4 к л а с с
0 7 . 0 9 . 2 0 1 7 г .
Р у с с к и й я з ы к
У р о к 5
ТЕМА: ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ: ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ,
ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ, ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ.
Тип урока
Педагогическ
ие задачи
Планируемые
предметные
результаты
Метапредмет
ные УУД
Освоение нового материала
Создать условия для ознакомления с предложением как единицей речи, с видами предложений по цели высказывания;
совершенствовать умения распознавать предложения, выделять их интонационно, составлять предложения из
деформированных слов; способствовать развитию умения правильно обозначать предложения на письме; содействовать
воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке
Познакомятся с видами предложений по цели высказывания; научатся определять вид предложения по цели
высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное); различать текст и предложение, предложение и
слова, не составляющие предложения; выделять предложения из речи; соблюдать в устной речи интонацию конца
предложения; определять границы предложения в деформированном тексте (из 2–3 предложений), выбирать знак для
конца каждого предложения
Познавательные: целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; анализировать
изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков; осуществлять синтез как составление целого из
частей (под руководством учителя); проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под
руководством учителя); регулятивные: высказывать свое предположение относительно способов решения учебной
задачи; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой
деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); оценивать совместно с учителем или
одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: критичноотноситься к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми,
придерживающимися другого мнения; понимать точку зрения другого; участвовать в работе группы, распределять
роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений
Понимать то, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью
Личностные
результаты
О р г а н и з а ц и о н н а я с т р у к т у р а у р о к а
Этап урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)
1
II.
Актуализаци
я знаний.
Проверка
домашнего
задания.
Минутка
чистописания.
Работа над
2
3
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу
о проделанной работе.
– Что было необходимо сделать в задании 16
рабочей тетради? Прочитайте составленный текст.
Проводит минутку чистописания.
– Сегодня мы напишем красиво и правильно букву
«б» в соединении с буквой «п».
– Чем интересна эта пара букв? (Эти буквы
обозначают парные согласные звуки.)
– Назовите другие парные согласные.
– Запишите пословицу. Объясните ее смысл.
Организует работу над словами с
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о
выполненной дома работе. Читают текст
рассуждение.
Мне нравится урок русского языка. Хотите
узнать,
почему? На этом уроке я составляю
предложения, записываю тексты и учусь
грамотно писать и говорить.
Выполняют чистописание. Находят и подчеркивают
орфограммы в словах.
Бп Пб Бп Пб
Жизнь дана на добрые дела.
Записывают словарное слово в индивидуальный
Формируемые
способы
деятельности
учащегося
4
Выделять
существенную
информацию
из текста
загадки.
Выдвигать
гипотезу и
обосновывать
ее.
Осуществлять
актуализацию
личного
жизненного
опыта.
Дополнять,
уточнять
высказанныесловами с
непроверяемы
м написанием
непроверяемым написанием.
– Отгадайте загадки.
словарик.
1
2
Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька.
(Автомобиль.)
С
А В
М
Загудел глазастый жук.
Обогнал зеленый луг,
У дороги смял ковыль
И ушел, вздымая пыль.
(Автомобиль.)
– Подберите однокоренные слова, синонимы к
слову «автомобиль».
– Запишите словарное слово в индивидуальные
словарики, используя прием ассоциаций.
(См. РМ, Приложение 2.)
III.
Сообщение
темы урока.
Определение
Задает вопросы. Комментирует ответы,
предлагает сформулировать цель урока.
– Какая бывает речь?
– Из чего состоит наша речь?
– Что такое предложение?
3
К
К
Т О М О Б И Л
Ь
Л
Е
С
О
Л
Е
С
О
Подбирают однокоренные слова, синонимы к
словарному слову.
Однокоренные слова: автомобильчик,
автомобилист, автомобильный,
автомобилистка.
Синонимы: автомашина, машина.
Составляют предложения.
Мы поехали в Крым на автомобиле.
По улицам города мчатся автомобили.
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы,
формулируют цель урока. Под руководством
учителя определяют задачи урока
мнения по
существу
полученного
задания
4
Принимать
и сохранять
учебную цель
и задачу.
Осознанно ипроизвольно
строить
речевое
высказывание
4
в устной
форме
Осуществлять
анализ
объектов с
опорой на
визуализацию
целей урока
– Как определить предложение в устной речи?
в письменной речи?
– Прочитайте тему урока.
1
2
3
IV.
Объяснение
нового
материала.
Наблюдение
над языковым
материалом.
Работа
по учебнику
(упражне
ние 12)
– Определите цели урока, используя опорные
слова.
– Сегодня на уроке будем учиться определять виды
предложения по цели высказывания
Организует работу по теме урока. Объясняет
новый материал, отвечает на вопросы учеников.
– Прочитайте запись на доске:
Гости пришли
– Можно ли эту запись назвать предложением?
(Нет.) Почему? (Нет знака препинания в конце.)
– Прочитайте с разной интонацией.
– Какое предложение по цели высказывания? Что
ставим в конце предложения? (Вопрос задается
к каждому предложению.)
– Прочитайте. Что вы представили, читая каждое
предложение?
– Какие слова в стихотворении употреблены в
переносном значении? (Звезды тают, солнышко
проснулось.)
– Найдите и прочитайте простые предложения.
Сколько в каждом из них слов?
– Определите главные члены предложения.
Выводят языковые закономерности, лежащие в
основе изучаемого понятия или правила.
Анализируют формулировку правила (понятия),
данную в учебнике. Проводят наблюдения на
материале связных текстов. Рассказывают о видах
предложения по цели высказывания.
