Урок русского языка Глаголы-исклю.чения 4 класс
Оценка 4.8

Урок русского языка Глаголы-исклю.чения 4 класс

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русский язык
4 кл
06.01.2017
Урок русского языка Глаголы-исклю.чения 4 класс
Урок усвоения новых знаний». Данный урок позволяет вызвать активность всех учащихся на разных этапах работы. Освоение новых знаний построено на решении проблемной ситуации. Методы и формы работы были ориентированы на развитие личности ребенка, его творческих способностей и интереса к русскому языку. На данном уроке использовались элементы проблемно – диалоговой технологии, различные формы и приёмы оценивания учебных достижений учащихся.
Урок русского языка 4 класс Белозёрова Н.Н..doc

Предмет: Русский язык

Класс:«Урок усвоения новых знаний», был проведен с использованием проблемно – диалоговой технологии.

Данный урок позволяет вызвать активность всех учащихся на разных этапах работы. Освоение новых знаний построено на решении проблемной ситуации. Методы и формы работы были ориентированы на развитие личности ребенка, его творческих способностей и интереса к русскому языку.

 На данном уроке использовались элементы проблемно – диалоговой технологии, различные формы и приёмы оценивания учебных достижений учащихся.

     На уроке решались следующие задачи: образовательные, развивающие, воспитательные, формировались УУД. Использовались различные формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

     Применялись следующие методы обучения: словесный, наглядный, проблемно-поисковый, репродуктивный, контроль и самоконтроль. Структурные элементы урока взаимосвязаны. Чередование и смена видов деятельности обеспечивают поддержание работоспособности и активности учащихся на уроке. Данные методы позволяют организовать «атмосферу успеха», помогающую обрести детям уверенность в своих силах и способностях, развитию мышления и памяти учащихся, развитию способности наблюдать, образно мыслить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект     урока  русского языка в 4 классе    Образовательная система «УМК Занкова»   (автор учебника А.В. Полякова)

 

Учитель: Белозёрова Н.Н. Пермский край, г. Чусовой, МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 7

 

Тема: «Глаголы - исключения»

 

Тип урока: освоение новых знаний

 

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

 

Методы обучения: проблемно-поисковый (исследовательский), наглядный.

 

Оборудование: индивидуальные карточки,

памятка – стихотворение, опорная таблица «Алгоритм определения безударного окончания глаголов»

 

                                            Технологическая карта изучения темы «Глаголы-исключения»

 

Тема

Глаголы-исключения

Тип урока

Освоение новых знаний.

Цель

Познакомить с глаголами-исключениями.

Задачи

 

Образовательные: Формировать представление  о глаголах – исключениях.

Формировать умение находить глаголы-исключения в тексте и определять их спряжение.

Совершенствовать умение определять спряжение глаголов и правильно писать  их личные окончания.

Способствовать развитию орфографической зоркости, внимания, речи, памяти, наблюдательности;

Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, групповой работе. Прививать интерес к русскому языку, народным традициям

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке ; оценивать правильность выполнения задания; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения в паре.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного ; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

Предметные:

Уметь находить  в тексте глаголы-исключения. Уметь определять спряжение глаголов и знать правописание их личных окончаний .

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке;  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;   (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя  свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Основные понятия

Глаголы-исключения,  Iспряжение,  II спряжение, личные окончания глаголов, неопределённая форма глаголов.

Ресурсы:

- основные

 

- дополнительные

- Учебник «Русский язык»      

-   тетрадь

- карточки с заданиями

- памятка-стихотворение

-таблица «алгоритм определения безударного окончания глагола»

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа.

 

 

 

 

 

 

 

Этапы урока

                               Деятельность               учителя

УУД

Организационный момент (Мотивация к учебной деятельности )

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

1. Деловой настрой (1 минута)

     - Для чего мы приходим на урок?

(Чтобы получать знания.)

            - Зачем нам нужны знания?

       (Чтобы быть умными и образованными, уметь выполнять различные задания)

     - Как работать, чтобы получить твердые и полезные знания?

(На уроке надо быть очень внимательным и организованным.)

