Урок русского языка на тему "Соединительный гласный в сложных словах" (3 класс)
Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
29.06.2017
Урок русского языка "Соединительные гласные в сложных словах" является логическим продолжением урока "Сложные слова и их правописание" в образовательной системе "Школа 2100" в 3 классе. Урок основан на знаниях, полученных детьми на предыдущем уроке, знакомит с правописанием соединительных гласных в сложных словах.Урок русского языка на тему "Соединительный гласный в сложных словах"
Урок2 Русский язык Соединительный гласный .docx
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме «Сложные слова и их правописание»
Учитель: Брыкалова Наталья Ивановна
Тема урока: «Соединительные гласные о и е в сложных словах»
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Образовательные ресурсы:
Учебник “Русский язык” 3 класс, 1 часть Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина
Таблица “Знаю. Хочу узнать. Узнал” (у каждого ученика).
Сигнальные карточки
Карты – схемы изученных орфограмм
Карта – схема для создания новой схемы
Презентация «Соединительные гласные о и е в сложных словах»
Цели урока:
Для учителя.
Расширять знания о составе слов русского языка,
Познакомить учащихся с новым понятием «Соединительные гласные о и е в сложных словах».
Обогащать словарный запас, воспитывать культуру речи.
Формировать умение анализировать текстовый материал;
Продолжить формирование навыков общения в группе и умений самостоятельно планировать пути достижения поставленных целей.
Формировать толерантное отношение к одноклассникам.
Для ученика.
Путем наблюдения над основой слов научиться понимать, какую соединительную гласную нужно писать.
– развитие умений писать сложные слова с орфограммойбуквой соединительного гласного, объяснять выбор буквы соединительного
гласного о или е.
Построить схему сложного слова.
Уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и
сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Образовательные результаты:
Предметные.
Познакомить учащихся с соединительным гласным в сложных словах; формировать умение нахождения двух корней в сложных словах,
уметь различать сложные слова от обычных слов.
Метапредметные.
Познавательные:
Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; Осуществлять анализ слов с выделением существенных признаков.
Делать выводы на основе обобщения знаний.
Извлекать информацию, представленную в разных формах.
Коммуникативные:
Проявлять интерес и уважение к различным точкам зрения.
Определяет последовательность действий для решения предметной задачи.
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Регулятивные.
Обладать способностью к волевому усилию и умеет преодолевать препятствия.
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, сверстника.
развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные.
Развитие познавательной активности и самостоятельности при планировании своих действий.
Выявлять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.
Использовать адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Формировать толерантное отношение к одноклассникам.
№
1
1.
2.
Этап урока
2
Организацион
ный этап
Этап
мотивации к
учебной
Деятельность учителя ( с указанием действий
с оборудованием)
3
Приветствует обучающихся, фиксирует
готовность к уроку. (Презентация №2
Слайд 1)
Организует внимание, создает благоприятный
настрой на работу:
Прежде чем начать урок, давайте пожелаем
друг другу здоровья. Повернитесь друг к
другу, посмотрите в глаза и улыбнитесь.
Деятельность ученика
УУД на этапах урока
Дети показывают готовность к уроку.
4
Дети настраиваются на работу
Выполняют с улыбкой повторяют фразы
все вместе с учителем и постепенно
5
Личностные УУД:
формирование
положительного
отношения к учебной
деятельности.
Регулятивные
УУД:
умение раскрывают ладонь, машут друг другу
на слове «Здравствуй!»
осуществлять
самоконтроль
готовности к уроку
деятельности
Разверните ладони, будем «здороваться»
пальчиками: (Презентация №2 Слайд 2)
ЖЕЛАЮ (большой)
УСПЕХА (указательный)
БОЛЬШОГО (средний)
ВО ВСЕМ (безымянный)
И ВЕЗДЕ (мизинец)
ЗДРАВСТВУЙ! (вся ладонь).
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья, за дело!
Готовы к новым свершениям? Тогда
приступаем к работе. 3.
