Конспект урока русского языка (обучение письму, букварный период) по теме "Строчная буква в". Конспект разработан согласно требованиям стандартов второго поколения. Цель данного урока - формировать умения писать строчную букву в, соединения и слова с изученной буквой. Материал урока способствует формированию у учащихся ууд.Разработка урока русского языка в 1 классе.
Урок русского языка 1 класс
учитель начальных классов
Баранова Екатерина Михайловна
Тема: Строчная буква в.
Формировать умения писать строчную букву в, соединения и слова с изученной буквой.
формировать умение ставить орфографическую задачу, обнаруживать орфограмму.
Развивать УУД.
Оборудование: рабочая тетрадь по письму (Нечаева), касса букв, схемы звуков, иллюстрации птиц.
Деятельность учителя
I. Организационный момент
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу: класс наш хоть куда,
Мы начнём урок письма.
II. Актуализация знаний
1 Устная работа
предлагает
Учитель
учащимся
отгадать загадки; в процессе работы
отгадкикартинки учитель вывешивает
на доске:
1. Я весь день ловлю жучков
Уплетаю червячков.
В тёплый край не улетаю,
Здесь, под крышей, обитаю.
Чикчирик! Не робей!
Я бывалый …
2. Окраскойсероватая,
Повадкой –вороватая.
Крикунья хрипловатая
Известная персона.
Это…
3. Чёрная птица меня не боится,
Моргнёт удивлённо и каркнет…
На какие группы можно разделить
эти слова?
опираясь на ответы
Учитель,
«разводит» слова по
учащихся,
группам. К доске приглашаются
учащиеся, чтобы составить схемы слов
и наглядно разделить слова на слоги,
поставить ударение,
ещё раз
выполнить проверку
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
Выполняют действия, которые
отражены в стихотворении
Цель: создать условия
для возникновения у
ученика
внутренней
потребности включения
в учебный процесс
Цель: актуализировать
мыслительные операции,
необходимые
для
проблемного изложения
нового знания: внимание,
мышление; организовать
фиксацию
актуализированных
способов действий в
знаках:
составление
схем,
организовать фиксацию
затруднений
в
выполнении учащимися
задания(УУД
регулятивные,
познавательные,
коммуникативные)
Отгадывание загадок и
составление схем слов.
Воробей
ворона
ворон
Слова, в которых два слога
(ворон) и слова, в которых три
слога (воробей, ворона);
слова женского рода (ворона) и
слова мужского рода (ворон,
воробей) Что общего в словах?
Какой это звук?
Назовите мягкую пару звука
Все слова начинаются с
одинакового звука [ в]
Это согласный звонкий твёрдый
звук.
Согласный звонкий мягкий [в’]
Звуки обозначаем буквой в.
Как буквой обозначаем звуки [в] [в'].
Вставьте её в схему.
1 ученик выходит к доске и вставляет
карточку из разрезной азбуки в схему.
Обозначьте письменными буквами
все согласные звуки.
Трое учащихся выходит к доске для
записи букв.
III. Проблемное объяснение нового
знания
1
Какую цель тогда мы ставим
перед собой?
- Какова тема этого урока?
2 Подготовка руки к письму.
3 Работа
с
моделями.
Рассматривание буквы. Карточка с
письменной буквой вывешивается
на доску.
Что вы можете рассказать об
этой букве?
Учитель предлагает смоделировать
прописную букву в,
используя
заранее заготовленные элементы букв:
длинной линии с петлёй вверху, овала
(можно организовать работу в
группах)
4 Показ учителем правильного
написания строчной буквы –в,
которое сопровождается словами:
начинаем на середине рабочей
строки,
снизу вверх пишем
отклоняясь
плавную линию,
Цель: сформулировать
и согласовать цели
организовать
урока,
уточнение
и
согласование
темы
урока,
организовать
использование
предметных действий с
моделями, организовать
фиксацию преодоления
затруднения,
организовать усвоение
детьми нового способа
действий: правильного
написания буквы
–в
(УУД
личностные,
регулятивные,
познавательные,
коммуникативные)
-Затруднение. Мы не умеем писать
строчную букву в.
Научиться писать –в строчную.
Письмо строчной буквы –в
Большаку дрова рубить.
А тебе воду носит,
А тебе печь топить,
А тебе тесто месить,
А малышке песни петь.
Песни петь да плясать,
Родных братьев потешать.
Состоит из элементов: длинная
линия с петлёй вверху и малого
овала.
Моделирование буквы.
Письмо в воздухевправо,
дойдя до середины
широкой строки закругляем влево
и опускаем прямую линию вниз,
пересекаем плавную линию на
верхней линии рабочей строки, не
дойдя до нижней линии рабочей
строки закругляем и пишем овал
вправо.
5 Упражнение в написании буквы.
Работа в тетрадях по письму
Откройте тетради и допишите
петельку в первой строке так, что
бы получилась буква в.
этого
После
объясняется
начертание буквы под счёт (ираз
идва). Дети считают вслух и
делают
соответствующие
движения ручкой в воздухе.
букву
Прописывают
с
дальнейшим анализом и оценкой:
выбрать и обвести самую
красивую букву; почему эта
буква вам понравилась?
