Урок русского языка на тему"Правописание не с глаголами"(4 класс)
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
4 кл
01.04.2017
Урок русского языка в 4 классе на тему"Правописание не с глаголами"
Задачи урока.
Предметно-содержательная: формировать умение написания частицы не с глаголами.
Деятельностно-коммуникативная: развивать орфографическую зоркость, речь учащихся.
Ценностно-ориентационная: способствовать воспитанию доброжелательности, взаимопонимания через организацию работы в парах, группах.
Тип урока: изучение и закрепление новых знаний учащихсяТехнологическая карта урока русского языка в 4 классе
Задачи урока.
Предметно-содержательная: формировать умение написания частицы не с глаголами.
Деятельностно-коммуникативная: развивать орфографическую зоркость, речь учащихся.
Ценностно-ориентационная: способствовать воспитанию доброжелательности, взаимопонимания через организацию работы в парах, группах.
Тип урока: изучение и закрепление новых знаний учащихся
Тема «Правописание не с глаголами».
Цель организовать деятельность учащихся по изучению и закреплению орфограммы “Частица не с глаголами”.
Основное содержание темы
формировать навыки правописания частицы НЕ с глаголами;
познакомить с глаголами-исключениями;
способствовать обогащению словарного запаса уч-ся;
формировать орфографическую зоркость
прививать навык самостоятельного приобретения знаний;
воспитывать интерес к изучению русского языка.
Учиться писать не с глаголами, запомнить глаголы, которые без не не употребляются.
Термины и понятия Частица, предлоги и приставки, существительное, прилагательное, глагол.
Используемые педагогические технологии, методы и приемы Основой урока является технология деятельностного метода, ИКТ. Работа в парах, группах. Проблемные ситуации. Здоровьесберегающие технологии.
Время реализации урока 45 мин
Планируемый результат
Личностные умения
осознание алгоритма учебного действия; формулирование собственного высказывания, мнения; положительное отношение к процессу познания; применение правила делового сотрудничества.
Метапредметные умения
Познавательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находить дополнительную информацию; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; формирование умений самостоятельно строить и применять новые знания
Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, планировать решение учебной задачи, оценивать и корректировать деятельность
Коммуникативные УУД: участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания; формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; наблюдать за действиями партнёра. Предметные умения
изучить орфографическое правило о правописании не с глаголом;
уметь находить в словах изучаемую орфограмму и правильно писать их;
выработать стойкие навыки написания не с глаголом; повторить правописание приставок в глаголах.
Организация образовательного пространства
Межпредметные связи Ресурсы Формы работы
Литературное чтение
Использование пословиц и поговорок.
Информационный материал
Учебник С.А.Никитина,Л.П.Якунина,Т.А.Кульгульдинова. «Русский язык»
4 кл. Алматы:Атамура, 2015 год.
Демонстрационный материал
Электронная презентация
Интерактивный материал
Карточки с учебными заданиями
Оборудование: индивидуальные листы самооценивания, карточки
с заданиями Фронтальная.
• индивидуальная –
• парная -
• групповая -
Используемые модули
1. Новые подходы в преподавании и обучении.
2. Обучение критическому мышлению
3. Оценивание обучения. Оценивание для обучения
4. Обучение талантливых и одаренных.
5. Обучение с учетом возрастных особенностей.
ОТКРЫТЫЙ УРОК рус. яз 4 кл.docx
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе
Задачи урока.
Предметносодержательная: формировать умение написания частицы не с глаголами.
Деятельностнокоммуникативная: развивать орфографическую зоркость, речь учащихся.
Ценностноориентационная: способствовать воспитанию доброжелательности, взаимопонимания через организацию работы в парах, группах.
Тип урока: изучение и закрепление новых знаний учащихся
Тема
Цель
Основное содержание темы
«Правописание не с глаголами».
организовать деятельность учащихся по изучению и закреплению орфограммы “Частица не с глаголами”.
формировать навыки правописания частицы НЕ с глаголами;
познакомить с глаголамиисключениями;
способствовать обогащению словарного запаса учся;
формировать орфографическую зоркость
прививать навык самостоятельного приобретения знаний;
воспитывать интерес к изучению русского языка.
Учиться писать не с глаголами, запомнить глаголы, которые без не не употребляются.
Частица, предлоги и приставки, существительное, прилагательное, глагол.
Основой урока является технология деятельностного метода, ИКТ. Работа в парах, группах. Проблемные
ситуации. Здоровьесберегающие технологии.
45 мин
Термины и понятия
Используемые педагогические
технологии, методы и приемы
Время реализации урока
Личностные умения
осознание алгоритма учебного
действия; формулирование
собственного высказывания,
мнения; положительное
отношение к процессу познания;
применение правила делового
сотрудничества.