 

      2.Эмоциональный настрой (1минута)

 

-Ребята, сегодня  мы стоим с вами на пороге новых открытий, поэтому пожелаю вам успеха  на уроке плодотворной и эффективной работы.

 

Откройте тетради, запишите дату, классная работа.

 

                 3. Организационный момент.(1 минута)

. - Кто о себе так заявляет?

Что без меня предметы?
Лишь названия. А я приду –
Всё в действие придёт – летит ракета,
Люди строят здания, цветут сады,
И хлеб в полях растёт.                                   Глагол.

- Да, сегодня мы продолжим изучение глаголов. Прежде мы должны вспомнить всё, что мы знаем о них.

 

            4.  Каллиграфическая минутка. (2 мин.)

  А  эпиграфом нашего урока послужит пословица

Кто много видит и слышит, тот  много знает.

Как вы её понимаете? Обратите внимание на правильное соединение букв и красиво запишите пословицу.

- Оцените друг у друга каллиграфию в минутке чистописания.

Для этого поменяйтесь тетрадями и поставьте знак «плюс» на полях, если вы считаете, что написано красиво, каллиграфически, и  знак «минус», если у вас есть замечания к написанию. Простым карандашом можно подчеркнуть недочёты.

 

 

 

Личностные УУД: самоопределение,

смыслообразование

 

 

Регулятивные УУД:

умение объективно оценивать работу товарищей

II. Актуализация знаний.

 

Цель:

-актуализировать знания по теме глагол Определить тему и цели урока.

 

1. Повторение о глаголе. Сравнение признаков глагола с признаками имени существительного. (карточка). Проверка.

- Ребята, перед вами – признаки имен существительных и глаголов. Соедините, пожалуйста, слова первого и второго столбиков линиями.  (Работа в паре)

                                                                        действие

                                                                        склонение                                                      

                                                                        время

                 Имя существительное                      род

                 Глагол                                             число

                                                                        падеж

                                                                        спряжение

                                                                        предмет

2.Развитие устной учебно-научной речи. Составление рассказа о глаголе по опорным словам.                                               

- Ребята, составьте рассказ научного содержания на тему “Что мы знаем о глаголе”. На доске        Опорные слова

Часть речи
обозначает
вопросы
не
время
род
число

спряжение

                        3.Словарная работа                Устно

Учитель: Вставьте пропущенную букву. Проверьте ударением. На доске.
отт . чить – тoчит
отб . жать – бег
отн . сти – нёс

Учитель: Где находится безударные гласные? (В корне).

– К какой части речи относятся записанные слова? (Глаголы).

– Чем похожи эти глаголы? (Это глаголы в начальной форме ).

- Что знаете о глаголах начальной формы.

     4. Задания для осуществления контроля за усвоением изученного.

Выпиши глаголы в неопределенной форме, определи их спряжение.       На доске.

Бежал, поет, пить, гуляет, ходить, думает, слетать, выучить, смеяться, говорим, брать.

- Давайте проверим, как вы справились с заданием. Как определяли спряжение?

                                                                                                 

Познавательные УУД: классифицировать объекты (объединять в группы по

существенному признаку); приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых

положений;

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; умение работать в паре

 

 

 

III. Проблемное объяснение нового знания.

Цель: Создать проблемную ситуацию, которая спровоцирует обучающихся на  решение проблемы .

 

Организует проблемную ситуацию и помогает обучающимся сформулировать правило

                              1. Постановка проблемы

Учитель: Татьяна Рик предлагает нам шуточный стишок, прочитаем его:  На доске.

Чтобы курицу соседки
Чисто наголо побрить,               
Надо бы на табуретке
Две салфетки постелить.        

 

Учитель: Зачем же брить несчастную курицу? Это шутка, но давайте запишем слова в тетрадь и поставим эти глаголы во 2лицо ед. числа и 3 лицо множ. числа.

 2 ученика работают у доски. Изменяют данные глаголы по лицам. Остальные ученики работают в тетрадях. Карандашом выделяют окончания глаголов.

Неопределённая форма

2 лицо, единственное число

3 лицо, множественное число

Побрить

Побреешь

Побреют

Постелить

Постелешь

Постелют

 

Вывод. Что заметили?    Эти глаголы  на - ить, которые имеют окончания глаголов  I спряжения.