Актуализация
знаний и
первичного
учебного
действия
Цель:
организовать
актуализацию
знаний
учащихся,
подготовка
мышления
учащихся
1. Проверка домашнего задания.
– Назовите слова, которые вы отправили в
группу
явления природы?
предметы быта?
животные?
профессии?
Какие слова вы смогли добавить в каждую
группу?
– Откройте ваши тетради. Что надо записать?
– Какую запись должны сделать дальше?
2. Минутка чистописания
Одну строку оставьте для темы урока,
которую мы запишем после того, как
поработаем на минутке чистописания.
Какую букву мы повторим сегодня вы
узнаете из орфографических догонялок.
(Презентация 2 Слайды4 – 8 )
Вы догадались, какую букву мы сегодня
повторяем? Запишите.
Как называются слова, которые были в игре?
Какие слова называются сложными?
Какие группы слов заметили в игре?
Запишите несколько наиболее интересных для
вас.
(Слова появляются на слайде
презентации, как только дети называют их.)
(Презентация 2 Слайд 8 )
Познавательные
УУД:
Развиваем умения
извлекать
информацию из схем,
иллюстраций, текстов.
Представлять
информацию в виде
схемы.
Регулятивные УУД:
контролировать
правильность ответов
сверстников,
осуществлять
самоконтроль;
самостоятельно
оценивать
правильность
выполнения действия
Личностные УУД:
проявлять
толерантное
отношение к
одноклассникам
Дети называют группы слов, на
презентации появляется запись для
самопроверки. (Презентация №2
Слайд 3)
Дети называют свои слова.
Комментированная запись даты и слов
«Классная работа» с помощью
дежурных по классу.
Дети играют в интерактивную игру
«Орфографические догонялки» Если
ошибка замечена учениками, они
«щелкают» по ней кнопкой мыши,
ошибка «краснеет» и исправляется.
Во всех словах была ошибка на месте
буквы о. Поэтому пишем букву о!
Это сложные слова.
Это слова, у которых два корня.
Три группы однокоренных слов: с
корнем вод, пад, и ещё – вод, которые
не являются между собой
однокоренными, так как лексическое
значение у них совершенно разное. 4.
Изучение
нового
материала
1) Выявление
места и
причины
затруднения.
Цель:
организовать
анализ
учащимися
возникшей
ситуации и на
этой основе
выявить места
и причины
затруднения
Какова тема сегодняшнего урока, поможет
узнать и определить героиня одного
известного м/фильма «Следы невиданных
зверей».
Давайте распределимся в макси группы и
Послушайте её песенку и выпишите названия
животных. Работать нужно быстро, слаженно,
можно одновременно нескольким участникам
записывать. (Презентация 2 Слайд 9)
Названия каких животных вы запомнили?
Как Маше удалось получить названия таких
животных?
Названия каких зверей использовала Маша,
составляя новые слова?
Какое слово лишнее? Почему?
Определите тему урока.
Знакома эта тема?
Заполните в таблице графу на маршрутном
листе по пути к знанию на уроке № 2 «Знаю»
(Приложение 2)
– Как вы думаете, достаточно ли взять два
корня, соединить их, чтобы появилось
сложное слово?
– Я возьму корень лед и корень руб.
Получилось ли у меня новое слово?
– Что же нужно сделать? Какие есть
предложения?
А вы можете сказать, как называются такие
специальные буквы?
Заполните в таблице графу на маршрутном
листе по пути к знанию на уроке № 2 «Хочу
Дети расходятся на 3 группы.
Распределяют функции и работают.
при
Дети одной группы называют, а
остальные
необходимости
добавляют Слова отражаются на слайде.
(Презентация 2 Слайд 9)
Дикобраз, корова, попугай, пеликан,
крокодил, бегемот, носорог, воробей.
Лишние слова носорог и дикобраз.
Сложные слова.
Эту тему мы начали изучать на
прошлом уроке.
Ответы детей.