Планируемый результат
Метапредметные умения
Познавательные УУД: воспроизводить по памяти информацию,
необходимую для решения учебной задачи; находить
дополнительную информацию; высказывать
предположения, обсуждать проблемные вопросы;
формирование умений самостоятельно строить и
применять новые знания
Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи;
планировать собственную деятельность в соответствии с
поставленной задачей и искать средства её осуществления;
умение контролировать и оценивать свои действия,
планировать решение учебной задачи, оценивать и
Предметные умения
изучить орфографическое
правило о правописании не с
глаголом;
уметь находить в словах
изучаемую орфограмму и
правильно писать их;
выработать стойкие навыки
написания не с глаголом;
повторить правописание
1 Межпредметные связи
Литературное чтение
Использование пословиц и
поговорок.
приставок в глаголах.
Формы работы
Фронтальная.
• индивидуальная –
• парная
• групповая
корректировать деятельность
Коммуникативные УУД: участвовать в учебном диалоге и
строить монологические высказывания; формировать умение сотрудничать с
учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя
ответственность за результат своих действий; наблюдать за действиями
партнёра.
Организация образовательного пространства
Ресурсы
Информационный материал
Учебник С.А.Никитина,Л.П.Якунина,Т.А.Кульгульдинова. «Русский язык»
4 кл. Алматы:Атамура, 2015 год.
Демонстрационный материал
Электронная презентация
Интерактивный материал
Карточки с учебными заданиями
Оборудование: индивидуальные листы самооценивания, карточки
с заданиями
Используемые модули
1. Новые подходы в преподавании и обучении.
2. Обучение критическому мышлению
3. Оценивание обучения. Оценивание для обучения
4. Обучение талантливых и одаренных.
5. Обучение с учетом возрастных особенностей.
2 Этап
1.Самоопредел
ение к
деятельности.
Включение в
деловой ритм.
я знаний и
фиксация
затруднений в
деятельности.
2.Актуализаци
Выявляет
уровень
знаний.
Определяет
типичные
недостатки
Деятельность учителя
Деятельность
Используемые
Доброе утро всем, кто присутствует на нашем уроке!
Доброе утро, ребята!
Начинаем ровно в срок наш любимейший урок!!!
Мы друг к другу повернёмся, подмигнём и улыбнёмся!
Поприветствуем гостей, с ними нам вдвойне теплей!
Пожелайте нам удачи и успешности в придачу!
У каждого из вас есть листсамооценивания, где вы должны оценить свою работу на
определенном этапе. На выполнение каждого задания определенное время. По истечению
времени, вы должны остановить работу.
Запишите сегодняшнее число.
На минутке чистописания мы продолжим отработку плавного безотрывного письма, что
позволит вам писать достаточно быстро и хорошо усвоить учебный материал на уроке.
Сегодня будем писать гласную, которая есть в словах приятель, товарищ, но нет в слове
друг.
Запишите, используя данную закономерность.
Ии
и ии иии
Как вы считаете, можно ли назвать синонимами эти слова? И как бы вы их расположили
по степени возрастания?
Дружба творит чудеса.
модули
Новые подходы в
преподавании и
обучении.
Обучение с учетом
возрастных
особенностей.
Новые подходы в
преподавании и
обучении.
Обучение с учетом
возрастных
особенностей.
Обучение
критическому
мышлению.
учащихся
Подготовка
класса к работе.
Познакомить
учащихся с
листами
оценивания
Выполняют
задание,
тренирующее
отдельные
способности к
учебной
деятельности,
Гласная и.
Прописывают
закономерность
О дружбе
3 Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Эта пословица будет девизом нашего урока.
А теперь запишите пословицу в свои тетради. Сделайте это грамотно и аккуратно.
Найдите и подчеркните грамматическую основу предложения.
Обязательное правило при письме – следи за осанкой.
Послушайте и скажите, какая часть речи может так о себе сказать?
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду
Всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят зданья.
Цветут сады
И хлеб в полях растёт.
Знания о глаголе вы отразите в минетесте.
1. Глагол - это .............часть речи:
а) самостоятельная ; б) служебная
2. Глагол отвечает на вопросы:
а) какой? какая? какое?; б) кто? что?; в) что делал? что делает? что
сделает?
3. Глагол обозначает:
а) предмет; б) действие предмета; в) признак предмета
4. У глагола есть три времени: ......................., .................
и ........................ .
5. Спряжение глаголов это:
а) изменение глаголов по лицам и числам; б) изменение глаголов по
Приятель,
товарищ, друг.
Объяснение
пословицы.
Записывают
пословицу.
Глагол.
Выполняют
тесты на
листочках.
Оценивание обучения.
Оценивание для
обучения
Взаимопроверка
. Выставление
отметки по
критериям.
4 3.Постановка
учебной
задачи.
Создаёт
проблемную
ситуацию.
