Урок русского языка на тему "Обобщение:стили речи и типы текстов" (9класс)
Оценка 4.6

Урок русского языка на тему "Обобщение:стили речи и типы текстов" (9класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
pptx
русский язык
9 кл
09.06.2017
Урок русского языка на тему "Обобщение:стили речи  и типы текстов" (9класс)
презентация к уроку.pptx

Урок русского языка на тему "Обобщение:стили речи и типы текстов" (9класс)

Урок русского языка на тему "Обобщение:стили речи  и типы текстов" (9класс)

Восемнадцатое мая Классная работа «Обобщение: типы текста и стили речи»

Восемнадцатое мая Классная работа «Обобщение: типы текста и стили речи»

Восемнадцатое мая Классная работа «Обобщение: типы текста и стили речи»

Цель урока: организация образовательного пространства, ориентированного на самоопределение учащихся, способствующего осуществлению связи предметных компетенций и жизненной практики

Цель урока: организация образовательного пространства, ориентированного на самоопределение учащихся, способствующего осуществлению связи предметных компетенций и жизненной практики

Цель урока:

организация образовательного пространства, ориентированного на самоопределение учащихся, способствующего осуществлению связи предметных компетенций и жизненной практики.

Урок русского языка на тему "Обобщение:стили речи и типы текстов" (9класс)

Урок русского языка на тему "Обобщение:стили речи  и типы текстов" (9класс)

Задание № 1 «Словесная дуэль»

Задание № 1 «Словесная дуэль»

Задание № 1 «Словесная дуэль»

Оценивание Критерии: составил вопрос – 1 балл

Оценивание Критерии: составил вопрос – 1 балл

Оценивание

Критерии: составил вопрос – 1 балл

Ответил на: 1 вопрос – 1 балл

2 вопроса – 2 балла

3 вопроса – 3 балла

4 вопроса – 4 балла

5 вопросов – 5 баллов

6 вопросов – 6 баллов

7 вопросов – 7 баллов

8 вопросов – 8 баллов

9 вопросов – 9 баллов

Итого максимальный балл – 10 баллов

СТИЛИ РЕЧИ Книжные Разговорный

СТИЛИ РЕЧИ Книжные Разговорный

СТИЛИ РЕЧИ

Книжные

Разговорный

Научный

Официально-деловой

Публицистический

Художественный

Выбор стиля речи зависит от РЕЧЕВОЙ

Выбор стиля речи зависит от РЕЧЕВОЙ

Выбор стиля речи

зависит от
РЕЧЕВОЙ СИТУАЦИИ,
т.е. от того
с кем мы говорим,
где мы говорим,
зачем мы говорим

Разговорный стиль речи Функция, сфера применения

Разговорный стиль речи Функция, сфера применения

1. Разговорный стиль речи

Функция, сфера применения

Задачи речи

Характеристика высказывания

Языковые средства

Общение в неофициальной обстановке (в кругу семьи, друзей);
диалоги;
дружеские послания, письма, беседы;
социальные сети, блоги в сети Интернет

Обмен впечатлени-ями, мыслями с близкими или хорошо знакомыми людьми

Непринуждённая (без предварительного обдумывания и отбора языковых средств) речь,
эмоциональность, непосредственность высказываний

Эмоциональная выразительная разговорная лексика,
слова с суффиксами субъективной оценки, просторечия, вводные конструкции, неполные предложения, междометия, обращения, модальные частицы, повторы, инверсии…

Научный стиль речи Функция, сфера применения

Научный стиль речи Функция, сфера применения

2. Научный стиль речи

Функция, сфера применения

Задачи речи

Характеристика высказывания

Языковые средства

Изложение научной информации;
научные труды, выступления, доклады, лекции;
статьи и книги на научные темы;
учебники

Сообщение сведений, имеющих научное значение; объяснение причин явлений, разъяснение достижений науки и техники, сообщение о них

Точность, логичность, доказательность;
отсутствие эмоциональности (бесстрастность, сухость речи)