По цели высказывания предложения делятся на
группы:
• повествовательные содержат сообщение или
описание, они выражают законченную мысль;
интонационно законченность мысли
выражается понижением голоса в конце
предложения;
• вопросительные содержат вопрос о чемто
неизвестном говорящему; интонационно вопрос
передается особой вопросительной интонацией,
на письме – вопросительным знаком; также
вопрос передается вопросительными словами– Объясните написание корня в словах
«рассветает», «розовеет», «вдалеке», «снежинки».
– Подготовьтесь к письму данного стихотворения
по памяти. Запишите его. Проверьте себя.
«кто?», «зачем?» и др., вопросительными
частицами «неужели», «ли», «разве» и порядком
слов;
• побудительные выражают желание
говорящего заставить чтото делать других
людей; значение передается побудительной
интонацией,
1
2
3
4
V. Первичное
закрепление
знаний.
Работа
по учебнику
(упражне
ния 13).
– Как в устной речи и на письме выделяются
предложения?
Задает вопросы. Комментирует и корректирует
ответы. Наблюдает за работой учащихся.
Помогает, при необходимости проверяет
ответы. Комментирует ход решения.
– Прочитайте задание. Составьте и запишите
предложения из данных слов.
– Составляют ли предложения текст?
– Какой темой их можно объединить?
– Продолжите текст: составьте и запишите 1–2
предложения на эту же тему.
а также глагольными формами, частицами,
междометиями и т. д.
Выполняют дидактические упражнения, отвечают
на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют
новые знания на новом языковом материале.
Выполняют аналитические упражнения. Участвуют
в обсуждении вопросов по теме.
Составляют предложения из данных слов.
(См. РМ, Приложение 3.)
Осуществлять
анализ
произведения.
Осознанно и
произвольно
строить
речевое
высказывание
в устнойРабота
по учебнику
(упражне
ние 14)
– Прочитайте текст. Почему вы улыбнулись? (Нет
знаков препинания, текст теряет смысл.)
– Где нужно поставить точки?
– Прочитайте, соблюдая интонацию конца каждого
предложения. Запишите предложения, правильно
обозначая их начало и конец.
– Прочитайте информацию о типах предложения по
цели высказывания.
– Вставьте слова так, чтобы получилось правило в
стихах. Выучите правило о видах предложения по
цели высказывания.
По цели всегда различай предложения:
В повествовательном – сообщение,
Записывают стихотворение с точками в конце
каждого предложения.
В реке там рыба. На бугре
мычит корова. В конуре
собака лает. На заборе
поет синичка. В коридоре
играют дети. На стене
висит картина. На окне
узоры инея. В печурке
горят дрова. В руках девчурки
нарядная там кукла. В клетке
ручной щегол поет. Салфетки
там на столе лежат. Коньки
форме,
обосновывать
свое мнение.
Согласовыват
ь усилия по
решению
учебной
задачи.
Осуществлять
контроль по
результату
1
2
3
4
Вопрос – в вопросительном. (Дашь ответ?)
А в побудительном – просьба, совет
Организует дискуссию, выслушивает мнения,
подводит итог. Проводит работу по карточкам.
(См. РМ, Приложение 4.)
VI.
Дальнейшая
работа
по
закреплению
и обобщению
приобретенн
ых знаний и
умений.
Работа в тет Организует работу в рабочей тетради.
к зиме готовят там. Очки
лежат для бабушки. Тетрадки
всегда содержатся в порядке
Обобщают способы действия по правилу,
применяют на практике алгоритмические
предписания, инструкции. Выполняют аналитико
синтетические
упражнения, работу со словарями.
Выполняют задания в рабочей тетради.
Понимать
на слух
ответы
учащихся.
Слушать
собеседника.
Строить
понятные для
собеседника
высказывания.
Осуществлятьради (зада
ние 17).
– Прочитайте. Впишите пропущенные слова,
выбирая их из слов для справок.
Работа в тет
ради (зада
ние 18)
– Вставьте пропущенные буквы.
– Какие предложения по цели высказывания и по
интонации использовал автор в тексте?
– Спишите любое вопросительное предложение
Выполняют запись.
1. Предложения по цели высказывания:
повествовательные, побудительные,
вопросительные.
2. Предложения по интонации: восклицательные
и невосклицательные.
Определяют тип предложения по цели
высказывания и по интонации.
1е предложение – побудительное,
восклицательное.
2е предложение – вопросительное,
восклицательное.
3е предложение – вопросительное,
восклицательное.
1
2
3
4е предложение – вопросительное,
восклицательное.
5е предложение – вопросительное,
восклицательное
VII. Итог
урока.
Рефлексия
Организация подведения итогов урока
учащимися. Учитель предлагает детям оценить
их работу на уроке, заполнив таблицу
самооценки. Проводит беседу по вопросам:
– Что особенно заинтересовало вас во время урока?
– Что нового узнали на уроке?
Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают
цель урока, определяют, достигнут результат или
нет.
Продолжают высказывания:
• У меня получилось…
• Я научился…
анализ
с целью
нахождения
соответствия
заданному
эталону.
Формулироват
ь свое мнение
и позицию.
Строить
монологическ
ие
высказывания.
Адекватно
использовать
рече
4
вые средства
для решения
различных
коммуникатив
ных задач
Осуществлять
самоконтроль
учебной
деятельности– Что такое предложение?
– Как оформляется предложение в устной речи
и на письме?
– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените
себя
Проговаривает и объясняет домашнее задание.
Формулирует задачи выполнения упражнения,
дает сопутствующие комментарии.
– Выполнить задание 19 в рабочей тетради,
упражнение 15 в учебнике
Домашнее
задание
• Сегодня на уроке я смог…
• Урок дал мне для жизни…
• За урок я…
Внимательно слушают, задают уточняющие
вопросы
Осознавать,
принимать,
сохранять
учебные
задачи