Предмет: Русский язык
Класс: 4 «Урок усвоения новых знаний», был проведен с использованием проблемно – диалоговой технологии.
Данный урок позволяет вызвать активность всех учащихся на разных этапах работы. Освоение новых знаний построено на решении проблемной ситуации. Методы и формы работы были ориентированы на развитие личности ребенка, его творческих способностей и интереса к русскому языку.
На данном уроке использовались элементы проблемно – диалоговой технологии, различные формы и приёмы оценивания учебных достижений учащихся.
На уроке решались следующие задачи: образовательные, развивающие, воспитательные, формировались УУД. Использовались различные формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Применялись следующие методы обучения: словесный, наглядный, проблемно-поисковый, репродуктивный, контроль и самоконтроль. Структурные элементы урока взаимосвязаны. Чередование и смена видов деятельности обеспечивают поддержание работоспособности и активности учащихся на уроке. Данные методы позволяют организовать «атмосферу успеха», помогающую обрести детям уверенность в своих силах и способностях, развитию мышления и памяти учащихся, развитию способности наблюдать, образно мыслить.
Конспект урока русского языка в 4 классе Образовательная система «УМК Занкова» (автор учебника А.В. Полякова)
Учитель: Белозёрова Н.Н. Пермский край, г. Чусовой, МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 7
Тема: «Глаголы - исключения»
Тип урока: освоение новых знаний
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы обучения: проблемно-поисковый (исследовательский), наглядный.
Оборудование: индивидуальные карточки,
памятка – стихотворение, опорная таблица «Алгоритм определения безударного окончания глаголов»
Технологическая карта изучения темы «Глаголы-исключения»
Тема |
Глаголы-исключения |
Тип урока |
Освоение новых знаний. |
Цель |
Познакомить с глаголами-исключениями. |
Задачи
|
Образовательные: Формировать представление о глаголах – исключениях. Формировать умение находить глаголы-исключения в тексте и определять их спряжение. Совершенствовать умение определять спряжение глаголов и правильно писать их личные окончания. Способствовать развитию орфографической зоркости, внимания, речи, памяти, наблюдательности; Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, групповой работе. Прививать интерес к русскому языку, народным традициям Формировать УУД: - Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке ; оценивать правильность выполнения задания; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. - Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения в паре. - Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного ; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Планируемый результат |
Предметные: Уметь находить в тексте глаголы-исключения. Уметь определять спряжение глаголов и знать правописание их личных окончаний . Личностные: Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). |
Основные понятия |
Глаголы-исключения, Iспряжение, II спряжение, личные окончания глаголов, неопределённая форма глаголов. |
Ресурсы: - основные
- дополнительные |
- Учебник «Русский язык» - тетрадь - карточки с заданиями - памятка-стихотворение -таблица «алгоритм определения безударного окончания глагола» |
Организация пространства |
Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа. |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
УУД |
|||||||||
Организационный момент (Мотивация к учебной деятельности ) Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; |
Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. 1. Деловой настрой (1 минута)- Для чего мы приходим на урок? (Чтобы получать знания.) - Зачем нам нужны знания? (Чтобы быть умными и образованными, уметь выполнять различные задания) - Как работать, чтобы получить твердые и полезные знания? (На уроке надо быть очень внимательным и организованным.)
2.Эмоциональный настрой (1минута)
-Ребята, сегодня мы стоим с вами на пороге новых открытий, поэтому пожелаю вам успеха на уроке плодотворной и эффективной работы.
Откройте тетради, запишите дату, классная работа.
3. Организационный момент.(1 минута) . - Кто о себе так заявляет? Что без меня предметы? - Да, сегодня мы продолжим изучение глаголов. Прежде мы должны вспомнить всё, что мы знаем о них.
4. Каллиграфическая минутка. (2 мин.) А эпиграфом нашего урока послужит пословица Кто много видит и слышит, тот много знает. Как вы её понимаете? Обратите внимание на правильное соединение букв и красиво запишите пословицу. - Оцените друг у друга каллиграфию в минутке чистописания. Для этого поменяйтесь тетрадями и поставьте знак «плюс» на полях, если вы считаете, что написано красиво, каллиграфически, и знак «минус», если у вас есть замечания к написанию. Простым карандашом можно подчеркнуть недочёты.
|
Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование
Регулятивные УУД: умение объективно оценивать работу товарищей |
|||||||||
II. Актуализация знаний.
Цель: -актуализировать знания по теме глагол Определить тему и цели урока.
|
1. Повторение о глаголе. Сравнение признаков глагола с признаками имени существительного. (карточка). Проверка. - Ребята, перед вами – признаки имен существительных и глаголов. Соедините, пожалуйста, слова первого и второго столбиков линиями. (Работа в паре) действие склонение время Имя существительное род Глагол число падеж спряжение предмет 2.Развитие устной учебно-научной речи. Составление рассказа о глаголе по опорным словам. - Ребята, составьте рассказ научного содержания на тему “Что мы знаем о глаголе”. На доске Опорные слова Часть
речи спряжение 3.Словарная работа Устно Учитель: Вставьте пропущенную букву. Проверьте ударением. На
доске. Учитель: Где находится безударные гласные? (В корне). – К какой части речи относятся записанные слова? (Глаголы). – Чем похожи эти глаголы? (Это глаголы в начальной форме ). - Что знаете о глаголах начальной формы. 4. Задания для осуществления контроля за усвоением изученного. Выпиши глаголы в неопределенной форме, определи их спряжение. На доске. Бежал, поет, пить, гуляет, ходить, думает, слетать, выучить, смеяться, говорим, брать. - Давайте проверим, как вы справились с заданием. Как определяли спряжение?
|
Познавательные УУД: классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку); приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; умение работать в паре
|
|||||||||
III. Проблемное объяснение нового знания. Цель: Создать проблемную ситуацию, которая спровоцирует обучающихся на решение проблемы .
|
Организует проблемную ситуацию и помогает обучающимся сформулировать правило 1. Постановка проблемы Учитель: Татьяна Рик предлагает нам шуточный стишок, прочитаем его: На доске. Чтобы курицу соседки
Учитель: Зачем же брить несчастную курицу? Это шутка, но давайте запишем слова в тетрадь и поставим эти глаголы во 2лицо ед. числа и 3 лицо множ. числа. 2 ученика работают у доски. Изменяют данные глаголы по лицам. Остальные ученики работают в тетрадях. Карандашом выделяют окончания глаголов.
