Цель урока:
организация образовательного пространства, ориентированного на самоопределение учащихся, способствующего осуществлению связи предметных компетенций и жизненной практики.
Оценивание
Критерии: составил вопрос – 1 балл |
Ответил на: 1 вопрос – 1 балл |
2 вопроса – 2 балла |
3 вопроса – 3 балла |
4 вопроса – 4 балла |
5 вопросов – 5 баллов |
6 вопросов – 6 баллов |
7 вопросов – 7 баллов |
8 вопросов – 8 баллов |
9 вопросов – 9 баллов |
Итого максимальный балл – 10 баллов |
1. Разговорный стиль речи
Функция, сфера применения | Задачи речи | Характеристика высказывания | Языковые средства |
Общение в неофициальной обстановке (в кругу семьи, друзей); | Обмен впечатлени-ями, мыслями с близкими или хорошо знакомыми людьми | Непринуждённая (без предварительного обдумывания и отбора языковых средств) речь, | Эмоциональная выразительная разговорная лексика, |
2. Научный стиль речи
Функция, сфера применения | Задачи речи | Характеристика высказывания | Языковые средства |
Изложение научной информации; | Сообщение сведений, имеющих научное значение; объяснение причин явлений, разъяснение достижений науки и техники, сообщение о них | Точность, логичность, доказательность; | Книжная и специальная лексика, научные термины; слова категории состояния, глагольные формы множественного числа, деепричастия и причастия; прямой порядок слов, осложнённые простые предложения; вводные слова, указывающие на порядок оформления мыслей |
3. Официально-деловой стиль речи
Функция, сфера применения | Задачи речи | Характеристика высказывания | Языковые средства |
Точная передача деловой информации; | Сообщение сведений, имеющих деловое информаци-онное значение | Строгость; | Использование штампов специальной деловой лексики; прямой порядок слов; преобладание существительных, в т.ч. отглагольных, глаголов в повелительном наклонении, производных предлогов , ПП и СП с обособленными членами, СПП с придаточными условия, присоединительными |
4. Публицистический стиль речи
Функция, сфера применения | Задачи речи | Характеристика высказывания | Языковые средства |
Воздействие, агитация и пропаганда; | Передача информа-ции об актуаль-ных вопросах современ-ной жизни с целью воздейст-вия на людей, формиро-вание обще-ственного мнения | Призывность; | Использование различных лексических пластов, в т.ч. лексики общественно-политической и экспрессивно окрашенной, фразеологизмов, пословиц и поговорок; |
5. Стиль художественной литературы
Функция, сфера применения | Задачи речи | Характерис-тика высказывания | Языковые средства |
Художественное воздействие (создание образа); | Воздействие на читателя (слушателя) путём словесного художествен-ного изображения жизни; | Образность; | Сочетание особенностей различных стилей; |
ТИПЫ РЕЧИ
Повествование
Рассуждение
Описание
Последовательные, сменяющие друг друга действия
Вопрос: что происходит?
Части речи: глагол
Одновременные признаки предмета, места, человека, состояния окружающей среды
Вопрос: какой?
Части речи: прилагательное, наречие, слова категории состояния
Рассуждать – значит ДОКАЗЫВАТЬ, говорить о причинах свойств, явлений.
Вопрос: почему?
Схема рассуждения:
тезис;
аргументы (доказательства + примеры);
вывод
ПОВЕСТВОВАНИЕ
Характеристика | Сфера употребления | Примеры |
Повествование - это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности. Особенность повествования в том, что в нем говорится о следующих друг за другом действиях. | Повествование как тип речи очень распространен в таких жанрах художественной и публицистической литературы, как воспоминания, письма. | Пример повествования: Я стал гладить Яшкину лапу и думаю: совсем как у ребеночка. И пощекотал ему ладошку. А ребеночек-то как дернет лапку - и меня по щеке. Я и мигнуть не успел, а он надавал мне оплеух и прыг под стол. |
Повествование — это мир в движении (один кадр сменяет другой) | Типичная композиция повествовательных текстов включает:1) завязку (начало событий);2) развитие действия;3) кульминацию;4) развязку (итог событий) | Разновидности повествования: 1) изобразительное;2) информативное |
ОПИСАНИЕ
Характеристика | Сфера употребления | Примеры |
Описание - это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. | Описание может быть использовано в любом стиле речи, но в научном характеристика предмета должна быть предельно полной, а в художественном акцент делается только на самых ярких деталях | 1. Научное описание: |
Описание - это мир в покое (одна фотография) | Типичная композиция текстов-описаний включает:1) общее представление о предмете;2) отдельные признаки предмета;3) авторскую оценку, вывод, заключение | Разновидности описания:1) описание предмета, человека (его характеристика) | Какой он? |
2) описание места (интерьер, пейзаж) | Где что находится? (Слева, около, недалеко, стоит, располагается) | ||
3) описание состояния окружающей среды | Каково здесь? (Вечереет, холодно, тишина, небо, воздух и т. д.) | ||
4) описание состояния лица (человека) | Каково ему? Какие у него чувства, ощущения? (Плохо, радостно, грустно, не по себе и т. д.) |
РАССУЖДЕНИЕ
Характеристика |
В рассуждении устанавливается причинная взаимосвязь событий и явлений. Рассуждение требует логически стройной системы доказательств, т.к. цель его - убедить адресата в чем-либо. Последовательность аргументов может быть выражена словами во-первых, во-вторых и т.п., может быть обозначена абзацным членением. |
Типичная композиция текстов-рассуждений включает:1) тезис (мысль, требующую доказательства или опровержения);2) обоснование (аргументы, доводы, доказательства, примеры);3) вывод | Разновидности рассуждения: | Почему так, а не иначе? Что из этого следует? |
| 2) рассуждение- объяснение | Что это такое? (Толкование понятия, объяснение сути явления) |
| 3) рассуждение- размышление | Как быть? Что делать? (Раздумья над различными жизненными ситуациями) |
Рассуждение - это мысли о мире, а не сам мир
Критерии оценивания
Критерии: определил(а) тип одного текста – 1 балл |
Определил(а) тип двух текстов – 2 балл |
Определил(а) тип трёх текстов – 3 балла |
определил тип одного текста с приведением аргументов– 2 балла |
определил тип двух текстов с приведением аргументов – 4 балла |
определил тип трёх текстов с приведением аргументов– 6 баллов |
Итого максимальный балл – 9 баллов |
Домашнее задание
ролевая игра “Интервью из будущего” (моделирование текста “Сценарий моего успеха” с использованием языковых элементов всех типов речи)
Успехов в учёбе!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.