Книжная и специальная лексика, научные термины; слова категории состояния, глагольные формы множественного числа, деепричастия и причастия; прямой порядок слов, осложнённые простые предложения; вводные слова, указывающие на порядок оформления мыслей

Официально-деловой стиль речи Функция, сфера применения

Официально-деловой стиль речи Функция, сфера применения

3. Официально-деловой стиль речи

Функция, сфера применения

Задачи речи

Характеристика высказывания

Языковые средства

Точная передача деловой информации;
деловые бумаги (объявления, заявления, отчёты, справки, расписки, инструкции, договоры, законы, указания, приказы, предписания…

Сообщение сведений, имеющих деловое информаци-онное значение

Строгость;
точность;
официальность;
отсутствие эмоций

Использование штампов специальной деловой лексики; прямой порядок слов; преобладание существительных, в т.ч. отглагольных, глаголов в повелительном наклонении, производных предлогов , ПП и СП с обособленными членами, СПП с придаточными условия, присоединительными

Публицистический стиль речи Функция, сфера применения

Публицистический стиль речи Функция, сфера применения

4. Публицистический стиль речи

Функция, сфера применения

Задачи речи

Характеристика высказывания

Языковые средства

Воздействие, агитация и пропаганда;
выступления, доклады, лекции, диспуты, статьи на общественно-политические темы (газеты, журналы, радио, телевидение, профессиональ-ные порталы, сайты сети Интернет и т.п.)

Передача информа-ции об актуаль-ных вопросах современ-ной жизни с целью воздейст-вия на людей, формиро-вание обще-ственного мнения

Призывность;
страстность;
выражение своего отношения к предмету речи;
лаконичность при информацион-ной насыщенности

Использование различных лексических пластов, в т.ч. лексики общественно-политической и экспрессивно окрашенной, фразеологизмов, пословиц и поговорок;
изобразительно-выразительные средства языка (эпитеты, метафоры, сравнения, инверсии…);
простые (полные и неполные) короткие предложения;
риторические вопросы, обращения

Стиль художественной литературы

Стиль художественной литературы

5. Стиль художественной литературы

Функция, сфера применения

Задачи речи

Характерис-тика высказывания

Языковые средства

Художественное воздействие (создание образа);
художественные произведения (рассказы, повести, романы, пьесы и пр.)

Воздействие на читателя (слушателя) путём словесного художествен-ного изображения жизни;
передача отношения к окружающему миру

Образность;
выразитель-ность;
оценочный характер речи

Сочетание особенностей различных стилей;
широкое использование изобразительно-выразительных средств языка;
привлечение лексических и синтаксических средств других стилей речи для усиления выразительности

ТИПЫ РЕЧИ Повествование Рассуждение

ТИПЫ РЕЧИ Повествование Рассуждение

ТИПЫ РЕЧИ

Повествование

Рассуждение

Описание

Последовательные, сменяющие друг друга действия

Вопрос: что происходит?

Части речи: глагол

Одновременные признаки предмета, места, человека, состояния окружающей среды
Вопрос: какой?
Части речи: прилагательное, наречие, слова категории состояния

Рассуждать – значит ДОКАЗЫВАТЬ, говорить о причинах свойств, явлений.
Вопрос: почему?
Схема рассуждения:
тезис;
аргументы (доказательства + примеры);
вывод

ПОВЕСТВОВАНИЕ Характеристика типа речи

ПОВЕСТВОВАНИЕ Характеристика типа речи

ПОВЕСТВОВАНИЕ

Характеристика
типа речи

Сфера употребления

Примеры

Повествование - это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности. Особенность повествования в том, что в нем говорится о следующих друг за другом действиях.        

Повествование как тип речи очень распространен в таких жанрах художественной и публицистической литературы, как воспоминания, письма.

Пример повествования: Я стал гладить Яшкину лапу и думаю: совсем как у ребеночка. И пощекотал ему ладошку. А ребеночек-то как дернет лапку - и меня по щеке. Я и мигнуть не успел, а он надавал мне оплеух и прыг под стол.

Повествование — это мир в движении (один кадр сменяет другой)

Повествование — это мир в движении (один кадр сменяет другой)

Повествование — это мир в движении (один кадр сменяет другой)

Типичная композиция повествовательных текстов включает: 1) завязку (начало событий); 2) развитие действия; 3) кульминацию; 4) развязку (итог событий)

Разновидности повествования: 1) изобразительное; 2) информативное

ОПИСАНИЕ Характеристика типа речи

ОПИСАНИЕ Характеристика типа речи

ОПИСАНИЕ

Характеристика
типа речи

Сфера употребления

Примеры

Описание - это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков.
Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своем сознании.         

Описание может быть использовано в любом стиле речи, но в научном характеристика предмета должна быть предельно полной, а в художественном акцент делается только на самых ярких деталях

1. Научное описание:
Яблоня ранет пурпуровый - морозостойкий сорт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5—3 см. Вес плода 17—23 г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом. 2. Художественное описание:
Липовые яблоки были крупные. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда.

Описание - это мир в покое (одна фотография)

Описание - это мир в покое (одна фотография)

Описание - это мир в покое (одна фотография)

Типичная композиция текстов-описаний включает: 1) общее представление о предмете; 2) отдельные признаки предмета; 3) авторскую оценку, вывод, заключение

Разновидности описания: 1) описание предмета, человека (его характеристика)

Какой он?

2) описание места (интерьер, пейзаж)

Где что находится? (Слева, около, недалеко, стоит, располагается)

3) описание состояния окружающей среды

Каково здесь? (Вечереет, холодно, тишина, небо, воздух и т. д.)

4) описание состояния лица (человека)

Каково ему? Какие у него чувства, ощущения? (Плохо, радостно, грустно, не по себе и т. д.)

РАССУЖДЕНИЕ Характеристика типа речи

РАССУЖДЕНИЕ Характеристика типа речи

РАССУЖДЕНИЕ

Характеристика
типа речи

В рассуждении устанавливается причинная взаимосвязь событий и явлений. Рассуждение требует логически стройной системы доказательств, т.к. цель его - убедить адресата в чем-либо. Последовательность аргументов может быть выражена словами во-первых, во-вторых и т.п., может быть обозначена абзацным членением.
После тезиса, сформулированного повествовательным предложением, могут стоять вопросы: почему? зачем? что это значит? , переход ко 2 части может начинаться со следующих предложений: И вот почему…, Это значит…, Это можно доказать (объяснить) так…
В качестве аргументов используются ссылки на авторитетных людей, цитаты из их произведений, пословицы и поговорки, выражающие народную мудрость, факты, события, примеры из личной жизни и жизни окружающих и др. При перечислении аргументов употребляются вводные слова с разным значением (конечно, разумеется, возможно, самое главное, итак, следовательно, подводя итоги и т.п.) Во второй части рассуждения употребляются сложноподчиненные предложения с союзами потому что, так как, ибо, поэтому, вследствие того что и т.п.
 

Типичная композиция текстов-рассуждений включает: 1) тезис (мысль, требующую доказательства или опровержения); 2) обоснование (аргументы, доводы, доказательства, примеры); 3) вывод

Типичная композиция текстов-рассуждений включает: 1) тезис (мысль, требующую доказательства или опровержения); 2) обоснование (аргументы, доводы, доказательства, примеры); 3) вывод

Типичная композиция текстов-рассуждений включает: 1) тезис (мысль, требующую доказательства или опровержения); 2) обоснование (аргументы, доводы, доказательства, примеры); 3) вывод

Разновидности рассуждения:
1) рассуждение- доказательство

Почему так, а не иначе? Что из этого следует?

