Урок русского языка и литературного чтения в 1 классе
Оценка 4.9

Урок русского языка и литературного чтения в 1 классе

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература +1
1 кл
21.03.2018
Урок русского языка и литературного чтения в 1 классе
В данном материале содержится 2 разработки уроков для 1 класса. Одна по русскому языку по теме: «Предложение. Знаки препинания в конце предложения», другая разработка по литературному чтению по теме: С. Чёрный «Живая азбука», Ф. Кривин «Почему «А» поется, а «Б» – нет»
русский язык, литературное чтение.docx
Тема:  «Предложение. Знаки препинания в конце предложения» 1 класс                   русский язык Цель: закрепить представление о предложении как группе слов, выражающих            законченную мысль; закрепить знания о знаках препинания в конце пред­               ложения; умение работать с деформированным текстом. Личностные: ­ установление связи между учебной деятельностью и мотивом; ­ формирование нравственно – эстетических ценностей;  Регулятивные: ­ находить наиболее рациональные способы выполнения задания; ­ учить самооценке, самоконтролю выполняемой работы; ­ учить работать по образцу; ­ учить организации рабочего места, рациональному размещению учебных средств; Коммуникативные: ­ развивать внимание учащихся; ­ обучать умению слушать и записывать содержание и пояснение учителя, и ответы одноклассников; ­ развивать монологическую и диалогическую речь; Оборудование: карточки с заданием, учебник Ход урока: 1.  Орг. момент. ­ Ребята, начинаем наш урок русского языка. ­Надеюсь, что у вас хорошее настроение.   Теперь повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте успешной работы. ­ Ребята,   чему мы учимся на уроках русского языка? (Правильно, без ошибок писать, правильно говорить, узнавать новые слова и  т.д.) 2.   Определение темы урока: работа с доской:  ­ Перед вами 4 ряда, определите, какой ряд лишний и почему? Как вы думаете, о чем будем говорить сегодня на уроке? (тема). Каковы цели урока? 1) Доска стене висит на 2) Ты любишь конфеты? 3) 4)  Зима – холодное время года.  Как хорошо уметь читать! 3. Минутка чистописания.  1) Разминка для пальцев. 2)   ­   Откройте   свои   тетради,   положите   их   перед   собой.   Напишем   сегодняшнее   число. Сегодня 16 марта.  ­ Посмотрите, что записано на доске?  (буквы м л у д в ж т). ­ На   минутке чистописания  мы будем писать букву, которая является лишней в этом ряду.  Назовите эту букву (У).  Почему она лишняя? (буква у  обозначает гласный звук, а все остальные буквы согласных звуков). ­ Пропишите заглавную и строчную буквы У, чередуя их. ­ Какое правило знаем с буквой у! Пропишите целую строчку сочетаний чу­щу. 3) Словарное слово морковь в   начале 4. Актуализация знаний учащихся ­ Вспомним всё, что вы знаете о предложении. ­ Как в устной речи одно предложение отделяется от другого? (интонацией, повышение голоса понижение конце). ­ Как на письме одно предложение, отделяется от другого? ­   Какие   знаки   препинания   могут   стоять   в   конце   предложения?   (Почему   в   наших предложениях стоят такие знаки? Прочитайте их с нужной интонацией). 5. Работа над темой урока   ­ На карточках записаны группы слов, из которых надо собрать предложения (работа в парах).   предложения, голоса   в       Воробей, обедал, где. Море, как, красиво.                                       Птиц, ребята, увидели. 1. Воробей, обедал, где.       ­С какой интонацией произнесём? ­Какой знак поставим? Где обедал воробей? (запишем это предложение) ­ Итак, Вопросительный знак задаёт вопросы. 2. Море, как, красиво.                  ­ Прочитайте.  Как прочитали? ( с восхищением) ­ Что поставим в конце предложения? Как красиво море! ­ Запишем это предложение. ­ Итак, Восклицательный знак никогда не молчит, оглушительно кричит. 3. Птиц, ребята, увидели.                  ­Как произнесём?  ­ Что поставим в конце предложения? Ребята увидели птиц. ­ Запишите это предложение под диктовку. ­ Итак, точка загораживает путь, предлагает отдохнуть. ­  Сейчас потренируемся в определении знаков препинания. Перед вами карточки со знаками препинания (.!?).  Я вам буду читать предложение, а вы поднимайте карточку с тем знаком, который бы вы поставили в конце этого предложения. ФИЗМИНУТКА С деревьев опадают листья. Подул холодный ветер. Девочка, почему ты плачешь? Как же здорово летом на море! В нашей школе три этажа. Сегодня идёт дождь. Ты любишь читать? Как чудесен русский лес! Мы шли по узкой тропе. 6. Закрепление ­ Ребята, а что такое текст?  ­ Первоклассник Миша научился писать и решил написать небольшой текст про эти цветы (вывешивается картинка ­ подснежники).  Прочитайте его текст в группах и скажите, всё ли вам понятно? Есть ли что­то, что мешает его понять? (работа в группах). Какие красивые цветы они появляются весной ты знаешь их название (предложение на доске) ­ Что вы заметили? Чего   не хватает? (знаков препинания) ­Давайте мы поможем Мише исправить ошибки, чтобы текст стал понятен. ­ Какие правила мы должны помнить? ( Начало предложения пишу с большой буквы, в конце предложения ставлю точку или вопросительный знак, или восклицательный знак). Работа в группах на карточках, сверка с  правильным образцом на доске (или читает один из группы, остальные сверяются). Работа с у чебником ­ Правило с. 9  ­ Запишите получившийся текст. 7. Итог урока. Догадайтесь, о каком знаке идёт речь: ( Дети показывают сигнальные карточки со знаками) Бурным чувствам нет конца: Пылкий нрав у молодца! Я маковой крупинкой Упала на тропинку, Оставила вас – Закончила рассказ. На странице я стою, Всем вопросы задаю. Согнут я всегда в дугу – Разогнуться не могу.         ­ Прочитать предложения с интонацией, соответствующей знаку препинания.    Я хорошо работал на уроке.    Я хорошо работал на уроке?    Я хорошо работал на уроке! ­ Поднимите руки те, кто считает, что 3 предложение может сказать о себе. ­ Назовите причину, по которой не подняли руки остальные ребята.  (Если таковые будут). Домашнее задание: с. 7 упр.6 1 класс                             Литературное чтение Тема: С. Чёрный «Живая азбука», Ф. Кривин «Почему «А» поется, а «Б» – нет» Ц е л и: –  совершенствовать   навыки  чтения  целыми  словами,   навыки   выразительного  чтения текста с передачей различных интонаций; – учить читать произведения по ролям; – развивать речевые умения, фонематический слух, творческие способности; – формировать умения анализировать и сравнивать произведения. О б о р у д о в а н и е: алфавит; картинки со словами; карточки с пословицами; карточки с изображением предметов; выставка книг о буквах. Х о д   у р о к а I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. П е р е с к а з   с к а з к и   по   картинному   плану   с   самостоятельно   составленной концовкой произведения. III. Постановка цели урока. – Прочтите зашифрованные слова: (на доске) шьелм (шмель)           зяем (змея) вачр (врач)                 сакоыб (собака) – Какое слово лишнее? Почему? – Что просит сказать врач, когда осматривает горло? (Аа­аа­ааа…) Произнесите звук а. Какой это звук? – Как жужжит шмель? (Ж­ж­ж.) Произнесите звук ж. Какой это звук? – Как рычит собака? (Р­ры…) Произнесите звук р. Какой это звук? – Как шипит змея? (Ш­шш…) Произнесите звук ш. Какой это звук? –  В  русском  языке   есть  звуки,  которые  тянутся,  их  можно  пропеть.  