Урок русского языка на тему "Морфемика и словообразование" (6 класс)
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
06.01.2018
Данный урок русского языка является первым уроком в изучении раздела "Словообразование. Орфография. Культура речи", целью которого является повторение ранее изученного о морфемах, подготовка к изучению нового раздела - словообразования. Важно показать связь морфемики с другими разделами языкознания: морфологией, орфографией, словообразованием.Конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Морфемика и словообразование"
Урок русского языка в 6 классе. Морфемика и словообразование.docx
Урок русского языка в 6 классе
Тема: Мофемика и словообразование
Цели урока: актуализировать полученные учащимися ранее знания о морфемах
русского языка; формировать представление обучающихся о связи морфемики с
другими разделами лингвистики.
Задачи: обучающие – дать понятие о морфемике и словообразовании как
самостоятельном разделе лингвистики; развивающие – развивать умение
свободно ориентироваться в структуре слова; воспитательные – воспитывать
желание к совершенству устной и письменной речи.
Формирование УУД
Познавательные: точное понимание цели работы, умение работать с учебником,
находить способы решения учебных задач.
Регулятивные: умение планировать собственную деятельность, соотношение
цели и результата своей деятельности, способность к преодолению возникающих
трудностей, поиск решения.
Коммуникативные: достаточно полно и точно выражать свои мысли, слушать и
вступать в диалог при обсуждении вопроса, ставить вопрос в процессе поиска
информации, оформление мысли в соответствии с нормами русского
литературного языка.
Оборудование: презентация, карточки.
Ход урока
I. Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности. ( Девиз урока) (Слайд 1)
1. Взять себя в руки, не покладая рук, слушать во все уши, душа в душу,
ставить точки над И, как свои пять пальцев. (Слайд 2)
Прочитать выражения.
Как называются данные выражения?
Дать определение фразеологизов.
Объяснить значение фразеологизмов.
Составить предложение – девиз из данных фразеологизмов.
II. Актуализация знаний.
1. Игра «Четвертый лишний» (карточка)
1 группа. Корень, имя существительное, глагол, наречие
2 группа. Подлежащее, дополнение, определение, суффикс
3 группа. Синонимы, антонимы, приставка, омонимы
4 группа. Гласный, окончание, согласный, ударный
III. Определение темы урока, целей.
Как можно назвать лишние слова одним словом? ( Морфемы)
Как называется раздел науки о языке, в котором изучаются
морфемы?
Сформулируйте тему и цели урока. (Слайд 3) IV. Изучение нового материала. (Слайд 4)
1. Определение маршрута: определите последовательность изучения темы.
(карточка)
Повторить определения морфем.
Формировать умение выделять морфемы в словах.
Определить, какую роль выполняют морфемы в слове.
Выяснить, с какими разделами лингвистики связана морфемика.
2. Дать определение морфем и разобрать слова по составу: выучил,
радостно, расписание, майские, стекло. (по 1 слову у доски) (Слайд 5)
При разборе каких слов возникли затруднения. Почему?
С какими разделами науки о языке связана морфемика? (связь с
морфологией – стекло, с орфографией – расписание)
3. Ромашка: на листе бумаги нарисована ромашка, в сердцевине ее дано
Слово ( задание по рядам)
1 ряд – добавить приставку к слову ШИТЬ
2 ряд – дано слово ДОЖДЬ, записать слово с суффиксами, при
необходимости добавить окончание
3 ряд – добавить окончание к слову КНИГА
Прочитать слова. Как называются? (Новые слова и формы слова)
С помощью каких морфем образуются новые слова? Как назовем
раздел? Допишем в тему. С каким еще разделом связана морфемика?
(Морфемика и словообразование. Связь морфемики со
словообразованием) (Слайд 6)
4. Физминутка. (Слайд 7)
5. Сформулировать задание, выполнить его. (работа в группах) (Слайд 8)
12 группа: Делить, раздел, деловой, деление, дело. (Делить, раздел,
деление; деловой, дело).
3 группа: Снежинка, соломинка, осинка, корзинка, пылинка.
4 группа: Домов, столов, коров, ковров, голов.
6. Упр. 161.
7. Работа с текстом (карточка) (Слайд 9)
Прочитайте текст. Определите тип речи, основную мысль, тему. Выпишите
однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Скоро путь мне преградила маленькая речка. Она быстро неслась с горки и
круто обрывалась с берега, по которому я шел, в большую реку.
Это был настоящий водопад. Речка широкой струёй хлестала с обрыва и
крутилась в водовороте. В этом месте на большой реке была широкая полынья.
Я никогда прежде не видел водопада. С восторгом и страхом смотрел я на
бешеный поток, готовый смять под собой всякого, кто неосторожно к нему
приблизится. (В.Бианки)
V. Рефлексия. (Слайд 10)
VI. Домашнее задание: параграф 31, упр. 158.
(Слайд 11) Карточка для 1 группы
1. Взять себя в руки, не покладая рук, слушать во все уши, душа в душу,
ставить точки над И, как свои пять пальцев.
2. «Четвёртый лишний»:
Корень, имя существительное, глагол, наречие.
3. Определить последовательность действий на уроке.
Формировать умение выделять морфемы в словах.
Определить, какую роль выполняют морфемы в слове.
Выяснить, с какими разделами лингвистики связана морфемика.
Повторить определения морфем.
4. Сформулировать задание и выполнить его.
Снежинка, соломинка, осинка, корзинка, пылинка.
5. Текст.
Скоро путь мне преградила маленькая речка. Она быстро неслась с горки и
круто обрывалась с берега, по которому я шел, в большую реку.
Это был настоящий водопад. Речка широкой струёй хлестала с обрыва и
крутилась в водовороте. В этом месте на большой реке была широкая полынья.
Я никогда прежде не видел водопада. С восторгом и страхом смотрел я на
бешеный поток, готовый смять под собой всякого, кто неосторожно к нему
приблизится. (В.Бианки)
Карточка для 2 группы
1. Взять себя в руки, не покладая рук, слушать во все уши, душа в душу,
ставить точки над И, как свои пять пальцев.
2. «Четвёртый лишний»:
Подлежащее, дополнение, определение, суффикс.
3. Определить последовательность действий на уроке.
Формировать умение выделять морфемы в словах.
Определить, какую роль выполняют морфемы в слове.
Выяснить, с какими разделами лингвистики связана морфемика.
Повторить определения морфем.
4. Сформулировать задание и выполнить его.
Снежинка, соломинка, осинка, корзинка, пылинка.
5. Текст.
Скоро путь мне преградила маленькая речка. Она быстро неслась с горки и
круто обрывалась с берега, по которому я шел, в большую реку. Это был настоящий водопад. Речка широкой струёй хлестала с обрыва и
крутилась в водовороте. В этом месте на большой реке была широкая полынья.
Я никогда прежде не видел водопада. С восторгом и страхом смотрел я на
бешеный поток, готовый смять под собой всякого, кто неосторожно к нему
приблизится. (В.Бианки)
Карточка для 3 группы
1. Взять себя в руки, не покладая рук, слушать во все уши, душа в душу, ставить
точки над И, как свои пять пальцев.
2. «Четвёртый лишний»:
Синонимы, антонимы, приставка, омонимы.
3. Определить последовательность действий на уроке.
Формировать умение выделять морфемы в словах.
Определить, какую роль выполняют морфемы в слове.
Выяснить, с какими разделами лингвистики связана морфемика.
Повторить определения морфем.
4. Сформулировать задание и выполнить его.
Делить, раздел, деловой, деление, дело.
5. Текст.
Скоро путь мне преградила маленькая речка. Она быстро неслась с горки и
круто обрывалась с берега, по которому я шел, в большую реку.
Это был настоящий водопад. Речка широкой струёй хлестала с обрыва и
крутилась в водовороте. В этом месте на большой реке была широкая полынья.
Я никогда прежде не видел водопада. С восторгом и страхом смотрел я на
бешеный поток, готовый смять под собой всякого, кто неосторожно к нему
приблизится. (В.Бианки)
Карточка для 4 группы
1. Взять себя в руки, не покладая рук, слушать во все уши, душа в душу, ставить
точки над И, как свои пять пальцев.
2. «Четвёртый лишний»:
Гласный, окончание, согласный, ударный.
3. Определить последовательность действий на уроке.
Формировать умение выделять морфемы в словах.
Определить, какую роль выполняют морфемы в слове.
Выяснить, с какими разделами лингвистики связана морфемика.
Повторить определения морфем.
4. Сформулировать задание и выполнить его.
Домов, столов, коров, ковров, голов.
5. Текст. Скоро путь мне преградила маленькая речка. Она быстро неслась с горки и
круто обрывалась с берега, по которому я шел, в большую реку.
Это был настоящий водопад. Речка широкой струёй хлестала с обрыва и
крутилась в водовороте. В этом месте на большой реке была широкая полынья.
Я никогда прежде не видел водопада. С восторгом и страхом смотрел я на
бешеный поток, готовый смять под собой всякого, кто неосторожно к нему
приблизится. (В.Бианки)
Урок русского языка на тему "Морфемика и словообразование" (6 класс)
Урок русского языка на тему "Морфемика и словообразование" (6 класс)
Урок русского языка на тему "Морфемика и словообразование" (6 класс)
Урок русского языка на тему "Морфемика и словообразование" (6 класс)
Урок русского языка на тему "Морфемика и словообразование" (6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.