Урок русского языка на тему: "Правописание предлогов и приставок" (3 класс)
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русский язык
3 кл
31.03.2017
Данная разработка урока русского языка предназначена для 3 класса по теме "Правописание предлогов и приставок" предусматривает использование на уроке интерактивной доски SMART. Урок входит в цикл уроков по использованию интерактивной доски и полностью реализует ФГОС, так как основан на деятельностном подходе.
Урок русского языка. Правописание приставок и предлогов..doc
Урок русского языка. 3 класс
Тема: Правописание предлогов и приставок.
Цели урока: вырабатывать умения различать предлоги и приставки, правильно
употреблять их в устной и письменной речи; развивать орфографическую
зоркость, логическое мышление учащихся; совершенствовать навыки
самостоятельной работы каллиграфически правильного письма, воспитывать
интерес к русскому языку.
Оборудование: Презентация «Правописание приставок и предлогов», проектор, экран,
раздаточный материал (индивидуальные карточки с заданиями).
Ход урока
I. Ориентировочномотивационный этап
– Что надо знать, чтобы правильно писать безударную гласную в приставке?
(Вспомнить, как пишется эта приставка.)
– Что надо знать, чтобы правильно писать безударную гласную в корне?
(Подбирать однокоренное слово с ударным гласным в корне.)
Задание 1 (вопросы читают ученики).
– Что такое приставка? (Это часть слова.)
– Для чего служит приставка? (Служит для образования слова.)
– Как пишется приставка? (Пишется слитно.)
– Что такое предлог? (Это слово.)
– Для чего служит предлог? (Для связи слов.)
– Как пишется предлог со словом? (Пишется раздельно со словом.)
Задание 2 (Работа в группах)
– На прошлом уроке сделали вывод, что в русском языке есть одинаковые
предлоги и приставки. Назовите их? (в, во, на, за, про, у, над. по, под, с, о , об,
от ...)
– Свои ответы проговаривайте про себя и вслух.
II. Чистописание.
На доске записаны слова: от, к, за, для, про, с, по, кроме.
Посмотрите на доску. Прочитайте, что я выписала, как вы думаете,
что это? (Это предлоги и приставки) На какие две группы их можно разделить? (В одной группе будут
которые могут быть и приставками, и предлогами – от, за, про, с; во второй
группе – это слова, которые могут быть только предлогами – к, для, кроме).
В качестве чистописания, запишите на первую строку приставки,
которые могут быть предлогами. Напишите их до конца строчки, чередуя.
Устно составьте свои примеры с данными приставками. (Например,
заговорить, подарок, сбежать и т.п.)
На вторую строку, чередуя, запишите предлоги до конца строки.
Придумайте примеры, используя словарные слова с данными
предлогами. (Например, к окну, кроме енота, для России).
Задание 3
– Назовите слова с предлогом, назовите слова с приставкой.
На доске:
(За) горой, (за) бежать, (с) вернула, (с) крыши, (на) конверте, (на) резать, (в)
летел, (в) клетку, (по) бежать, (по) дороге.
– Спишите в тетрадь (или просто в черновики), разделив данные слова на две
группы: 1) в первый столбик – слова с приставками; 2) во второй – слова с
предлогами. (Два ученика работают за доской)
После проверки и исправления ошибок учитель ставит вопрос:
– Почему у вас возникли затруднения в правописании слов с предлогами и
приставками?
Ученики. Не знаем, как отличить предлог от приставки.
Учитель. Значит, какую учебную задачу предстоит нам решить на этом уроке?
Ученики. Будем учиться различать предлоги и приставки.
Учитель. Для чего нужно уметь различать их?
Ученики. Чтобы правильно писать слова с предлогами и приставками.
Учитель. Назовите тему сегодняшнего урока.
Ученики. Правописание предлогов и приставок.
(Повторение вслух и про себя тему урока.)
III. Операциональноисполнительский этап
Задание 1. Работа по подстановочной таблице. Предлог и приставка
1. а) написано на конвертах
б) написано на почтовых конвертах
2. а) зашел за другом
б) зашел за (кем?) другом
– Чем отличаются словосочетания?
1. В варианте б) между предлогом на и словом конвертах стоит слово почтовых.
2. Между предлогом за и словом другом есть вопрос кем?.
– Как отличить предлог от приставки? Сделайте вывод.
Вывод. Между предлогом и словом, перед которым он стоит, можно вставить
другое слово или вопрос.
– А сейчас попробуйте вставить вопрос между приставкой и словом.
– Сделайте вывод. (Выводы отображаются на проекционном экране.)
Вывод. Между приставкой и словом вопрос вставить нельзя. (Учащиеся
проговаривают свои выводы вслух и про себя.) Сравнение выводов с правилами,
данными в учебнике.
Задание 2. Запишите слова в два столбика. (Слова снова отображаются на
проекционном экране.)
(За)горой, (за)бежать, (с)вернула, (с)крыши, (на)конверте, (на)резать, (в)летел,
(в)клетку, (по)бежать, (по)дороге.
