Учебное занятие по русскому языку
Проведенное во 2 классе
МБОУ «Школа № 27 г Благовещенска
Тема: Закрепление знаний о корне и однокоренных словах.
Цель: доказать, что корень в однокоренных словах пишется одинаково.
Задачи:
1. закрепление знаний об однокоренных словах; умения подбирать
однокоренные слова и доказывать, что корень
в однокоренных словах пишется одинаково.
2. развивать внимание, память, мышление, речь, расширять
кругозор учащихся.
3. воспитывать любовь к природе, через умение заботиться о
птицах.
Тип урока: закрепление.
Оборудование: презентация урока, иллюстративный материал.
Навыки, приобретаемые учащимися:
Умение находить и подбирать однокоренные слова, выделять
общую часть однокоренных слов – корень.
Ход урока.
1. организационный момент;
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Будем знания закреплять
И природу познавать.
В сказку вы сейчас пойдете,
Лист с собою в путь возьмете.
Кто будет слушать меня внимательно,
все задания выполнит обязательно.
Перед вами маршрутные листы с заданиями, напротив каждого задания
есть кружки, в которых необходимо ставить +, если задание выполнено
правильно, или ничего не ставить. Кружков ровно столько, сколько заданий на
листе. И в конце урока вы сможете узнать, справились вы с ними или нет.
Сегодня на уроке мы отправимся в гости в весенний лес.
Нужно вести себя тихо и внимательно, чтобы не пропустить чтото очень
важное… 2. речевая разминка.
Прислушайтесь… (звучит аудиозапись «Голоса птиц»).
Какие звуки вы слышите? Голоса каких птиц вы узнали? Кто сможет
изобразить, как чирикает воробей, стрекочет сорока… (чирикают)
Давайте и мы поговорим на языке птиц. Я начну, а вы продолжите.
щелчки языком
произношение звукосочетаний: [ сч, тщк, фт, тк.]
3. работа над вычленением звука.
Смотрите – ка, ребята, к нам прилетела Сорока. Она принесла на хвосте
весточку.
У сороки сорок сорочат
Сорочата весело кричат.
Кто догадался, что принесла сорока, как называется ее весточка?
(скороговорка)
Какие звуки вы слышите в этой скороговорке?
(звуки с, ч.)
Что вы знаете об этих звуках? (согласные, глухие).
Хотите убедиться, что эти звуки действительно глухие?
Положите ладонь на шею в области горла и произнесите эти звуки. Если
горлышко спокойное, а ладонь не чувствует вибрации, значит звуки глухие и
вы их произносите правильно.
Давайте научимся правильно произносить эту скороговорку.
Произнести: шепотом, очень медленно;
спокойным голосом, в умеренном темпе;
громко, радостно, в быстром темпе.
4. гимнастика для глаз.
что – то нам сорочата принесли?
Найдите в классе сорочат. В клювиках у них слова. О чем хотят нам сказать
сорочата?
Родственные слова, однокоренные слова.
И корень дерева.
Как корень дерева связан с нашим уроком русского языка?
У дерева корень и у слова корень.
Как дерево в лесу имеет корень, без которого не может существовать, так и в
русском языке слово имеет такую же значимую часть – корень. И сегодня на уроке мы будем искать, выделять корень в словах и
подбирать однокоренные слова.
Кто сможет назвать тему нашего урока?
Итак, тема урока – Закрепление знаний о корне слова.
5. . работа на словами.
Кто это стрекочет?
Вместе с нами к лесному озеру прилетела Сорока, да не одна.
К нам Сорока – белобока
Привела с собой друзей.
Расшифруйте – ка, ребята,
На доске слова скорей.
БОРОВЕЙ РОВОНА ОСАВ
В . р . бей в . рона с . ва
Как проверить правописание этих слов и не обидеть пернатых друзей?
(по словарю)
Запишите эти слова на строке задания № 2 и проверьте их написание по
словарю. Поставьте ударение и подчеркните безударную гласную.
Какие это слова? Словарные.
Но слова сова в словаре нет.
Однако, если вы записали первые два слова верно, поставьте плюс
напротив этого задания.
Что же делать?
Давайте попробуем подобрать проверочное слово так, чтобы этот гласный
слышался отчетливо. Вспомните родственные слова, они должны нам помочь.
С . ВА – СОВЫ, СОВУШКА.
произнесите эти слова, поставив ударение. Какой звук слышится в ударной
позиции? [o]
В задании № 3 запишите после знака «тире» эти слова, поставьте ударение и
выделите корень в словах. Какой он? (СОВ)
Какую гласную букву написали в корне слова? О.
Найдите первое слово С . ВА.
Поставьте знак ударения, над какой гласной он стоит? А
Какой же корень в этом слове будет: СОВ или САВ? (СОВ) Правильно, если под ударением О, то и в безударном положении будет О!
Вставьте в слове СОВА безударную гласную О, выделите корень.
