Урок русского языка на тему "Сложные слова и их правописание" (3 класс)
Оценка 4.7

Урок русского языка на тему "Сложные слова и их правописание" (3 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
29.06.2017
Урок русского языка на тему "Сложные слова и их правописание" (3 класс)
Урок русского языка на тему "Сложные слова и их правописание" посвящен знакомству со сложными словами. Работа нацелена на самостоятельное получение детьми знаний о составлении сложных слов путем подбора родственных слов, объяснения смысла полученных слов, самостоятельное составление сложных слов в конструкторском бюро и другие интересные формы работы.
Урок Русский язык Сложные слова.docx
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе  по теме  «Сложные слова и их правописание»  Учитель: Брыкалова Наталья Ивановна Тема урока: «Введение понятия «сложное слово» Тип урока: урок усвоения новых знаний.  Вид урока: урок­исследование.  Образовательные ресурсы:  Учебник “Русский язык” 3 класс, 1 часть  Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина  Таблица “Знаю. Хочу узнать. Узнал” (у каждого ученика).   Сигнальные карточки   Карты – схемы изученных орфограмм  Тексты с определением “сложные слова” из разных словарей (С.И. Ожегова, из Википендии и др.)  Презентация «Сложные слова» Цели урока: Для учителя. ­ Расширять знания о составе слов русского языка, познакомить учащихся с новым понятием «сложные слова».  ­ Обогащать словарный запас, воспитывать культуру речи. ­ Формировать умение анализировать текстовый материал;  продолжить формирование навыков общения в группе и умений самостоятельно планировать пути достижения поставленных целей. ­ Формировать толерантное отношение к одноклассникам. Для ученика. ­ Путем наблюдения над значением корней научиться понимать лексическое значение сложного слова. ­ Научиться разбирать по составу и строить схему сложного слова. ­   Уметь   слушать   и   вступать   в   диалог,   участвовать   в   коллективном   обсуждении   проблем,   строить   продуктивное   взаимодействие   и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Образовательные результаты: Предметные. Познакомить с понятием “сложные слова” и с особенностями строения сложных слов. Метапредметные. Познавательные: ­ Использовать сравнение для установления общих и специфических свойств объектов, высказывать суждения по результатам сравнения. ­ Делать выводы на основе обобщения знаний. ­ Извлекать информацию, представленную в разных формах. Коммуникативные: 1 ­ Проявлять интерес и уважение к различным точкам зрения. ­ Определяет последовательность действий для решения предметной задачи. Регулятивные. ­ Обладать способностью к волевому усилию и умеет преодолевать препятствия. ­ Осуществлять простейшее планирование своей работы. Личностные. ­ Развитие познавательной активности и самостоятельности при планировании своих действий. ­ Выявлять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. ­ Формировать толерантное отношение к одноклассникам. Методы обучения:      • Проблемный      • Исследовательский      • Информационно­коммуникативный Формы работы на уроке:  Фронтальная, индивидуальная, работа в парах; групповая. Формы и методы диагностики формирования основных компетенций в рамках ФГОС. ­ Таблица “Знаю. Хочу узнать. Узнал”. ­ Тексты с определением “сложные слова” из разных словарей.  № 1 1. 2.  Этап урока 2 Организацион ный этап  Этап  мотивации к  учебной  деятельности Деятельность учителя ( с указанием действий с оборудованием) 3 Приветствует обучающихся,  фиксирует готовность к уроку.  (Презентация №1 Слайд 1) Организует внимание, создает  благоприятный настрой на работу: ­ Прежде чем начать урок, давайте  пожелаем друг другу здоровья.  Повернитесь друг к другу,  посмотрите в глаза и улыбнитесь.  Разверните ладони, будем  «здороваться» пальчиками:  Деятельность ученика УУД на этапах урока Дети показывают готовность  к уроку.  4 Дети настраиваются на работу Выполняют с улыбкой повторяют  фразы все вместе с учителем и  постепенно раскрывают ладонь, машут  друг другу на слове «Здравствуй!» 