(Самопроверка. Самооценка.)
IV.Дидактическая игра. Физминутка
Встали изза парт. Если в слове приставка хлопок, если предлог присесть.
Заехал, за дом, нашел, на улице, в комнате, въехал, водяной.
V. Наблюдение над раздельным написанием предлогов. Работа с текстом.
1. Спишите, раскрывая скобки. Выделите приставки.
Вдруг лес (за)гудел, все в нем (за)шипело. (По)лесу (по)бежала
поземка. (На)летел ветер, деревья (за)качались. (С)еловых лап (по)летели
сугробики. Снег (по)сыпал, (за)вился. Началась пурга. Она (про)должалась
день и ночь, весь лес (за)лепила снегом. Что такое ПОЗЕМКА? (вьюга, во время которой дует низовой ветер)
2. Подберите к словам, где это возможно, однокоренные
существительные в единственном числе без приставки. (Загудел – гудок,
побежала – бег, закачались – качка, залепила – лепка).
Дополнительное задание:
разобрать второе предложение по членам предложения.
какое слово из этого предложения подходит к схеме слова (cid:255) ?
(по лесу)
VI. Закрепление изученного. Моделирование усвоенных знаний.
Задание 1. Работать в группах по подстановочной таблице. (Отображается на
проекционном экране.)
Предлог или приставка? (на, под, при, за) Почему?
( ) стенный календарь, календарь ( ) стене
( ) земный переход – переход ( ) землей
( ) школьный сад – сад ( ) школе.
( ) городная поездка – поездка ( ) город
(Самооценка.)
Задание 2. Смоделировать усвоенные знания.
Отдельно
слитно
– Как отличить предлог от приставки?
– Проговорить модели усвоенных знаний.
(Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово, а между
приставкой и словом вопрос вставить нельзя.)
VII. Рефлексивнооценочный этап
Обобщение урока: 1. Какая задача была поставлена?
2. Что вы сегодня узнали на уроке?
3. Как узнали?
4. Какие выводы вы сделали на уроке?
5. Еще раз проговорить выводы вслух и про себя.
6. Посоветуйтесь в группах и оцените свои знания, полученные на уроке.
Приложение. Карточки.
№1 (За)горой, (за)бежать, (с)вернула, (с)крыши, (на)конверте,
(на)резать, (в)летел, (в)клетку, (по)бежать, (по)дороге.
№2 1. Спишите, раскрывая скобки. Выделите приставки.
Вдруг лес (за)гудел, все в нем (за)шипело. (По)лесу (по)бежала поземка.
(На)летел ветер, деревья (за)качались. (С)еловых лап (по)летели сугробики.
Снег (по)сыпал, (за)вился. Началась пурга. Она (про)должалась день и ночь,
весь лес (за)лепила снегом.
Дополнительное задание:
разобрать второе предложение по членам предложения.
какое слово из этого предложения подходит к схеме слова (cid:255) ?
(по лесу)
№1 (За)горой, (за)бежать, (с)вернула, (с)крыши, (на)конверте,
(на)резать, (в)летел, (в)клетку, (по)бежать, (по)дороге.
№2
1. Спишите, раскрывая скобки. Выделите приставки.
Вдруг лес (за)гудел, все в нем (за)шипело. (По)лесу (по)бежала поземка.
(На)летел ветер, деревья (за)качались. (С)еловых лап (по)летели сугробики.
Снег (по)сыпал, (за)вился. Началась пурга. Она (про)должалась день и ночь,
весь лес (за)лепила снегом.
Дополнительное задание:
разобрать второе предложение по членам предложения.
какое слово из этого предложения подходит к схеме слова (cid:255) ?
(по лесу) №1 (За)горой, (за)бежать, (с)вернула, (с)крыши, (на)конверте,
(на)резать, (в)летел, (в)клетку, (по)бежать, (по)дороге.
№2
1. Спишите, раскрывая скобки. Выделите приставки.
Вдруг лес (за)гудел, все в нем (за)шипело. (По)лесу (по)бежала поземка.
(На)летел ветер, деревья (за)качались. (С)еловых лап (по)летели сугробики.
Снег (по)сыпал, (за)вился. Началась пурга. Она (про)должалась день и ночь,
весь лес (за)лепила снегом.
Дополнительное задание:
разобрать второе предложение по членам предложения.
какое слово из этого предложения подходит к схеме слова (cid:255) ?
(по лесу)
Урок русского языка на тему: "Правописание предлогов и приставок" (3 класс)
Урок русского языка на тему: "Правописание предлогов и приставок" (3 класс)
Урок русского языка на тему: "Правописание предлогов и приставок" (3 класс)
Урок русского языка на тему: "Правописание предлогов и приставок" (3 класс)
Урок русского языка на тему: "Правописание предлогов и приставок" (3 класс)
Урок русского языка на тему: "Правописание предлогов и приставок" (3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.