Урок русского языка на тему "Употребление имен прилагательных в речи" (5 класс)
Оценка 5

Урок русского языка на тему "Употребление имен прилагательных в речи" (5 класс)

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
08.07.2018
Урок русского языка на тему "Употребление имен прилагательных в речи" (5 класс)
Урок развития речи в 5 классе. Цели и задачи: дать представление о роли имен прилагательных в речи; закрепить навыки работы с текстом: тема, основная мысль, стиль речи, тип речи; формировать умения находить имена прилагательные в тексте, определять их роль в произведениях художественной литературы; формировать умение находить в тексте художественно-изобразительные средства; научить использовать прилагательные при описании природы; развивать воображение, яркость, образность, выразительность речи; воспитывать любовь к родному слову, к русской литературе.
урок в 5 классе.docx
Урок русского языка в 5 классе. Тема. Употребление имен прилагательных в речи. Цель деятельности учителя: дать представление о роли имен прилагательных в речи; закрепить навыки работы с текстом: тема, основная мысль, стиль речи, тип речи; формировать умения находить имена прилагательные в тексте, определять их роль в произведениях художественной литературы; формировать умение  находить в тексте художественно­изобразительные средства; научить  использовать прилагательные при описании природы; развивать воображение,  яркость, образность, выразительность речи; воспитывать любовь к родному  слову, к русской литературе. Планируемые образовательные результаты:  Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать  характеристику имени прилагательного по значению, морфологическим  признакам; роль употребления прилагательных в речи; определять  морфологические признаки прилагательного; употреблять прилагательные в  речи. Метапредметные (компоненты культурно­компетентностного  опыта/приобретенная компетентность): применение приобретенных знаний,  умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение  полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на  межпредметном уровне. Личностные: участвовать в творческом, созидательном процессе; осознавать  себя  как индивидуальность и одновременно как члена общества. чувствовать  красоту и выразительность русского слова, его богатые возможности. Методы и формы обучения: наблюдение над языком; эвристический метод;  индивидуальная, групповая, фронтальная. Ход урока. Учитель: Здравствуйте, садитесь! Давайте улыбнемся друг другу. Пусть  сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня, ребята, вас  ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам  будут внимание, находчивость и смекалка. Давайте начнем урок. Сейчас я буду читать по одному предложению, а вы определите, что это за зверь. Этот… зверек живет в лесу. У него уши, .. хвост. Шубка у зверька летом…, а зимой… Этот зверь меняет окраску, но такой Мало информации Непонятно: у всех зверей есть хвост. …зверек всего боится. Его так и зовут: зайчишка­трусишка. зверь не один. Теперь понятно, это заяц. Сколько мне пришлось прочитать предложений, пока вы догадались точно, о ком идет речь? (5, минимум 4) Почему нам сразу не удалось назвать зверька? Работа в парах. Задание. Вставьте пропущенные в эти предложения пропущенные слова, которые бы дали нам больше информации о зверьке. Работаете в парах.  Проверка. Чтение текста по предложению, выбор оптимального варианта,        Этот небольшой (маленький) зверёк живёт в лесу.                             У него короткий хвост. Шубка у зверька летом серая, а зимой – белая.                           Трусливый (симпатичный, добродушный) зверёк всего боится.                            Его так и зовут: зайчишка­трусишка.   Учитель: Какой части речи вставленные слова? Докажите. (Имя  прилагательное). Учитель: Итак, как вы думаете о какой части речи мы сегодня будем  говорить? (О имени прилагательном). Учитель: Правильно. А как вы думаете, зачем нам нужно хорошо знать эту  часть речи? (Чтобы наша речь была красивой красочной, яркой). Учитель: Правильно, а еще мы будем учиться находить прилагательные среди других частей речи,  учиться правильно употреблять прилагательные в  своей речи. Учитель: А для этого, что ученикам нужно делать? (Внимательно слушать  учителя, думать, размышлять, работать, обсуждать). Учитель: Откройте тетради, запишите сегодняшнее число. Тема нашего урока «Имя прилагательное». Какая орфограмма вам встретилась в названии части речи? Учитель: Ребята, а как вы понимаете смысл названия этой части речи?  Повторите про себя несколько раз это слово и подумайте, что значит  ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ? (Прилагается к чему­то). Учитель: Молодцы, ребята! Прилагательное имеет значение приложенное,  добавленное к чему­ то. - Дословный перевод с латинского языка - «нечто подкинутое, прибавленное, приложенное», с греческого – эпитет. Мы с вами уже встречались с этим понятием на уроках литературы. Учитель: Вам эта часть речи уже знакома из начальных классов. Что вы  знаете об имени прилагательном? ( Часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы Какой? Чей? Изменяется по падежам,  числам, в единственном числе по родам). С какой частью речи дружит? (С  именем существительным и местоимением). А какой признак может  обозначать имя прилагательное? (Цвет, вкус, размер, температуру, качество характера, материал) Задание: ( Устно) Продолжи сколько можешь, ряды прилагательных. Цвет: Белый,... Вкус: сладкий,... Размер: большой,... Температура: холодный,... Качество характера: добрый,... Материал: деревянный, … Учитель: Вы сказали, что прилагательные нужны, чтобы наша речь была  красивой, образной. Задание: На доска написаны слова: снег, дождь.  