Урок русского языка "Имя прилагательное как часть речи" (5 класс, русский язык)
Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
13.07.2019
Первый урок по теме "Имя прилагательное" в 5 классе. Урок начинается с разгадывания загадок, в которых много имен прилагательных. Разгадывая их, ребята отвечают на вопрос; "Что помогло разгадать их?" В них четко обозначены признаки предметов. Затем обучающиеся сами формулируют тему урока и цели. После этого следует выполнение различных заданий по теме урока.
Имя прилагательное как часть речи.docx
Тема: Имя прилагательное как часть речи
Цели:
Обучающие:
обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном: повторение
грамматических признаков имени прилагательного (рода, числа, падежа);
введение новых грамматических признаков имени прилагательного (разряды:
качественное, относительное, притяжательное; степень сравнения, краткая и
полная формы). Закрепление умения отграничивать прилагательное от других
частей речи, умения логически рассуждать на грамматическую тему.
Развивающая:
наблюдение за выразительным использованием имен прилагательных в
предложениях и текстах;
обогащение словарного запаса учащихся.
Воспитывающая:
воспитание интереса к русскому языку, воспитание бережного отношения
к родной природе, работа по сплочения детского коллектива.
Тип урока: объяснение нового материала
Ход урока.
1. Орг. момент
Здравствуйте, ребята. Приготовились к уроку? Давайте настроимся на
рабочий лад. Проверьте, все ли рабочие принадлежности на столе. Все
готовы? Присаживайтесь, и начнём работу. Открываем тетради, записываем
число, вид работы. Работаем аккуратно. Будьте внимательны при выполнении
заданий.
2. Работа по теме урока.
Начать наш сегодняшний урок я хотела бы с загадок, которые помогут нам
окунуться в атмосферу тайны, чуда, необыкновенных открытий.
Загадки. 1.Сам алый , сахарный, кафтан зелёный , бархатный.
(Арбуз.)
2. Золотое решето чёрных домиков полно, сколько чёрненьких домов столько
беленьких жильцов.
( Подсолнух.)
3. Золотистый и полезный,
Витаминный, хотя резкий,
Горький вкус имеет он. Обжигает… Не лимон.
(Лук.)
Скажите, ребята, а что помогло вам отгадать загадки? ( В них четко
обозначаются признаки предметов.)
Как же называются признаки предметов? ( Имя прилагательное)
Итак, сегодня у нас пойдёт разговор об удивительной части речи. Всё к чему
прикасается прилагательное преображается удивительным образом.
« Я часть речи интересная, широко в миру известная: опишу любой предмет
– в этом равных со мною нет. Речь со мною выразительна, и точна , и
удивительна. Чтоб красиво говорить , мною нужно дорожить!»
Был , например, ГРИБ. Попробуйте его описать. (………)
А теперь прикоснулась к нему художницаприлагательное кисть. Каким стал
ГРИБ? ( Красным, ярким , нарядным, несъедобным, заметным.)
Мы сейчас назвали прилагательные, по которым угадали , что этот гриб –
мухомор. А что обозначает прилагательное? ( Обозначает признак предмета).
А теперь давайте вспомним , на какие вопросы отвечает имя прилагательное.
А чтоб ответить на этот вопрос, прослушаем сначала стихотворения С.
Есенина и И. Токмаковой.
А кругом р…са ж…мчужная
Отл…вала блёстки алые,
И над оз…ром серебряным
Камыши ,склонясь, ш…пталися.
Ночью темень, ночью тишь.
Ры…ка, ры…ка, где ты спишь?
Лисийсле… ведёт к норе,
Сле… собачий к конуре.
Найдите имена прилагательные и определите , на какие вопросы они
отвечают? ( Вопросы : какой? , чей?)
А сейчас , ребята, мы посмотрим с вами небольшой эпизод из комедии
Фонвизина « Недоросль». Обратите внимание как недалёкий Митрофанушка
объясняет, что такое имя прилагательное. ( Просмотр эпизода кинофильма.)
