Урок русского языка на тему "Строчная буква в" (1 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 30.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока русского языка (обучение письму, букварный период) по теме "Строчная буква в". Конспект разработан согласно требованиям стандартов второго поколения. Цель данного урока - формировать умения писать строчную букву в, соединения и слова с изученной буквой. Материал урока способствует формированию у учащихся ууд.Разработка урока русского языка в 1 классе.
Иконка файла материала Строчная буква в.docx
Урок русского языка 1 класс учитель начальных классов  Баранова Екатерина Михайловна Тема:  Строчная буква в. ­ Формировать умения писать строчную букву в, соединения и слова с изученной буквой. ­ ­ формировать умение ставить орфографическую задачу, обнаруживать орфограмму. Развивать УУД. Оборудование: рабочая тетрадь по письму (Нечаева), касса букв, схемы звуков, иллюстрации птиц. Деятельность учителя I. Организационный момент Прозвенел звонок для нас, Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу: класс наш хоть куда, Мы начнём урок письма. II. Актуализация знаний 1 Устная работа   предлагает Учитель   учащимся отгадать   загадки;   в   процессе   работы отгадки­картинки учитель вывешивает на доске: 1. Я весь день ловлю жучков     Уплетаю червячков.      В тёплый край не улетаю,     Здесь, под крышей, обитаю.     Чик­чирик! Не робей!      Я бывалый …  2. Окраской­сероватая,     Повадкой –вороватая.     Крикунья хрипловатая­     Известная персона.    Это… 3. Чёрная птица меня не боится, Моргнёт удивлённо и каркнет… ­ На какие группы можно разделить  эти слова?   опираясь   на   ответы Учитель,   «разводит»   слова   по учащихся, группам.   К   доске   приглашаются учащиеся, чтобы составить схемы слов и наглядно разделить слова на слоги, поставить   ударение,   ещё   раз выполнить проверку Деятельность учащихся Формируемые УУД Выполняют действия, которые отражены в стихотворении Цель:  создать   условия для   возникновения   у ученика внутренней потребности   включения в учебный процесс     Цель:   актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного   изложения нового знания: внимание, мышление;   организовать фиксацию актуализированных способов   действий   в знаках: составление схем,   организовать   фиксацию затруднений в выполнении   учащимися задания(УУД регулятивные, познавательные, коммуникативные)     Отгадывание загадок и  составление схем слов. Воробей ворона ворон ­ Слова, в которых два слога  (ворон) и слова, в которых три  слога (воробей, ворона); ­слова женского рода (ворона) и  слова мужского рода (ворон,  воробей)­ Что общего в словах? ­ Какой это звук? ­ Назовите мягкую пару звука ­ Все слова начинаются с  одинакового звука [ в] ­ Это согласный звонкий твёрдый  звук. ­ Согласный звонкий мягкий [в’] ­ Звуки обозначаем буквой в. ­ Как буквой обозначаем звуки [в] [в']. Вставьте её в схему.  1 ученик выходит к доске и вставляет карточку из разрезной азбуки в схему. ­  Обозначьте письменными буквами все согласные звуки. Трое учащихся выходит к доске для записи букв. III. Проблемное объяснение нового  знания 1 ­Какую цель тогда  мы ставим  перед собой? - Какова тема этого урока? 2 Подготовка руки к письму. 3 Работа     с моделями. Рассматривание буквы. Карточка с письменной   буквой   вывешивается на доску.  ­ Что вы можете рассказать об этой букве? Учитель   предлагает   смоделировать прописную   букву   в­,   используя заранее заготовленные элементы букв: длинной линии с петлёй вверху,  овала (можно   организовать   работу   в группах) 4 Показ   учителем   правильного написания   строчной   буквы   –в­, которое   сопровождается   словами: начинаем   на   середине   рабочей строки,   снизу   вверх   пишем   отклоняясь плавную   линию,       Цель:  сформулировать и   согласовать   цели организовать урока,   уточнение и согласование темы урока, организовать использование предметных   действий   с моделями,   организовать фиксацию   преодоления затруднения, организовать   усвоение детьми   нового   способа действий:   правильного написания   буквы     –в­ (УУД   личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные) -Затруднение. Мы не умеем писать строчную букву в.  ­ Научиться писать –в­ строчную. ­ Письмо строчной буквы –в­ Большаку дрова рубить. А тебе воду носит, А тебе печь топить, А тебе тесто месить, А малышке песни петь. Песни петь да плясать, Родных братьев потешать. Состоит из элементов: длинная  линия с петлёй вверху и малого  овала. Моделирование буквы. Письмо в воздухевправо,   дойдя   до   середины широкой строки закругляем влево и   опускаем   прямую   линию   вниз, пересекаем   плавную   линию   на верхней линии рабочей строки, не дойдя   до   нижней   линии   рабочей строки   закругляем   и   пишем   овал вправо.  5 Упражнение   в   написании   буквы. Работа в тетрадях по письму  ­Откройте   тетради   и   допишите петельку в первой строке так, что бы получилась буква в.   этого После объясняется начертание буквы под счёт (и­раз­ и­два).   Дети   считают   вслух   и делают соответствующие движения ручкой в воздухе.       