5 Личностные УУД: ­ формирование положительного  отношения к учебной  деятельности. Коммуникативные  УУД: ­ планирование учебного  сотрудничества с учителем и  сверстниками. Регулятивные  УУД: ­­  умение осуществлять  самоконтроль готовности к уроку 2 (Презентация №1 Слайд 2) ЖЕЛАЮ (большой) УСПЕХА (указательный) БОЛЬШОГО (средний) ВО ВСЕМ (безымянный) И ВЕЗДЕ (мизинец) ЗДРАВСТВУЙ! (вся ладонь). ­ Ребята, вы готовы сделать новые  открытия? Тогда приступаем к  работе. ­ Открываем тетради, записываем  дату, и слова…  1. Повторение. ­ ошибки появились. Вы  скорее  их  найдите,  правильно слова скажите. ­ Предлагаю поиграть в  орфографические догонялки.  Правила игры вам знакомы!  (Презентация №1 Слайд 3 ­ 8)  Орфограммы   веселились,   и ­   У   вас   на   столах   сигнальные карточки   «Схема   орфограммы». Тот   ученик,   чья   орфограмма появляется в игре, сигнализирует. (Приложение 1) Учитель обращает внимание детей  на последний слайд игры  (Презентация №1 Слайд 8)  «Орфографические догонялки»: ­ Какие орфограммы вы увидели в  3. Актуализация  знаний и  первичного  учебного  действия Цель: организовать  актуализацию  знаний  учащихся,  подготовка  мышления  учащихся 4. Изучение  нового  материала 1) Выявление  ­ Классная работа Комментированная запись даты и слов  «Классная работа» с помощью  дежурных по классу. Дети играют в интерактивную игру  «Орфографические догонялки»  На  экране появляются герои  мультфильмов, которые несут слова с  намеренно допущенными ошибками.  Если ошибка замечена учениками, они  «щелкают» по ней кнопкой мыши или  касаются интерактивной доски,  ошибка «краснеет» и  исправляется.  (Играет команда 1­го ряда, на 2 и 3  ряду выборочно лежат сигнальные  карточки. Дети сигнализируют, что  они заметили определенную  орфограмму. Орфограмм может  быть 2 или даже 3) (Приложение 8  фото 1 – 4 ) Познавательные УУД: ­ Развиваем умения извлекать  информацию из схем,  иллюстраций, текстов. ­ Представлять информацию в  виде схемы.  Регулятивные  УУД: ­контролировать правильность  ответов сверстников,  осуществлять самоконтроль; ­ самостоятельно оценивать  правильность выполнения  действия Личностные УУД: ­ проявлять толерантное  отношение к одноклассникам ­ Безударный гласный в корне слова,  парный согласный в конце слова. Познавательные УУД: ­ осуществление  поиска  необходимой информации для  выполнения учебных заданий; умение осуществлять сравнение и  3 места и  причины  затруднения. Цель:  организовать  анализ  учащимися  возникшей  ситуации и на  этой основе  выявить места  и причины  затруднения Практическая  работа:  Исследование  русоведов  2) Построение  выхода из  затруднения этих словах? ­ Что вам показалось необычным?  ­ Почему одно слово было написано  слитно, а другое раздельно. Когда в таких словах нужно писать  букву а посередине, когда – о?  ­ Предлагаю провести научное  исследование в области  языкознания. (Презентация №1  Слайд 9) ­ Будем работать в парах.  Исследуйте всесторонне слова:  найдите в них корень, отметьте  орфограммы. ­ Заполните в таблице графу на  маршрутном листе по пути к  знанию «Знаю» (Приложение 2) Беседа по выполненной работе. ­ На сколько групп вы разделили  слова?    ­ Где возникло затруднение?   ­ Какие возникли вопросы? ­ Сравните свои вопросы с  Дети  принимают учебную задачу Подают условный знак учителю, если  возникает затруднение. ­ Мы разделили слова на три группы и   выявили «лишнее» слово  ­ А мы разбили слова на четыре  группы. Получились вот такие ответы:   водопад  водопад водопад водопад (Шесть  пар в классе отметили два  корня. Дети увидели однокоренные  слова, вспомнили о том, что учитель как – то упоминал, что в слове могут быть 2 корня.) ­ Слово водопад можно одновременно  отнести к группе слов с корнем вод­ и  с корнем ­пад. ­ Какой корень в слове водопад? ­ Может ли в слове быть два корня или  всегда только один? ­ Как это определить? Дети принимают учебную задачу и  классифицировать понятия по  заданным критериям; Регулятивные  УУД: ­самостоятельно  организовать  учебное взаимодействие в паре; ­умение осуществлять итоговый и  по шаговый контроль по  результату; ­контролировать правильность  ответов сверстников,  самоконтроль; ­ обнаруживать и формулировать  учебную проблему, определять  цель УД с направляющей помощью учителя ­ самостоятельно оценивать  правильность выполнения  действия Коммуникативные  УУД: ­ осознание и произвольное  построение речевого  высказывания; ­ умение строить монологическое  высказывание, владение  диалогической  формой речи,  4 авторскими. обсуждают в группах данный вопрос. умение вести беседу. ­ умение работать в группе,  взаимно дополняя друг друга  речевыми высказываниями  Работа в группах: ­ Предлагаю поработать в  командах ученых – лингвистов и  заняться серьёзным исследованием этих слов.  ­ Заполните в таблице графу на  маршрутном листе по пути к  знанию «Хочу узнать»  (Приложение 2) Исходный материал для  исследования вы можете найти в  упр. 124 на  стр. 105  (Презентация №1 Слайд 10) ­ Определите, что обозначают эти  слова. Как вы это определили? ­ Примите небольшой совет по  оформлению результата  эксперимента (Презентация №1  Слайд 10) ­ К какому выводу пришли  экспериментальные группы? ­ Много ли подобных слов в вашем словаре? ­ Предположите, как могут  называться такие необычные слова. ­  прочитаем определение на с. 106. ­ Кто может сформулировать тему и задачи нашего урока? ­ Заполните в таблице графу на  маршрутном листе по пути к  знанию «Хочу узнать»  Дети записывают слова, выделяют  корни, следуют совету на слайде о  способе записи однокоренных слов. Дети сигнализируют об окончании  работы в группе условным знаком.  (Сигнальные карточки 1, 2 или 3 (при  возникновении непреодолимого  затруднения) (Приложение 3) Выступающий от группы кратко  излагает выводы группы. ­ Надо подумать  Не очень много. ­ Днухкорневые слова. ­ Составные слова. ­ Сложные слова. Читают самостоятельно и сравнивают  со своими выводами.  Формулирование темы урока. Запись  темы. Задачи:  Регулятивные: ­ планировать свое действие в  соответствии с поставленной  задачей и условиями ее  реализации, в том числе во  внутреннем плане Коммуникативные: 5 ­ умение задавать вопросы на  уточнение и прояснение  сказанного другим человеком ­ умение полно и точно выражать  свое мнение о достижении  результатов своей деятельности; ­ уметь слушать и понимать речь  других, корректно делать  замечания или дополнения об  успехах или неудачах сверстников 3) Реализация  построенного  проекта (Приложение 2) Подводящий диалог. ­ Что мы будем делать для  выполнения поставленных задач? Вырабатывается алгоритм:  (Презентация №1 Слайд 11) 1. Подбираем родственные слова  к первой части.  2. Выделяем общую часть  (корень). 3. Подбираем родственные слова  ко второй части 4.  Выделяем общую часть  (корень). Выделяем найденные корни в  сложном слове.  Работаем над словом, которое  вызвало затруднение в самом  начале урока по предложенному  алгоритму.  (Презентация №1  Слайд 12) ­ Таким образом, это слово имеет  два корня. Значит, как мы  называем такие слова, в которых  есть два корня? ­ Сразу заполните в таблице графу  на маршрутном листе по пути к  знанию «Что я узнал»  (Приложение 2) Теперь, когда мы справились с  нашим затруднением, мы можем  вздохнуть свободно, сделать  1. Понять, что такое «сложное слово». 2. Узнать, как образуются сложные  слова. 3. Потренироваться определять корни  сложных слов. Разработаем алгоритм выявления  сложного слова в русском языке:   Вспомним правило о том, как найти  корень в слове.  А так как в сложных словах 2 корня,  то необходимо подобрать  однокоренные слова к 2 частям.  1. Водопад: вода падает 2, 3. вода, водичка, водный – вод. 4,5. падать, падение, падал – пад. 6. в о д о п а д Лексическое значение – вода падает ­ Слова, у которых сразу два корня мы  называем сложными! ­ Заполняют в таблице графу на  маршрутном листе по пути к знанию  «Что я узнал» (Приложение 2) 6 5.  Физминутка 6. Первичное  закрепление с  проговариван ием во  внешней речи  физминутку. Физминутка (движения: руки вверх – вниз с имитацией движения воды,  брызг, настроения, выполняется напряжением и расслаблением мышц  с  улыбкой). Сверху вниз воды каскад Это, верно, водопад! Здесь всегда вода спешит  И загадочно бурлит!  И срываясь с высоты  Тонны падают воды, Образуя за собой Брызги радуги цветной! Личностные УУД: ­ Формирование представлений о  здоровом образе жизни  Дает установку на прохождение  текущего этапа работы – работа с  дополнительными источниками  информации (индивидуальные  листы с определениями «сложные  слова» из разных словарей С.И.  Ожегова, Энциклопедический  словарь,  из Википендии и др.). (Приложение 4) А теперь закрепим наш успех! Поработаем в конструкторском  бюро. Нужно собрать сложные  слова, выделить в них корень.  