Урок русского языка на тему "Части речи" ( 2 класс)
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
2 кл
14.03.2017
В ходе урока дети совершили путешествие на яхтах по стране Знаний, повторив изученный материал по теме «Части речи». Ученики разделились на 3 команды «Имя существительное», «Имя прилагательное» и «Глагол». В каждой команде был выбран капитан, боцман и юнга. Дети сами определили тему и цели урока и сформулировали свои ожидания от занятия.
Школьники распределяли слова по частям речи, составляли предложения, определяли его основу, говорили о морфологических признаках каждой части речи, образовывали однокоренные слова, отвечающие на вопросы какой? и что делать?, выделяли корень.
В конце урока дети подвели итог: какие задачи были поставлены в начале урока и удалось ли их решить? Учителем была проведена игра «Собери домики» на закрепление знаний о частях речи.
Подводя итог, дети высказали своё мнение относительно урока, анализировали свою деятельность, своё настроение: на картину с яхтами, дети выбирали и наклеивали лучик или тучку, обосновывая свой выбор.
На память об уроке всем присутствующим были подарены яхты-раскраски.
рус яз части речи 2 кл.docx
Русский язык 2 класс
Тема: Части речи. Повторение.
Цель: повторить изученный материал по теме: «Части речи» Обобщить знания о частях речи.
Повторить сведения о частях речи и их грамматических признаках. Совершенствовать умения
находить слова разных частей речи и определять их грамматические признаки. Способствовать
развитию познавательного интереса. Развивать умения оценивать свои достижения при
выполнении заданий урока.
Методы и формы обучения: работа в парах ,индивидуальная работа, самостоятельная работа,
фронтальная работа.
Тип урока: урок обобщение.
Планируемые результаты: учащиеся научаться распознавать части речи; характеризовать как часть
речи существительное, прилагательное и глагол; осознавать их роль в речи.
Ход урока :
1. Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас! Все вошли тихонько в класс.
Встали все у парт красиво. Поздоровались учтиво!
Вы к друг другу повернитесь и, конечно, улыбнитесь!
Пожелаю вам, друзья, я ни пуха ни пера!!!
Сегодня мы продолжаем наше путешествие по стране Знаний. Догадайтесь, на чём мы будем
путешествовать: это водный, личный, пассажирский вид транспорта (Яхта)
Я предлагаю разделиться на 3 команда и распределить роли: капитан, боцман, радист и юнги.
2. Определение темы и цели урока.
Говорят, как корабль назовёшь, так он и поплывёт.
1 команда имя существительное
Есть один седой старик, Превращаться он привык
В школу, в бабушку, в конфеты. В тапочки, в слона, в котлеты. Словом в разные предметы!
2 команда – имя прилагательное
Художницу нашу знает весь свет Раскрасит художница всякий предмет.
Ответит всегда на вопросы такие: Какой? Какое? Какая? Какие?
3 команда – глагол
Что без меня предметы? Лишь названья.
А я приду всё в действие придёт. Летит ракета.
Люди строят здания. Цветут сады и хлеб в полях растёт.
Что объединяет все наши корабли? (Это части речи) Определите тему и цели нашего урока. Какие
задачи поставим? ( Повторить, закрепить изученные части речи ,будем ставить вопросы к словам и
тренироваться в распознавании частей речи) .
Пригодится ли в жизни нам этот урок? Когда?
Итак, наши корабли отправляются в плавание. Усаживайтесь удобно.
3. Минутка чистописания Нашим яхтам нужна вода, для того чтобы плыть по стране Знаний. С
помощью чистописания мы определим глубину наших вод.
Прочитайте слово с доски ДРУГ
Каково лексическое значение слова (человек ,который связан с кем то дружбой )
Какие пословицы с этим словом вы знаете? (например друг познаётся в беде )…
Назовите синоним и антоним (товарищ и враг )
На какой вопрос отвечает слово? К какой части речи относится? Поставьте его во множественное
число. Образуйте однокоренные слова ,отвечающие на вопросы КАКОЙ? И ЧТО ДЕЛАТЬ? Выделите
корень. К каким части речи они относятся? Докажите.
4. Актуализация знаний Для плавания нашим яхтам нужны паруса. Их у нас много. Выберите и
наклейте на лист только те паруса, которые подходят для вашей яхты.( Паруса: КТО? ЧТО?
КАКОЙ? КАКАЯ? ЧТО ДЕЛАЕТ? ОБОЗНАЧАЕТ ПРЕДМЕТ, ОБОЗНАЧАЕТ ПРИЗНАК
ПРЕДМЕТА, ОБОЗНАЧАЕТ ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА)
Каждая команда, пользуясь получившимися схемамияхтами, делает вывод что такое имя
существительное, имя прилагательное, глагол.
Словарная работа РУССКИЙ, ЖЁЛТЫЙ, ЯЗЫК, ЛИСТОК
Можно ли слова сгруппировать? Как ? Сколько групп получилось ? Докажитепоставьте вопросы.
