Урок русского языка на тему "Частица как часть речи" (7 класс)

  • Разработки уроков
  • ppt
  • 28.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала Приложение к уроку.ppt
Частица как часть речи Дивной вязью он (народ) плёл  невидимую сеть русского языка А. Н. Толстой
Вязь — тип письма, в котором буквы сближаются или  соединяются одна с другой и связываются в  непрерывный орнамент.  Вязь применялась для украшения заглавий в древних  византийских, славянских рукописных и  старопечатных книгах, чаще в начале текста.
На уроке Познакомиться… Учиться… Знать…
Учёные­языковеды А. А. Шахматов Л. В. Щерба          В. В. Виноградов   А. В. Добиаш
Частица – это служебная часть речи, которая придает  дополнительные смысловые или эмоциональные оттенки  предложениям и отдельным словам или служит для  образования форм слова. частицы формообразующие смысловые Вопрос, восклицание, указание,  отрицание, усиление,сомнение,  уточненение, ограничение др.
дятел
дрозд
лесная мышь
кошка
цапля
куница
свинья
белка
• Н.И. Сладков «Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты» • • • • • ­ Угадай, кто я. Ем жуков и муравьев и живу на елке. ­ Неужели дятел? ­ Нет, вот и не угадал! Еще я ем гусениц и личинок. ­ Как раз гусениц и личинок любят дрозды. ­ Действительно, дрозды, а не я. Ведь я грызу сброшенные  лосями рога. ­ Ну, тогда ты, наверное, лесная мышь. ­ Вот еще – мышь! Бывает, я даже сама ем мышей. ­ Хорошо! Тогда ты кошка! ­ Куда уж – кошка! Иногда я ем ящериц. И изредка рыбу. ­ Ладно, ты – цапля. ­ Где уж – цапля! Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнезд  яйца. ­ Точно, куница! ­ Вот именно – не куница. Куница – мой старый враг. А я  ем  еще  почки, орехи, семена елок и сосен, ягоды и грибы. ­ Скорее всего, ты – свинья, раз лопаешь все подряд. Ты  одичавшая свинья, которая сглупу забралась на елку! ­ Нет, нет и нет. Я белка! Запомни: кошки едят не только мышей,  чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не одних мух, а  белки грызут не только орешки. • • • • • • • • • •
Сравните: Ты ошибся, потому что я не лесная  мышь. Вот еще – лесная мышь!
Лингвистический эксперимент Я чемпион Я не чемпион (отрицание) Именно я чемпион (уточнение) Неужели я чемпион?(вопрос) Даже я чемпион (усиление)
Выпишите из текста частицы К грызунам относятся крысы, мыши, белки и даже  морские свинки. Всего в мире живут почти 1700 видов  грызунов.  Белка­ грызун с серым или рыжим мехом и красивым  хвостом такой же длины, как все туловище. Полезен ли  красивый хвост? Даже очень. Ведь хвост укрывает от  солнца и дождя, помогает рулить в воздухе и  балансировать (сохранять равновесие) на тонких  ветвях. Уже в начале осени белка запасает на зиму  жёлуди и орехи. Иногда она не всё находит, тем лучше:  на месте тайника вырастут деревья.
Дополните текст частицами  В доме Петьки жили разные звери: кошка, собака, черепаха и ….. белочка, которую он подобрал больную в лесу. Белочку звали Малышка. Она была тёмно-рыжего, … коричневого цвета. Малышка была пугливая. … услышит малейший шорох, сразу прячется. «…. тебе охота с ними возиться?» – спросил я однажды друга. «Они … мои друзья», - ответил мне Петька.
Подведем итоги     сегодня я узнал…  было интересно…  было трудно…  я выполнял задания…  я понял, что…  теперь я могу…  я научился…  у меня получилось …  я смог…  меня удивило…  мне захотелось…
Домашнее задание (на выбор) 1) Выписать 6 предложений с частицами из басен  И. А. Крылова. 2) Составить «дивной вязью» грамматическую  сказку «Жила  – была частица…»

Посмотрите также