Урок русского языка на тему "Соединительный гласный в сложных словах" (3 класс)
Оценка 5

Урок русского языка на тему "Соединительный гласный в сложных словах" (3 класс)

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
29.06.2017
Урок русского языка на тему "Соединительный гласный в сложных словах" (3 класс)
Урок русского языка "Соединительные гласные в сложных словах" является логическим продолжением урока "Сложные слова и их правописание" в образовательной системе "Школа 2100" в 3 классе. Урок основан на знаниях, полученных детьми на предыдущем уроке, знакомит с правописанием соединительных гласных в сложных словах.Урок русского языка на тему "Соединительный гласный в сложных словах"
Урок2 Русский язык Соединительный гласный .docx
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе  по теме  «Сложные слова и их правописание»  Учитель: Брыкалова Наталья Ивановна Тема урока: «Соединительные гласные о и е в сложных словах» Тип урока: урок усвоения новых знаний.  Образовательные ресурсы:  Учебник “Русский язык” 3 класс, 1 часть  Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина  Таблица “Знаю. Хочу узнать. Узнал” (у каждого ученика).   Сигнальные карточки   Карты – схемы изученных орфограмм  Карта – схема для создания новой схемы  Презентация «Соединительные гласные о и е в сложных словах» Цели урока: Для учителя. ­ Расширять знания о составе слов русского языка,  ­ Познакомить учащихся с новым понятием «Соединительные гласные о и е в сложных словах».  ­ Обогащать словарный запас, воспитывать культуру речи. ­ Формировать умение анализировать текстовый материал;   ­ Продолжить формирование навыков общения в группе и умений самостоятельно планировать пути достижения поставленных целей. ­ Формировать толерантное отношение к одноклассникам. Для ученика. ­ Путем наблюдения над основой слов научиться понимать, какую соединительную гласную нужно писать. – развитие  умений писать сложные слова  с орфограммой­буквой соединительного  гласного, объяснять выбор  буквы соединительного гласного о или е. ­ Построить схему сложного слова. ­   Уметь   слушать   и   вступать   в   диалог,   участвовать   в   коллективном   обсуждении   проблем,   строить   продуктивное   взаимодействие   и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Образовательные результаты: Предметные. Познакомить учащихся с соединительным гласным в сложных словах; формировать умение нахождения двух корней в сложных словах,  уметь  различать сложные слова от обычных слов. Метапредметные. Познавательные: ­ Проводить  сравнение и классификацию по заданным критериям; ­ Осуществлять анализ слов с выделением существенных признаков. ­ Делать выводы на основе обобщения знаний. ­ Извлекать информацию, представленную в разных формах. Коммуникативные: ­ Проявлять интерес и уважение к различным точкам зрения. ­ Определяет последовательность действий для решения предметной задачи. ­ Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Регулятивные. ­ Обладать способностью к волевому усилию и умеет преодолевать препятствия. ­ принимать и сохранять учебную задачу; ­ планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; ­ адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, сверстника. ­развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. ­ оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. ­ осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные. ­ Развитие познавательной активности и самостоятельности при планировании своих действий. ­ Выявлять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. ­ Использовать адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. ­Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. ­ Формировать толерантное отношение к одноклассникам. № 1 1. 2.  Этап урока 2 Организацион ный этап  Этап  мотивации к  учебной  Деятельность учителя ( с указанием действий с оборудованием) 3 Приветствует обучающихся, фиксирует  готовность к уроку. (Презентация №2  Слайд 1) Организует внимание, создает благоприятный  настрой на работу: ­ Прежде чем начать урок, давайте пожелаем  друг другу здоровья. Повернитесь друг к  другу, посмотрите в глаза и улыбнитесь.  Деятельность ученика УУД на этапах урока Дети показывают готовность  к уроку.  4 Дети настраиваются на работу Выполняют с улыбкой повторяют фразы  все вместе с учителем и постепенно  5 Личностные УУД: ­ формирование  положительного  отношения к учебной  деятельности. Регулятивные   УУД: ­­  умение раскрывают ладонь, машут друг другу  на слове «Здравствуй!» осуществлять  самоконтроль  готовности к уроку деятельности Разверните ладони, будем «здороваться»  пальчиками: (Презентация №2 Слайд 2) ЖЕЛАЮ (большой) УСПЕХА (указательный) БОЛЬШОГО (средний) ВО ВСЕМ (безымянный) И ВЕЗДЕ (мизинец) ЗДРАВСТВУЙ! (вся ладонь). ­ Миру знаний нет предела, Так скорей, друзья, за дело! ­ Готовы к новым свершениям? Тогда  приступаем к работе. 3. Актуализация  знаний и  первичного  учебного  действия Цель: организовать  актуализацию  знаний  учащихся,  подготовка  мышления  учащихся 1. Проверка домашнего задания.   – Назовите слова, которые вы отправили в группу  явления природы? предметы быта?    животные?  