Урок русского языка на тему "Сердце матери" в 7 классе
Оценка 5

Урок русского языка на тему "Сердце матери" в 7 классе

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
7 кл
05.12.2017
Урок русского языка на тему "Сердце матери" в 7 классе
данный урок был подготовлен к Дню Матери. Цель данного занятия подвести учащихся к пониманию, что такое материнская любовь, в чем ее сила ; пробудить желание относиться к своим матерям как к самым дорогим людям на земле. К уроку предлагается небольшая презентация.
урок сердце матери 30.11.17..docx
Урок развития речи «Сердце матери» Цели: подвести учащихся к пониманию, что такое истинная материнская  любовь, в чем состоит ее сила, что несет она в мир; пробудить желание  относиться к своим матерям как к самым дорогим людям на земле. Оборудование: 1. Иллюстрации: Богоматерь Владимирская; К.С. Петров­Волкин. Мать;  А.А. Дайнека. Мать. А.А. Пластов. Солнышко. 2. Тексты на столах. Легенда Сухомлинского 3. Эпиграфы (на доске) 4. Таблицы кластеров (пишутся на доске) 5. Презентация Эпиграфы: О вещая душа моя! О сердце, полное тревоги! Ф.И. Тютчев Душу мира – маму береги! Р. Гамзатов Ход урока 1. Вступительное слово. Мотивация. Определение темы урока. Учитель. ­ Я помню ее руки. Они такие нежные и заботливые. ­ Я помню ее взгляд. Он такой любящий и понимающий. ­ Я помню ее походку, она такая неслышная и уверенная. ­ Я помню ее голос. Он такой ласковый и родной ­ Ребята, как вы думаете, о ком идет речь? Кто может быть такой ласковой,  милой, заботливой, любящей? ­ Конечно, это МАМА. Женщина – мать… Сколько о ней сказано и написано.  Во все века ей поклонялись художники, поэты, музыканты, скульпторы. Она  была мечтой, улыбкой, грустью, вселенной, радостью и безграничной печалью. Умные и красивые, талантливые и преданные, они горели сами и освещали путь другим. Вот почему один из главных идеалов русской культуры,  русского народа – это образ матери.  Каково же значение слова «мать»? Давайте вместе попробуем составить  кластер. 2 .Составление кластеров. Кластер №1 Мать  начало жизни                                                 чистота  продолжение рода­­­­­­­­мать­­­­­­­­­­­­­­­­счастье   нравственность                                             тепло  духовность                                                    сердце  верность                                                         любовь    А какими качествами должна обладать мама? Кластер №2. Черты характера матери (при составлении кластеров могут участвовать и сами мамы)  строгость                                            сила  нежность                                             справедливость  милосердие                                         терпимость  забота               черты                          любовь  мудрость­­­­­­­­характера­­­­­­­­­­­­­­­­­умение прощать 3.Знакомство с высказываниями  поэтов и писателей о маме. О великой материнской любви, о ее безграничных возможностях,  страдании, самопожертвовании мы говорили на уроках литературы,  постигая смысл жизни матерей по произведениям  известных писателей и  поэтов… У кого же спрашивать совета, у кого учиться культуре  отношений, как не у наших писателей! Н. В. Гоголь – первый русский писатель, создавший образ русской матери в  повести «Тарас Бульба». «Спало всё во дворе… одна бедная мать не спала.  Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих, лежавших рядом; она расчесывала гребнем их молодые, небрежно всклокоченные кудри и  смачивала их слезами; она глядела на них вся, глядела всеми чувствами, вся  превратилась в одно зрение и не могла наглядеться. Она .. она взрастила,  взлелеяла их. «сыны мои, сыны мои милые! Что будет с вами? Что ждет вас?»  ­ говорила она, и слезы остановились в морщинах, изменивших её когда­то  прекрасное лицо. Молодость без наслаждения мелькнула перед нею, и её  прекрасные свежие щеки без лобзаний отцвели и покрылись  преждевременными морщинами. Вся любовь, все чувства, все, что есть  нежного и страстного в женщине, все обратилось у ней в одно материнское  чувство. Она с жаром, с страстью, с слезами, как степная чайка, вилась над  детьми своими. За каждую каплю крови их она отдала бы всю себя.» Не было у поэта Сергея Есенина человека ближе, чем его мать – Татьяна  Есенина. Ей посвящены стихи, потрясающие по своей эмоциональной  взволнованности. В письмах к матери, к деду, к сестрам все высказано без утаек, недомолвок.  За рязанской деревней, приютившейся на берегу Оки, за матерью старухой,  ожидающей сына, ­ вся Россия. Виктор Петрович Астафьев – известный русский писатель, чьё творчество  получило начало в нашем крае, в г. Чусовом, прожил нелёгкую жизнь: рано  лишился матери, потом и отца, побывал в детском доме, беспризорничал,  Родную мать заменила ему бабушка , ей он был благодарен всю жизнь. (чтение наизусть отрывков из произведений  В.П. Астафьева «Бабушка с  малиной « и «Ангел­хранитель»­ Ахматзянова И., Шерстобитова Екатерина) 4. Работа по тексту В.Сухомлинского. Каждого человека сопровождает в жизни Мать. Она дарит человеку Жизнь.  Как же трепетно мы должны относиться к самому дорогому человеку на  свете. Но бывают случаи , когда мать предают, забывая о своем рождении, о  своих корнях и истоках. О такой истории и повествует «Легенда о  материнской любви» замечательного педагога Василия Александровича  Сухомлинского.  ­ Осмысление (чтение легенды)­ тексты распечатаны Легенда о материнской любви" (В.А.Сухомлинский) Был у матери единственный сын. Женился он на девушке изумительной  красоты. Но сердце у девушки было чёрное, недоброе. Привёл сын молодую жену в дом. Невзлюбила сноха свекровь, сказала мужу:  "Пусть не заходит мать в хату, посели её в сенях". Поселил сын мать в сенях, запретил ей в хату заходить... Но мало показалось  снохе и этого. Говорит она мужу: "Чтобы и духом матери не пахло в хате". Поселил сын мать в сарай. Только по ночам выходила мать на воздух. Отдыхала однажды вечером молодая красавица под цветущей яблоней и  увидела, как мать вышла из сарая. Рассвирепела жена, прибежала к мужу: "Если хочешь, чтобы я жила с тобой,  убей мать, вынь из её груди сердце и принеси мне". Не дрогнуло сердце  сыновнее, околдовало его невиданная красота жены. Говорит он матери:  "Пойдёмте, мама, покупаемся в реке». Идут к реке каменистым берегом.  Споткнулась мать о камень. Рассердился сын: «Смотрите под ноги. Так мы до вечера будем идти к реке". Пришли, разделись, искупались. Убил сын мать, вынул из её груди сердце,  положил на кленовый листок, несёт. Трепещет материнское сердце. Споткнулся сын о камень, упал, ударился, упало горячее материнское сердце  на острый утёс, окровавилось, встрепенулось и прошептало: "Сыночек, не  больно ли ты ушиб колено? Присядь, отдохни, потри ладонью ушибленное  место". Зарыдал сын, схватил материнское сердце в ладони, прижал к груди,  возвратился к реке, вложил сердце в растерзанную грудь, облил горячими  слезами. Понял он, что никто не любил и не может любить его так преданно и  бескорыстно, как родная мать. Столь огромной была материнская любовь, столь глубоким и всесильным  было желание материнского сердца видеть сына счастливым, что ожило  сердце, закрылась растерзанная грудь, встала мама и прижала голову сына к  груди. Не мог после этого сын возвратится к жене, постылой стала она ему.  Не вернулась домой и мать. Пошли они вдвоём степями и стали двумя  курганами каждое утро, восходящее солнце первыми своими лучами озаряет  вершины курганов... Вопросы: 1. Какие чувства вызвала у вас эта легенда? 2. На сколько частей можно разделить легенду? (определение микротем)  Единственный сын у матери.  Красота жены.  Злое сердце снохи.  Дом матери.  Убийство матери.  Желание материнского сердца.  Раскаяние сына и воскресение матери.  Единство души матери и сына.  Апофеоз материнской любви. 3.Выписывают их текста ключевые слова, предложения, толкуют их в режиме  «Тройного дневника»:  Мать                                                Сын                                                 Боялась показаться                        был                                                  Трепещет сердце                           женился                                            Упало сердце                                привел                                       Остановилось                    поселил мать в сенях                              Встрепенулось                    не дрогнуло сердце                                 Прошептало                            запретил                                                  вынь  сердце, принеси  «Присядь, отдохни…»   споткнулся, упал, ударился                   Ожило сердце                 зарыдал, прижал                                               Вложил, облил слезами, понял Сноха  запретила   сказала  мало показалось  рассвирепела  убей мать  околдовала сына Обобщения и выводы после рассуждения над текстом. Учитель: ­ Дети всегда в долгу перед своими матерями. Нельзя забывать матерей ни в  горе, ни в радости, особенно в радости. А тем более – предавать их. Ведь рано или поздно человек, предавший мать, «споткнется» на дороге жизни. И расплата может быть самая страшная – непрощение из­за опоздания  раскаяния. В любви матери – наша опора. Любовь матери возрождает к новой  жизни, несет тепло, связывает прошлое и настоящее, дает залог в будущее.  Мать = это просто жизнь. И любовь матери вечна, как вечна сама жизнь. 5.Коллективная работа в группах по микротемам. 1 группа: Любовь сына к красавице­жене. Что несет любовь? Оценка любви. 2 группа: Любовь матери.  Итак, какой же была материнская любовь к сыну? ОГРОМНОЙ ПРЕДАННОЙ БЕСКОРЫСТНОЙ ­ Что значит бескорыстная любовь, как вы понимаете это словосочетание? (не  требует награды) .6. Работа с пословицами ­ Прочитайте пословицы о маме. «Нет друга, нежнее матери» «У ребенка заболит пальчик, а у матери сердце» «При солнце тепло, при матери добро» «Нет такого дружка, как родная матушка» Запишите понравившуюся пословицу в тетрадь.  Итак, какой же еще может быть материнская любовь? НЕЖНОЙ ДОБРОЙ СЕРДЕЧНОЙ Домашнее задание: по одной из этих пословиц вы дома напишите сочинению­ миниатюру 7.Работа в группах. Три сердца­символа (матери, сына, снохи) 1 – сердце снохи. 2 – сердце сына 3 – сердце матери Выводы. 8. Работа с видеотекстом. А теперь я предлагаю вам посмотреть ролик.(Просмотр Видеофрагмента). ­ Как вы теперь понимаете, что такое материнская любовь? А как иногда поступаем мы с нашими мамами? ­ Значит, мама, тот человек, который никогда не предаст; который никогда не  разлюбит и который всегда простит. Мы должны платить им тем же. И я  надеюсь, что все вы любите своих мам и будете любить всегда! 