Урок русского языка на тему "Морфемика и словообразование" (6 класс)
Оценка 4.9

Урок русского языка на тему "Морфемика и словообразование" (6 класс)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
06.01.2018
Урок русского языка на тему "Морфемика и словообразование" (6 класс)
Данный урок русского языка является первым уроком в изучении раздела "Словообразование. Орфография. Культура речи", целью которого является повторение ранее изученного о морфемах, подготовка к изучению нового раздела - словообразования. Важно показать связь морфемики с другими разделами языкознания: морфологией, орфографией, словообразованием.Конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Морфемика и словообразование"
Урок русского языка в 6 классе. Морфемика и словообразование.docx
Урок русского языка в 6 классе                                                                                           Тема: Мофемика и словообразование Цели урока:  актуализировать полученные учащимися ранее знания о морфемах русского языка; формировать представление обучающихся о связи морфемики с другими разделами лингвистики. Задачи:   обучающие   –   дать   понятие   о   морфемике   и   словообразовании   как самостоятельном   разделе   лингвистики;   развивающие   –   развивать   умение свободно   ориентироваться   в  структуре   слова;   воспитательные  –  воспитывать желание к совершенству устной и письменной речи. Формирование УУД Познавательные: точное понимание цели работы, умение работать с учебником, находить способы решения учебных задач. Регулятивные:  умение   планировать   собственную   деятельность,   соотношение цели и результата своей деятельности, способность к преодолению возникающих трудностей, поиск решения. Коммуникативные: достаточно полно и точно выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог при обсуждении вопроса, ставить вопрос в процессе поиска информации,   оформление   мысли   в   соответствии   с   нормами   русского литературного языка. Оборудование: презентация, карточки. Ход урока I. Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности. ( Девиз урока) (Слайд 1)        1. Взять себя в руки, не покладая рук, слушать во все уши, душа в душу,              ставить точки над И, как свои пять пальцев. (Слайд 2)               ­ Прочитать выражения.               ­ Как называются данные выражения?               ­ Дать определение фразеологизов.               ­ Объяснить значение фразеологизмов.               ­ Составить предложение – девиз из данных фразеологизмов. II. Актуализация знаний.        1. Игра «Четвертый лишний» (карточка)               1 группа.  Корень, имя существительное, глагол, наречие               2 группа. Подлежащее, дополнение, определение, суффикс               3 группа.  Синонимы, антонимы, приставка, омонимы               4 группа. Гласный, окончание, согласный, ударный III. Определение темы урока, целей.               ­ Как можно назвать лишние слова одним словом? ( Морфемы)               ­  Как называется раздел науки о языке, в котором изучаются                  морфемы?               ­ Сформулируйте тему и цели урока. (Слайд 3) IV. Изучение нового материала. (Слайд 4) 1. Определение маршрута: определите последовательность изучения темы.  (карточка)                ­ Повторить определения морфем.                ­ Формировать умение выделять  морфемы в словах.                ­ Определить, какую роль выполняют морфемы в слове.                ­ Выяснить, с какими разделами лингвистики связана морфемика.         2. Дать определение морфем и разобрать слова по составу: выучил,               радостно, расписание, майские, стекло. (по 1 слову  у доски) (Слайд 5)                ­  При разборе каких слов возникли затруднения. Почему?                ­ С какими разделами науки о языке связана морфемика?  (связь с                   морфологией – стекло, с орфографией – расписание) 3. Ромашка: на листе бумаги нарисована  ромашка, в сердцевине ее дано Слово ( задание по рядам)                1 ряд – добавить приставку к слову ШИТЬ                2 ряд – дано слово ДОЖДЬ, записать слово с суффиксами, при                             необходимости добавить окончание                3 ряд – добавить окончание к слову КНИГА                ­ Прочитать слова. Как называются? (Новые слова и формы слова)                ­ С помощью каких морфем образуются новые слова? Как назовем                    раздел? Допишем в тему. С каким еще разделом связана морфемика?                   (Морфемика и словообразование. Связь морфемики  со                  словообразованием) (Слайд 6)          4. Физминутка. (Слайд 7)          5. Сформулировать задание, выполнить его. (работа в группах) (Слайд 8)               1­2 группа: Делить, раздел, деловой, деление, дело. (Делить, раздел,                                  деление; деловой, дело).                3 группа: Снежинка, соломинка, осинка, корзинка, пылинка.                4 группа: Домов, столов, коров, ковров, голов.          6. Упр. 161.          7. Работа с текстом  (карточка) (Слайд 9)       ­ Прочитайте текст. Определите тип речи,  основную мысль, тему. Выпишите однокоренные слова и формы одного и того же слова.      Скоро путь мне преградила маленькая речка. Она быстро неслась с горки и круто обрывалась с берега, по которому я шел, в большую реку.            Это был настоящий водопад. Речка широкой струёй хлестала с обрыва и крутилась в водовороте. В этом месте на большой реке была широкая полынья.       