Урок русского языка на тему "Имя существительное" (3 класс, русский язык)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 05.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Русский язык богат и разнообразен. В русском языке сложно встретить предложения, в которых нет имени существительного. Неспроста в школьной программе изучение русского языка начинается с этой части речи. В существительном сосредоточена вся важность высказывания, его наличие обуславливает целостность всего предложения.Урок русского языка 3 класс "Имя существительное"
Иконка файла материала Имя существительное 3 класс.docx
Урок русского языка в 3 классе Тема: «Имя существительное» Цель: Обобщить и систематизировать изученное; развивать наблюдательность,  речь, использовать существительные в своей речи, развивать творческое  мышление; воспитывать любовь к природе. Планируемые результаты: Учащиеся научатся обобщать слова ­ названия предметов; использовать  специальную терминологию при определении части речи; распределять имена  существительные в тематические группы предметов; подбирать антонимы,  коллективно выполнять проект, написать мини­сочинение. Ход урока I. Цель этапа: подготовить учащихся к началу урока, включение в деловой ритм  (диалог учителя и учащихся). ­ Дети, вам тепло? (Да!) ­ В классе светло? (Да!) ­ Прозвенел уже звонок? (Да!) ­ Уже закончился урок? (Нет!) ­Только начался урок? (Да!) ­Хотите учиться? (Да!) ­Значит можно садиться! ­Я желаю вам преодолеть все трудности на уроке и открыть новые знания о  написании слов. Теперь в путь, друзья. Улыбнитесь друг другу и пожелайте  успеха. Каждый урок русского языка ­ это постижение тайн одного из великих  языков мира. ­Какие высказывания вы знаете о русском языке? (Дети отвечают)                            ­Молодцы, что много знаете высказываний о русском языке. ­Как вы понимаете китайскую мудрость:  «Расскажи мне, и я забуду.    Покажи мне, и я запомню.    Вовлеки меня, и я научусь».      Настрой на урок II. Актуализация знаний. Откройте тетради. Ребята, что мы сейчас должны сделать? (Записать число) Двадцатое декабря. Классная работа. ­ Подчеркните опасные места в записи числа. ­Что вы подчеркнули? Назовите, пожалуйста. ­А какой следующий вид работы у нас будет? (Минутка чистописания) 1.Минутка чистописания. 1(Развитие фонематического слуха, регулятивных УУД) ­Запишите по 2 раза следующие буквы: лл сс мм  ­ Дать характеристику звуку [л] ­ 1ряд; [с] ­ 2ряд; [м] ­ 3ряд. (Развитие познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД) 2. Словарная работа ­Написать слова,  которые отвечают на вопрос кто? или что? ­Что общего в этих словах? ­Чем отличаются эти слова? ­Определить склонение имен существительных. ­Дети на первом ряду придумывают словосочетание. ­Дети на втором ряду придумывают распространенное предложение. ­Дети на третьем ряду придумывают нераспространенное предложение. III. Формулирование темы и цели урока, планирование деятельности. Ребята,  какая будет тема нашего урока?  (Мы продолжим изучать имена существительные) – А ещё? (Будем учиться использовать имена существительные в своей речи,  развивать творческое мышление, воспитывать любовь к природе) ­Что такое имя существительное? ­Что обозначает имя существительное? ­На какие вопросы отвечают имена существительные? (Коммуникативные УУД) ­Послушаем стихотворение и узнаем, о каком времени года идет речь. Берёза. Сергей Есенин Белая береза под моим окном, Принакрылась снегом, точно серебром. На пушистых ветках снежною каймой, Распустились кисти белой бахромой. И стоит береза в сонной тишине, И горят снежинки в золотом огне. А заря, лениво обходя кругом, Обсыпает ветки новым серебром.  ­Какие слова вам помогли догадаться, что это зима? (Развитие познавательных УУД) ­Вам на дом было дано задание, подобрать слова связанные с зимой (зимушка,  вьюга, снежинка, метель) ­Какая часть речи украшает имя существительное? ­Как называются слова, которые сочетаются? ­Что такое словосочетание? ­Составьте словосочетание с этими именами существительными. (Развитие регулятивных УУД) ­Работа в парах (выполнить морфологический разбор существительного) 2VI . Развитие умений, применение знаний. ­Самостоятельная работа. Проверка: ­Написать имена существительные во множественном числе. (Развитие познавательных, регулятивных УУД) ­Какие пословицы вы знаете о зиме? ­Расшифруйте пословицу на доске. ­Все буквы перепутались, давайте мы с вами поставим их на место и узнаем, что  за пословица написана (Лето припасиха, а зима прибериха) ­Как понимаете смысл этой пословицы? ­Выписать имена существительные и выполнить морфемный разбор. (Развитие познавательных, регулятивных УУД)    V. Физминутка. Яблоко, пошел, любимый, кошка, дерево, летает, сорока, зима, прелестный. ­Услышали существительное ­ хлопаем в ладоши. ­Услышали прилагательное ­ поднимаем левую руку вверх. ­Услышали глагол ­ поднимаем правую руку вверх. (Развитие познавательных, регулятивных, личностных, коммуникативных  УУД) VI. Работа в группах. ­Каждой группе составить свое предложение о зиме. ­Выполнить задание: ­Дети на первом ряду ­ определяют части речи в предложении. ­Дети на втором ряду ­ определяют род существительных в своем предложении. ­Дети на третьем ряду ­ подчеркивают подлежащее и сказуемое. ­Ребенок у доски выполняет синтаксический разбор предложения  (Золотой дождик сверкает в лучах солнца.) (Развитие регулятивных УУД) ­Какое противоположное слово можно подобрать к слову «свет»? ­Как называются слова противоположные по смыслу? ­Подобрать антонимы: Солнце­ Зима­ Холод­ Снег­ ­Что имеют имена существительные?  ­Определить род существительных (дети на первом ряду ­ находят имена  существительные ж.р.; дети на втором ряду ­ находят имена существительные  м. р; дети на третьем ряду ­ находят имена существительные ср. р.) VII. Развитие речи. Творческая работа. ­Вначале урока мы говорили, что зима прекрасное время года. Послушаем музыку П.И.Чайковского «Декабрь» («Времена года») ­Какие картины нарисовала вам музыка?  3(Развитие регулятивных УУД) ­На доске у нас зимнее дерево. ­Украсим его именами существительными, именами прилагательными, глаголами. А теперь каждый станет художником своего слова. Составьте текст о зиме. Начало  текста на доске. Наступила … (Звучит музыка) ­Чтение  составленных текстов. ­ Скажите, ребята, а что у нас получилось? (У нас получился текст) ­А из чего это видно? (Все предложения связаны между собой по смыслу и  дополняют друг друга).  ­Давайте придумаем заглавие к своим творческим работам. ­ А какой это текст? (Описание) (Развитие познавательных, регулятивных, личностных УУД)  ­О какой части речи мы с вами говорили? ­Какое задание вам было интересно? ­Какую оценку вы поставили себе за работу на уроке?  Д.З.  Сочинить рассказ об имени существительном. Скоро прозвенит звонок, Нам пора заканчивать урок.                                            4