Нужно подобрать к ним прилагательные. (Слова даны на карточках, нужно расположить   правильно  (белый,   мягкий,   пушистый,   мокрый,   обильный, серебристый,   монотонный, кратковременный, теплый, мелкий, ночной). Учитель: Какие прилагательные могут быть употреблены с данными  существительными в сообщении о погоде по радио или телевидению, а какие  уместны в художественном описании? Как будут называться такие  прилагательные? (Эпитеты). Учитель: Давайте вспомним замечательные русские народные сказки  Задание.   Даны слова в 2х столбиках. Попробуйте сформулировать задание. (К словам левого столбика найти пару из слов правого столбика).   колючий,    голубой, звонкий,   сильный, Молодец           красная   девица              живая и мертвая   солнце               ясное   ночь                  вороной    конь                  добрый   лес                     лунная   вода                  дремучий Учитель: Все эти эпитеты называются постоянными, тянется такой эпитет за  существительным, как нитка за иголкой, даже туда, где, казалось, он  неуместен.   Задание. Упражнение 567. Найдите эпитеты в стихотворении. Подберите  синонимы к слову грустная, а затем антонимы. Учитель: Продолжим работу. Задание: Записать слова столбиком. Подобрать синонимы к прилагательным Холодный, ледяной, студеный, морозный Маленький, низенький, низкорослый, крошечный, карликовый Вежливый, деликатный, нежный, ласковый, почтительный, приветливый Твердый, жесткий, прочный, крепкий, устойчивый Храбрый, смелый, отважный, бесстрашный Учитель: Молодцы, а сейчас скажите, какое еще задание можно составить с  этими прилагательными ( подобрать антонимы) Учитель: А сейчас  работаете с текстом.  Задание: Прочитать выразительно. Доказать, что это текст, определить тему  и основную мысль. Определить тип текста и стиль, доказать. 1 вариант  выписывает синонимы, 2 – антонимы. Сделайте выводы о роли  прилагательных – синонимов и антонимов в речи. (Синонимы в тесте помогают избежать повторов и выразить мысль  точно, образно. Антонимы помогают передать контраст, делают картину  более выразительной и точной). Красив, чудесен русский лес зимою. Глубокие седые лежат под  деревьями сугробы. Серебряный снег тяжелыми шапками  покрывает темно­зеленые ветви высоких и маленьких елей. Солнце  склоняется к закату, скользит косыми лучами по необозримому  чистому снегу, одевает его жемчужной корою. Поверх этого снежного  покрывала раскинулся необыкновенный узор. Маленькие и большие,  глубокие и мелкие следы оставили хозяева леса. Учитель: Молодцы,  работаете в парах.  Раздаются  тексты, ученики должны  по смыслу предложения вставить прилагательные, согласуя их с  существительными  в роде, числе и падеже.) Приближение весны. (                    ) тени лежат на сугробах. Вот с вершины (                  ) дерева упала (            ) пылью и рассыпалась  (               ) шапка.  С (                            ) свистом прилетели, закачались на шишках (               ) клесты. (                        ) платочком  перемахнул за стволами деревьев, сел на (                             )вершину и пустил (                             )трель (           ) барабанщик дятел.  Потоки (                                 )света заливают (                     ) поляны,  отражаются в (                                )скатерти снегов. Высоко в небе  застыли, не движутся (                                    ) облака. Учащиеся зачитывают полученные тексты, затем учитель читает текст­ оригинал. Учитель: Вот и подошел к концу наш урок. О какой части речи мы сегодня  говорили? (О имени прилагательном).  Что нового узнали? (Прилагательные «озаряют» предметы, их называют  «живописующей» частью речи. С одной стороны, прилагательные  конкретизируют предмет , с другой – «расцвечивают» предмет, с третьей  – с помощью прилагательных показывается отношение говорящего к  предмету). Учитель: Я рада, что вы показали себя умными, понятливыми, смышлеными  ребятами. Вот сколько прилагательных я использовала. А теперь оцените  свою работу, дополнив текст именами прилагательными. Дети получают карточки.  Задание:  Дополни текст именами  прилагательными. Вот и подошел к концу _______________ урок русского языка. Мы повторили все, что знали об имени прилагательном. Благодаря этим словам наша речь  становится _____________________ . Мои одноклассники были  __________________. Они давали______________ответы. На уроке я узнал  много _____________ и __________________. Своей работой на уроке я  _______________. И сейчас у меня _______________ настроение. Дети зачитывают свою рефлексию.  Учитель: А закончить наш урок мне хочется словами стихотворения... Стихотворение о важности имен прилагательных. Очень занимательное ­  Имя прилагательное. Трудно будет без него, Если пропадет оно. Ну, представь­ка себе это: Как без признаков предмета Будем спорить, говорить, Веселиться и шутить? Что тогда получится? Стоит разве мучиться? Не скажем мы, "прекрасное", Не скажем "безобразное" Не скажем маме "милая, Красивая, любимая". Отцу, и брату, и сестре, Не сможем говорить нигде Эти замечательные При­ла­га­тель­ные.

Урок русского языка на тему "Употребление имен прилагательных в речи" (5 класс)

Урок русского языка на тему "Употребление имен прилагательных в речи" (5 класс)

Урок русского языка на тему "Употребление имен прилагательных в речи" (5 класс)

Урок русского языка на тему "Употребление имен прилагательных в речи" (5 класс)

Урок русского языка на тему "Употребление имен прилагательных в речи" (5 класс)

Урок русского языка на тему "Употребление имен прилагательных в речи" (5 класс)

Урок русского языка на тему "Употребление имен прилагательных в речи" (5 класс)

Урок русского языка на тему "Употребление имен прилагательных в речи" (5 класс)

Урок русского языка на тему "Употребление имен прилагательных в речи" (5 класс)

Урок русского языка на тему "Употребление имен прилагательных в речи" (5 класс)

Урок русского языка на тему "Употребление имен прилагательных в речи" (5 класс)

Урок русского языка на тему "Употребление имен прилагательных в речи" (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.07.2018