профессии? ­  Какие слова вы смогли добавить в каждую группу? – Откройте ваши тетради. Что надо записать?  – Какую запись должны сделать дальше? 2. Минутка чистописания ­   Одну   строку   оставьте   для   темы   урока, которую   мы   запишем   после   того,   как поработаем на минутке чистописания. ­   Какую   букву   мы   повторим   сегодня   вы узнаете   из   орфографических   догонялок. (Презентация 2 Слайды4 – 8 ) ­   Вы   догадались,   какую   букву   мы   сегодня повторяем? Запишите. Как называются слова, которые были в игре? Какие слова называются сложными? ­   Какие   группы   слов   заметили   в   игре? Запишите несколько наиболее интересных для вас. (Слова   появляются   на   слайде презентации,   как  только   дети   называют   их.) (Презентация 2 Слайд 8 )   Познавательные  УУД: ­ Развиваем умения  извлекать  информацию из схем,  иллюстраций, текстов. ­ Представлять  информацию в виде  схемы.  Регулятивные  УУД: ­контролировать  правильность ответов  сверстников,  осуществлять  самоконтроль; ­ самостоятельно  оценивать  правильность  выполнения действия Личностные УУД: ­ проявлять  толерантное  отношение к  одноклассникам Дети называют группы слов, на  презентации появляется запись для  самопроверки. (Презентация №2  Слайд 3) Дети называют свои слова.  Комментированная запись даты и слов  «Классная работа» с помощью  дежурных по классу. Дети играют в интерактивную игру  «Орфографические догонялки»  Если  ошибка замечена учениками, они  «щелкают» по ней кнопкой мыши,  ошибка «краснеет» и  исправляется.  ­ Во всех словах была ошибка на месте  буквы о. Поэтому пишем букву о! ­ Это сложные слова. ­ Это слова, у которых два корня. ­ Три группы однокоренных слов: с  корнем вод­, ­ пад, и ещё – вод, которые  не являются между собой  однокоренными, так как лексическое  значение у них совершенно разное. 4.  Изучение  нового  материала 1) Выявление  места и  причины  затруднения. Цель:  организовать  анализ  учащимися  возникшей  ситуации и на  этой основе  выявить места  и причины  затруднения ­ Какова тема сегодняшнего урока, поможет узнать   и   определить   героиня   одного известного   м/фильма   «Следы   невиданных зверей».  ­ Давайте распределимся в макси ­группы и Послушайте её песенку и выпишите названия животных. Работать нужно быстро, слаженно, можно одновременно нескольким участникам записывать. (Презентация 2 Слайд 9)  ­Названия каких животных вы запомнили? ­Как Маше удалось получить названия таких животных? ­Названия   каких   зверей  использовала  Маша, составляя новые слова? ­Какое слово лишнее? Почему? ­Определите тему урока.      ­Знакома эта тема?  ­  Заполните в таблице графу на маршрутном листе по пути к знанию на уроке № 2  «Знаю» (Приложение 2) – Как  вы  думаете,  достаточно  ли  взять два корня,   соединить   их,   чтобы   появилось сложное слово?  –   Я   возьму   корень  лед­  и   корень  руб­. Получилось ли у меня новое слово? –   Что   же   нужно   сделать?   Какие   есть предложения?  ­ А вы можете сказать, как называются такие специальные буквы? ­  Заполните в таблице графу на маршрутном листе по пути к знанию на уроке № 2  «Хочу Дети расходятся на 3 группы. Распределяют функции и работают.     при Дети   одной   группы   называют,   а остальные необходимости добавляют Слова отражаются на слайде. (Презентация 2 Слайд 9) ­  Дикобраз,   корова,   попугай,   пеликан, крокодил, бегемот, носорог, воробей. ­ Лишние слова носорог и дикобраз. ­ Сложные слова. ­   Эту   тему   мы   начали   изучать   на прошлом уроке. Ответы детей. ­ Нужно вставить букву о между ними. ­   Мы   видели   в   словах   буквы   о   и   е посередине.   Но   как   правильно   это делать, нам ещё предстоит ещё узнать.  Принимают учебную задачу .. Познавательные  УУД: ­ осуществление   поиска необходимой  информации для  выполнения учебных  заданий; умение осуществлять  сравнение и  классифицировать  понятия по заданным  критериям; Регулятивные  УУД: ­самостоятельно   организовать учебное  взаимодействие в  паре; ­умение осуществлять  итоговый и по  шаговый контроль по  результату; ­контролировать  правильность ответов  сверстников,  самоконтроль; ­ обнаруживать и  формулировать  учебную проблему,  определять цель УД с  направляющей  помощью учителя ­ самостоятельно  оценивать  правильность  выполнения действия 5 Первичное  закрепление с  проговариван ием во  внешней речи  6 Самостоятель ная работа с  проверкой ­   Давайте   учтём   все   ваши   выводы   и предположения и составим схему для нашей новой   орфограммы   «Правописание   сложных слов»   Предлагаю   поработать   в   группах, изобразить новую схему. ­ Подайте сигнал готовности. ­ Сравните со схемой на слайде г)   Попробуйте   самостоятельно   составить алгоритм:   что   нужно   сделать,   чтобы   не ошибиться   в   написании   сложного   слова, выбрать нужную соединительную гласную д) Посмотрите алгоритм в учебнике.  Давайте   приведём   свои   примеры   слов   и запишем их на интеркативной доске. ­ Ну а теперь испытание на практике.  Упр.   126   –   развивается   умение   выбирать букву   соединительного   гласного   по алгоритму.  – Например: водолаз. В слове два корня: вод­ и  лаз­, однокоренные слова:  вода,  водичка  и лаз,  лазать. Первый корень оканчивается на [д],   это   твёрдый   согласный,   значит,   надо писать   соединительную   букву   гласного  о. Пишу   слово,   выделяю   корни,   подчёркиваю орфограмму. ­Заполните в таблице графу на маршрутном листе по пути к знанию на уроке № 2  «Что я узнал»     и   опробуйте   свои   силы   в самостоятельной   работе   над   упр.   127. Дети распределяются на рабочие  группы, создают свою схему написания  сложного слова. Для работы у них  приготовлены цветные маркеры.  (Приложение 9. Фото1 ­ 4 .) (Презентация 2 Слайд 27) ­ Шаг 1. Нужно выделить корни в  сложном слове Шаг 2. Посмотреть, на какой согласный  закончилась первая часть: если на  твёрдый, то пишем с о, а если на мягкий  или ж, ш, ц, то соединительный – е. (Презентация 2 Слайд 28) (Несколько человек записывают слова  с разными соединительными гласными в режиме редактирования)  (Презентация 2 Слайды 29 ­ 30)  (Приложение 15. Фото5 ­ 6) Запись комментированная по цепочке  ученики. (Приложение 15. Фото7) Дети выполняют задание по рядам и  после окончания работы обмениваются  для взаимопроверки тетрадями.  На слайде отражается все упр.  Коммуникативные: ­ умение задавать  вопросы на уточнение  и прояснение  сказанного другим  человеком ­ умение полно и  точно выражать свое  мнение о достижении  результатов своей  деятельности; ­ уметь слушать и  понимать речь других, корректно делать  замечания или  дополнения об  успехах или неудачах  сверстников  Регулятивные: ­ планировать свое  действие в  соответствии с  поставленной задачей  и условиями ее  реализации, в том  числе во внутреннем  плане 7 Итоги урока.  Систематизация  знаний. (Приложение 2) Вам предстоит самим подбирать сложные слова к одному из заданных корней. 127(Презентация 2 Слайд 31)   согласный, ­ Назовите слова, которые записали вы. –   Чем   отличаются   слова   с   корнем  вод­  в разных столбиках?  Предлагаю выполнить блиц – тест:  “Верные и неверные высказывания”.  Я произношу утверждения, если вы согласны с ним – ставьте под заданием “+”, не согласны “­” 1. Сложные слова – это все длинные слова. 2.   Если   первый   корень   оканчивается   на твёрдый   пишем соединительную гласную ­ о­. 3. После букв – Ж – и – Ш – пишется ­ о­. 4. соединительная гласная ­ о­. 5.   Если   первый   корень   оканчивается   на мягкий согласный, то пишем соединительную гласную ­ е­. ­ Вы отлично справились!  ­ Не желаете ли блеснуть знаниями в экспресс – опросе за два урока? У   вас   на   столе   карточка   с   заданиями. Выполните и оцените свою работу.   В   словах   садовод,   водолаз   – то   Дети называют свои слова ­ Местоположением в слове и значением Выполняют тест на карточках  (Приложение  10) Проверка. (слайд № 32) 1     2    3   4    5      ­   +   ­    +   +   Само ­оце­ нка Оце нка учи­ теля Принимают (по желанию) учебную  задачу и выполняют экспресс­опрос. Дети сдают карточки для оценки  учителя, чтобы потом сверить с  самооценкой Подчеркни слова по теме  урока:     птицы,  зима,  водопад, дуб, кормушка,  Познавательные: ­ умение проводить  рефлексию своей  учебной деятельности, способов и условий  действия;  ­ умение оценивать  свою деятельность,  адекватно понимать  достижение успеха  или неуспеха в  учебной деятельности Регулятивные: ­ умение  устанавливать степень соответствия  результатов  деятельности  поставленной цели; ­ умение обобщать  изученный материал,  выделять главное,  анализировать свои  результаты,  устанавливать  логические связи самолёт. Составь сложные слова:  кофе  варит   ................ воду  проводит..................... Запиши свои сложные слова: ................................................ ................................................ ……………………………… ……………………………… Зеленый сигнал  «Всё понятно!» Жёлтый сигнал «Были трудности, но уже всё понятно!» Красный сигнал  «Нужно еще позаниматься!» ­Помогите   разрешить   спор.   Дайте   условный сигнал, если вы согласны.  На   вопрос     «Что   такое   сложные   слова?» Незнайка   ответил:   «Все   непонятные   слова называются   сложными».   Буратино   ответил, что все длинные слова называются сложными. А  Афанасий   сказал:   «Слова,   в   которых   два корня называются сложными». ­Какие   цели   ставили   в   начале   урока? Достигли   их?   Можно   редактировать   свой маршрутный лист. ­Кто доволен своей работой на уроке? 8 Этап  рефлексии  учебной  деятельности  на уроке  9 Домашнее  задание (разноуровневое) Домашнее   задание   можно   выбрать   разного уровня сложности. В упр. 1 на стр. 115 просто вставить соединительный гласный, а в упр . 2 проявить творчество и самим подобрать как можно больше слов с корнем –ход­ и –пад­.  Коммуникативные: ­ умение полно и  точно выражать свое  мнение о достижении  результатов своей  деятельности; Дети сигнализируют на высказывание  Афанасия (Презентация 2 Слайд33) Дети работают с маршрутным листом по пути к  знанию  на уроке  №  2   «Что я хочу   узнать»   и   «Что   я   узнал» (Приложение 2) Подают условный знак  удовлетворенности своей работой. (Презентация № 2 слайд 34) Выбирают задание 1 или 2, возможно  выполнение обоих упражнений. (Презентация № 2 слайд 35) Регулятивные:  ­ умение  устанавливать степень соответствия  познавательных возможностей  поставленной цели

