания

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.

Образовательные цели: 

-знакомство с деепричастием как особой формой глагола, его основными признаками, суффиксами;

-    научиться распознавать деепричастия в тексте, уметь различать деепричастия, глаголы и наречия, знание признаков деепричастия как части речи, уметь находить деепричастия в предложении и тексте.

Формирование УУД:

Личностные действия: - способность к самооценке, воспитание интереса и любви к русскому языку,  Регулятивные действия: 

-    высказывать предположения на основе наблюдений,

-    формулировать вопрос (проблему) урока,

-    искать пути решения проблемы,

-    осуществлять познавательную и личностную рефлексию, - соотносить цели и результаты своей деятельности, -  определять степень успешности работы. Познавательные действия:

-анализировать, классифицировать, обобщать,

-    задавать вопросы на основе извлеченной из текста информации.

-    преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, таблицу).

-    анализировать, определять понятия, строить логические рассуждения. Коммуникативные действия:

-овладение всеми видами речевой деятельности, 

-    оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других,  - оказывать взаимопомощь, уметь работать в команде.

Оборудование:

ИКТ( презентация), смайлики со словами.

Учебник: Русский язык 7 класс для общеобразовательных организаций. Е.А.Быстрова, Л.В.Кирибеева идр.

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

формы и приёмы обучения

Формируемые УУД

1. Организационно-мотивационный этап

          1 мин

Психологический настрой на урок 

Подготовка класса к работе

Беседа 

формирование осознанного положительного отношения к учению

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Приём

«погружение»

 

2 мин

Активизирует знания обучающихся. 

1) Грамматическая разминка

-                     Укажите части речи в данном предложении. Заглянув в окошко, солнечный зайчик увидел маленького котёнка. 

-                     У какого слова не определили, какая это часть речи? (заглянув)

-                     Каким термином называется это слово узнаете, если соберёте из букв слово.

Учащиеся называют части речи

 

 

Собирают из данных букв

слово «деепричастие»

 

Называют термин

«деепричастие»

 

 

Беседа

 

 

 

Работа в парах

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять высказанные мнения

3. Постановка

учебной задачи

 

приём «мозговая атака» 2 мин

1) Активизирует знания обучающихся. Создаёт проблемную ситуацию 

-                     Знаком ли вам термин «деепричастие»?

-                     Что вы можете рассказать о деепричастии? Выслушивает ответы ребят.

 

Отвечают 

 

 

 

 

Беседа 

Слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию.

4.

Целеполагание

1 мин

-   Сформулируйте цели, запишите их в тетради.

-   Назовите тему урока

Формулируют тему урока, ставят цели.

Фронтальная работа

Владеть целеполаганием, постановкой учебных целей и задач

 

5. «Открытие нового знания» (решение учебной задачи)

 

10 мин

1)                Знакомство с происхождением термина

«деепричастие»

 

2)                Организует деятельность обучающихся по исследованию проблемной ситуации  - Как вы понимаете слова «действие, причастное к действию»?

-                     Какая часть речи обозначает действие? - Значит, именно к глаголу причастно деепричастие. Поэтому имеет что-то общее с глаголом, обозначающим основное действие. 3) Определение особенностей деепричастий А) - Прочитайте текст.

Котёнок, мяукая, забрался на кресло. Блаженно зажмурившись, он свернулся клубком. Мурча, котёнок потянулся и задремал, прикрыв лапой нос.

-                     Найдите слова, обозначающие основное действие, т.е. глаголы.

-                     Какие слова обозначают добавочное действие?

Б) Поставьте вопросы к деепричастиям.

В) Выделение суффиксов деепричастий. 4)  Признаки глагола у деепричастий.

-                     При нахождении деепричастий, вы

Индивидуальное сообщение учащегося о происхождении термина

 

Работа в парах.

 

 

 

Глагол

 

 

 

Составляют опорную схему по ходу исследования: 1) добавочное действие; 2) что делая? что сделав?; 3) суффиксы –а, -я, -в, -вши.

 

 

 

 

 

Называют глаголы, от которых образованы деепричастия.

 

 

Признаки глагола: вид, возвратность.

Работа в парах

 

Составление

опорной схемы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Извлекать  информацию из источника, уметь  строить рассуждение,  доказывать, анализировать.

 

Уметь  вносить коррективы в свою деятельность, работать  по

алгоритму

 

уметь  сотрудничать 

в группе, формулировать собственное мнение, уметь  договариваться

 

 

ориентировались на их сходство с глаголами. Действительно, некоторые признаки глагола есть и у деепричастия.