А  есть  звуки, которые шипят, жужжат, свистят. Сегодня на уроке мы прочтем два произведения о гласных и согласных звуках. IV. Изучение нового материала. 1. Р е ч е в а я   м и н у т к а . Учащиеся читают чистоговорку. Жу­жу­жу – молоко дадим ежу. Жа­жа­жа – есть иголки у ежа. Жи­жи­жи – здесь живут ежи. Же­же­же – дождь прошел уже. Жо­жо­жо – лужок, снежок, пирожок, творожок. 2. Р а з в и т и е   ф о н е м а т и ч е с к о г о   с л у х а. Учащиеся получают карточки с картинками. В а р и а н т  I – Обведи красным карандашом предметы, названия которых начинаются на гласный звук. – Обведи  синим  карандашом  предметы,  названия  которых  начинаются   на согласный В а р и а н т  II звук. 3. З н а к о м с т в о     с о     с т и х о т в о р е н и е м     С.  Черного  «Живая азбука». – Прочтите фамилию автора. – Как называется произведение? – Как вы понимаете это название? – Рассмотрите иллюстрацию на с. 11 учебника. Что на ней изображено? – Как вы думаете, о чем это произведение? Заранее подготовленный ученик читает стихотворение. 4. С л о в а р н а я   р а б о т а . – Объясните значения слов из данного произведения. Полночь – глубокая ночь. Кучей угорелой – все сразу в большой суматохе. Затеяли проказу – начали шалить. Превеселый – очень веселый. Маскарад – бал, на который приходят в масках и костюмах. 5. А н а л и з   п р о ч и т а н н о г о. – Что произошло в полночь? – Кто начал шалить? – Почему буквы «затеяли проказу»? – Почему автор назвал шалость букв «превеселым маскарадом»? – Какой костюм надела буква «А»? Буква «Б»? Буква «Е»? Почему? – А какие костюмы могли бы надеть буквы «В», «Ж», «М», «К», «И»? Учащиеся называют слова, начинающиеся с соответствующих звуков. Далее проводится  и г р а   «Узнай букву на маскараде». Учитель изображения   животных (слон, бегемот, носорог, жираф, синица, филин   и   др.),   учащиеся   угадывают   буквы, которые могли бы надеть костюмы этих животных. демонстрирует       Ф и з к у л ь т м и н у т к а СОВА В лесу темно, Все спят давно. Все птицы спят, Одна сова не спит, Летит, кричит. Совушка­сова, Большая голова, На суку сидит, Головой вертит, Во все стороны глядит, Да вдруг – как полетит! V. Продолжение изучения нового материала. 1. П е р в и ч н о е   з н а к о м с т в о  с произведением Ф. Кривина «Почему «А» поется, а «Б» – нет». – Кто автор следующего произведения? – Как называется этот рассказ? – Как вы думаете, о чем в нем рассказывает автор? Рассказ –   небольшое   прозаическое   произведение   в   основном   повествовательного характера, в котором чаще всего описывается какой­то один эпизод. Учащиеся читают рассказ вслух. 2. А н а л и з   п р о и з в е д е н и я . – Какие звуки можно петь? – Прочтите, как их называет писатель. – Объясните выражение «хорошо поставленными голосами». –   Прочтите   объяснение   этого   выражения   на   с. 79   учебника. (Это   голоса   людей, научившихся хорошо, правильно петь.) – Какие звуки нельзя пропеть? Заранее подготовленные учащиеся читают шуточное стихотворение В. Берестова. Гласные тянутся в песенке звонкой, Могут заплакать и закричать, Могут в кроватке баюкать ребенка, Но не желают свистеть и ворчать. А согласные согласны Шелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть, Но не хочется им петь. – Ссс… – змеиный слышен свист. – Шшш… – шуршит опавший лист. – Жжж… – шмели в саду жужжат. – Ррр… – моторы тарахтят. 