Урок русского языка на тему "Сердце матери" в 7 классе
Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
7 кл
05.12.2017
данный урок был подготовлен к Дню Матери. Цель данного занятия подвести учащихся к пониманию, что такое материнская любовь, в чем ее сила ; пробудить желание относиться к своим матерям как к самым дорогим людям на земле. К уроку предлагается небольшая презентация.
урок сердце матери 30.11.17..docx
Урок развития речи «Сердце матери»
Цели: подвести учащихся к пониманию, что такое истинная материнская
любовь, в чем состоит ее сила, что несет она в мир; пробудить желание
относиться к своим матерям как к самым дорогим людям на земле.
Оборудование:
1. Иллюстрации: Богоматерь Владимирская; К.С. ПетровВолкин. Мать;
А.А. Дайнека. Мать. А.А. Пластов. Солнышко.
2. Тексты на столах. Легенда Сухомлинского
3. Эпиграфы (на доске)
4. Таблицы кластеров (пишутся на доске)
5. Презентация
Эпиграфы:
О вещая душа моя!
О сердце, полное тревоги!
Ф.И. Тютчев
Душу мира – маму береги!
Р. Гамзатов
Ход урока
1. Вступительное слово. Мотивация. Определение темы урока.
Учитель.
Я помню ее руки. Они такие нежные и заботливые.
Я помню ее взгляд. Он такой любящий и понимающий.
Я помню ее походку, она такая неслышная и уверенная.
Я помню ее голос. Он такой ласковый и родной
Ребята, как вы думаете, о ком идет речь? Кто может быть такой ласковой,
милой, заботливой, любящей?
Конечно, это МАМА. Женщина – мать… Сколько о ней сказано и написано.
Во все века ей поклонялись художники, поэты, музыканты, скульпторы. Она
была мечтой, улыбкой, грустью, вселенной, радостью и безграничной печалью.
Умные и красивые, талантливые и преданные, они горели сами и освещали путь другим. Вот почему один из главных идеалов русской культуры,
русского народа – это образ матери.
Каково же значение слова «мать»? Давайте вместе попробуем составить
кластер.
2 .Составление кластеров.
Кластер №1 Мать
начало жизни чистота
продолжение родаматьсчастье
нравственность тепло
духовность сердце
верность любовь
А какими качествами должна обладать мама?
Кластер №2. Черты характера матери
(при составлении кластеров могут участвовать и сами мамы)
строгость сила
нежность справедливость
милосердие терпимость
забота черты любовь
мудростьхарактераумение прощать
3.Знакомство с высказываниями поэтов и писателей о маме.
О великой материнской любви, о ее безграничных возможностях,
страдании, самопожертвовании мы говорили на уроках литературы,
постигая смысл жизни матерей по произведениям известных писателей и
поэтов… У кого же спрашивать совета, у кого учиться культуре
отношений, как не у наших писателей!
Н. В. Гоголь – первый русский писатель, создавший образ русской матери в
повести «Тарас Бульба». «Спало всё во дворе… одна бедная мать не спала.
Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих, лежавших рядом; она расчесывала гребнем их молодые, небрежно всклокоченные кудри и
смачивала их слезами; она глядела на них вся, глядела всеми чувствами, вся
превратилась в одно зрение и не могла наглядеться. Она .. она взрастила,
взлелеяла их. «сыны мои, сыны мои милые! Что будет с вами? Что ждет вас?»
говорила она, и слезы остановились в морщинах, изменивших её когдато
прекрасное лицо. Молодость без наслаждения мелькнула перед нею, и её
прекрасные свежие щеки без лобзаний отцвели и покрылись
преждевременными морщинами. Вся любовь, все чувства, все, что есть
нежного и страстного в женщине, все обратилось у ней в одно материнское
чувство. Она с жаром, с страстью, с слезами, как степная чайка, вилась над
детьми своими. За каждую каплю крови их она отдала бы всю себя.»
Не было у поэта Сергея Есенина человека ближе, чем его мать – Татьяна
Есенина. Ей посвящены стихи, потрясающие по своей эмоциональной
взволнованности.
В письмах к матери, к деду, к сестрам все высказано без утаек, недомолвок.
