Урок русского языка "Имя прилагательное как часть речи" (5 класс, русский язык)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 13.07.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Первый урок по теме "Имя прилагательное" в 5 классе. Урок начинается с разгадывания загадок, в которых много имен прилагательных. Разгадывая их, ребята отвечают на вопрос; "Что помогло разгадать их?" В них четко обозначены признаки предметов. Затем обучающиеся сами формулируют тему урока и цели. После этого следует выполнение различных заданий по теме урока.
Иконка файла материала Имя прилагательное как часть речи.docx
Тема: Имя прилагательное как часть речи Цели: Обучающие: ­ обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном: повторение  грамматических признаков имени прилагательного (рода, числа, падежа); ­ введение новых грамматических признаков имени прилагательного (разряды: качественное, относительное, притяжательное; степень сравнения, краткая и  полная формы). Закрепление умения отграничивать прилагательное от других частей речи, умения логически рассуждать на грамматическую тему. Развивающая:  ­ наблюдение за выразительным использованием имен прилагательных в  предложениях и текстах;     ­ обогащение словарного запаса учащихся. Воспитывающая:     ­ воспитание интереса к русскому языку, воспитание бережного отношения  к родной природе, работа по сплочения детского коллектива.   Тип урока: объяснение нового материала Ход урока. 1. Орг. момент ­ Здравствуйте, ребята. Приготовились к уроку? Давайте настроимся на  рабочий лад. Проверьте, все ли рабочие принадлежности на столе. Все  готовы? Присаживайтесь, и начнём работу. Открываем тетради, записываем  число, вид работы. Работаем аккуратно. Будьте внимательны при выполнении  заданий. 2. Работа по теме урока. ­ Начать наш сегодняшний урок я хотела бы с загадок, которые помогут нам  окунуться в атмосферу тайны, чуда, необыкновенных открытий. Загадки. 1.Сам алый , сахарный, кафтан зелёный , бархатный.                                                                         (Арбуз.) 2. Золотое решето чёрных домиков полно, сколько чёрненьких домов­ столько беленьких жильцов.                                                                        ( Подсолнух.) 3. Золотистый и полезный,     Витаминный, хотя резкий,     Горький вкус имеет он.Обжигает… Не лимон.                                     (Лук.) ­ Скажите, ребята, а что помогло вам отгадать загадки? ( В них четко  обозначаются признаки предметов.) ­Как же называются признаки предметов? ( Имя прилагательное) ­Итак, сегодня у нас пойдёт разговор об удивительной части речи. Всё к чему  прикасается прилагательное преображается удивительным образом. « Я  ­ часть речи интересная, широко в миру известная: опишу любой предмет  – в этом равных со мною нет. Речь со мною выразительна, и точна , и  удивительна. Чтоб красиво говорить , мною нужно дорожить!» ­Был , например, ГРИБ. Попробуйте его описать. (………) ­А теперь прикоснулась к нему художница­прилагательное кисть. Каким стал  ГРИБ? ( Красным, ярким , нарядным, несъедобным, заметным.) ­Мы сейчас назвали прилагательные, по которым угадали , что этот гриб – мухомор. А что обозначает прилагательное? ( Обозначает признак предмета). ­ А теперь давайте вспомним , на какие вопросы отвечает имя прилагательное. А чтоб ответить на этот вопрос, прослушаем сначала стихотворения С.  Есенина и  И. Токмаковой. А кругом р…са ж…мчужная Отл…вала блёстки алые, И над оз…ром серебряным Камыши ,склонясь, ш…пталися.                               Ночью темень, ночью тишь.                               Ры…ка, ры…ка, где ты спишь?                               Лисийсле… ведёт к норе,                                Сле… собачий ­­­ к конуре. ­Найдите имена прилагательные и определите , на какие вопросы они  отвечают? ( Вопросы : какой? ,  чей?) ­А сейчас , ребята, мы посмотрим с вами небольшой эпизод из комедии  Фонвизина « Недоросль». Обратите внимание как недалёкий Митрофанушка  объясняет, что такое имя прилагательное. ( Просмотр эпизода кинофильма.) ­ Так Митрофанушка рассуждал о прилагательном. А  вы как , ребята,  думаете, к чему прилагается имя прилагательное? ( К существительному.) ­А чтобы нам  легче было разобраться в этом вопросе, мы сейчас послушаем  сказку, да не простую, а грамматическую.                                                 СКАЗКА.В алфавите все буквы дружили с Именем Существительным . Оно было  доброе и очень трудолюбивое. Оно постоянно что­нибудь сочиняло и  мастерило. И нужен был ему помощник, который пояснял бы все предметы,  придуманные Существительным, и во всём бы ему подчинялся. И вот тогда – то  буква И взялась помочь Существительному. Она собрала все буквы  алфавита ,и стали они думать, как назвать помощника. –Ну, раз он будет  прилагаться к Имени Существительному, то и назовём его –Имя  Прилагательное. Так и родилось Имя Прилагательное с покладистым  характером, и с удовольствием согласовывалось с Существительным, да вот  незадача: не было у Прилагательного собственного рода, числа и падежа. « А  что , если мне попросить их у Существительного, хотя бы на время?»­  догадалось как­то Прилагательное. Существительному очень пришлась по  душе эта просьба .Захотело оно иметь помощника и поделилось с ним  грамматическими значениями рода, числа и падежа. Так и живут до сих пор  Имена Существительные с Прилагательными. Вместе­служба, вместе­ и  дружба! ­А вы, ребята, как поняли эту сказку? ( Прилагательное и существительное  стоят в одном и том же роде, числе и падеже). ­Правильно! Молодцы! А теперь докажите это на примере наших  стихотворений. Выпишите имена существительные вместе с именами  прилагательными и определите у нах род ,число и падеж. ( роса жемчужная­ж. р.  , ед. ч. , И. п. блёстки алые­ мн. ч., И. п. над озером серебряным – ср. р., ед. ч., Т.п. след лисий, след собачий­ м. р. , ед. ч., И. п.)  ­ И ещё один важный вопрос. Нам необходимо выяснить, каким членом  предложения является имя прилагательное. На доске записано предложение, в котором вам надо найти имена  прилагательные и определить, каким членом предложения они являются.  Можете посовещаться в парах. Подчеркните имена прилагательные как члены  предложения.                        Свежий воздух тих и прозрачен. Вывод: чаще всего имена прилагательные являются определениями, но могут  и выступать в роли сказуемых. Это краткие прилагательные , которые  отвечают на вопросы КАКОВ?, КАКОВА?, КАКОВО?, КАКОВЫ?. ­ А теперь давайте обратимся к учебнику на странице 85  и прочитаем об  имени прилагательном. Упражнение 576.3. Закрепление изученного материала. Откройте учебник на странице 81. Выполняем упражнение 565. Упражнение 566­ письменно. Словосочетания, в которых прилагательное употребляется в переносном  значении: серым утром, серым днем, черную весть, по шелковым перышкам. Переносный смысл ­ это употребление слов в таком значении, которое нельзя  воспринимать буквально. Упражнение 567­ выразительное чтение, обсуждение вопросов. Упражнение 568­ выразительное чтение, обсуждение вопросов, списывание  второй части текста. 4.  Подведение итогов.  ­Итак, сегодня мы вспомнили, что такое имя прилагательное. ­ Что же такое прилагательное? ­ На какие вопросы они отвечают? ­ Каково значение прилагательных в речи? 5. Домашнее задание. ­ Параграф 101, упражнение 570. 6. Рефлексия ­ Ребята, назовите несколько прилагательных, которые описывают ваше  настроение к концу нашего урока.

Посмотрите также