3. О б ъ я с н е н и е   у ч и т е л я. – Гласные очень похожи на музыкальные тоны, их можно как угодно громко и долго петь (каждый тон в отдельности или последовательно переставляя): – Ааааа! – Ооооо! – Ууууу! Эти звуки и называются гласными от слова глас – голос, то есть они голосные. Если же воздуху приходится прорываться через преграды, которые устраивают губы, зубы,   а   иногда   и   нос,   то   образуются   согласные. Со­гласный   звук –   звук,   который обязательно должен произноситься рядом (то есть со) гласным. 4. В ы б о р о ч н о е   ч т е н и е . – Прочтите строки из рассказа, где описывается, какие звуки издают шум. – Как называются эти звуки? – Прочтите строки, где описывается, почему эти звуки называют согласными. 5. Ин с ц е н ир о в к а   с к а з к и  «Всегда вместе» по А. Шибаеву. Однажды не поладили гласные и согласные и разошлись в разные стороны. Сбились согласные в кучу, хотели поговорить – и никак… Кашлянули: – Кх! Чихнули: – Пчх! Хмыкнули: – Хм… Зачем­то позвали кошку: – Кс, кс, кс! И заскучали… Вдруг: – Тсс! Показалось им, что кто­то где­то рыдает… Прислушались. – А­а­а! О­о­о! – кричали гласные. Они плакали, как малые дети: – Уа! Уа! И   согласные   крикнули   им   (вернее,   хотели   крикнуть),   но   у   них   получилось   лишь невнятное бормотание: – Бдм всгд вмст! И услышали радостное, но тоже невнятное: – У­е­е­а­е­е! Заключили они мир, снова стали рядом, внятно сказали: – Будем всегда вместе! И с тех пор никогда больше не разлучались. Им друг без друга никак нельзя. Кто же тогда  будет слова  образовывать?  Бывает, правда, что они немножко ссорятся, но потом все равно мирятся. 6. А н а л и з   с к а з к и  «Всегда вместе». – Что произошло, когда звуки поссорились? – Чему учит эта сказка? – Нужно ли спорить о том, кто важнее? – Назовите пословицы о дружбе, о ссоре. џ Все за одного, один за всех. џ Дружба и братство – дороже любого богатства. џ Одна голова хорошо, а две лучше. џ Согласие крепче каменных стен. џ От одного слова – да навек ссора. VI. Итог урока. – С какими произведениями мы познакомились сегодня на уроке? – Почему «А» поется, а «Б» – нет? – Как рассудить спорщиков, если согласные хотят петь, а гласные убеждают всех, что только они – способные певцы? – Чему учит рассказ Ф. Кривина? Домашнее задание: 1) составить рассказ о буквах гласных и (или) согласных; 2) нарисовать «сказочную» букву и найти стихотворение об этой букве (для примера приведены рисунок и стихотворение о букве «Я»). БУКВА «Я» ШАГАЕТ ГОРДО Всем на свете буква «Я» Доложить готова: – А вы знаете, кто я? Вы не знаете, кто я. Я не только буква «Я» – Буква, Слог И слово!                    А. Шибаев

Урок русского языка и литературного чтения в 1 классе

Урок русского языка и литературного чтения в 1 классе

Урок русского языка и литературного чтения в 1 классе

Урок русского языка и литературного чтения в 1 классе

Урок русского языка и литературного чтения в 1 классе

Урок русского языка и литературного чтения в 1 классе

Урок русского языка и литературного чтения в 1 классе

Урок русского языка и литературного чтения в 1 классе

Урок русского языка и литературного чтения в 1 классе

Урок русского языка и литературного чтения в 1 классе

Урок русского языка и литературного чтения в 1 классе

Урок русского языка и литературного чтения в 1 классе

Урок русского языка и литературного чтения в 1 классе

Урок русского языка и литературного чтения в 1 классе

Урок русского языка и литературного чтения в 1 классе

Урок русского языка и литературного чтения в 1 классе

Урок русского языка и литературного чтения в 1 классе

Урок русского языка и литературного чтения в 1 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.03.2018