(какой и что ? )
Подумайте ,можно составить словосочетания с данными словами ?Какие ? (жёлтый листок и
русский язык )
Придумайте с одним из них предложение.
Например : Ученики изучают русский язык. Жёлтый листок упал на землю.
Запишите одно из предложений, укажите орфограммы, разберите его по членам.
Что определяли у каждого слова в предложении? (части речи ) Как ? ( по вопросам )
5. Задание
1 задание. Выполните задания на карточках
Вставьте пропущенные буквы. Образуйте от записанных слов слова существительные (1 команда),
словаприлагательные (2 команда), словаглаголы (3 команда).
Взаимопроверка и оценивание
1 команда М..линовый…., меб..льный……, р..ботал……, ул..чный…..
2 команда Быстр..……, м..локо……, п..суда….., б…рёза…….
3 команда Учит..ль…., х.рошо…., вес..л..…….,д..журный…..,ж..лтый……
2 задание. Распределите слова на 3 столбика и объясните, почему так распределили.
Машина, большой, добрый, мальчик, бежит, растет, карандаш, синий, летит.
На какой вопрос отвечают слова в первом столбике?
На какие вопросы отвечают слова во втором столбике?
На какие вопросы отвечают слова в третьем столбике?
3 задание Работа с именами существительными и именами прилагательными
К словам, называющим признаки предметов, подобрать имена существительные из сказки.
Золотая – … . Синее – … . Высокий – … . Разбитое – … .
Сварливая – … . Усердные – … . Грозная … .
(Это «Сказка о рыбаке и рыбке». Её написал великий русский писатель Александр Сергеевич
Пушкин)
Распознавание глаголов, умеете ли вы распознавать глаголы?
Составьте предложение с одним из глаголов.
6. физкультминутка Лиса зарядку делает. Прыгает и бегает.
Потянулась во весь рост И расправила свой хвост.
7. Применение знаний.
Какие морфологические признаки есть у ваших кораблейчастей речи?
Какой общий морфологический признак есть у всех изученных частей речи? (число)
Посмотрите вокруг себя. Какие словапредметы, признаки, действия в единственном и
множественном числе путешествуют вместе с нами? Запишите по 2 слова (Работа в парах). Взаимопроверка.
ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ БЛОК.
Итак .вспомним. что такое части речи ?
Поиграем в группы слов !Кто из вас играть готов?
***Имя есть у дождя – ДОЖДЬ ***после прослушиваниядети называют слова с
Имя есть и у совы СОВА вопросами и указывают часть речи
Имя есть и у стола – СТОЛ
Имя есть и у травы – ТРАВА.
Всё СУЩЕСТВУЕТ : дом ,весна, и у всего есть ИМЕНА.
***Будьте очень вы внимательными. Вспоминаем ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:
Котёнок – маленький, пушистый, ручей прохладный, серебристый,
Зима – красивая и снежная, а мама – добрая и нежная,
Слова в рифмовке очень дружные они приятные и нужные.
И среди них мы обязательно узнаем быстро прилагательные!
*** Стихотворение –Физминутка
Поскачите, попляшите, Сядьте тихо ,полежите.
Поднимитесь, распрямитесь, Потянитесь и согнитесь,
Встаньте прямо – улыбайтесь, Быть хорошими старайтесь.
Мы рифмовку прочитали… И глаголы мы узнали!
***Не бегал ,не прыгал, ***О каком правиле прозвучало в стихотворении?
Не пел ,не грустил, (правописание НЕ с глаголами )
Не спорил ,не дрался И стёкла не бил,
Не ползал под партой, Бумаг не бросал –
И ВМЕСТЕ с ГЛАГОЛАМИ НЕ—НЕ ПИСАЛ!!!
Работа в группах по теме урока
Потренируемся распределять слова по частям речи . Как вы будете рассуждать ? Запишите слова в
строчку, через запятую 1 колонка имя существительное ,2 имя прилагательное ,3 – выписывает
глаголы.
***Учащиеся вспоминают правила о частях речи.
ЧТО? КАКОЙ? ЧТО ДЕЛАЕТ?
Груз грузовой
солёный
солонка
клейкий
клей
зелень
зелёный
грузить
солить
клеить
зеленеть
8. Самостоятельная работа. Пробудились весенние цветочки. Поднялась с земли и расцвела нежная
медуница. Тянутся к солнцу мохнатые стебельки. Определите части речи у каждого слова.
Подчеркните в предложении главные члены. Ласточка лепит гнездо под крышей. Грачи вьют гнезда на
деревьях. Почему о ласточках говорят, что они лепят гнездо, а о грачах – вьют?(Ласточки с помощью
слюны лепят из глины гнезда, а грачи вьют свои гнезда на деревьях из прутиков.)
9. Итог урока.
Составьте в группах сообщение по плану:
Название какой части речи носит ваша яхта?
Что это такое? На какие вопросы отвечает?
Что обозначает?