                                      2.Открытие детьми темы урока

Учитель: Почему задание вызвало затруднение? Почему вы сразу не справились? Вы же пользовались ранее изученным алгоритмом. Значит, это особые слова, особые глаголы, которые не подчиняются этим правилам, т.е. это – исключения из правил.  Ребята, у каждого правила бывают исключения. Эти глаголы не подчиняются правилам русского языка по определению спряжений. Поэтому их назвали глаголы-исключения.

Это и есть тема нашего урока..  ГЛАГОЛЫ - ИСКЛЮЧЕНИЯ

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. На доске – слова: читать, плясать, пилить, говорить,  смотреть, видеть, слышать, дышать, держать, вертеть, гнать, обидеть, зависеть, терпеть, ненавидеть.    На доске

- Давайте сейчас разделим данные глаголы на 2 группы по спряжениям.

Работа у доски и в тетрадях.

 Но будем осторожными, устно будем себя проверять. Как?

Проверять глаголом 3 лица мн. числа. Слова, в которых сомневаемся, запишем отдельно.

                1 спр.                                          2 спр.

              читать                                         пилить

              плясать                                       говорить

-  Почему же вы не распределили по группам остальные глаголы?

(Мы не знаем, к какому спряжению их отнести: они в инфинитиве оканчиваются как глаголы 1 спр., а в 3 л. мн. ч. имеют окончания 2 спр.)

                          3.Поиск решения учебной задачи

- Ребята, давайте попробуем проспрягать остальные глаголы. Как вам легче будет работать: самостоятельно или в парах? (Выбирают работу в парах по одному глаголу)

 Работа в парах.

 Спряжение в тетрадях «остальных» 11 глаголов (смотреть, видеть, слышать, дышать, держать, вертеть, гнать, обидеть, зависеть, терпеть, ненавидеть)  Ответы детей.

Вывод: все эти 11 глаголов спрягаются как глаголы 2 спр., имеют личные окончания 2 спр. Значит, их можно отнести ко 2 спр.

Их всего 13: 7 глаголов на –еть (смотреть, видеть, вертеть, обидеть, зависеть, терпеть, ненавидеть) и 4 глагола на –ать (слышать, дышать, держать, гнать). Все они относятся ко 2 спряжению. А глаголы стелить и брить на -ить являются глаголами-исключениями 1 спряжения.

 Эти глаголы нужно запомнить. (памятки –стихотворения для учащихся)

«Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья

Все глаголы, что на «-ить»,
Исключая: брить, стелить.
А еще: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, дышать, держать, терпеть,
И зависеть и вертеть»

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного ; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.

Коммуникативные УУД:умениеоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других;

Личностные УУД: применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные

точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

Регулятивные УУД: удерживать цель деятельности до получения ее результата

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Цель: отдых

 

 

 

IV.Первичное закрепление.

Цель: Закрепить полученные знания, применяя их в практических заданиях.

Организует деятельность обучающихся. Контролирует правильность выполнения заданий.

 

                               1.- Закрепление изученного материала.

 

1 карточка

           2 карточка

  1. Различать, воспринимать звуки –
  2. Причинить огорчение –
  3. Воспринимать окружающее с помощью зрения –
  4. Заставлять двигаться куда-нибудь или откуда-нибудь –
  5. Не давать упасть, вырваться –
  6. Укладывая, раскладывать по поверхности –
  1. Втягивать и выпускать воздух –
  2. Срезать волосы до корня –
  3. Подчиняться другим –
  4. Испытывать неприязнь или огорчение –
  5. Безропотно и стойко переносить что – либо неприятное, нежелательное –
  6. Приводить в круговое движение –

Подбери и запиши ответы, используя глаголы-исключения. Определи спряжение. Работа в группах.(по вариантам)

 

 

                           2.Сравнение выводов с правилом учебника: стр.108

 

                         3. Работа по учебникуУпражнение №108

                           (коллективная исследовательская работа)

 

                         4.Индивидуальная  работа по карточке.