Будьте внимательны к слову! Его  лексическое значение поможет вам в работе.     ­ Посмотрим, что получилось. (Презентация №1 Слайд 14 Читают определения «сложных слов»  из разных источников информации. Коллективно находят наиболее точное и понятное каждому члену группы  определение сложного слова.  Выделяют главные слова в этом  определении  Главный метапредметный  навык: умение извлекать  информацию из различных  источников, сопоставлять, делать  выводы на основе анализа  различных источников.  Работа в парах. (Приложение 8  Фото 5 – 9) Дети соединяют стрелками:  (Приложение 5) сено рыбо   ледо везде масло садо   Дети   сверяют   свой   результат   с эталоном  (Презентация   №1   Слайд 14) соко кол ход земле косилка мясо лов вод завод молка мешалка выжималка трясение рубка ловка бетоно мыше кофе Личностные:  проявлять  толерантное отношение к  одноклассникам Коммуникативные:  умение  слушать и вступать в диалог,  участвовать в коллективном  обсуждении. Регулятивные: сопоставлять свой  выбор с выбором другого  человека. 7 Индивидуальное выполнение задания   по алгоритму. (Презентация №1  Слайд 15) Звездопад – падают звезды.  7.  8. 9.  Самостоятель ная работа с  проверкой Физминутка  (динамическая, под музыку) Итоги урока.  Систематизация  знаний. 10.  Этап  рефлексии  учебной  деятельности  на уроке Цель: зафиксировать  новое  З в е з д о п а д Работа по учебнику. Упр. 122 –  выявление в тексте слова,  состоящего из двух корней.   Выписать это слово, выделить  корни.  Кто справился с заданием? Как вы  рассуждали? Прокомментируйте!  Предлагает выполнить ряд упражнений   Руки ставим мы в разлёт, Появился самолёт, Мах крылом туда­сюда. делай «раз» и делай «два». Вправо, влево наклонись! Опустили руки вниз, И на место все садись! Учитель организует  дидактическую игру  «Словообразовательные пазлы»  (Приложение 6) ­ В ваших тетрадях сегодня скрыт  секрет. Посмотрите в конце  кусочек пазла для составления  сложных слов. Найдите свою пару,  встаньте рядом посовещайтесь и  запишите слово, которое у вас  получилось. Можно работать  одновременно всем. ­ Какие цели мы ставили в начале  урока?  ­ Достигли ли мы этих целей? ­Какие слова называются  сложными? ­Как выделяют корни в сложных  словах? ­Какое задание было самым  Дети берут пазл, находят на своем  ряду пару для составления сложного  слова, записывают его на доске, встают рядом и подают сигнал готовности.  (Приложение 8 фото 10) Дети отвечают на вопросы. Познавательные: понимает цель  чтения и осмысливает  прочитанное. Личностные УУД: ­ Формирование представлений о  здоровом образе жизни Познавательные: ­ умение проводить рефлексию  своей учебной деятельности,  способов и условий действия;  ­ умение оценивать свою  деятельность, адекватно понимать  достижение успеха или неуспеха в  учебной деятельности Регулятивные: ­ умение устанавливать степень  соответствия результатов  деятельности поставленной цели; ­ умение обобщать изученный  материал, выделять главное,  анализировать свои результаты,  устанавливать логические связи Коммуникативные: ­ умение полно и точно выражать  свое мнение о достижении  результатов своей деятельности; 8 интересным? ­Какое задание было трудным? содержание,  оценить  собственную  деятельность  на уроке  Домашнее  задание (разноуровневое) 11. (Презентация №1 Слайд 16) Дети подают условный сигнал. ­ Оцените свою работу на уроке. Учитель даёт задание на индивидуальных карточках (Приложение 7) Карточка зелёного цвета (необходимый уровень) Выписать   сложные   слова   по   темам:   явления   природы;   предметы   быта; животные, профессии (Листопад, утконос, бурелом, носорог, водоворот, сороконожка,   водомерка,   мясорубка,   кофемолка,   пылесос,   самовар, магнитофон,   водолаз,     сталевар,   киноактёр, овощевод,  землетрясение, овцебык.) Выделите корни в сложных словах. Карточка жёлтого цвета  (повышенный   уровень)   Добавляется   поисковое задание: допишите своё сложное слово на заданную тему, обведите букву, которая соединяет между собой две основы в сложном слове. Карточка   оранжевого   цвета:  Творческое   задание. грамматическую  сказку «Как сложные слова появились в русском языке?»   снегопад,   пчеловод,     Придумать Регулятивные:  ­   умение   устанавливать   степень соответствия познавательных возможностей поставленной цели   9