Какие морфологические признаки имеет?
10. Домашнее задание ( по выбору) с. Упр.
1. Составить 45 предложений о нашем путешествии. Определить части речи.
2. Составить и записать 3 предложения о весне. Определить части речи.
3. Выписать из словаря названия птиц и подобрать к ним имена прилагательные.
11. Рефлексия.
Какие задачи мы ставили в начале урока и удалось ли их решить? ( Мы повторяли ,закрепляли
части речи ,тренировались в определении слов –предметов, признаков и действий предметов,
учились применять правила . Мы решили все задачи! )
Какие части речи мы вспомнили?
Таблица « Части речи» Соедините часть речи и её значение
Часть речи обозначает
Прилагательное действие предмета
Существительное указывает на предмет
Местоимение признак предмета
Глагол предмет
***Для чего надо знать части речи и их роль ?
Чтобы учительница ставила «5»?
чтобы грамотно писать и говорить?
Чтобы наша речь была выразительной, точной?
Продолжи предложение:
Сегодня на уроке я узнал…..
Я теперь умею…..
Мне было трудно ,когда….
мне захотелось узнать о …..
Меня удивило….
Игра “Собери домики”.
Вот беда, домики, где живут части речи, рассыпались, нам необходимо собрать их. Каждый домик
состоит из двух кирпичиков и крыши. Подберите к каждому дому подходящие кирпичики.
Приклейте наши получившиеся яхты на ватман. Чтобы получилась красивая картина, я приклею
солнышко. Но наше солнышко без лучей. Проанализируйте свою деятельность на уроке, своё
настроении по окончании урока и выберите лучик или тучку. Приклейте, обоснуйте свой выбор.
Было интересно, мне понравилось работать.
Урок нужный, но было скучно;
Урок не понравился, не хочу больше такие уроки.
12. Оценивание обучающихся. Окончание урока.
1 команда М..линовый…., меб..льный
……, р..ботал……, ул..чный…..
1 команда М..линовый…., меб..льный
……, р..ботал……, ул..чный…..
2 команда Быстр..……, м..локо……,
п..суда….., б…рёза…….
2 команда Быстр..……, м..локо……,
п..суда….., б…рёза…….
3 команда Учит..ль…., х.рошо….,
вес..л..…….,д..журный…..,ж..лтый……
3 команда Учит..ль…., х.рошо….,
вес..л..…….,д..журный…..,ж..лтый……
1 команда М..линовый…., меб..льный
……, р..ботал……, ул..чный…..
1 команда М..линовый…., меб..льный
……, р..ботал……, ул..чный…..
2 команда Быстр..……, м..локо……,
п..суда….., б…рёза…….
2 команда Быстр..……, м..локо……,
п..суда….., б…рёза…….
3 команда Учит..ль…., х.рошо….,
вес..л..…….,д..журный…..,ж..лтый……
3 команда Учит..ль…., х.рошо….,
вес..л..…….,д..журный…..,ж..лтый……
1 команда М..линовый…., меб..льный
……, р..ботал……, ул..чный…..
1 команда М..линовый…., меб..льный
……, р..ботал……, ул..чный…..
2 команда Быстр..……, м..локо……,
п..суда….., б…рёза…….
2 команда Быстр..……, м..локо……,
п..суда….., б…рёза…….
3 команда Учит..ль…., х.рошо….,
вес..л..…….,д..журный…..,ж..лтый……
3 команда Учит..ль…., х.рошо….,
вес..л..…….,д..журный…..,ж..лтый……
1 команда М..линовый…., меб..льный
……, р..ботал……, ул..чный…..
1 команда М..линовый…., меб..льный
……, р..ботал……, ул..чный…..
2 команда Быстр..……, м..локо……,
п..суда….., б…рёза…….
2 команда Быстр..……, м..локо……,
п..суда….., б…рёза…….
3 команда Учит..ль…., х.рошо….,
вес..л..…….,д..журный…..,ж..лтый……
3 команда Учит..ль…., х.рошо….,
вес..л..…….,д..журный…..,ж..лтый…… 1 команда М..линовый…., меб..льный
……, р..ботал……, ул..чный…..
1 команда М..линовый…., меб..льный
……, р..ботал……, ул..чный…..
2 команда Быстр..……, м..локо……,
п..суда….., б…рёза…….
2 команда Быстр..……, м..локо……,
п..суда….., б…рёза…….
3 команда Учит..ль…., х.рошо….,
вес..л..…….,д..журный…..,ж..лтый……
3 команда Учит..ль…., х.рошо….,
вес..л..…….,д..журный…..,ж..лтый……
Урок русского языка на тему "Части речи" ( 2 класс)
Урок русского языка на тему "Части речи" ( 2 класс)
Урок русского языка на тему "Части речи" ( 2 класс)
Урок русского языка на тему "Части речи" ( 2 класс)
Урок русского языка на тему "Части речи" ( 2 класс)
Урок русского языка на тему "Части речи" ( 2 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.