Я никогда прежде не видел водопада. С восторгом и страхом смотрел я на бешеный   поток,  готовый   смять   под   собой   всякого,  кто   неосторожно   к   нему приблизится. (В.Бианки) V. Рефлексия. (Слайд 10) VI. Домашнее задание: параграф 31, упр. 158.             (Слайд 11) Карточка для 1 группы 1. Взять себя в руки, не покладая рук, слушать во все уши, душа в душу,      ставить точки над И, как свои пять пальцев. 2. «Четвёртый лишний»:        Корень, имя существительное, глагол, наречие. 3.  Определить последовательность действий на уроке.          ­ Формировать умение выделять  морфемы в словах.         ­ Определить, какую роль выполняют морфемы в слове.         ­ Выяснить, с какими разделами лингвистики связана морфемика.         ­ Повторить определения морфем. 4. Сформулировать задание и выполнить его.     Снежинка, соломинка, осинка, корзинка, пылинка. 5. Текст.      Скоро путь мне преградила маленькая речка. Она быстро неслась с горки и круто обрывалась с берега, по которому я шел, в большую реку.            Это был настоящий водопад. Речка широкой струёй хлестала с обрыва и крутилась в водовороте. В этом месте на большой реке была широкая полынья.       Я никогда прежде не видел водопада. С восторгом и страхом смотрел я на бешеный   поток,  готовый   смять   под   собой   всякого,  кто   неосторожно   к   нему приблизится. (В.Бианки) Карточка для 2 группы 1.   Взять   себя   в   руки,   не   покладая   рук,   слушать   во   все   уши,   душа   в   душу, ставить точки  над И, как свои пять пальцев. 2. «Четвёртый лишний»:        Подлежащее, дополнение, определение, суффикс. 3.  Определить последовательность действий на уроке.          ­ Формировать умение выделять  морфемы в словах.         ­ Определить, какую роль выполняют морфемы в слове.         ­ Выяснить, с какими разделами лингвистики связана морфемика.         ­  Повторить определения морфем. 4. Сформулировать задание и выполнить его.     Снежинка, соломинка, осинка, корзинка, пылинка. 5. Текст.      Скоро путь мне преградила маленькая речка. Она быстро неслась с горки и круто обрывалась с берега, по которому я шел, в большую реку. Это был настоящий водопад. Речка широкой струёй хлестала с обрыва и крутилась в водовороте. В этом месте на большой реке была широкая полынья.       Я никогда прежде не видел водопада. С восторгом и страхом смотрел я на бешеный   поток,  готовый   смять   под   собой   всякого,  кто   неосторожно   к   нему приблизится. (В.Бианки) Карточка для 3 группы 1.  Взять себя в руки, не покладая рук, слушать во все уши, душа в душу, ставить точки над И, как свои пять пальцев. 2. «Четвёртый лишний»:        Синонимы, антонимы, приставка, омонимы. 3.  Определить последовательность действий на уроке.          ­ Формировать умение выделять  морфемы в словах.         ­ Определить, какую роль выполняют морфемы в слове.         ­ Выяснить, с какими разделами лингвистики связана морфемика.         ­  Повторить определения морфем. 4. Сформулировать задание и выполнить его.     Делить, раздел, деловой, деление, дело.  5. Текст.      Скоро путь мне преградила маленькая речка. Она быстро неслась с горки и круто обрывалась с берега, по которому я шел, в большую реку.            Это был настоящий водопад. Речка широкой струёй хлестала с обрыва и крутилась в водовороте. В этом месте на большой реке была широкая полынья.       Я никогда прежде не видел водопада. С восторгом и страхом смотрел я на бешеный   поток,  готовый   смять   под   собой   всякого,  кто   неосторожно   к   нему приблизится. (В.Бианки) Карточка для 4 группы 1.  Взять себя в руки, не покладая рук, слушать во все уши, душа в душу, ставить точки над И, как свои пять пальцев. 2. «Четвёртый лишний»:        Гласный, окончание, согласный, ударный. 3.  Определить последовательность действий на уроке.          ­ Формировать умение выделять  морфемы в словах.         ­ Определить, какую роль выполняют морфемы в слове.         ­ Выяснить, с какими разделами лингвистики связана морфемика.         ­  Повторить определения морфем. 4. Сформулировать задание и выполнить его.     Домов, столов, коров, ковров, голов.  5. Текст. Скоро путь мне преградила маленькая речка. Она быстро неслась с горки и круто обрывалась с берега, по которому я шел, в большую реку.            Это был настоящий водопад. Речка широкой струёй хлестала с обрыва и крутилась в водовороте. В этом месте на большой реке была широкая полынья.       Я никогда прежде не видел водопада. С восторгом и страхом смотрел я на бешеный   поток,  готовый   смять   под   собой   всякого,  кто   неосторожно   к   нему приблизится. (В.Бианки)

Урок русского языка на тему "Морфемика и словообразование" (6 класс)

Урок русского языка на тему "Морфемика и словообразование" (6 класс)

Урок русского языка на тему "Морфемика и словообразование" (6 класс)

Урок русского языка на тему "Морфемика и словообразование" (6 класс)

Урок русского языка на тему "Морфемика и словообразование" (6 класс)

Урок русского языка на тему "Морфемика и словообразование" (6 класс)

Урок русского языка на тему "Морфемика и словообразование" (6 класс)

Урок русского языка на тему "Морфемика и словообразование" (6 класс)

Урок русского языка на тему "Морфемика и словообразование" (6 класс)

Урок русского языка на тему "Морфемика и словообразование" (6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2018