ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ
бесплатно за 1 минуту
Добавить материал
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ
добавьте 1 материал
Свидетельство
о создании электронного портфолио
добавьте 5 материала
Секретный
подарок
добавьте 10 материалов
Грамота за
информатизацию образования
добавьте 12 материалов
Рецензия
на любой материал бесплатно
добавьте 15 материалов
Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций
добавьте 17 материалов
Наталья Гарькуша свидетельство о публикации рецензия
‘видетельство о публикации скачивание доступно только автору
Урок русского языка на тему "Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные" (4 класс, русский язык)
Файл:

приложение 2.docx - Урок русского языка на тему "Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные" (4 класс, русский язык)


Все файлы публикации > приложение 2.docx
Урок русского языка на тему "Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные" (4 класс, русский язык)

4 к л а с с
0 7 . 0 9 . 2 0 1 7 г .
Р у с с к и й я з ы к
У р о к 5
ТЕМА: ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ: ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ,
ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ, ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ.
Тип урока
Педагогическ
ие задачи
Планируемые
предметные
результаты
Метапредмет
ные УУД
Освоение нового материала
Создать условия для ознакомления с предложением как единицей речи, с видами предложений по цели высказывания;
совершенствовать умения распознавать предложения, выделять их интонационно, составлять предложения из
деформированных слов; способствовать развитию умения правильно обозначать предложения на письме; содействовать
воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке
Познакомятся с видами предложений по цели высказывания; научатся определять вид предложения по цели
высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное); различать текст и предложение, предложение и
слова, не составляющие предложения; выделять предложения из речи; соблюдать в устной речи интонацию конца
предложения; определять границы предложения в деформированном тексте (из 2–3 предложений), выбирать знак для
конца каждого предложения
Познавательные: целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; анализировать
изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков; осуществлять синтез как составление целого из
частей (под руководством учителя); проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под
руководством учителя); регулятивные: высказывать свое предположение относительно способов решения учебной
задачи; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой
деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); оценивать совместно с учителем или
одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: критично

Урок русского языка на тему "Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные" (4 класс, русский язык)

относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми,
придерживающимися другого мнения; понимать точку зрения другого; участвовать в работе группы, распределять
роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений
Понимать то, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью
Личностные
результаты
О р г а н и з а ц и о н н а я с т р у к т у р а у р о к а
Этап урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)
1
II.
Актуализаци
я знаний.
Проверка
домашнего
задания.
Минутка
чистописания.
Работа над
2
3
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу
о проделанной работе.
– Что было необходимо сделать в задании 16
рабочей тетради? Прочитайте составленный текст.
Проводит минутку чистописания.
– Сегодня мы напишем красиво и правильно букву
«б» в соединении с буквой «п».
– Чем интересна эта пара букв? (Эти буквы
обозначают парные согласные звуки.)
– Назовите другие парные согласные.
– Запишите пословицу. Объясните ее смысл.
Организует работу над словами с
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о
выполненной дома работе. Читают текст­
рассуждение.
Мне нравится урок русского языка. Хотите
узнать,
почему? На этом уроке я составляю
предложения, записываю тексты и учусь
грамотно писать и говорить.
Выполняют чистописание. Находят и подчеркивают
орфограммы в словах.
Бп Пб Бп Пб
Жизнь дана на добрые дела.
Записывают словарное слово в индивидуальный
Формируемые
способы
деятельности
учащегося
4
Выделять
существенную
информацию
из текста
загадки.
Выдвигать
гипотезу и
обосновывать
ее.
Осуществлять
актуализацию
личного
жизненного
опыта.
Дополнять,
уточнять
высказанные

Урок русского языка на тему "Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные" (4 класс, русский язык)