Нужно вставить букву о между ними.
Мы видели в словах буквы о и е
посередине. Но как правильно это
делать, нам ещё предстоит ещё узнать.
Принимают учебную задачу ..
Познавательные
УУД:
осуществление
поиска необходимой
информации для
выполнения учебных
заданий;
умение осуществлять
сравнение и
классифицировать
понятия по заданным
критериям;
Регулятивные УУД:
самостоятельно
организовать учебное
взаимодействие в
паре;
умение осуществлять
итоговый и по
шаговый контроль по
результату;
контролировать
правильность ответов
сверстников,
самоконтроль;
обнаруживать и
формулировать
учебную проблему,
определять цель УД с
направляющей
помощью учителя
самостоятельно
оценивать
правильность
выполнения действия 5
Первичное
закрепление с
проговариван
ием во
внешней речи
6
Самостоятель
ная работа с
проверкой
Давайте учтём все ваши выводы и
предположения и составим схему для нашей
новой орфограммы «Правописание сложных
слов» Предлагаю поработать в группах,
изобразить новую схему.
Подайте сигнал готовности.
Сравните со схемой на слайде
г) Попробуйте самостоятельно составить
алгоритм: что нужно сделать, чтобы не
ошибиться в написании сложного слова,
выбрать нужную соединительную гласную
д) Посмотрите алгоритм в учебнике.
Давайте приведём свои примеры слов и
запишем их на интеркативной доске.
Ну а теперь испытание на практике.
Упр. 126 – развивается умение выбирать
букву соединительного гласного по
алгоритму.
– Например: водолаз. В слове два корня: вод
и лаз, однокоренные слова: вода, водичка и
лаз, лазать. Первый корень оканчивается на
[д], это твёрдый согласный, значит, надо
писать соединительную букву гласного о.
Пишу слово, выделяю корни, подчёркиваю
орфограмму.
Заполните в таблице графу на маршрутном
листе по пути к знанию на уроке № 2 «Что я
узнал»
и опробуйте свои силы в
самостоятельной работе над упр. 127.
Дети распределяются на рабочие
группы, создают свою схему написания
сложного слова. Для работы у них
приготовлены цветные маркеры.
(Приложение 9. Фото1 4 .)
(Презентация 2 Слайд 27)
Шаг 1. Нужно выделить корни в
сложном слове
Шаг 2. Посмотреть, на какой согласный
закончилась первая часть: если на
твёрдый, то пишем с о, а если на мягкий
или ж, ш, ц, то соединительный – е.
(Презентация 2 Слайд 28)
(Несколько человек записывают слова
с разными соединительными гласными
в режиме редактирования)
(Презентация 2 Слайды 29 30)
(Приложение 15. Фото5 6)
Запись комментированная по цепочке
ученики.
(Приложение 15. Фото7)
Дети выполняют задание по рядам и
после окончания работы обмениваются
для взаимопроверки тетрадями.
На слайде отражается все упр.
Коммуникативные:
умение задавать
вопросы на уточнение
и прояснение
сказанного другим
человеком
умение полно и
точно выражать свое
мнение о достижении
результатов своей
деятельности;
уметь слушать и
понимать речь других,
корректно делать
замечания или
дополнения об
успехах или неудачах
сверстников
Регулятивные:
планировать свое
действие в
соответствии с
поставленной задачей
и условиями ее
реализации, в том
числе во внутреннем
плане 7
Итоги урока.
Систематизация
знаний.
(Приложение 2)
Вам предстоит самим подбирать сложные
слова к одному из заданных корней.
127(Презентация 2 Слайд 31)
согласный,
Назовите слова, которые записали вы.
– Чем отличаются слова с корнем вод в
разных столбиках?
Предлагаю выполнить блиц – тест:
“Верные и неверные высказывания”.
Я произношу утверждения, если вы согласны
с ним – ставьте под заданием “+”, не согласны
“”
1. Сложные слова – это все длинные слова.