Выполнение двигательных
упражнений
Если позволяет время,
можно
пригласить к доске трёх учащихся и
предложить им написать строчную
букву –в
Во второй строке пропишите букву
в.
Обведите самую красивую букву.
Помогите соседу по парте найти
самую красивую букву.
Физкультминутка
Руки подняли и помахали
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти
встряхнули
Ветер сбивает листву.
Плавно руками помашем
Это к нам птицы летят
Как они сядут, покажем
Крылья мы сложим назад.
IV. Закрепление написания.
1 Обозначение согласного звука
буквой.
2 Звукобуквенный анализ слов
3 Упражнение
в
соединений букв.
написании
Работа втетрадях по письму. Учитель
объясняет соединение букв,
соединения со строчной буквой –
в); учащиеся прописывают в
тетрадях соединения букв.
Прочитайте чистоговорку.
Повторим её и запомним.
Показ учителем правильного
написания соединений.
4. Продолжается работа в тетрадях по
письму
Прочитайте задания.
Прочитайте слова, сравните их.
Составьте с этими словами
предложение
Письмо по точкам,
самостоятельное письмо
По написанию слова похожи. Но
они отличаются произношением.
В первом слове ударный гласный
во втором слоге, а во втором –
ударный гласный в первом слоге.
По значению слова тоже
отличаются: вороны – это самки,
а вороны – это самцы.
Цель:
Организовать
усвоение детьми нового
способа
действий:
правильного написания
слов со строчной буквой
–в, развивать связную
речь,
формировать
умение ставить орфогра
фическую
задачу,
обнаруживать
орфограмму.
В первом слоге слышим звук [а], а
пишется буква о.
Этот звук мы обозначали буквой
–а.
Он безударный.
Нет, доверять нельзя. Можем не
ту букву написать.
Какие буквы не совпадают со
звуками в первом слове?
А какой буквой обозначали мы звук
[а]?
а
[а]
о
А какой этот звук в слове?
Посмотрите, какой хитрый звук.
Вместо себя он может на
«письменную работу» посылать
разные буквы а или о. Как вы
считаете, можно ли при письме
доверять этому звуку и писать как
слышим?
Сделаем важный вывод: на месте
безударного гласного звука а при
письме есть опасность выбрать не
ту букву.А напишешь не ту букву
может получится другое слово или
оно совсем изчезнет, стенет«ненастоящим». Поэтому
безударный гласный при письме –
это «опасное место».
Подчеркните «опасное место»
красным цветом. Это сигнал, он
указывает нам на опасность.
Поставьте это слово в
единственное число. Произнесите с
ударением.
Что заметили?
О чём нам надо помнить при
записи слова?
Слова у нас разные или имеют
одинаковое значение. Назовите
одинаковую часть.
Значит и писать надо одинаково.
Если в слове вороны пишется –о,
значит и в слове ворона надо писать
о.
(Аналогично разбирается второе
слово)
Учитель проходит по рядам,
наблюдает за выполнением задания
учащимися.
V.Первичное знакомство с
однокоренными словами. Слабая
позиция согласных звуков.
А как вы думаете, «опасные места»
есть у согласных?
Прочитайте следующее задание.
Прочитайте слова. Поставьте
ударение, назовите и отметьте
опасные места.
Что заметили в словах?
слова
Что обозначают слова?
Такие
называют
родственными словами, а общую
часть – корнем.
Какие звуки обозначает наша новая
Много –вороны. А одна –
ворона.
В первом слоге гласный тоже
безударный.
Если гласный безударный, то это
опасное место, надо правильно
выбрать букву.
Слова имеют одинаковое
значение, у них общая часть –
ворон.
Запись слова в тетради.
Нет, у согласных не может быть
опасного места, они же не бывают
безударными.
гласных
Называют «опасные места»
безударных
и
подчеркивают красным цветом.
В словах есть одинаковая часть.
Идёт объяснение значения слов
при помощи одного слова лов.
Буква В в словах обозначает
звуки [в и ф].
Организовать
Цель:
усвоение правильного
написания слов со
буквой –в,
строчной
формировать
умение
ставить
орфографическую
задачу,
орфограмму.
обнаруживатьПодчёркивают опасное место
согласного.
После согласного [в] идёт
гласный.
Самостоятельная запись слов.
буква? Что заметили?
Значит можем сделать важный
вывод, что и у согласных написание
может
с
произношением, значит это тоже
«опасные места».
расходиться
Какой звук идёт после согласного,
где нет расхождения в написании и
произношении.
Значит согласный стоит в сильной
позиции.
А на конце слова согласный стоит в
слабой позиции и может вместо
себя на «письменную работу»
посылать другую букву.
В [ в]
[ ф]
Учитель проходит по рядам,
наблюдает за выполнением задания
учащимися.
V.Итог урока
уроке?
- Какая цель была поставлена на
- Вы научились писать строчную
- В чём вы испытывали
затруднение на уроке?
букву –в?
Учащиеся проговаривают цель
урока, достигнут или нет
результат, о трудностях, с
которыми встретились на уроке.
Цель: способствовать
формированию
рефлексии (УУД –
регулятивные,
коммуникативные)