9.Составление синквейнов В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение,  состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.  Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.  Правила написания синквейна таковы:  1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно  существительным).    2. Вторая строчка ­ это описание темы в двух словах (двумя  прилагательными).    3. Третья строчка ­ это описание действия в рамках этой темы тремя словами.    4. Четвертая строка ­ это фраза из четырех слов, показывающая   отношение к теме. 5. Последняя строка ­ это синоним из одного слова, который  повторяет суть темы. Мама мудрая милая заботится оберегает наставляет Преданная, бескорыстная, творит добро.                        солнце  10.Расшифровка тайны названия ­ Вернемся к нашей легенде. В самом названии кроется огромный смысл:  слово «легенда» ­ возвышенное поэтическое слово, соединенное со словами  «материнская любовь», усиливает идею текста: нет ничего на свете горячее,  сильнее ее души. Душа матери – это сокровище, это источник нарождающихся на земле новых душ. Убереги, спаси и охрани частицы этой души, останешься  жив ты и весь твой дом. Сохранив свою душу чистой, познаешь сущность  вечной жизни на земле. Ибо душа не умирает, а живет вечно. Мать – источник  души каждого человека. Она вливает в нее свое начало, тепло, свою мудрость  и любовь. 11.  Рефлексия. Итог урока ­ А сейчас давайте на минуточку представим, что вы поменялись с мамой  местами. Какими бы вы хотели быть в роли матери, как бы поступали? Если бы ты был (а) твоей мамой, то… Прочитать после ответов учащихся: ….. Я бы не тревожилась постоянно за свою дочь, что она простудится,  заблудится, попадёт под автомобиль или в нехорошую компанию.  Предоставила бы ей хоть немного самостоятельности: пусть поступает, как  знает. ….. Не была бы такой доброй. Она ведь требует, чтобы я что­нибудь делала в  доме, и поэтому перегружена работой, не успевает заботиться о себе. Я бы  хотела подольше выглядеть молодой. ….. Не терпела бы лжи (моя мама легковерная во всём, что я перестала  говорить ей неправду даже в мелочах). Не позволила бы дочери  привередничать и капризничать. Мне не нравится, когда девочки дома  прикидываются беспомощными. … Я была бы последовательна. Если бы чего­то не позволяла, то накрепко, а  не так, что один раз можно, другой – нельзя. ­ Ребята, помните всегда, что все мы в долгу перед матерью. Как бы ни манил вас бег событий, Как ни влёк бы в свой водоворот, Пуще глаза маму берегите От обид, от тягот и забот. Р. Гамзатов Наш урок заканчивается. Сегодня  когда вы придете домой , очень  внимательно посмотрите на свою маму, ласково, нежно поцелуйте ее,  погладьте ее золотые руки. Можно ничего ей не говорить, она и так все поймет. Почувствуйте тепло  своего сердца,  благодарность маме за то, что вы есть. Почувствуйте сердце  матери! Спасибо за урок! Дети дарят подарки мамам. Легенда о материнской любви" (В.А.Сухомлинский) Был у матери единственный сын. Женился он на девушке изумительной красоты. Но сердце у девушки было чёрное, недоброе. Привёл сын молодую жену в дом. Невзлюбила сноха свекровь, сказала мужу: "Пусть не  заходит мать в хату, посели её в сенях". Поселил сын мать в сенях, запретил ей в хату заходить... Но мало показалось снохе и этого. Говорит она мужу: "Чтобы и духом матери не пахло в хате". Поселил сын мать в сарай. Только по ночам выходила мать на воздух. Отдыхала однажды вечером молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать  вышла из сарая. Рассвирепела жена, прибежала к мужу: "Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать,  вынь из её груди сердце и принеси мне". Не дрогнуло сердце сыновнее, околдовало его  невиданная красота жены. Говорит он матери: "Пойдёмте, мама, покупаемся в реке». Идут  к реке каменистым берегом. Споткнулась мать о камень. Рассердился сын: «Смотрите под  ноги. Так мы до вечера будем идти к реке". Пришли, разделись, искупались. Убил сын мать, вынул из её груди сердце, положил на  кленовый листок, несёт. Трепещет материнское сердце. Споткнулся сын о камень, упал, ударился, упало горячее материнское сердце на острый  утёс, окровавилось, встрепенулось и прошептало: "Сыночек, не больно ли ты ушиб колено? Присядь, отдохни, потри ладонью ушибленное место". Зарыдал сын, схватил материнское сердце в ладони, прижал к груди, возвратился к реке,  вложил сердце в растерзанную грудь, облил горячими слезами. Понял он, что никто не  любил и не может любить его так преданно и бескорыстно, как родная мать. Столь огромной была материнская любовь, столь глубоким и всесильным было желание  материнского сердца видеть сына счастливым, что ожило сердце, закрылась растерзанная  грудь, встала мама и прижала голову сына к груди. Не мог после этого сын возвратится к  жене, постылой стала она ему. Не вернулась домой и мать. Пошли они вдвоём степями и  стали двумя курганами каждое утро, восходящее солнце первыми своими лучами озаряет  вершины курганов... Пословицы о маме: «Нет друга, нежнее матери» «У ребенка заболит пальчик, а у матери сердце» «При солнце тепло, при матери добро» «Нет такого дружка, как родная матушка» Отзыв об открытом уроке в 7б классе «Сердце матери Дата проведения: 30.11.2017г. Учитель: Решеткова Елена Викторовна № ФИО 1 отзыв 2 3 4 5