-                 Какой постоянный признак глагола мы можем определить по вопросам «что делать?» и «что сделать?» ?  

-                 Чем отличается деепричастие

«зажмурившись» по своему строение от других деепричастий текста?

5) Признаки наречия

А) - А чем ещё, кроме названного, отличаются деепричастия от глаголов?

Попробуйте наши деепричастия изменить по числам, лицам, временам. - Как называется такой признак?

(неизменяемость)

Б) Определим синтаксическую роль.

(обстоятельство)

- У какой части речи есть такие признаки?

6) Предлагает сделать вывод.

- Так что же такое деепричастие?

 

 

 

Вид

 

 

Возвратный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Делают вывод, что не изменяются.

 

Деепричастие имеет общие признаки и с наречием.

 

Работа с учебником: читают определение и мнение лингвистов на с. 167

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа учебником

с

 

6. Первичное

закрепление

 

Устанавливает осознанность восприятия нового материала. 

Проводит первичное обобщение.

Работа в группах: учащиеся объединяются в группы по цвету смайликов 

Групповая работа

 

Уметь 

сравнивать

,

анализиров

 

10 мин

Предлагает выполнить задание на составление предложений с деепричастиями, обозначения у суффиксов, вида, определение, каким членом предложения являются.

Обратить внимание на знаки препинания

1) Составить и записать предложения. Назвать деепричастия, обозначить суффиксы. Определить вид, подчеркнуть.

1группа: Мальчики, радуясь, наряжали ёлку. 

2группа: Девочки вешали шары, смеясь и веселясь.  3группа: Мама смотрела на счастливых детей, улыбаясь.

 

ать

Уметь формулировать собственное мнение,  уметь выдвигать  аргументы в защиту собственного мнения

7. Организация работы с текстом 5 мин

Нахождение деепричастий в тексте.

- Кто знает, какой сегодня день? (самый короткий день; день зимнего солнцестояния).

Задание: внимательно слушать каждое предложение и выписывать деепричастия.

1)                 День зимнего солнцестояния, олицетворяя собой одну из важных точек календарного года, является в то же время самым коротким днём в году. 

2)                 Связывая с этим днём победу света над тьмой, люди разных народов устраивают массовые гуляния и праздники.

3)                 Празднуя день зимнего солнцестояния, древние славяне  пекли праздничные круглые пироги, загадывая желания.

4)                 Все в этот день отдыхали и ходили в гости, задаривая друг друга подарками.

Ученик читает предложения

«День зимнего солнцестояния». Учащиеся в группах записывают.

Проверка.

Групповая работа

Уметь  организовать сотрудничество и совместную

деятельность

 

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой; принимать и сохранять учебную задачу и цель

 

8. Творческая работа

«Волшебный сундучок»

5 мин

Организует деятельность обучающихся по применению новых знаний.

Составление предложений, восстанавливая пословицы.

Творческая работа «Соберите пословицы».

 Составление предложений. Указать деепричастия. Работа в группах

Групповая работа

Уметь  организовать сотрудничество и совместную деятельность Уметь слушать в соответствии с целевой установкой; принимать и сохранять учебную задачу и цель

9. Самопроверка усвоенности материала 

3 мин

Цифровой диктант «Проверь себя» – найти деепричастие и записать число, под которым оно обозначено. 1) пролетая; 2) запятая;        3) карандаши; 4) взявши; 5) смешав;                   

6) состав;  7) горЯ ; 8) заря; 9) удрав; 10) удав

Индивидуальная работа каждого ученика.

Проверка 

Ответ – 14579 

 

Тестирование 

Владение основами

самоконтроля

 

10. Домашнее

задание

 

          2 мин

Организация домашнего задания

-                 Чтобы усвоение нового было успешным, надо обязательно закрепить.

-                 Какое домашнее задание вы могли бы выполнить?

-                 Для тех, кто не определился, мои варианты д/з: 1. Упр. 231

2. Составить небольшой текст, используя деепричастия, на тему «Подготовка к Новому году»

Называют варианты домашних заданий

Индивидуальная работа

Уметь  соотносить  результат с целью своей деятельности

11. Рефлексия деятельности

Организует рефлексию: - Что нового узнали на уроке?

Осуществляют самооценку собственной учебной

Фронтальный опрос

Самостоятельно анализировать

(итог урока)

           3 мин

-   Чему научились?

-   Что было трудно?

-   Достигли ли целей урока?

деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

 

достижение цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале; осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач

Дополнительно  Употребление деепричастий

Можно ли так говорить?

Основное и добавочное действия относятся к одному и тому же лицу.

Объясняют, как правильно употреблять деепричастия