За рязанской деревней, приютившейся на берегу Оки, за матерью старухой,
ожидающей сына, вся Россия.
Виктор Петрович Астафьев – известный русский писатель, чьё творчество
получило начало в нашем крае, в г. Чусовом, прожил нелёгкую жизнь: рано
лишился матери, потом и отца, побывал в детском доме, беспризорничал,
Родную мать заменила ему бабушка , ей он был благодарен всю жизнь.
(чтение наизусть отрывков из произведений В.П. Астафьева «Бабушка с
малиной « и «Ангелхранитель» Ахматзянова И., Шерстобитова Екатерина)
4. Работа по тексту В.Сухомлинского.
Каждого человека сопровождает в жизни Мать. Она дарит человеку Жизнь.
Как же трепетно мы должны относиться к самому дорогому человеку на
свете. Но бывают случаи , когда мать предают, забывая о своем рождении, о
своих корнях и истоках. О такой истории и повествует «Легенда о
материнской любви» замечательного педагога Василия Александровича
Сухомлинского.
Осмысление (чтение легенды) тексты распечатаны
Легенда о материнской любви" (В.А.Сухомлинский)
Был у матери единственный сын. Женился он на девушке изумительной
красоты. Но сердце у девушки было чёрное, недоброе.
Привёл сын молодую жену в дом. Невзлюбила сноха свекровь, сказала мужу:
"Пусть не заходит мать в хату, посели её в сенях". Поселил сын мать в сенях, запретил ей в хату заходить... Но мало показалось
снохе и этого. Говорит она мужу: "Чтобы и духом матери не пахло в хате".
Поселил сын мать в сарай. Только по ночам выходила мать на воздух.
Отдыхала однажды вечером молодая красавица под цветущей яблоней и
увидела, как мать вышла из сарая.
Рассвирепела жена, прибежала к мужу: "Если хочешь, чтобы я жила с тобой,
убей мать, вынь из её груди сердце и принеси мне". Не дрогнуло сердце
сыновнее, околдовало его невиданная красота жены. Говорит он матери:
"Пойдёмте, мама, покупаемся в реке». Идут к реке каменистым берегом.
Споткнулась мать о камень. Рассердился сын: «Смотрите под ноги. Так мы до
вечера будем идти к реке".
Пришли, разделись, искупались. Убил сын мать, вынул из её груди сердце,
положил на кленовый листок, несёт. Трепещет материнское сердце.
Споткнулся сын о камень, упал, ударился, упало горячее материнское сердце
на острый утёс, окровавилось, встрепенулось и прошептало: "Сыночек, не
больно ли ты ушиб колено? Присядь, отдохни, потри ладонью ушибленное
место".
Зарыдал сын, схватил материнское сердце в ладони, прижал к груди,
возвратился к реке, вложил сердце в растерзанную грудь, облил горячими
слезами. Понял он, что никто не любил и не может любить его так преданно и
бескорыстно, как родная мать.
Столь огромной была материнская любовь, столь глубоким и всесильным
было желание материнского сердца видеть сына счастливым, что ожило
сердце, закрылась растерзанная грудь, встала мама и прижала голову сына к
груди. Не мог после этого сын возвратится к жене, постылой стала она ему.
Не вернулась домой и мать. Пошли они вдвоём степями и стали двумя
курганами каждое утро, восходящее солнце первыми своими лучами озаряет
вершины курганов...
Вопросы:
1. Какие чувства вызвала у вас эта легенда?
2. На сколько частей можно разделить легенду? (определение микротем)
Единственный сын у матери.
Красота жены.
Злое сердце снохи.
Дом матери.
Убийство матери. Желание материнского сердца.
Раскаяние сына и воскресение матери.
Единство души матери и сына.
Апофеоз материнской любви.
3.Выписывают их текста ключевые слова, предложения, толкуют их в режиме
«Тройного дневника»:
Мать Сын
Боялась показаться был
Трепещет сердце женился
Упало сердце привел
Остановилось поселил мать в сенях
Встрепенулось не дрогнуло сердце
Прошептало запретил вынь
сердце, принеси
«Присядь, отдохни…» споткнулся, упал, ударился
Ожило сердце зарыдал, прижал
Вложил, облил слезами, понял
Сноха
запретила
сказала
мало показалось
рассвирепела
убей мать
околдовала сына
Обобщения и выводы после рассуждения над текстом.