Урок русского языка на тему "Сердце матери" в 7 классе

Урок русского языка на тему "Сердце матери" в 7 классе

Урок русского языка на тему "Сердце матери" в 7 классе

Урок русского языка на тему "Сердце матери" в 7 классе

Урок русского языка на тему "Сердце матери" в 7 классе

Урок русского языка на тему "Сердце матери" в 7 классе

Урок русского языка на тему "Сердце матери" в 7 классе

Урок русского языка на тему "Сердце матери" в 7 классе

Урок русского языка на тему "Сердце матери" в 7 классе

Урок русского языка на тему "Сердце матери" в 7 классе

Урок русского языка на тему "Сердце матери" в 7 классе

Урок русского языка на тему "Сердце матери" в 7 классе

Урок русского языка на тему "Сердце матери" в 7 классе

Урок русского языка на тему "Сердце матери" в 7 классе

Урок русского языка на тему "Сердце матери" в 7 классе

Урок русского языка на тему "Сердце матери" в 7 классе

Урок русского языка на тему "Сердце матери" в 7 классе

Урок русского языка на тему "Сердце матери" в 7 классе

Урок русского языка на тему "Сердце матери" в 7 классе

Урок русского языка на тему "Сердце матери" в 7 классе

Урок русского языка на тему "Сердце матери" в 7 классе

Урок русского языка на тему "Сердце матери" в 7 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.12.2017