Урок русского языка на тему "Сложные слова и их правописание" (3 класс)

Урок русского языка на тему "Сложные слова и их правописание" (3 класс)

Урок русского языка на тему "Сложные слова и их правописание" (3 класс)

Урок русского языка на тему "Сложные слова и их правописание" (3 класс)

Урок русского языка на тему "Сложные слова и их правописание" (3 класс)

Урок русского языка на тему "Сложные слова и их правописание" (3 класс)

Урок русского языка на тему "Сложные слова и их правописание" (3 класс)

Урок русского языка на тему "Сложные слова и их правописание" (3 класс)

Урок русского языка на тему "Сложные слова и их правописание" (3 класс)

Урок русского языка на тему "Сложные слова и их правописание" (3 класс)

Урок русского языка на тему "Сложные слова и их правописание" (3 класс)

Урок русского языка на тему "Сложные слова и их правописание" (3 класс)

Урок русского языка на тему "Сложные слова и их правописание" (3 класс)

Урок русского языка на тему "Сложные слова и их правописание" (3 класс)

Урок русского языка на тему "Сложные слова и их правописание" (3 класс)

Урок русского языка на тему "Сложные слова и их правописание" (3 класс)

Урок русского языка на тему "Сложные слова и их правописание" (3 класс)

Урок русского языка на тему "Сложные слова и их правописание" (3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.06.2017