Вывод. Что заметили? Эти глаголы на - ить, которые имеют окончания глаголов I спряжения. 2.Открытие детьми темы урока Учитель: Почему задание вызвало затруднение? Почему вы сразу не справились? Вы же пользовались ранее изученным алгоритмом. Значит, это особые слова, особые глаголы, которые не подчиняются этим правилам, т.е. это – исключения из правил. Ребята, у каждого правила бывают исключения. Эти глаголы не подчиняются правилам русского языка по определению спряжений. Поэтому их назвали глаголы-исключения. Это и есть тема нашего урока.. ГЛАГОЛЫ - ИСКЛЮЧЕНИЯ - Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. На доске – слова: читать, плясать, пилить, говорить, смотреть, видеть, слышать, дышать, держать, вертеть, гнать, обидеть, зависеть, терпеть, ненавидеть. На доске - Давайте сейчас разделим данные глаголы на 2 группы по спряжениям. Работа у доски и в тетрадях. Но будем осторожными, устно будем себя проверять. Как? Проверять глаголом 3 лица мн. числа. Слова, в которых сомневаемся, запишем отдельно. 1 спр. 2 спр. читать пилить плясать говорить - Почему же вы не распределили по группам остальные глаголы? (Мы не знаем, к какому спряжению их отнести: они в инфинитиве оканчиваются как глаголы 1 спр., а в 3 л. мн. ч. имеют окончания 2 спр.) 3.Поиск решения учебной задачи - Ребята, давайте попробуем проспрягать остальные глаголы. Как вам легче будет работать: самостоятельно или в парах? (Выбирают работу в парах по одному глаголу) Работа в парах. Спряжение в тетрадях «остальных» 11 глаголов (смотреть, видеть, слышать, дышать, держать, вертеть, гнать, обидеть, зависеть, терпеть, ненавидеть) Ответы детей. Вывод: все эти 11 глаголов спрягаются как глаголы 2 спр., имеют личные окончания 2 спр. Значит, их можно отнести ко 2 спр. Их всего 13: 7 глаголов на –еть (смотреть, видеть, вертеть, обидеть, зависеть, терпеть, ненавидеть) и 4 глагола на –ать (слышать, дышать, держать, гнать). Все они относятся ко 2 спряжению. А глаголы стелить и брить на -ить являются глаголами-исключениями 1 спряжения. Эти глаголы нужно запомнить. (памятки –стихотворения для учащихся) «Ко второму же спряженью Все глаголы, что на «-ить», |
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного ; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы. Коммуникативные УУД:умениеоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; Личностные УУД: применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности. Регулятивные УУД: удерживать цель деятельности до получения ее результата |
|||||||||
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Цель: отдых |
|
|
|||||||||
IV.Первичное закрепление. Цель: Закрепить полученные знания, применяя их в практических заданиях. |
Организует деятельность обучающихся. Контролирует правильность выполнения заданий.
1.- Закрепление изученного материала.
Подбери и запиши ответы, используя глаголы-исключения. Определи спряжение. Работа в группах.(по вариантам)
2.Сравнение выводов с правилом учебника: стр.108
3. Работа по учебнику. Упражнение №108 (коллективная исследовательская работа)
4.Индивидуальная работа по карточке. Упражнение на коррекция на внимание, мышление.
Карточка
Очень – очень хочется
Не спешите мысли ______________
.
Кто красиво прочтёт, выразительно, с правильной интонацией?
-Поаплодируем за красивое чтение! Через стеклышко СМОТРЕТЬ –
Проверьте по образцу, так ли у вас на карточке. Оцените свою работу: Если всё верно – 11 баллов проставьте на поля Если ошибки – снимайте столько же баллов.
|
Познавательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; применять схему для получения информации; Регулятивные УУД: оценивать правильность выполнения задания; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения в паре. |
|||||||||
V. Итог урока. Цель: Обобщить полученные знания и сделать выводы. |
Организует деятельность обучающихся.
-С какой проблемой мы с вами сегодня столкнулись? - Что мы сделали, чтобы эта тема не вызывала у нас трудности? |
Регулятивные УУД: осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано»), планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения в группе. |
|||||||||
VI. Домашнее задание. |
1.Правило с.108 2. №155 |
|
|||||||||
Оценка работы обучающихся на уроке. |
Оценивает и комментирует работу обучающихся |
|
|||||||||
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели: -организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. |
Организует рефлексию – Над какой темой работали? – Разрешили проблему, которая стояла перед нами в начале урока? – Какие глаголы-исключения относятся к I спряжению. – Какие глаголы-исключения относятся ко II спряжению.
Сегодня я доволен работой, т. к. … Не совсем доволен, т.к. … Не доволен своей работай, ведь я … |
Личностные УУД: способность к самооценке Регулятивные УУД: анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.