словами с
непроверяемы
м написанием
непроверяемым написанием.
– Отгадайте загадки.
словарик.
1
2
Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька.
(Автомобиль.)
С
А В
М
Загудел глазастый жук.
Обогнал зеленый луг,
У дороги смял ковыль
И ушел, вздымая пыль.
(Автомобиль.)
– Подберите однокоренные слова, синонимы к
слову «автомобиль».
– Запишите словарное слово в индивидуальные
словарики, используя прием ассоциаций.
(См. РМ, Приложение 2.)
III.
Сообщение
темы урока.
Определение
Задает вопросы. Комментирует ответы,
предлагает сформулировать цель урока.
– Какая бывает речь?
– Из чего состоит наша речь?
– Что такое предложение?
3
К
К
Т О М О Б И Л
Ь
Л
Е
С
О
Л
Е
С
О
Подбирают однокоренные слова, синонимы к
словарному слову.
Однокоренные слова: автомобильчик,
автомобилист, автомобильный,
автомобилистка.
Синонимы: автомашина, машина.
Составляют предложения.
Мы поехали в Крым на автомобиле.
По улицам города мчатся автомобили.
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы,
формулируют цель урока. Под руководством
учителя определяют задачи урока
мнения по
существу
полученного
задания
4
Принимать
и сохранять
учебную цель
и задачу.
Осознанно и

Урок русского языка на тему "Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные" (4 класс, русский язык)

произвольно
строить
речевое
высказывание
4
в устной
форме
Осуществлять
анализ
объектов с
опорой на
визуализацию
целей урока
– Как определить предложение в устной речи?
в письменной речи?
– Прочитайте тему урока.
1
2
3
IV.
Объяснение
нового
материала.
Наблюдение
над языковым
материалом.
Работа
по учебнику
(упражне­
ние 12)
– Определите цели урока, используя опорные
слова.
– Сегодня на уроке будем учиться определять виды
предложения по цели высказывания
Организует работу по теме урока. Объясняет
новый материал, отвечает на вопросы учеников.
– Прочитайте запись на доске:
Гости пришли
– Можно ли эту запись назвать предложением?
(Нет.) Почему? (Нет знака препинания в конце.)
– Прочитайте с разной интонацией.
– Какое предложение по цели высказывания? Что
ставим в конце предложения? (Вопрос задается
к каждому предложению.)
– Прочитайте. Что вы представили, читая каждое
предложение?
– Какие слова в стихотворении употреблены в
переносном значении? (Звезды тают, солнышко
проснулось.)
– Найдите и прочитайте простые предложения.
Сколько в каждом из них слов?
– Определите главные члены предложения.
Выводят языковые закономерности, лежащие в
основе изучаемого понятия или правила.
Анализируют формулировку правила (понятия),
данную в учебнике. Проводят наблюдения на
материале связных текстов. Рассказывают о видах
предложения по цели высказывания.
По цели высказывания предложения делятся на
группы:
• повествовательные содержат сообщение или
описание, они выражают законченную мысль;
интонационно законченность мысли
выражается понижением голоса в конце
предложения;
• вопросительные содержат вопрос о чем­то
неизвестном говорящему; интонационно вопрос
передается особой вопросительной интонацией,
на письме – вопросительным знаком; также
вопрос передается вопросительными словами

Урок русского языка на тему "Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные" (4 класс, русский язык)

– Объясните написание корня в словах
«рассветает», «розовеет», «вдалеке», «снежинки».
– Подготовьтесь к письму данного стихотворения
по памяти. Запишите его. Проверьте себя.
«кто?», «зачем?» и др., вопросительными
частицами «неужели», «ли», «разве» и порядком
слов;
• побудительные выражают желание
говорящего заставить что­то делать других
людей; значение передается побудительной
интонацией,
1
2
3
4
V. Первичное
закрепление
знаний.
Работа
по учебнику
(упражне­
ния 13).
– Как в устной речи и на письме выделяются
предложения?
Задает вопросы. Комментирует и корректирует
ответы. Наблюдает за работой учащихся.
Помогает, при необходимости проверяет
ответы. Комментирует ход решения.
– Прочитайте задание. Составьте и запишите
предложения из данных слов.
– Составляют ли предложения текст?
– Какой темой их можно объединить?
– Продолжите текст: составьте и запишите 1–2
предложения на эту же тему.
а также глагольными формами, частицами,
междометиями и т. д.
Выполняют дидактические упражнения, отвечают
на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют
новые знания на новом языковом материале.
Выполняют аналитические упражнения. Участвуют
в обсуждении вопросов по теме.
Составляют предложения из данных слов.
(См. РМ, Приложение 3.)
Осуществлять
анализ
произведения.
Осознанно и
произвольно
строить
речевое
высказывание
в устной

Урок русского языка на тему "Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные" (4 класс, русский язык)