 

2) рассуждение- объяснение

Что это такое? (Толкование понятия, объяснение сути явления)

 
      

3) рассуждение- размышление

Как быть? Что делать? (Раздумья над различными жизненными ситуациями)

Рассуждение - это мысли о мире, а не сам мир  

Урок русского языка на тему "Обобщение:стили речи и типы текстов" (9класс)

Урок русского языка на тему "Обобщение:стили речи  и типы текстов" (9класс)

Задание № 2 «Определение типа текста»

Задание № 2 «Определение типа текста»

Задание № 2

«Определение типа текста»

Проверь себя! Тип текста: Текст № 1 – описание

Проверь себя! Тип текста: Текст № 1 – описание

Проверь себя!

Тип текста:

Текст № 1 – описание
Текст № 2 – повествование
Текст № 3 - рассуждение

Критерии оценивания Критерии: определил(а) тип одного текста – 1 балл

Критерии оценивания Критерии: определил(а) тип одного текста – 1 балл

Критерии оценивания

Критерии: определил(а) тип одного текста – 1 балл

Определил(а) тип двух текстов – 2 балл

Определил(а) тип трёх текстов – 3 балла

определил тип одного текста с приведением аргументов– 2 балла

определил тип двух текстов с приведением аргументов – 4 балла

определил тип трёх текстов с приведением аргументов– 6 баллов

Итого максимальный балл – 9 баллов

Бодрячок «Большая стирка»

Бодрячок «Большая стирка»

Бодрячок «Большая стирка»

Урок русского языка на тему "Обобщение:стили речи и типы текстов" (9класс)

Урок русского языка на тему "Обобщение:стили речи  и типы текстов" (9класс)

Задание № 3 «Составление текста»

Задание № 3 «Составление текста»

Задание № 3

«Составление текста»

Критерии оценивания Критерии для уровня

Критерии оценивания Критерии для уровня

Критерии оценивания

Критерии для уровня А (Профессионал):

Текст составлен по требованию и состоит:
из 9-8 предложений–5 баллов.

Из 7-5 предложений – 4 балла.

Из 4-2 предложений – 3 балла

Итого максимальный балл - 5 баллов

Критерии оценивания Критерии для уровня

Критерии оценивания Критерии для уровня

Критерии оценивания

Критерии для уровня В
(Успешный работник):

Текст составлен по требованию и состоит:
из 7-4 предложений–4 балла.

Из 4-3 предложений – 3 балла.

Из 2-1 предложений – 2 балла

Итого максимальный балл - 4 балла

Критерии оценивания Критерии для уровня

Критерии оценивания Критерии для уровня

Критерии оценивания

Критерии для уровня С (Настроен на успех):

Текст составлен по требованию и состоит:
из 4-3 предложений–2 балла.

Из 2-1 предложений – 1 балл.

Итого максимальный балл - 2 балла.

Моё село - Майоровка!

Моё село - Майоровка!

Моё село - Майоровка!

Рефлексия Продолжи фразы: 1.Сегодня на уроке я повторил(а)…

Рефлексия Продолжи фразы: 1.Сегодня на уроке я повторил(а)…

Рефлексия

Продолжи фразы:
1.Сегодня на уроке я повторил(а)…..
2.Теперь я знаю всё о …..
3.Раньше я недопонимала, что такое…., теперь я это знаю.
4.Я смогу применить полученные знания …………………..

Шкала перевода баллов в отметки 24 – 17 баллов – «5» 16-10 баллов – «4» 9-5 баллов – «3»

Шкала перевода баллов в отметки 24 – 17 баллов – «5» 16-10 баллов – «4» 9-5 баллов – «3»

Шкала перевода баллов в отметки

24 – 17 баллов – «5»
16-10 баллов – «4»
9-5 баллов – «3»

Домашнее задание ролевая игра “Интервью из будущего” (моделирование текста “Сценарий моего успеха” с использованием языковых элементов всех типов речи)

Домашнее задание ролевая игра “Интервью из будущего” (моделирование текста “Сценарий моего успеха” с использованием языковых элементов всех типов речи)

Домашнее задание

ролевая игра “Интервью из будущего” (моделирование текста “Сценарий моего успеха” с использованием языковых элементов всех типов речи)

Успехов в учёбе!

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.06.2017