Урок русского языка на тему "Однокоренные слова" (3 класс, русский язык)
Оценка 4.8

Урок русского языка на тему "Однокоренные слова" (3 класс, русский язык)

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русский язык
3 кл
01.10.2017
Урок русского языка на тему "Однокоренные слова" (3 класс, русский язык)
урок Однокоренные слова.doc
Конспект урока русского языка в 3 классе Тема: Однокоренные слова Цели:  совершенствовать умения находить однокоренные слова, выделять в словах корень; развивать мышление и творческое воображение. № п/п I II III 1. 2. Этапы урока Организационный момент. ­ Закройте глаза. Мысленно пожелайте всем хорошей работы на уроке. Я желаю вам сделать сегодня открытия. Я этого очень хочу! Спасибо! Самоопределение к деятельности. Проверка домашнего задания. ­ Откройте глаза. Посмотрите в окно. Настоящая осень. Березки и осинки начинают сыпать на молодые  Примечания  легкая музыка елочки вниз золотые и красные пятачки. В золотом кораблике из березового листа на тонкой  своей паутинке спускается в гибком блюдце паучок. ­ Откуда эти строки? (дом. задание) ­ Откройте тетради, проверим. ­   Помимо   обязательного   задания   у   вас   было   задание   повышенной трудности. Кто с ним справился? ­ Назовите однокоренные слова: паутинка, паучок                                                                     березка, березовый ­ Докажите, что это однокоренные слова. (одинаковый корень) ­   Сформулируйте   тему   урока.  (Однокоренные   слова.)  Какие   задачи   перед собой поставим? Работа по теме урока. Работа по учебнику. с. 61 упр. 107 ­ О каком дереве говорится в упражнении? (о березе) ­ Опишите перемены, которые происходят с березой осенью. (листва желтеет) ­ Прочитайте выразительно строки из песни слева. ­ Какие слова записаны справа? (однокоренные) ­   Спишите,   докажите  (выделить   корень   –берез­).  Добавьте   однокоренное прилагательное из дом. упр. и из упр. 107 однокоренное слово, которого нет. (березовый, березонька) ­ От какого существительного образованы все эти однокоренные слова? (береза) ­   К   какому   словарю   можно   обратиться,   если   затрудняемся   выделить корень? (разбор слова по составу) ­ Какие слова называются однокоренными? (имеют одинаковый корень) ­ Как их можно назвать по­другому? (родственные) Игра «Третий лишний» Проблемная ситуация. ­ Я знаю таких родственников: ­ Вы кто такие? – спросила гусеница. ­ Я – гусь. Это – гусыня, А это – наш гусёнок. А ты кто? ­ Будут ли выделенные слова однокоренными? В чем же проблема? (разное ­ А я ваша тётя – гусеница. интер. доска 1 выделяет интер. доска картинки 1 3. 4. IV 1. 2. 3. значение)  Что еще обязательно для однокоренных слов?  (общее  лексическое значение) Физминутка для глаз. Поморгать 10 раз; закрыть глаза, посмотреть направо, налево по 4 раза; круговые движения глазами; посмотреть вдаль на счет 1­6. Работа со словарем. ­ Вернемся к нашим словам из упр. 107, докажем, что они имеют общее лексическое значение. Какой словарь нам поможет?  (толковый словарь С.И. Ожегова) Береза – лиственное дерево с белой корой. Березка и березонька – уменьшительно­ласкательное значение. Березняк – березовый лес. Подберезовик – съедобный гриб с коричнево­черной шляпкой, обычно растет у березы. ­ На какую букву надо искать слово подберезовик? ­ Оказывается, этот гриб называют березовик. ­   Итак,   сделаем  вывод:  у   однокоренных   слов   одинаковый   корень,   в котором заключено общее лексическое значение. Закрепление изученного материала. Работа с доской. ­ В осеннем лесу очень много разных грибов. Гр.бы сошли, но крепко пахнет В оврагах сыростью гр.бной. ­ Какая орфограмма пропущена? (анализ проверяемой безударной гласной в корне) ­ Найдите однокоренные слова. (грибы, грибной) Докажите. (одинаковый корень и лексическое значение) ­ Спишите, в однокоренных словах выделите корень. ­ Вывод: корень в однокоренных словах обычно пишется одинаково. Физминутка. Мы к лесной лужайке вышли, словарь с. 49 интер. доска по 1 к доске Поднимаем ноги выше, Через кустики и кочки, Через ветки и пенечки. Кто из нас вот так шагал – Не споткнулся, не упал. Вот мы в лес пришли, Белый гриб нашли. Вот грибок, другой грибок, Работа со словом из словаря. ­ Осень – это и время сбора урожая. Отгадайте загадку: Положу их в кузовок. Что копали из земли, жарили, варили? Что в золе мы испекли, ели да хвалили? картофель ­ Назовите первый звук. [к] Дайте ему характеристику.  (согласный, твердый, парный, глухой, парный) ­ Какая буква обозначает? (ка) Чистописание. ­ Найдите слово картофель в орфографическом словаре на с. 27. Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму. (безударная непроверяемая гласная) ­   Запишите   3   однокоренных   слова.   Докажите.  (картофелина,   картофелька, картофельный) ­ Клубни картофеля похожи на гриб трюфель. Растут, как и трюфель, под землей. Поэтому в Италии, куда картофель привезли из Южной Америки, его   и   назвали   грибным   именем   –   тартуфоло.   Затем   это   слово   немцы превратили   в   картофель.   К   нам   картофель   вместе   со   своим   немецким 2 ­ Спишите любую. Домашнее задание. ­ Посмотрите упр. 110 на с. 62. Это д/р. Выполнить по заданию. А для любознательных   ответить   на   вопрос:   картофель   и   картошка   –   это однокоренные   слова   или   синонимы?   В   этом   вам   помогут   словари   С.И. Ожегова и словообразовательный. Подведение итогов урока. ­   Какие   же   открытия   про   однокоренные   слова   мы   сделали   сегодня   на уроке? 1) общий корень; 2) общее лексическое значение. ­ Как пишутся корни в однокоренных словах? Рефлексия. ­ Дополни предложения: Я узнал … Мне понравилось на уроке … Вызвало затруднения … ­ Оцените свою работу на уроке. (смайлики) Если осталось время. ­ Спишите однокоренные слова, выделите корень. бегать, бегун, пробег, беговой домашний, домовой, домишко, домик конюшня, конный, конница, коняга ­ Задание повышенной сложности: дописать в каждый ряд слово, которое нельзя перенести. (бег, дом, конь) VII Выставление отметок. Домашнее задание. с. 61 правило, упр. 110 названием попал при Петре 1. Крестьяне долго не принимали заморский овощ и называли его чертовым яблоком, но со временем оценили растение по заслугам. Прижилось и слово картофель, только в разговорной речи зазвучало оно совсем по­русски. Игра «Рассыпанные буквы» КАРТОШКА ­ С этим словом русский народ сочинил много пословиц и поговорок. Картофель – хлебу подспорье. Картошка поспела – берись за дело. Картошка созреет – скот согреет. интер. доска интер. доска 4. V VI интер. доска интер. доска 3

Урок русского языка на тему "Однокоренные слова" (3 класс, русский язык)

Урок русского языка на тему "Однокоренные слова" (3 класс, русский язык)

Урок русского языка на тему "Однокоренные слова" (3 класс, русский язык)

Урок русского языка на тему "Однокоренные слова" (3 класс, русский язык)

Урок русского языка на тему "Однокоренные слова" (3 класс, русский язык)

Урок русского языка на тему "Однокоренные слова" (3 класс, русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.10.2017