2. Если первый корень оканчивается на
твёрдый
пишем
соединительную гласную о.
3. После букв – Ж – и – Ш – пишется о.
4.
соединительная гласная о.
5. Если первый корень оканчивается на
мягкий согласный, то пишем соединительную
гласную е.
Вы отлично справились!
Не желаете ли блеснуть знаниями в экспресс
– опросе за два урока?
У вас на столе карточка с заданиями.
Выполните и оцените свою работу.
В словах садовод,
водолаз –
то
Дети называют свои слова
Местоположением в слове и значением
Выполняют тест на карточках
(Приложение 10)
Проверка. (слайд № 32)
1 2 3 4 5
+ + +
Само
оце
нка
Оце
нка
учи
теля
Принимают (по желанию) учебную
задачу и выполняют экспрессопрос.
Дети сдают карточки для оценки
учителя, чтобы потом сверить с
самооценкой
Подчеркни слова по теме
урока: птицы, зима,
водопад, дуб, кормушка,
Познавательные:
умение проводить
рефлексию своей
учебной деятельности,
способов и условий
действия;
умение оценивать
свою деятельность,
адекватно понимать
достижение успеха
или неуспеха в
учебной деятельности
Регулятивные:
умение
устанавливать степень
соответствия
результатов
деятельности
поставленной цели;
умение обобщать
изученный материал,
выделять главное,
анализировать свои
результаты,
устанавливать
логические связи самолёт.
Составь сложные слова:
кофе варит ................
воду проводит.....................
Запиши свои сложные слова:
................................................
................................................
………………………………
………………………………
Зеленый сигнал «Всё понятно!»
Жёлтый сигнал «Были трудности, но уже всё
понятно!»
Красный сигнал «Нужно еще позаниматься!»
Помогите разрешить спор. Дайте условный
сигнал, если вы согласны.
На вопрос «Что такое сложные слова?»
Незнайка ответил: «Все непонятные слова
называются сложными». Буратино ответил,
что все длинные слова называются сложными.
А Афанасий сказал: «Слова, в которых два
корня называются сложными».
Какие цели ставили в начале урока?
Достигли их? Можно редактировать свой
маршрутный лист.
Кто доволен своей работой на уроке?
8
Этап
рефлексии
учебной
деятельности
на уроке
9
Домашнее
задание
(разноуровневое)
Домашнее задание можно выбрать разного
уровня сложности. В упр. 1 на стр. 115 просто
вставить соединительный гласный, а в упр . 2
проявить творчество и самим подобрать как
можно больше слов с корнем –ход и –пад.
Коммуникативные:
умение полно и
точно выражать свое
мнение о достижении
результатов своей
деятельности;
Дети сигнализируют на высказывание
Афанасия (Презентация 2 Слайд33)
Дети работают с маршрутным листом по
пути к знанию на уроке № 2 «Что я
хочу узнать» и «Что я узнал»
(Приложение 2)
Подают условный знак
удовлетворенности своей работой.
(Презентация № 2 слайд 34)
Выбирают задание 1 или 2, возможно
выполнение обоих упражнений.
(Презентация № 2 слайд 35)
Регулятивные:
умение
устанавливать степень
соответствия
познавательных возможностей
поставленной цели
Урок русского языка на тему "Соединительный гласный в сложных словах" (3 класс)
Урок русского языка на тему "Соединительный гласный в сложных словах" (3 класс)
Урок русского языка на тему "Соединительный гласный в сложных словах" (3 класс)
Урок русского языка на тему "Соединительный гласный в сложных словах" (3 класс)
Урок русского языка на тему "Соединительный гласный в сложных словах" (3 класс)
Урок русского языка на тему "Соединительный гласный в сложных словах" (3 класс)
Урок русского языка на тему "Соединительный гласный в сложных словах" (3 класс)
Урок русского языка на тему "Соединительный гласный в сложных словах" (3 класс)
Урок русского языка на тему "Соединительный гласный в сложных словах" (3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.