Урок русского языка "Корень слова"
Оценка 5

Урок русского языка "Корень слова"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
16.01.2017
Урок русского языка "Корень слова"
Подробная разработка урока русского языка по теме "Корень слова" для 5 класса (по учебнику Ладыженской). В разработке представлены различные методы , приемы и формы работы с обучающимися. По теме урока подобрана физкультминутка, проводимая под музыку. Урок соответствует требованиям новым ФГОС.
корень слова.5 класс.doc
Урок в 5 классе на тему «Корень слова» (по учебнику Ладыженской Т.А) Цель урока: 1.Обучающая: закрепить понятие «корень слова», познакомиться с понятием «слова с омонимичными корнями». 2. Развивающая: развивать умения: а) подбирать   родственные   слова,   находить   корень   в   группе   однокоренных слов; 3 .Воспитательная: б) отличать однокоренные слова от слов с омонимичными корнями; в) разбирать   слова   по   составу; воспитать бережное отношение к природе. Задачи:  вспомнить, что такое корень слова, однокоренные слова? Узнать,   какую   роль   играет   корень   в   слове?   Научиться   выделять корни в словах. 1.Оргмомент. Добрый день, дорогие друзья! Рада познакомиться с вами я. Постарайтесь меня внимательно слушать, все запоминать И полученные знания в своей работе применять! 2. Основная часть: А начнем мы наш урок с загадки. Ребята, посмотрите на слайд ( № 1) ­ Что общего у предметов изображенных на слайде?  (Корень) ­Давайте вспомним, что означает слово корень? Ученик: а) подземная часть растения, без чего оно не может жить. б)корень зуба. в)корень волоса, г)корень ногтя. ­Что общего в этих словах? (Они все обозначают важную часть чего­ либо). ­Значит, что можно сказать о слове корень? ( Оно многозначное)  (Слайд № 2) ­ А почему ученые использовали это слово для названия главной части слова? ­ Давайте   узнаем   об  этом   на  нашем  уроке. Запись даты и темы урока. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи. ­ Тема нашего сегодняшнего урока «Корень слова» (Слайд №3) Сегодня мы должны узнать: ­ что такое корень слова? ­ какую роль играет корень в слове? ­как выделить корень слова? (Слайд №4)  Слово учителя. 3. Слайд № 5  (Однокоренные слова). Запись на доске: лес, лесной, лесник, лесок, перелесок. Выделите в них общую часть. ­Посмотрите на слова лес, лесной, лесник, лесок, перелесок. А вы знаете значение слова «перелесок»? (Слайд №6) ­  Итак, что   общего в этих словах?  (Общий корень и общие элементы в своем значении)  ­Чем отличаются? (суффиксами и приставками).  ­Такие слова образуют словообразовательное гнездо.  ­Попробуем прочитать только корень слова. ­ Нам понятно, что означает это слово? ­ А   теперь   прочитаем   оставшуюся   часть   слова. ­Ясен ли смысл? Вывод: ­ Что же заключается в корне? (главный смысл) ­ Какая же это часть слова? (главная) ­ Что же образуется от суффиксов и приставок? (новые слова) (Слайд №7) Корень­главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение. 4. Работа с учебником. Упр. № 380, с.158­ по вариантам. Слайд № 7   . Разбор слова по составу. Порядок разбора. 5. Игра «Угадай» (звучит песня «Не боимся дождя») (Слайд №8)  (Слайд №9) 1.Меня частенько просят, ждут, а только появлюсь, и прятаться начнут. Что это? (дождь) 2.Как по­ другому называют небольшой дождь? (дождик) 3. Капля дождя? (дождинка) 4.Накидка от дождя, (дождевик) 5. Погода какая? (дождливая) 6. Туча какая? (дождевая) Слайд № 10.(дождливый ­ дождевой) ­ Разберите   слова   по   составу.   (На   доске).Предварительно   вспомним порядок разбора (Слайд № 11) ­ К каким частям речи относятся эти слова? Вывод: однокоренные слова могут быть одной части речи и относиться к разным частям речи. Физкультминутка. (Слайд № 12) (« Дождик льет...» хором). 6. Работа с текстом стихотворения, (устно) ­ Можно ли считать эти слова однокоренными? 7. (Слайд № 13) (Слова с омонимичными корнями) 8. Самостоятельная работа по карточкам. Найдите лишнее слово: Моряки, морской, моржи Корень, корневой, коржи Холод, холмик, холодок Носик, носит, нос Семя, семечко, семья Вдруг, подруга, друзья. Проверка (Слайд № 14) «Орфографическая пятиминутка». Запишите слова под диктовку слова: снегопад, снеговик, снежки. Поставьте ударение. Подчеркните безударную гласную, проверьте её. Выделите корень. ­ Как   проверить   безударную   гласную   в   корне?   (Подобрать   однокоренное слово, чтобы эта безударная стала ударной.) (Слайд № 15) 9. Работа по рисунку.  Составьте предложения по рисунку, используя эти слова (Слайд № 16) ­ Что   вам   помогло   при   написании   слов   с   пропущенными   словами? Вывод: Однокоренные слова нужно уметь подбирать для написания слов с орфограммами. Завершающая часть: Проверочный тест: (Слайд № 17) 1. Морфемами называются: а)   часть   слова   без   окончания б) корень слова в) приставка, корень, суффикс, окончание   2. Значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов, называется а) корнем б) основой слова в) суффиксом 3) Значимая часть слова, которая образует формы слова, называется а) окончанием б) приставкой в) суффиксом 4.Слова   с   одинаковым   корнем   и   с   общим   лексическим   значением называются а) однокоренными б) синонимами в) антонимами 11. Итог урока. (Слайд №18,19) ­ Что такое корень? (главная значимая часть слова) ­ Роль   корня   в   слове? ­Как   выделить   корень? Домашнее   задание: (Слайд 20) 1.Запись предложения К.Паустовского: «Любовь к родной природе ­ один из вернейших признаков любви к своей стране». Подобрать однокоренные слова к словам любовь и родной. 2.Сочинить сказку о корне (по желанию)

Урок русского языка "Корень слова"

Урок русского языка "Корень слова"

Урок русского языка "Корень слова"

Урок русского языка "Корень слова"

Урок русского языка "Корень слова"

Урок русского языка "Корень слова"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2017