Урок русского языка на тему "Соединительный гласный в сложных словах" (3 класс)

Урок русского языка на тему "Соединительный гласный в сложных словах" (3 класс)

Урок русского языка на тему "Соединительный гласный в сложных словах" (3 класс)

Урок русского языка на тему "Соединительный гласный в сложных словах" (3 класс)

Урок русского языка на тему "Соединительный гласный в сложных словах" (3 класс)

Урок русского языка на тему "Соединительный гласный в сложных словах" (3 класс)

Урок русского языка на тему "Соединительный гласный в сложных словах" (3 класс)

Урок русского языка на тему "Соединительный гласный в сложных словах" (3 класс)

Урок русского языка на тему "Соединительный гласный в сложных словах" (3 класс)

Урок русского языка на тему "Соединительный гласный в сложных словах" (3 класс)

Урок русского языка на тему "Соединительный гласный в сложных словах" (3 класс)

Урок русского языка на тему "Соединительный гласный в сложных словах" (3 класс)

Урок русского языка на тему "Соединительный гласный в сложных словах" (3 класс)

Урок русского языка на тему "Соединительный гласный в сложных словах" (3 класс)

Урок русского языка на тему "Соединительный гласный в сложных словах" (3 класс)

Урок русского языка на тему "Соединительный гласный в сложных словах" (3 класс)

Урок русского языка на тему "Соединительный гласный в сложных словах" (3 класс)

Урок русского языка на тему "Соединительный гласный в сложных словах" (3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.06.2017