Учитель:
Дети всегда в долгу перед своими матерями. Нельзя забывать матерей ни в
горе, ни в радости, особенно в радости. А тем более – предавать их. Ведь рано
или поздно человек, предавший мать, «споткнется» на дороге жизни. И расплата может быть самая страшная – непрощение изза опоздания
раскаяния. В любви матери – наша опора. Любовь матери возрождает к новой
жизни, несет тепло, связывает прошлое и настоящее, дает залог в будущее.
Мать = это просто жизнь. И любовь матери вечна, как вечна сама жизнь.
5.Коллективная работа в группах по микротемам.
1 группа: Любовь сына к красавицежене. Что несет любовь? Оценка любви.
2 группа: Любовь матери.
Итак, какой же была материнская любовь к сыну?
ОГРОМНОЙ
ПРЕДАННОЙ
БЕСКОРЫСТНОЙ
Что значит бескорыстная любовь, как вы понимаете это словосочетание? (не
требует награды)
.6. Работа с пословицами
Прочитайте пословицы о маме.
«Нет друга, нежнее матери»
«У ребенка заболит пальчик, а у матери сердце»
«При солнце тепло, при матери добро»
«Нет такого дружка, как родная матушка»
Запишите понравившуюся пословицу в тетрадь.
Итак, какой же еще может быть материнская любовь?
НЕЖНОЙ ДОБРОЙ
СЕРДЕЧНОЙ
Домашнее задание: по одной из этих пословиц вы дома напишите сочинению
миниатюру
7.Работа в группах. Три сердцасимвола (матери, сына, снохи)
1 – сердце снохи.
2 – сердце сына
3 – сердце матери
Выводы.
8. Работа с видеотекстом.
А теперь я предлагаю вам посмотреть ролик.(Просмотр Видеофрагмента).
Как вы теперь понимаете, что такое материнская любовь?
А как иногда поступаем мы с нашими мамами?
Значит, мама, тот человек, который никогда не предаст; который никогда не
разлюбит и который всегда простит. Мы должны платить им тем же. И я
надеюсь, что все вы любите своих мам и будете любить всегда!
9.Составление синквейнов
В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение,
состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.
Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.
Правила написания синквейна таковы:
1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно
существительным).
2. Вторая строчка это описание темы в двух словах (двумя
прилагательными).
3. Третья строчка это описание действия в рамках этой темы тремя
словами.
4. Четвертая строка это фраза из четырех слов, показывающая
отношение к теме. 5. Последняя строка это синоним из одного слова, который
повторяет суть темы.
Мама
мудрая милая
заботится оберегает наставляет
Преданная, бескорыстная, творит добро.
солнце
10.Расшифровка тайны названия
Вернемся к нашей легенде. В самом названии кроется огромный смысл:
слово «легенда» возвышенное поэтическое слово, соединенное со словами
«материнская любовь», усиливает идею текста: нет ничего на свете горячее,
сильнее ее души. Душа матери – это сокровище, это источник нарождающихся
на земле новых душ. Убереги, спаси и охрани частицы этой души, останешься
жив ты и весь твой дом. Сохранив свою душу чистой, познаешь сущность
вечной жизни на земле. Ибо душа не умирает, а живет вечно. Мать – источник
души каждого человека. Она вливает в нее свое начало, тепло, свою мудрость
и любовь.
11. Рефлексия. Итог урока
А сейчас давайте на минуточку представим, что вы поменялись с мамой
местами. Какими бы вы хотели быть в роли матери, как бы поступали?
Если бы ты был (а) твоей мамой, то…
Прочитать после ответов учащихся:
….. Я бы не тревожилась постоянно за свою дочь, что она простудится,
заблудится, попадёт под автомобиль или в нехорошую компанию.
Предоставила бы ей хоть немного самостоятельности: пусть поступает, как
знает.
….. Не была бы такой доброй. Она ведь требует, чтобы я чтонибудь делала в
доме, и поэтому перегружена работой, не успевает заботиться о себе. Я бы
хотела подольше выглядеть молодой.