Можно ли утверждать, что все три слова однокоренные? (НЕТ)
Почему? (СОВА, СОВЫ – это форма одного и того же слова, а СОВА,
СОВУШКА – однокоренные).
Проверьте, как написали эти три слова, если все верно, то поставьте
плюс.
Какой вывод можно сделать, если посмотреть на корень этих слов?
Как он написан? (одинаково)
Вывод: корень в родственных однокоренных словах пишется одинаково.
Поэтому однокоренные слова подбирают еще и для того, чтобы проверить
правописание безударной гласной в корне слова.
7. физминутка + группировка слов.
Обрадовались птицы, защебетали, вспорхнули и сели на веточки деревьев, что
росли неподалеку от озера. А сорока опять стрекочет: «Зри в корень!»
Посмотрели и мы на корни деревьев, а там загадочные слова…
(иллюстрации трех деревьев с корнями слов:
Корм, птиц, зим.)
Что же делать?
А вода нам подсказывает: «Хотите, чтобы эти весенние почки скорее
превратились в деревьев листочки? Под партами листики эти найдите, к
деревьям по группам вы их прикрепите.»
(выполняют задание)
А теперь проверим, все ли почки превратились в листочки.
(читаю однокоренные слова на листочках)
Если подходят листочки – хлопайте, а если не те листочки – топайте!
8. составление крылатого выражения.
Посмотрите на листочки деревьев. Здесь вы найдете слова из крылатого
выражения. Это совет всем нам.
Кто догадался?
ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ!
А знаете ли вы, что мы составили не просто предложение, а название
стихотворения. Послушайте его.
(прочитать стих)
Почему этот совет актуален и весной? 9. работа с текстом.
Тише! Мы подходим к лесному озеру. Нас встречает царица озера – Вода.
Она еще только – только просыпается. Вот история, которая произошла не
так давно.
Жила – была Вода – царица лесного озера. Однажды пришли к ней
Водяной, Водолаз, Водоросли и Водитель, и решили сделать озеро еще лучше
и краше. Водолаз очистил дно, Водоросли красиво разрослись, а Водяной
каждый день рассказывал сказки жителям озера. И только Водитель тихо
смотрел на воду и грустил. Где ему родственников искать?
Подчеркните слова, в которых есть общая часть. Я даю вам одну минуту.
(выполняют задание)
Какие слова вы подчеркнули? (читают)
Как называется общая часть слов? (корень).
Давайте проверим, все ли эти слова будут однокоренными.
Выделите корень в этих словах. Какой он? (вод)
Какое слово «лишнее»?
Так почему же грустил Водитель?
Какое название можно дать этой истории? (Чужак)
Если правильно выделили корень и нашли лишнее слово, поставьте
плюс за правильно выполненное задание.
Какие слова называются однокоренными?
(те, у которых общий корень и общее смысловое значение)
10. работа с правилом.
А сейчас самое важное задание № 4. Перед вами предложение. Вместо точек
впишите пропущенные слова.
Общая часть родственных слов (…) пишется … .
Слова для справок: корень, одинаково.
Если у вас получилось такое же предложение, поставьте плюс.
Мы вывели правило, которое надо запомнить.
11. итог урока.
В лесу весеннем мы побывали,
Интересного немало сегодня узнали,
Но будем мы дальше к знаниям стремиться,
Еще многому нам предстоит научиться. Улыбнитесь те, кому удалось получить плюс за каждое выполненное
задание. Молодцы!
Из – под снега выглянул подснежник
И раскрыл прекрасные глаза.
Птицы зачирикали в скворечнике,
Наступила настоящая весна.
12. домашнее задание. Проиллюстрируйте рассказ Воды и запишите
однокоренные слова к вашему рисунку.
Данный конспект был разработан с опорой на содержание учебника
Русский язык для 2 класса автор Рамзаева (с. 49 50)
На уроке ученики обращаются к учебнику дважды:
проверка правописания словарных слов по словарю учебника;
чтение правила о правописании корня в родственных однокоренных словах;
Вместо тетради используется «маршрутный лист», что повышает интерес
к работе на уроке. Задания к упражнениям взяты из упражнений учебника,
хотя содержание самих упражнений изменено. Однако, затруднений это не
вызывает, так как подобные задания учащиеся выполняли на предыдущих
уроках непосредственно по учебнику.
Физминутка на уроке также построена на основе упражнений учебника,
где по заданному корню учащиеся находят однокоренные слова.
Урок русского языка на тему "Однокоренные слова" (2 класс)
Урок русского языка на тему "Однокоренные слова" (2 класс)
Урок русского языка на тему "Однокоренные слова" (2 класс)
Урок русского языка на тему "Однокоренные слова" (2 класс)
Урок русского языка на тему "Однокоренные слова" (2 класс)
Урок русского языка на тему "Однокоренные слова" (2 класс)
Урок русского языка на тему "Однокоренные слова" (2 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.