Урок русского языка на тему "Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные" (4 класс, русский язык)
Оценка 4.7 (более 1000 оценок)

Урок русского языка на тему "Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные" (4 класс, русский язык)

Оценка 4.7 (более 1000 оценок)
Разработки уроков
docx
русский язык
4 кл
27.01.2017

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

приложение 2.docx
4   к л а с с 0 7 . 0 9 . 2 0 1 7   г . Р у с с к и й   я з ы к                                                                                                               У р о к   5 ТЕМА: ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ: ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ,  ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ, ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ. Тип урока Педагогическ ие задачи Планируемые предметные  результаты Метапредмет ные УУД Освоение нового материала Создать условия для ознакомления с предложением как единицей речи, с видами предложений по цели высказывания;  совершенствовать умения распознавать предложения, выделять их интонационно, составлять предложения из  деформированных слов; способствовать развитию умения правильно обозначать предложения на письме; содействовать  воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке Познакомятся с видами предложений по цели высказывания; научатся определять вид предложения по цели  высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное); различать текст и предложение, предложение и  слова, не составляющие предложения; выделять предложения из речи; соблюдать в устной речи интонацию конца  предложения; определять границы предложения в деформированном тексте (из 2–3 предложений), выбирать знак для  конца каждого предложения Познавательные: целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; анализировать  изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков; осуществлять синтез как составление целого из  частей (под руководством учителя); проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под  руководством учителя); регулятивные: высказывать свое предположение относительно способов решения учебной  задачи; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой  деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); оценивать совместно с учителем или  одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми,  придерживающимися другого мнения; понимать точку зрения другого; участвовать в работе группы, распределять  роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений Понимать то, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;  проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью Личностные  результаты                                                         О р г а н и з а ц и о н н а я   с т р у к т у р а   у р о к а Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия) 1 II.  Актуализаци я знаний. Проверка  домашнего  задания. Минутка  чистописания. Работа над  2 3 Проверяет домашнее задание. Проводит беседу  о проделанной работе. – Что было необходимо сделать в задании 16  рабочей тетради? Прочитайте составленный текст. Проводит минутку чистописания. – Сегодня мы напишем красиво и правильно букву  «б» в соединении с буквой «п». – Чем интересна эта пара букв? (Эти буквы  обозначают парные согласные звуки.)  – Назовите другие парные согласные.  – Запишите пословицу. Объясните ее смысл. Организует работу над словами с  Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о  выполненной дома работе. Читают текст­ рассуждение. Мне нравится урок русского языка. Хотите  узнать, почему? На этом уроке я составляю  предложения, записываю тексты и учусь  грамотно писать и говорить. Выполняют чистописание. Находят и подчеркивают орфограммы в словах. Бп  Пб  Бп  Пб Жизнь дана на добрые дела. Записывают словарное слово в индивидуальный  Формируемые способы  деятельности учащегося 4 Выделять  существенную информацию  из текста  загадки.  Выдвигать  гипотезу и  обосновывать  ее.  Осуществлять актуализацию  личного  жизненного  опыта.  Дополнять,  уточнять высказанные словами с  непроверяемы м написанием непроверяемым написанием. – Отгадайте загадки. словарик. 1 2 Не летает, не жужжит, Жук по улице бежит. И горят в глазах жука  Два блестящих огонька.  (Автомобиль.) С А В М Загудел глазастый жук.  Обогнал зеленый луг, У дороги смял ковыль  И ушел, вздымая пыль.  (Автомобиль.) – Подберите однокоренные слова, синонимы к  слову «автомобиль». – Запишите словарное слово в индивидуальные  словарики, используя прием ассоциаций. (См. РМ, Приложение 2.) III.  Сообщение  темы урока.  Определение  Задает вопросы. Комментирует ответы,  предлагает сформулировать цель урока. – Какая бывает речь? – Из чего состоит наша речь? – Что такое предложение? 3 К К Т О М О Б И Л Ь Л Е С О Л Е С О Подбирают однокоренные слова, синонимы к  словарному слову.  Однокоренные слова: автомобильчик,  автомобилист, автомобильный,  автомобилистка. Синонимы: автомашина, машина. Составляют предложения. Мы поехали в Крым на автомобиле. По улицам города мчатся автомобили. Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы,  формулируют цель урока. Под руководством  учителя определяют задачи урока мнения по  существу  полученного  задания 4 Принимать  и сохранять  учебную цель  и задачу.  Осознанно и произвольно  строить  речевое  высказывание 4 в устной  форме Осуществлять анализ  объектов с  опорой на  визуализацию целей урока – Как определить предложение в устной речи?  в письменной речи? – Прочитайте тему урока. 1 2 3 IV.  Объяснение  нового  материала.  Наблюдение  над языковым  материалом. Работа  по учебнику  (упражне­ ние 12) – Определите цели урока, используя опорные  слова. – Сегодня на уроке будем учиться определять виды предложения по цели высказывания Организует работу по теме урока. Объясняет  новый материал, отвечает на вопросы учеников. – Прочитайте запись на доске:  Гости пришли – Можно ли эту запись назвать предложением?  (Нет.) Почему? (Нет знака препинания в конце.) – Прочитайте с разной интонацией.  – Какое предложение по цели высказывания? Что  ставим в конце предложения? (Вопрос задается  к каждому предложению.) – Прочитайте. Что вы представили, читая каждое  предложение? – Какие слова в стихотворении употреблены в  переносном значении? (Звезды тают, солнышко  проснулось.)  – Найдите и прочитайте простые предложения.  Сколько в каждом из них слов? – Определите главные члены предложения.  Выводят языковые закономерности, лежащие в  основе изучаемого понятия или правила.  Анализируют формулировку правила (понятия),  данную в учебнике. Проводят наблюдения на  материале связных текстов. Рассказывают о видах  предложения по цели высказывания. По цели высказывания предложения делятся на  группы:  •  повествовательные содержат сообщение или  описание, они выражают законченную мысль;  интонационно законченность мысли  выражается понижением голоса в конце  предложения;  •  вопросительные содержат вопрос о чем­то  неизвестном говорящему; интонационно вопрос  передается особой вопросительной интонацией,  на письме – вопросительным знаком; также  вопрос передается вопросительными словами – Объясните написание корня в словах  «рассветает», «розовеет», «вдалеке», «снежинки».  – Подготовьтесь к письму данного стихотворения  по памяти. Запишите его. Проверьте себя. «кто?», «зачем?» и др., вопросительными  частицами «неужели», «ли», «разве» и порядком  слов; •  побудительные выражают желание  говорящего заставить что­то делать других  людей; значение передается побудительной  интонацией,  1 2 3 4 V. Первичное закрепление  знаний.  Работа  по учебнику  (упражне­ ния 13). – Как в устной речи и на письме выделяются  предложения? Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся.  Помогает, при необходимости проверяет  ответы. Комментирует ход решения. – Прочитайте задание. Составьте и запишите  предложения из данных слов. – Составляют ли предложения текст? – Какой темой их можно объединить? – Продолжите текст: составьте и запишите 1–2  предложения на эту же тему. а также глагольными формами, частицами,  междометиями и т. д. Выполняют дидактические упражнения, отвечают  на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют  новые знания на новом языковом материале.  Выполняют аналитические упражнения. Участвуют  в обсуждении вопросов по теме. Составляют предложения из данных слов. (См. РМ, Приложение 3.) Осуществлять анализ  произведения.  Осознанно и  произвольно  строить  речевое  высказывание  в устной Работа  по учебнику  (упражне­ ние 14) – Прочитайте текст. Почему вы улыбнулись? (Нет  знаков препинания, текст теряет смысл.) – Где нужно поставить точки? – Прочитайте, соблюдая интонацию конца каждого  предложения. Запишите предложения, правильно  обозначая их начало и конец. – Прочитайте информацию о типах предложения по цели высказывания. – Вставьте слова так, чтобы получилось правило в  стихах. Выучите правило о видах предложения по  цели высказывания. По цели всегда различай предложения: В повествовательном – сообщение, Записывают стихотворение с точками в конце  каждого предложения. В реке там рыба. На бугре  мычит корова. В конуре собака лает. На заборе поет синичка. В коридоре играют дети. На стене висит картина. На окне узоры инея. В печурке горят дрова. В руках девчурки нарядная там кукла. В клетке ручной щегол поет. Салфетки там на столе лежат. Коньки форме,  обосновывать  свое мнение.  Согласовыват ь усилия по  решению  учебной  задачи.  Осуществлять контроль по  результату 1 2 3 4 Вопрос – в вопросительном. (Дашь ответ?) А в побудительном – просьба, совет Организует дискуссию, выслушивает мнения,  подводит итог. Проводит работу по карточкам. (См. РМ, Приложение 4.) VI.  Дальнейшая  работа  по  закреплению  и обобщению  приобретенн ых знаний и  умений. Работа в тет­ Организует работу в рабочей тетради. к зиме готовят там. Очки лежат для бабушки. Тетрадки всегда содержатся в порядке Обобщают способы действия по правилу,  применяют на практике алгоритмические  предписания, инструкции. Выполняют аналитико­ синтетические упражнения, работу со словарями. Выполняют задания в рабочей тетради. Понимать  на слух  ответы  учащихся.  Слушать  собеседника.  Строить  понятные для  собеседника  высказывания. Осуществлять ради (зада­ ние 17). – Прочитайте. Впишите пропущенные слова,  выбирая их из слов для справок. Работа в тет­ ради (зада­ ние 18) – Вставьте пропущенные буквы. – Какие предложения по цели высказывания и по  интонации использовал автор в тексте? – Спишите любое вопросительное предложение Выполняют запись. 1. Предложения по цели высказывания:  повествовательные, побудительные,  вопросительные. 2. Предложения по интонации: восклицательные и невосклицательные.  Определяют тип предложения по цели  высказывания и по интонации. 1­е предложение – побудительное,  восклицательное. 2­е предложение – вопросительное,  восклицательное. 3­е предложение – вопросительное,  восклицательное. 1 2 3 4­е предложение – вопросительное,  восклицательное. 5­е предложение – вопросительное,  восклицательное VII. Итог  урока.  Рефлексия Организация подведения итогов урока  учащимися. Учитель предлагает детям оценить  их работу на уроке, заполнив таблицу  самооценки. Проводит беседу по вопросам:  – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают  цель урока, определяют, достигнут результат или  нет. Продолжают высказывания: •  У меня получилось… •  Я научился… анализ  с целью  нахождения  соответствия  заданному  эталону.  Формулироват ь свое мнение  и позицию.  Строить  монологическ ие  высказывания. Адекватно  использовать  рече­ 4 вые средства  для решения  различных  коммуникатив ных задач Осуществлять самоконтроль  учебной  деятельности – Что такое предложение?  – Как оформляется предложение в устной речи  и на письме? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените  себя Проговаривает и объясняет домашнее задание.  Формулирует задачи выполнения упражнения,  дает сопутствующие комментарии. – Выполнить задание 19 в рабочей тетради,  упражнение 15 в учебнике Домашнее  задание •  Сегодня на уроке я смог… •  Урок дал мне для жизни… •  За урок я… Внимательно слушают, задают уточняющие  вопросы Осознавать,  принимать,  сохранять  учебные  задачи
скачать по прямой ссылке