      Упражнение на коррекция на внимание, мышление.                                          

 

                                                Карточка
Задание: закончить строчку стихотворения одним из глаголов – исключений, подходящих по смыслу.
Терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть, слышать, дышать, держать, гнать.

 

 

Очень – очень хочется
Через стёклышко ________________
Целый мир прекрасно  ______________ ,
Всё плохое _______________ .


Научиться боль ______________
Чтоб никто не мог ________________,
Чтоб от сильных  не _____________________,
Чтобы слабым не ________________.


Как же хочется всё _______________ .
Птицу синюю в руках _______________ ,
Чистым воздухом _________________ ,

Не спешите мысли ______________ .
Как прекрасно помечтать.


Коллективная проверка выполнения задания.

Кто красиво прочтёт, выразительно, с правильной интонацией?

 

 -Поаплодируем за красивое чтение!

Через стеклышко СМОТРЕТЬ –
Целый мир прекрасно ВИДЕТЬ,
Всё плохое НЕНАВИДЕТЬ.

Научиться боль ТЕРПЕТЬ,
Чтоб не мог никто ОБИДЕТЬ,
Чтоб от сильных не ЗАВИСЕТЬ,
Чтобы слабым не ВЕРТЕТЬ.

Как же хочется: все СЛЫШАТЬ,
Птицу синюю в руках ДЕРЖАТЬ,
Чистым воздухом ДЫШАТЬ,

Не спешите мысли ГНАТЬ,
Как прекрасно  помечтать!

 

 

Проверьте по образцу, так ли у вас на карточке. Оцените свою работу:

Если всё верно – 11 баллов проставьте на поля

Если ошибки – снимайте столько же баллов.

 

 

Познавательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для

решения учебной задачи;

применять схему для получения информации;

Регулятивные УУД: оценивать правильность выполнения задания; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения в паре.

V. Итог урока.

Цель: Обобщить полученные знания и сделать выводы.

Организует деятельность обучающихся.

 

-С какой проблемой мы с вами сегодня столкнулись?

- Что мы сделали, чтобы эта тема не вызывала у нас трудности?

Регулятивные УУД: осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано»),

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения в группе.

VI. Домашнее задание.

1.Правило с.108

2. №155

 

 

 

Оценка работы обучающихся на уроке.

 

Оценивает и комментирует работу обучающихся

 

VIII.  Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Организует рефлексию

– Над какой темой работали?

– Разрешили проблему, которая стояла перед нами в начале урока?

– Какие глаголы-исключения относятся к I спряжению.

– Какие глаголы-исключения относятся ко II спряжению.

 

Сегодня я доволен работой, т. к. …

Не совсем доволен, т.к. …

Не доволен своей работай, ведь я …

Личностные УУД: способность к самооценке

Регулятивные УУД: анализировать эмоциональные состояния, полученные от

успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.

 


Скачано с www.znanio.ru

Предмет: Русский язык Класс: 4 «Урок усвоения новых знаний», был проведен с использованием проблемно – диалоговой технологии

Предмет: Русский язык Класс: 4 «Урок усвоения новых знаний», был проведен с использованием проблемно – диалоговой технологии

Конспект урока русского языка в 4 классе

Конспект урока русского языка в 4 классе

Задачи Образовательные:

Задачи Образовательные:

Этапы урока

Этапы урока

Как вы её понимаете? Обратите внимание на правильное соединение букв и красиво запишите пословицу

Как вы её понимаете? Обратите внимание на правильное соединение букв и красиво запишите пословицу

Словарная работа

Словарная работа

Учитель: Зачем же брить несчастную курицу?

Учитель: Зачем же брить несчастную курицу?

Почему же вы не распределили по группам остальные глаголы? (Мы не знаем, к какому спряжению их отнести: они в инфинитиве оканчиваются как глаголы 1 спр

Почему же вы не распределили по группам остальные глаголы? (Мы не знаем, к какому спряжению их отнести: они в инфинитиве оканчиваются как глаголы 1 спр

Очень – очень хочется Через стёклышко ________________

Очень – очень хочется Через стёклышко ________________

Проверьте по образцу, так ли у вас на карточке

Проверьте по образцу, так ли у вас на карточке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2017