Урок русского языка в 4 классе посвящен самым дорогим и любимым мамам. На протяжении всего урока учащиеся повторяют и закрепляют пройденный материал о частях речи, где встречают задания связанные со словами относящимися к самым нежным мамам. На уроке ребята работают с пословицами, выполняют морфологический разбор, вспоминают что такое синквейн.Урок русского языка с разнообразными формами работы.
Урок русского языка ко дню матери.
Тема «Части речи. Повторение.
Цели:
закрепление и отработка навыка нахождения орфограмм в словах , определения вида
орфограммы и выбора нужного алгоритма для их проверки;
развитие чувственного восприятия произведения, понимания образного языка
стихотворения;
расширение лексического запаса учащихся; обогащение познавательного опыта ребёнка
и творческих способностей учащихся;
воспитание чуткого отношения к языку произведения, воспитать у школьников любовь и
глубокое уважение к матери, великую благодарность к ней.
Оформление:
Выставка рисунков «Наши мамы»;
Стихи о маме.
Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку. Психологический настрой.
Ход урока:
Основная часть.
Учитель: У нас сегодня необычный урок русского языка. На нем присутствуют гости
это наши мамы.
Ребята, кто мне скажет какой праздник, мы отмечаем в последние воскресенье ноября?
Ежегодно в России, в последнее воскресенье ноября, отмечается День Матери.
Первое слово, которое произносит человек, — «мама». Оно обращено к той, что
подарила ему жизнь. Любовь к матери заложена в нас самой природой. Это чувство живет в
человеке до конца его дней.
В народе живет много хороших, ласковых слов о матери. Они передаются из поколения
к поколению.
1 Работа с пословицами (чтение)
Родина – всем матерям мать.
Природа мать – начало всех начал.
Родная земля матушка, чужая сторона – мачеха.
2. Фонетический разбор слова – мать
3 Фонетический анализ
Подчеркни слова, в которых все согласные звуки твёрдые: Соня, мамочка, мышь рука
Подчеркни слова, в которых звуков больше, чем букв: стулья, родная, глобус, пень
4. Составить 2 3 слова к слову праздник (Праздник, предпраздничный, праздновать)
Какие слова называются родственными? (Это слова с одинаковым корнем, несущим
одинаковую лексическую нагрузку).
Выделите корень в родственных словах.
С помощью каких частей слова образованы родственные слова. (С помощью приставок и
суффиксов).
Какие вы знаете способы образования слов.(приставочный, суффиксальный, приссуф,
способом сложения).
Участвует ли окончание в образовании родственных слов? (Нет. Окончание меняет форму
слова)
Физминутка «Помогаем маме»
— Как вы любите свою маму сказали и показали. Молодцы!
— А как вы ей помогаете? (воспитатель читает, дети выполняют движения)
Маме дружно помогаем: наклоны вперёд.
Сами в тазике стираем.
И рубашки, и носочки движения имитирующие стирку,полоскание
Для сыночка и для дочки.
Через двор растянем ловко потягивание – руки в стороны
Для одежды три верёвки.
Светит солнышко – ромашка, потягивания – руки вверх.
Скоро высохнут рубашки.
5. Работа с текстом.
Самый лучший на свете человек – это, конечно же, мама. За что мы любим свою маму?
За то, что она ласковая и добрая, за то, что умеет нас приголубить и пожалеть, за то, что
она красивая и умная.
Улыбка мамы — самая дорогая на свете. Ласковая улыбка мамы радует нас днем и
ночью. Ведь когда она улыбается, значит всё хорошо, и любые трудности преодолимы. Мы
рады, когда мама поддерживает нас в добрых начинаниях, даёт совет.
Главная мысль текста?
На сколько частей мы можем разделить текст?
Как бы озаглавили каждую часть текста?
Выпишите со второго абзаца 2 предложение. Найдите главные и второстепенные члены
предложения.
Сверху укажите какой частью речи являются.
6. Морфологический разбор
Мамы сущ, мама, одуш, нариц, 1 скл, ж.р, ед.ч., Р.п., допол.
Ласковая – прил, ласковая, кач, ж.р., ед.ч, И.п, опред
Устно Радует гл
7. Игра « Слова магниты»
Мама
сущ
гл
прил
Я предлагаю взять основное слово нашей темы – Мама. Только я усложняю задачу. Мы
будем не просто «примагничивать» словаассоциации к основному слову. Мы еще будем их
классифицировать по частям речи.
Что такое существительное?
Что такое прилагательное?
Что такое глагол?
(мама любима готовит; праздник наступает замечательный и т.д.)
А теперь, ребята, я предлагаю вам составить несколько нераспространенных
предложений, используя слова из таблицы.
Давайте вспомним, что такое предложение.
Какое предложение считается нераспространенным. Чаще всего главные члены
предложения выражены какими частями речи? (именем сущм и глаголом).
Записываем 23 нераспространенных предложения.А теперь давайте составим словосочетания, используя слова из нашей таблицы. Но для
начала давайте вспомним, что такое словосочетание.
Словосочетание –это два слова, одно из которых главное, а другое – зависимое. От
главного слова к зависимому можно построить мостиквопроссвязку.
Скажите, а почему нераспространенные предложения нельзя считать словосочетаниями?
(оба слова главные)
Задание. Составить словосочетания, используя слова из таблицы.
Как называется связь в словосочетаниях прилаг. и сущ?
Записываем словосочетания, разбираем, анализируем (главное слово, зависимое, вопрос
связка, части речи)
Синквейн к слову «Праздник»
Правила создания синквейна:
1. Слово.
2. Два словахарактеристики (часто прилагательные).
3. Три слова действия (глаголы или отглагольные существительные).
4. Четыре слова, выражающие отношение к предмету(1) или предложение из 4 слов.
5. Словосиноним, выражающее мнение, отношение к предмету. Или слово,
отражающее эмоциональное отношение к теме.
Сценка « Утро»
Стихи для мам.
Рефлексия.
Если на уроке понравилось – белый
Иногда интересно иногда нет – желтый
На уроке было не интересно и скучно – красный.
Д\З Сочинение о маме.