Работа
по учебнику
(упражне­
ние 14)
– Прочитайте текст. Почему вы улыбнулись? (Нет
знаков препинания, текст теряет смысл.)
– Где нужно поставить точки?
– Прочитайте, соблюдая интонацию конца каждого
предложения. Запишите предложения, правильно
обозначая их начало и конец.
– Прочитайте информацию о типах предложения по
цели высказывания.
– Вставьте слова так, чтобы получилось правило в
стихах. Выучите правило о видах предложения по
цели высказывания.
По цели всегда различай предложения:
В повествовательном – сообщение,
Записывают стихотворение с точками в конце
каждого предложения.
В реке там рыба. На бугре
мычит корова. В конуре
собака лает. На заборе
поет синичка. В коридоре
играют дети. На стене
висит картина. На окне
узоры инея. В печурке
горят дрова. В руках девчурки
нарядная там кукла. В клетке
ручной щегол поет. Салфетки
там на столе лежат. Коньки
форме,
обосновывать
свое мнение.
Согласовыват
ь усилия по
решению
учебной
задачи.
Осуществлять
контроль по
результату
1
2
3
4
Вопрос – в вопросительном. (Дашь ответ?)
А в побудительном – просьба, совет
Организует дискуссию, выслушивает мнения,
подводит итог. Проводит работу по карточкам.
(См. РМ, Приложение 4.)
VI.
Дальнейшая
работа
по
закреплению
и обобщению
приобретенн
ых знаний и
умений.
Работа в тет­ Организует работу в рабочей тетради.
к зиме готовят там. Очки
лежат для бабушки. Тетрадки
всегда содержатся в порядке
Обобщают способы действия по правилу,
применяют на практике алгоритмические
предписания, инструкции. Выполняют аналитико­
синтетические
упражнения, работу со словарями.
Выполняют задания в рабочей тетради.
Понимать
на слух
ответы
учащихся.
Слушать
собеседника.
Строить
понятные для
собеседника
высказывания.
Осуществлять

Урок русского языка на тему "Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные" (4 класс, русский язык)

ради (зада­
ние 17).
– Прочитайте. Впишите пропущенные слова,
выбирая их из слов для справок.
Работа в тет­
ради (зада­
ние 18)
– Вставьте пропущенные буквы.
– Какие предложения по цели высказывания и по
интонации использовал автор в тексте?
– Спишите любое вопросительное предложение
Выполняют запись.
1. Предложения по цели высказывания:
повествовательные, побудительные,
вопросительные.
2. Предложения по интонации: восклицательные
и невосклицательные.
Определяют тип предложения по цели
высказывания и по интонации.
1­е предложение – побудительное,
восклицательное.
2­е предложение – вопросительное,
восклицательное.
3­е предложение – вопросительное,
восклицательное.
1
2
3
4­е предложение – вопросительное,
восклицательное.
5­е предложение – вопросительное,
восклицательное
VII. Итог
урока.
Рефлексия
Организация подведения итогов урока
учащимися. Учитель предлагает детям оценить
их работу на уроке, заполнив таблицу
самооценки. Проводит беседу по вопросам:
– Что особенно заинтересовало вас во время урока?
– Что нового узнали на уроке?
Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают
цель урока, определяют, достигнут результат или
нет.
Продолжают высказывания:
• У меня получилось…
• Я научился…
анализ
с целью
нахождения
соответствия
заданному
эталону.
Формулироват
ь свое мнение
и позицию.
Строить
монологическ
ие
высказывания.
Адекватно
использовать
рече­
4
вые средства
для решения
различных
коммуникатив
ных задач
Осуществлять
самоконтроль
учебной
деятельности

Урок русского языка на тему "Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные" (4 класс, русский язык)

– Что такое предложение?
– Как оформляется предложение в устной речи
и на письме?
– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените
себя
Проговаривает и объясняет домашнее задание.
Формулирует задачи выполнения упражнения,
дает сопутствующие комментарии.
– Выполнить задание 19 в рабочей тетради,
упражнение 15 в учебнике
Домашнее
задание
• Сегодня на уроке я смог…
• Урок дал мне для жизни…
• За урок я…
Внимательно слушают, задают уточняющие
вопросы
Осознавать,
принимать,
сохранять
учебные
задачи

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл