Урок русского языка "Глаголы-исключения"
Оценка 4.6

Урок русского языка "Глаголы-исключения"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русский язык
4 кл
22.01.2017
Урок русского языка "Глаголы-исключения"
На уроке происходит знакомство с глаголами – исключениями. Дети будут учиться распознавать их в тексте и правильно писать безударные личные окончания глаголов, повторят знания об особенностях глаголов I и II спряжений. Также будет проведена работа с фразеологизмами. Урок соответствует требованиям ФГОС.
глаголы-исключения.doc
Тема «Глаголы-исключения» Цель: уточнить знания об особенностях глаголов I и II спряжений; познакомить с глаголами – исключениями, учиться распознавать их в тексте и правильно писать безударные личные окончания; развивать устную речь учащихся путём диалога; воспитывать коммуникативные качества, внимание и соблюдения правил письма. Ход урока. I.Организационный момент. -Ребята, посмотрите на облачка. Какое из них вам больше нравится? Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. Надеюсь, к концу урока хорошее настроение будет у всех. ( Приложение 1) II.Каллиграфическая минутка. -Посмотрите, какие мы сегодня прописываем буквы. Чем они схожи? Б В б в бо во четверг суббота -Что общего у этих слов? (Дни недели). III. Словарная работа. -Какой день недели следует за субботой?(воскресенье) Слайд 1 -Запишите это слово, выделив орфограмму, поставив ударение. Дайте определение слову. -Кто знает этимологию слова «воскресенье»? Составьте предложение с этим словом. IV.Актуализация опорных знаний по теме. Продолжаем работу с буквами Б и В. Необходимо вычеркнуть их из ряда букв. Слайд 2 +карточки. (Приложение 2) -Какие слова получились? (спряжение глагола). - Что вы знаете о спряжении глагола? (-изменение по лицам и числам глаголов настоящего и будущего времени называют спряжением глагола; -два спряжения-I и II; -спорят гласные буквы –е и -и в безударных личных окончаниях.) -Как распознать безударное окончание глагола в настоящем и будущем времени? ( по Н.Ф.) Слайд 3 -С какой целью мы учились распознавать спряжение глагола по его Н.Ф.? Привести примеры. V. Упражнение в распознавании спряжения глагола по его Н.Ф. Работа с фразеологизмами. Заменить фразеологизм глаголом в неопределённой форме, указать спряжение глагола. «Делать из мухи слона.» во многом преувеличивать значимость случившегося. (преувеличивать) «Тянуть кота за хвост» быть нерешительным в выполнении какого-либо дела, затягивать решение вопроса. (долго думать) «Где раки зимуют « это выражение тесно связано с историей нашего народа. Многие помещики любили полакомиться свежими раками, а зимой их ловить очень трудно: раки прячутся под коряги , выкапывают норы в берегах рек. На ловлю раков посылали зимой провинившихся крестьян. Много времени проходило, прежде чем тот наловит раков. Часто после этого человек тяжело болел, намёрзнувшись в ледяной воде. Отсюда и пошло: если хотят кого-то наказать, то говорят эту фразу. (наказать) «Курам на смех» с незапамятных времён курица у людей была предметом шутливых насмешек. Она не летает, хотя имеет крылья, не вьёт гнезда, боится воды, не видит в темноте, пуглива, глупа. (насмешить) «Бить баклуши» (бездельничать). Знаете ли вы о происхождении этого выражения? Что такое «баклуши», и кто и когда их «бьёт»? Сдавних пор люди делали посуду из дерева.Чтобы вырезать ложку, надо было отколоть от бревна чурку-баклушу. Заготавливать баклуши поручалось подмастерьям: это было лёгкое, пустяшное дело, не требующее особого умения. Готовить такие чурки и называлось «бить баклуши». С точки зрения занятых людей бить баклуши- пустая трата времени. Отсюда , из насмешки мастеров над подмастерьями-«баклушечниками», и пошла эта поговорка. VI.Наблюдение над глаголами-исключениями. -Прочитайте отрывок из сказки Пушкина. Найдите в нём глаголы с безударными личными окончаниями, выпишите их, поставьте в неопределённую форму, проверьте правописание окончаний. Слайд 4 Проверка. Слайд 5 - Какое несоответствие заметили? ( глаголы слышит, смотрит, видит имеют окончания II спряжения, хотя в неопределённой форме они оканчиваются на –ать, -еть.) -Здесь нет никакой ошибки. Это так называемые глаголы-исключения. Это тема нашего урока. Слайд 6 Ваша задача- запомнить глаголы-исключения, научиться находить их в тексте и правильно писать их окончания. -Чтобы узнать, какие именно глаголы относятся к глаголам-исключения, прочитайте правило в учебнике.(с.99) -Что узнали о глаголах-исключениях II спряжения? Запомните ещё два гоагола-исключения I спряжения- брить, стелить. Слайд 7 -Вернёмся к заданию, которое вы выполняли. Определим спряжение глаголов. Слайд 8 Чтобы научиться находить эти глаголы, их нужно запомнить. Слайд 9 + карточки (Приложение 3) Игра «Поймай глагол- исключения» (Физминутка) Писать, дышать, петь, видеть, рисовать, гнать, варить, держать, кипеть, вертеть, чертить, слышать. VII.Закрепление нового материала. Упр. 480. По цепочке с комментированием. Работа с карточками. (самостоятельно) (Приложение 4.) Взаимопроверка. Слайд 10 VIII.Итог урока. -Что нового узнали на уроке о глаголах? Перечислите глаголы-исключения. За что они получили такое название? Д/з. Выучить рифмовку-правило. Упр.481, по заданию. Приложение 1. (Рисунок облаков, одно из которых грустное, а другое весёлоё) Приложение 2. Б С В П Б Р Б Я В Ж В Е Б В Н В И Б Е Г В Л Б А В Г О Б Л Б А В Приложение 3. Ко второму же спряженью Отнесём мы, без сомненья, Все глаголы, что на -ить (исключая БРИТЬ, СТЕЛИТЬ). А ещё:СМОТРЕТЬ, ОБИДЕТЬ, СЛЫШАТЬ,ВИДЕТЬ,НЕНАВИДЕТЬ, ГНАТЬ,ДЕРЖАТЬ,ДЫШАТЬ,ВЕРТЕТЬ, и ЗАВИСЕТЬ, и ТЕРПЕТЬ. Вы запомните, друзья, Их на -е спрягать НЕЛЬЗЯ! Прилгжение 4. Напиши глаголы в два столбика. Рисовать, слышать, отвечать, ответить, Дежурить, дышать, плясать, увидеть, Пожелтеть, посмотреть, гнать, держать, Подтаять, зазеленеть.

Урок русского языка "Глаголы-исключения"

Урок русского языка "Глаголы-исключения"

Урок русского языка "Глаголы-исключения"

Урок русского языка "Глаголы-исключения"

Урок русского языка "Глаголы-исключения"

Урок русского языка "Глаголы-исключения"

Урок русского языка "Глаголы-исключения"

Урок русского языка "Глаголы-исключения"

Урок русского языка "Глаголы-исключения"

Урок русского языка "Глаголы-исключения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2017