урок русского языка на тему "Однокоренные слова" (3 класс, русский язык)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 01.10.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала урок Однокоренные слова.doc
Конспект урока русского языка в 3 классе Тема: Однокоренные слова Цели:  совершенствовать умения находить однокоренные слова, выделять в словах корень; развивать мышление и творческое воображение. № п/п I II III 1. 2. Этапы урока Организационный момент. ­ Закройте глаза. Мысленно пожелайте всем хорошей работы на уроке. Я желаю вам сделать сегодня открытия. Я этого очень хочу! Спасибо! Самоопределение к деятельности. Проверка домашнего задания. ­ Откройте глаза. Посмотрите в окно. Настоящая осень. Березки и осинки начинают сыпать на молодые  Примечания  легкая музыка елочки вниз золотые и красные пятачки. В золотом кораблике из березового листа на тонкой  своей паутинке спускается в гибком блюдце паучок. ­ Откуда эти строки? (дом. задание) ­ Откройте тетради, проверим. ­   Помимо   обязательного   задания   у   вас   было   задание   повышенной трудности. Кто с ним справился? ­ Назовите однокоренные слова: паутинка, паучок                                                                     березка, березовый ­ Докажите, что это однокоренные слова. (одинаковый корень) ­   Сформулируйте   тему   урока.  (Однокоренные   слова.)  Какие   задачи   перед собой поставим? Работа по теме урока. Работа по учебнику. с. 61 упр. 107 ­ О каком дереве говорится в упражнении? (о березе) ­ Опишите перемены, которые происходят с березой осенью. (листва желтеет) ­ Прочитайте выразительно строки из песни слева. ­ Какие слова записаны справа? (однокоренные) ­   Спишите,   докажите  (выделить   корень   –берез­).  Добавьте   однокоренное прилагательное из дом. упр. и из упр. 107 однокоренное слово, которого нет. (березовый, березонька) ­ От какого существительного образованы все эти однокоренные слова? (береза) ­   К   какому   словарю   можно   обратиться,   если   затрудняемся   выделить корень? (разбор слова по составу) ­ Какие слова называются однокоренными? (имеют одинаковый корень) ­ Как их можно назвать по­другому? (родственные) Игра «Третий лишний» Проблемная ситуация. ­ Я знаю таких родственников: ­ Вы кто такие? – спросила гусеница. ­ Я – гусь. Это – гусыня, А это – наш гусёнок. А ты кто? ­ Будут ли выделенные слова однокоренными? В чем же проблема? (разное ­ А я ваша тётя – гусеница. интер. доска 1 выделяет интер. доска картинки 13. 4. IV 1. 2. 3. значение)  Что еще обязательно для однокоренных слов?  (общее  лексическое значение) Физминутка для глаз. Поморгать 10 раз; закрыть глаза, посмотреть направо, налево по 4 раза; круговые движения глазами; посмотреть вдаль на счет 1­6. Работа со словарем. ­ Вернемся к нашим словам из упр. 107, докажем, что они имеют общее лексическое значение. Какой словарь нам поможет?  (толковый словарь С.И. Ожегова) Береза – лиственное дерево с белой корой. Березка и березонька – уменьшительно­ласкательное значение. Березняк – березовый лес. Подберезовик – съедобный гриб с коричнево­черной шляпкой, обычно растет у березы. ­ На какую букву надо искать слово подберезовик? ­ Оказывается, этот гриб называют березовик. ­   Итак,   сделаем  вывод:  у   однокоренных   слов   одинаковый   корень,   в котором заключено общее лексическое значение. Закрепление изученного материала. Работа с доской. ­ В осеннем лесу очень много разных грибов. Гр.бы сошли, но крепко пахнет В оврагах сыростью гр.бной. ­ Какая орфограмма пропущена? (анализ проверяемой безударной гласной в корне) ­ Найдите однокоренные слова. (грибы, грибной) Докажите. (одинаковый корень и лексическое значение) ­ Спишите, в однокоренных словах выделите корень. ­ Вывод: корень в однокоренных словах обычно пишется одинаково. Физминутка. Мы к лесной лужайке вышли, словарь с. 49 интер. доска по 1 к доске Поднимаем ноги выше, Через кустики и кочки, Через ветки и пенечки. Кто из нас вот так шагал – Не споткнулся, не упал. Вот мы в лес пришли, Белый гриб нашли. Вот грибок, другой грибок, Работа со словом из словаря. ­ Осень – это и время сбора урожая. Отгадайте загадку: Положу их в кузовок. Что копали из земли, жарили, варили? Что в золе мы испекли, ели да хвалили? картофель ­ Назовите первый звук. [к] Дайте ему характеристику.  (согласный, твердый, парный, глухой, парный) ­ Какая буква обозначает? (ка) Чистописание. ­ Найдите слово картофель в орфографическом словаре на с. 27. Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму. (безударная непроверяемая гласная) ­   Запишите   3   однокоренных   слова.   Докажите.  (картофелина,   картофелька, картофельный) ­ Клубни картофеля похожи на гриб трюфель. Растут, как и трюфель, под землей. Поэтому в Италии, куда картофель привезли из Южной Америки, его   и   назвали   грибным   именем   –   тартуфоло.   Затем   это   слово   немцы превратили   в   картофель.   К   нам   картофель   вместе   со   своим   немецким 2­ Спишите любую. Домашнее задание. ­ Посмотрите упр. 110 на с. 62. Это д/р. Выполнить по заданию. А для любознательных   ответить   на   вопрос:   картофель   и   картошка   –   это однокоренные   слова   или   синонимы?   В   этом   вам   помогут   словари   С.И. Ожегова и словообразовательный. Подведение итогов урока. ­   Какие   же   открытия   про   однокоренные   слова   мы   сделали   сегодня   на уроке? 1) общий корень; 2) общее лексическое значение. ­ Как пишутся корни в однокоренных словах? Рефлексия. ­ Дополни предложения: Я узнал … Мне понравилось на уроке … Вызвало затруднения … ­ Оцените свою работу на уроке. (смайлики) Если осталось время. ­ Спишите однокоренные слова, выделите корень. бегать, бегун, пробег, беговой домашний, домовой, домишко, домик конюшня, конный, конница, коняга ­ Задание повышенной сложности: дописать в каждый ряд слово, которое нельзя перенести. (бег, дом, конь) VII Выставление отметок. Домашнее задание. с. 61 правило, упр. 110 названием попал при Петре 1. Крестьяне долго не принимали заморский овощ и называли его чертовым яблоком, но со временем оценили растение по заслугам. Прижилось и слово картофель, только в разговорной речи зазвучало оно совсем по­русски. Игра «Рассыпанные буквы» КАРТОШКА ­ С этим словом русский народ сочинил много пословиц и поговорок. Картофель – хлебу подспорье. Картошка поспела – берись за дело. Картошка созреет – скот согреет. интер. доска интер. доска 4. V VI интер. доска интер. доска 3

Посмотрите также