Урок русского языка и литературы в 9 классе на тему "ресурсы Мирового океана"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 11.01.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Создают аргументированное высказывание Записывают три ключевых глагола по теме выступления Указывают. из каких частей речи образовано деепричастие.Миссия школы: Способствовать развитию высоконравственной, интеллектуальной личности и воспитанию ответственного, деятельного гражданина, способного изменить мир к лучшему Краткосрочный план урока Г4 Создание устного высказывания Ч7 Извлечение информации из различных ресурсов Г6 Оценивание устного высказывания ИЯЕ 1 Использование грамматических форм слов
Иконка файла материала конспект.docx
ехнологическая карта урока русской литературы в 9 – Д классе Тема: Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Этапы урока Ход урока Оргмомент. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. Проверка  домашнего  задания. 1. Проверка домашнего задания. (Письменно на листочках)  1. Где разворачиваются действия второй главы романа? Ответ: в деревне 2. Как звали соседа Онегина, брюнета с геттингенской душой? Ответ: Владимир Ленский 3. Какими величайшими поэтами Германии восторгался Владимир Ленский? Ответ: Шиллер и Гете 4. Какое выражение из второй главы вошло в нашу жизнь и стало крылатым? Ответ: «Мы почитаем всех нулями, а единицами — себя» 5. Романы какого английского писателя особенно нравились Татьяне? Ответ: Сэмюэла Ричардсона 7. Почему Татьяна – нравственный идеал А.С.Пушкина? Учитель: Ребята, сдаём работы, спасибо. А сейчас обратите внимание на оформление кабинета.  (Гравюры, иллюстрации, книги, письма, портреты). Попробуйте сформулировать тему и цель урока.  (Учитель помогает.) Формулирование  темы и цели  урока.   создание условий для формирования коммуникативной и языковых компетенций через развитие  познавательной активности учащихся по теме, что будет способствовать воспитанию  нравственности.  Показать композиционную особенность и роль VIII главы в сюжетном развитии романа.  Проследить за внешними и внутренними изменениями в характерах главных героев.  Выяснить, почему же два замечательных человека не нашли путей друг к другу.  Обозначить своеобразие финала романа. Учитель: Итак, мы сегодня на уроке проследим эволюцию взаимоотношений Татьяны и Онегина. А как вы  понимаете «эволюция взаимоотношений»? (Ответы. Работа со словарём)2. Беседа по вопросам. Блиц­опрос. 1.Какое впечатление Онегин произвёл на Татьяну? 2.Кому Татьяна признаётся, что влюблена? 3.Как поступает Онегин? (Зачитать.) 4.Почему для Пушкина Татьяна – любимый идеал женской красоты? (Зачитать.) Актуализация  изученного. 5.Между кем и почему состоялась дуэль? Каков её исход? 6.Куда и зачем отправили Татьяну? Как её приняла Москва? 3. Работа с иллюстрациями и с текстом. Найдём в тексте фрагменты к этим работам. (Ребята работают в группах) 4. Практическая работа. (Заполнение таблицы) "Черты сходства и различия в характерах Татьяны и Онегина" Общее / Различное 1. Самобытность Татьяны / "неподражательная странность Онегина". 2. Ее мечтательность / его "мечтам невольная преданность". 3. Она скучает в обществе / он нелюдим. 4. Ему "труд упорный был тошен" / "ее изнеженные пальцы не знали игл". 5. И он, и она любят читать, находят утешения в книгах. ­ Близость Татьяны к "народным основам жизни" / оторванность Онегина от народных корней. ­ Простота, доверчивость, неумение обманывать у Татьяны / жизненный опыт у Онегина. ­ Татьяна никогда не разочаровывалась / Онегин охлажден, пресыщен жизнью, разочарован. ­ Татьяна находит свое место в жизни / Онегин же не сумел этого сделать. Учитель. Нам ясно, что они люди одного круга, но воспитание получили разное, это и определяет их  дальнейшую судьбу.Открытие нового  знания Учитель. История Онегина и Татьяны: любовь Татьяны к Онегину сменяется страстной влюбленностью  Онегина в Татьяну, письмо Татьяны сменяется письмом Онегина, "проповедь" Онегина ­ "уроком", который  дает герою Татьяна. Герои словно меняются местами. Онегин взволнован, Татьяна холодна и неприступна. Следует добавить,  что герой Пушкина ­ меняющийся герой. Онегин меняется от главы к главе. Скажите, что было с Онегиным после дуэли с Ленским? (Отвечает подготовленный ученик, очень кратко о  путешествии Онегина) Учитель. Посмотрите, каким предстает перед нами Онегин в заключительной главе романа. произошло с ним? В чем причина этих перемен? Как складывается теперь его жизнь? (Отвечает подготовленный ученик. Класс записывает основные положения.) Итак, Онегин в 8 гл. снова в петербургском большом свете. Пушкин ставит своего героя в те же самые  жизненные ситуации и отношения, в какие он был поставлен в I главе. Но если в I главе свет благосклонно  принял Онегина, то теперь свет считает Онегина чужим; если в I главе Онегин слегка презирает свет, то в  VIII главе он его ненавидит. Обратимся к тексту. (Слайды!) Ученики зачитывают и делают вывод: как и в I главе Онегин показан в отношении к женщине, к любви. Но  тогда любовь была для него "наукой страсти нежной", которой он в совершенстве овладел. Теперь ­ он сам любит горячо, искренне, страстно. В его жизнь вторгается любовь, затмившая собою все… "он хранит  письмо, где сердце говорит, где все