….. Не терпела бы лжи (моя мама легковерная во всём, что я перестала
говорить ей неправду даже в мелочах). Не позволила бы дочери
привередничать и капризничать. Мне не нравится, когда девочки дома
прикидываются беспомощными.
… Я была бы последовательна. Если бы чегото не позволяла, то накрепко, а
не так, что один раз можно, другой – нельзя. Ребята, помните всегда, что все мы в долгу перед матерью.
Как бы ни манил вас бег событий,
Как ни влёк бы в свой водоворот,
Пуще глаза маму берегите
От обид, от тягот и забот.
Р. Гамзатов
Наш урок заканчивается. Сегодня когда вы придете домой , очень
внимательно посмотрите на свою маму, ласково, нежно поцелуйте ее,
погладьте ее золотые руки.
Можно ничего ей не говорить, она и так все поймет. Почувствуйте тепло
своего сердца, благодарность маме за то, что вы есть. Почувствуйте сердце
матери!
Спасибо за урок!
Дети дарят подарки мамам.
Легенда о материнской любви" (В.А.Сухомлинский)
Был у матери единственный сын. Женился он на девушке изумительной красоты. Но сердце
у девушки было чёрное, недоброе.
Привёл сын молодую жену в дом. Невзлюбила сноха свекровь, сказала мужу: "Пусть не
заходит мать в хату, посели её в сенях".
Поселил сын мать в сенях, запретил ей в хату заходить... Но мало показалось снохе и этого.
Говорит она мужу: "Чтобы и духом матери не пахло в хате".
Поселил сын мать в сарай. Только по ночам выходила мать на воздух.
Отдыхала однажды вечером молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать
вышла из сарая.
Рассвирепела жена, прибежала к мужу: "Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать,
вынь из её груди сердце и принеси мне". Не дрогнуло сердце сыновнее, околдовало его
невиданная красота жены. Говорит он матери: "Пойдёмте, мама, покупаемся в реке». Идут
к реке каменистым берегом. Споткнулась мать о камень. Рассердился сын: «Смотрите под
ноги. Так мы до вечера будем идти к реке".
Пришли, разделись, искупались. Убил сын мать, вынул из её груди сердце, положил на
кленовый листок, несёт. Трепещет материнское сердце.
Споткнулся сын о камень, упал, ударился, упало горячее материнское сердце на острый
утёс, окровавилось, встрепенулось и прошептало: "Сыночек, не больно ли ты ушиб колено?
Присядь, отдохни, потри ладонью ушибленное место". Зарыдал сын, схватил материнское сердце в ладони, прижал к груди, возвратился к реке,
вложил сердце в растерзанную грудь, облил горячими слезами. Понял он, что никто не
любил и не может любить его так преданно и бескорыстно, как родная мать.
Столь огромной была материнская любовь, столь глубоким и всесильным было желание
материнского сердца видеть сына счастливым, что ожило сердце, закрылась растерзанная
грудь, встала мама и прижала голову сына к груди. Не мог после этого сын возвратится к
жене, постылой стала она ему. Не вернулась домой и мать. Пошли они вдвоём степями и
стали двумя курганами каждое утро, восходящее солнце первыми своими лучами озаряет
вершины курганов...
Пословицы о маме:
«Нет друга, нежнее матери»
«У ребенка заболит пальчик, а у матери сердце»
«При солнце тепло, при матери добро»
«Нет такого дружка, как родная матушка»
Отзыв об открытом уроке в 7б классе «Сердце матери
Дата проведения: 30.11.2017г.
Учитель: Решеткова Елена Викторовна
№ ФИО
1
отзыв
2 3
4
5
Урок русского языка на тему "Сердце матери" в 7 классе
Урок русского языка на тему "Сердце матери" в 7 классе
Урок русского языка на тему "Сердце матери" в 7 классе
Урок русского языка на тему "Сердце матери" в 7 классе
Урок русского языка на тему "Сердце матери" в 7 классе
Урок русского языка на тему "Сердце матери" в 7 классе
Урок русского языка на тему "Сердце матери" в 7 классе
Урок русского языка на тему "Сердце матери" в 7 классе
Урок русского языка на тему "Сердце матери" в 7 классе
Урок русского языка на тему "Сердце матери" в 7 классе
Урок русского языка на тему "Сердце матери" в 7 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.