Так Митрофанушка рассуждал о прилагательном. А вы как , ребята,
думаете, к чему прилагается имя прилагательное? ( К существительному.)
А чтобы нам легче было разобраться в этом вопросе, мы сейчас послушаем
сказку, да не простую, а грамматическую.
СКАЗКА. В алфавите все буквы дружили с Именем Существительным . Оно было
доброе и очень трудолюбивое. Оно постоянно чтонибудь сочиняло и
мастерило. И нужен был ему помощник, который пояснял бы все предметы,
придуманные Существительным, и во всём бы ему подчинялся. И вот тогда –
то буква И взялась помочь Существительному. Она собрала все буквы
алфавита ,и стали они думать, как назвать помощника. –Ну, раз он будет
прилагаться к Имени Существительному, то и назовём его –Имя
Прилагательное. Так и родилось Имя Прилагательное с покладистым
характером, и с удовольствием согласовывалось с Существительным, да вот
незадача: не было у Прилагательного собственного рода, числа и падежа. « А
что , если мне попросить их у Существительного, хотя бы на время?»
догадалось както Прилагательное. Существительному очень пришлась по
душе эта просьба .Захотело оно иметь помощника и поделилось с ним
грамматическими значениями рода, числа и падежа. Так и живут до сих пор
Имена Существительные с Прилагательными. Вместеслужба, вместе и
дружба!
А вы, ребята, как поняли эту сказку? ( Прилагательное и существительное
стоят в одном и том же роде, числе и падеже).
Правильно! Молодцы! А теперь докажите это на примере наших
стихотворений. Выпишите имена существительные вместе с именами
прилагательными и определите у нах род ,число и падеж.
( роса жемчужнаяж. р. , ед. ч. , И. п.
блёстки алые мн. ч., И. п.
над озером серебряным – ср. р., ед. ч., Т.п.
след лисий, след собачий м. р. , ед. ч., И. п.)
И ещё один важный вопрос. Нам необходимо выяснить, каким членом
предложения является имя прилагательное.
На доске записано предложение, в котором вам надо найти имена
прилагательные и определить, каким членом предложения они являются.
Можете посовещаться в парах. Подчеркните имена прилагательные как члены
предложения.
Свежий воздух тих и прозрачен.
Вывод: чаще всего имена прилагательные являются определениями, но могут
и выступать в роли сказуемых. Это краткие прилагательные , которые
отвечают на вопросы КАКОВ?, КАКОВА?, КАКОВО?, КАКОВЫ?.
А теперь давайте обратимся к учебнику на странице 85 и прочитаем об
имени прилагательном. Упражнение 576. 3. Закрепление изученного материала.
Откройте учебник на странице 81. Выполняем упражнение 565.
Упражнение 566 письменно.
Словосочетания, в которых прилагательное употребляется в переносном
значении: серым утром, серым днем, черную весть, по шелковым перышкам.
Переносный смысл это употребление слов в таком значении, которое нельзя
воспринимать буквально.
Упражнение 567 выразительное чтение, обсуждение вопросов.
Упражнение 568 выразительное чтение, обсуждение вопросов, списывание
второй части текста.
4. Подведение итогов.
Итак, сегодня мы вспомнили, что такое имя прилагательное.
Что же такое прилагательное?
На какие вопросы они отвечают?
Каково значение прилагательных в речи?
5. Домашнее задание.
Параграф 101, упражнение 570.
6. Рефлексия
Ребята, назовите несколько прилагательных, которые описывают ваше
настроение к концу нашего урока.
Урок русского языка "Имя прилагательное как часть речи" (5 класс, русский язык)
Урок русского языка "Имя прилагательное как часть речи" (5 класс, русский язык)
Урок русского языка "Имя прилагательное как часть речи" (5 класс, русский язык)
Урок русского языка "Имя прилагательное как часть речи" (5 класс, русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.