наружу, все на воле". Он, как все влюбленные, теряется в ее  присутствии. Жизнь Онегина становится иной! Ему открывается духовный мир Татьяны, он вновь  обращается к книгам, по­иному воспринимает поэзию. Перед героем проходит вся его жизнь, которая  становится предметом для беспощадного анализа: он вспоминает пережитое, заново переоценивает  совершенное, казнит себя за ошибки. Но любовь Татьяны он вернуть не в силах. Учитель. А что же по­вашему изменилось в Татьяне? (Ответы: Появление Татьяны в VIII главе вызывает удивление и читателя, и героя. Это уже не "сельская  барышня", а "Клеопатра Невы". Вместо девочки "несмелой, влюбленной, бедной и простой" перед  Онегиным "равнодушная княгиня". Онегин поражен тем, "как изменилась Татьяна", не увидев, что в душе  героиня осталась прежней: простота, естественность, отсутствие вульгарности, внутренняя сила,  интенсивная душевная жизнь ­ все это живо в героине. "Если Онегин изменился внутренне, то Татьяна ­ скорее внешне", ­ утверждает Н. Долинина. давно разгадала Онегина. («Кто б ни был он, уж верно был не Грандисон»). Но теперь она любит его  такого, какой он есть на самом деле. И если раньше она страдала, присвоив себе "чужой восторг, чужую  грусть", то теперь, любя живого, настоящего, а не выдуманного Онегина, она страдает не вычитанными из  книг страданиями, а своими собственными). Учитель. Итак, мы видим, что два человека любят друг друга, страдают, причем каждый по­своему, чтобы  лучше понять движения их сердец, обратимся к их письмам. Письмо Татьяны проникнуто "умом и волею живой и сердцем, сердцем пламенным и нежным". Учитель. Два письма главных героев. В чем же они сходны между собой? Практика. Эти письма построены по одинаковому композиционному плану, в отдельных частях совпадают по  синтаксическим конструкциям. (Проекция текста на экран).Инсценировка . (Ученица читает наизусть письмо Татьяны. Ответ Онегина.Ученик находит в тексте и  зачитывает. Ученик наизусть читает письмо Онегина Татьяне. Её ответ. Ученица зачитывает.) Учитель: Спасибо, а теперь постарайтесь дать ответ вопрос: почему Татьяна ответила отказом на любовь  Онегина. (Проекция на экране точек зрения. Ответы: возможно, Татьяна не отвечает на любовь Онегина  потому, что в силу своего нравственного чувства не может отказаться от супружеского долга, сделать  несчастным другого человека….(Обсуждение) Учитель: Да, верно, Татьяна до конца не доверяет Онегину, не верит в искренность и силу его чувства,  думает, что он добивается любви княгини, а не "бедной Тани". А может быть героиня боится мнения света,  она заражена его моралью, надломлена вынужденным замужеством и не имеет ни решимости, ни сил  восстать против судьбы. Учитель: Составьте синквейн.( В группах) Онегин Опытный, модный Путешествует, любит, дает совет Искренне полюбил Татьяну Модный dandy Татьяна Милая, нежная Читает, любит, переживает Верна своему мужу Идеал (Ученики зачитывают, обсуждают, записывают в тетради из черновиков окончательные варианты) Рефлексия. Рефлексия Пушкин долго работал над сюжетом романа. Современница поэта А.Т. Новосильцева предложила Пушкину свой вариант развития романа после дуэли с Ленским: «Я ранила бы Онегина,  Татьяна за ним ходила, и он бы оценил ее и полюбил ее.» ­ «Ну нет, он Татьяны не стоил», Пушкин. Ф.М.Достоевский писал: «Я вот как думаю: если б Татьяна даже стала свободною, если бы умер ее старый муж и она овдовела, то и тогда бы не пошла за Онегиным. Надо же понимать всю суть этого характера!  Ведь она же видит кто он такой: вечный скиталец вдруг увидел женщину, которую прежде пренебрег, в  новой блестящей недосягаемой обстановке, ­ ведь в этой обстановке –то, пожалуй, и вся суть дела! Ведь  этой девочке, которую он чуть не презирал, теперь поклоняется свет – свет, этот страшный авторитет для  Онегина».   Учитель. Итак, какая точка зрения вам ближе? (Обмен мнениями). Белинский     о Татьяне: "Пушкин любит свою героиню за цельность, благородство, простоту характера, заИтог урока. ум, пламенное и нежное чувство, за ее веру в избранную мечту, живую волю. В понимании Пушкина  Татьяна ­ идеал русской женщины". Учитель. Роман заканчивается расставанием героев. Что будет с ними дальше? Судьба Татьяны в целом  ясна, но что ждет Онегина? Решение оборвать сюжетное развитие романа "Евгений Онегин", было для  Пушкина сознательным и принципиальным, ­подчеркивал Ю. Лотман. Знакомство со словами В.Г. Белинского. "Где же роман? Какая его мысль? И что за роман без конца? ­ мы думаем, что есть романы, которых мысль  в том и заключается, что в них нет конца, потому что в самой действительности бывают события без  развязки... Что сталось с Онегиным потом? ... Не знаем, да и на что нам знать, когда мы знаем, что силы  этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, и роман без конца? Довольно и этого  знать, чтоб не захотелось больше ничего знать..." Учитель: Спасибо, надеюсь, мы вместе проследили эволюцию взаимоотношений героев. Роман никого не  оставил равнодушным. Проходят века, а проблемы, поднятые великим классиком, актуальны и сегодня.  Поразмышляйте об этом. Отметки за урок. Отметки за письменную работу, за работу в группах и активную деятельность в течение урока. Домашнее  задание. Д/З: подготовиться к зачёту и сочинению по роману.