букву  Прописывают с дальнейшим анализом и оценкой: выбрать   и   обвести   самую красивую   букву;   почему   эта буква вам понравилась? Выполнение двигательных  упражнений Если   позволяет   время,   можно пригласить к доске  трёх  учащихся  и предложить   им   написать   строчную букву –в­  ­ Во второй строке пропишите букву в. ­ Обведите самую красивую букву.  ­ Помогите соседу по парте найти  самую красивую букву. Физкультминутка Руки подняли и помахали ­  Это деревья в лесу.  Локти согнули, кисти  встряхнули ­  Ветер сбивает листву.  Плавно руками помашем ­  Это к нам птицы летят  Как они сядут, покажем ­  Крылья мы сложим назад. IV. Закрепление написания. 1 Обозначение согласного звука  буквой. 2 Звукобуквенный анализ слов 3 Упражнение в соединений   букв.   написании     Работа   втетрадях   по   письму.   Учитель объясняет   соединение   букв, соединения со строчной буквой – в­);   учащиеся   прописывают   в тетрадях соединения букв. ­ Прочитайте чистоговорку. Повторим её и запомним. Показ учителем правильного  написания соединений. 4. Продолжается работа в тетрадях по письму  ­ Прочитайте задания.  Прочитайте слова, сравните их. ­ Составьте с этими словами  предложение Письмо по точкам,  самостоятельное письмо ­ По написанию слова похожи. Но они отличаются произношением.  В первом слове ударный гласный  во втором слоге, а во втором –  ударный гласный в первом слоге.  По значению слова тоже  отличаются: вороны – это самки,  а вороны – это самцы.   Цель:   Организовать усвоение   детьми   нового способа действий: правильного   написания слов со строчной  буквой –в­,   развивать   связную речь,   формировать умение ставить орфогра­ фическую   задачу, обнаруживать орфограмму. В первом слоге слышим звук [а], а пишется буква о. Этот звук мы обозначали буквой –а. Он безударный.  ­Нет, доверять нельзя. Можем не ту букву написать. ­Какие буквы не совпадают со  звуками в первом слове? ­А какой буквой обозначали мы звук  [а]?                                    а [а]                                     о ­А какой этот звук в слове? Посмотрите, какой хитрый звук.  Вместо себя он может на  «письменную работу» посылать  разные буквы­ а или о. Как вы  считаете, можно ли при письме  доверять этому звуку и писать как  слышим? ­Сделаем важный вывод: на месте  безударного гласного звука а при  письме есть опасность выбрать не  ту букву.А напишешь не ту букву  может получится другое слово или  оно совсем изчезнет, стенет«ненастоящим». Поэтому  безударный гласный при письме –  это «опасное место». Подчеркните «опасное место»  красным цветом. Это сигнал, он  указывает нам на опасность. Поставьте это слово в  единственное число. Произнесите с  ударением. ­Что заметили? ­ О чём нам надо помнить при  записи слова? ­Слова у нас разные или имеют  одинаковое значение. Назовите  одинаковую часть. Значит   и   писать   надо   одинаково. Если   в   слове  вороны  пишется   –о­, значит и в слове  ворона надо писать ­о­. (Аналогично   разбирается   второе слово) Учитель проходит по рядам,  наблюдает за выполнением задания  учащимися. V.Первичное знакомство с  однокоренными словами. Слабая  позиция согласных звуков. ­А как вы думаете, «опасные места» есть у согласных? Прочитайте следующее задание. ­Прочитайте слова. Поставьте  ударение, назовите и отметьте  опасные места. Что заметили в словах?   слова Что обозначают слова? ­Такие называют   родственными   словами,   а   общую часть – корнем. Какие звуки обозначает наша новая ­Много   –вороны.   А   одна   – ворона.  ­В   первом   слоге   гласный   тоже безударный. ­Если гласный безударный, то это опасное   место,   надо   правильно выбрать букву. ­Слова   имеют   одинаковое значение,   у   них   общая   часть   – ворон­. Запись слова в тетради. ­Нет, у согласных не может быть опасного места, они же не бывают безударными.   гласных Называют   «опасные   места» безударных и подчеркивают красным цветом.  В словах есть одинаковая часть. Идёт   объяснение   значения   слов при помощи одного слова лов.   Буква В в словах обозначает  звуки [в и ф].   Организовать Цель: усвоение   правильного написания   слов   со   буквой   –в­, строчной   формировать   умение ставить орфографическую задачу, орфограмму.   обнаруживатьПодчёркивают опасное место  согласного. После   согласного   [в]   идёт гласный. Самостоятельная запись слов. буква? Что заметили? Значит   можем   сделать   важный вывод, что и у согласных написание может с произношением,   значит   это   тоже «опасные места». расходиться     Какой   звук   идёт   после   согласного, где нет расхождения в написании и произношении. Значит   согласный   стоит  в   сильной позиции. А на конце слова согласный стоит в слабой   позиции   и     может   вместо себя   на   «письменную   работу» посылать другую букву. В                                     [  в]                                        [ ф] Учитель проходит по рядам,  наблюдает за выполнением задания  учащимися. V.Итог урока уроке? - Какая цель была поставлена на  - Вы научились писать строчную  - В чём вы испытывали  затруднение на уроке? букву –в­? Учащиеся проговаривают цель урока, достигнут или нет результат, о трудностях, с которыми встретились на уроке. Цель: способствовать формированию рефлексии (УУД – регулятивные, коммуникативные)

Посмотрите также