родам; в)изменение глаголов по временам
6. Только в прошедшем времени глаголы изменяются:
а) по падежам; б) по родам и числам в) по лицам и числам
7. В предложении чаще всего глагол бывает ...........
За каждый правильный ответ «1» балл.
1)Исследование №1.
Работа в малых группах .
Составьте предложение из разрезных карточек.
Каждой группе раздаются по одной пословице, их надо собрать и приклеить на бумагу
А4.
1.Друг в беде бросит.
2.Новых друзей наживай, а старых забывай.
3.Бросай друга в несчастье.
4. Дружба – как стекло, разобьёшь – склеишь.
5.Пролитую воду соберешь.
6.Без труда вынешь рыбку из пруда.
Что это за предложения?
Вам они понравились?
Почему пословицы звучат бессмысленно?
Перед какой частью речи надо поставить не?
На что оно указывает?
Прочитайте получившиеся пословицы, т.к. пословица –это народная мудрость,
объясните в чем заключается мудрость данных пословиц.
А как бы вы записали это коротенькое слово с глаголом?
– Как называется это маленькое слово?
– Как думаете частица НЕ – это служебная или самостоятельная часть речи?
– Что вы знаете о служебных частях речи?
–Правильно. Служебные части речи не называют ни предметов, ни
признаков, ни действий.
Они не являются членами предложения.
К ним нельзя поставить вопрос.
Как нужно написать НЕ с глаголом?
Составляют
пословицы.
Обучение
критическому
мышлению.
Оценивание обучения.
Оценивание для
обучения
Нет.
Не хватает не.
На отрицание
действия
Предположение
детей.
Правописание
не с глаголами
Научиться
правильно
писать не с
глаголами.
На листе
оценивания
выставляют
баллы.
Обучение с учетом
возрастных
особенностей.
Обучение
талантливых и
одаренных.
5 Оценивание работы: за правильно собранную пословицу «1» балл,
за правильно поставленную частицу «1» балл.
Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
А ещё мы будем обогащать свой словарный запас, оттачивать свою орфографическую
зоркость и учиться самостоятельно, мыслить.
6 Грамматическая сказка «Сила любви»
Итак: Не с глаголами пишется раздельно.
Верно, ли это утверждение мы с вами узнаем, прочитав правило на странице 150.
А сейчас я прочитаю грамматическую сказку и мы выясним, всегда ли НЕ пишется с
глаголами раздельно.
Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный Глагол. Трудной
и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не
люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «Не верю».
Частица Не никогда не подходила к глаголу близко и писалась от
него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих
чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: «Я отвечу тебе
взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь».
Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям и
учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как
обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг
замерла от неожиданности… Так Глагол доказал, что в некоторых
случаях не только он, но и сама частица Не жить друг без друга не
могут.
-А теперь скажите, в каких случаях частица НЕ пишется слитно с
глаголами?
-Это слова-исключения. Запишите в тетрадях эти слова. Запомните
их!
невзлюбить, нездоровится, ненавидеть, негодовать, недоумевать,
неволить.
Вывод №3: Если глагол употребляется без НЕ, то пишем раздельно. Если глагол не
употребляется без НЕ, то пишем слитно. Слова, которые без НЕ не употребляются,
называют словамиисключениями их надо запомнить.
Здесь НЕ находится в составе корня.
1)Исследование №2.Словарная работа. Работа в минигруппах
Каждая группа получает по одному словуисключению, значение этого слова найдите в
словаре и составьте с этим словом предложение.
Негодовать – возмущаться, быть недовольным
Недоумевать – синонимы – растеряться, не понимать, теряться в догадках, ума не
Дети слушают
сказку
Когда глагол без
НЕ не
употребляется
Записывают в
тетрадях слова
исключения.
В конце работы
дети на листах
оценивания
выставляют свои
оценки. В
словаре Ожегова
значения этих
слов .Дети
работают в
группах по
Обучение
критическому
мышлению.
Обучение
талантливых и
одаренных.
Оценивание обучения.
Оценивание для
обучения
Обучение с учетом
возрастных
7
4.Физминутка
5.Построение
проекта
выхода из
затруднения.
Организует
учащихся по
исследованию
проблемной
ситуации. особенностей.
плану
Класс оценивает
работу групп.
Самостоятельно
работают.
Взаимопроверка
приложить.
Какими действиям человек показывает недоумение – чешет затылок, пожимает плечами,
округляет глаза
Неволить – принуждать, заставлять делать чтото
Ненавидеть – чувствовать вражду и отвращение
Недомогать – испытывать болезненное состояние
Нездоровится – болеть, хворать
За правильное нахождение значения слова по словарю «1» балл,
составление предложения «1» балл.
Исследование №3.Работа по учебнику. Индивидуальная работа
Откройте учебники на странице 151 упражнение 396, выполняем самостоятельно.
Поменяйтесь тетрадями и проверьте. Если все правильно, то «5»,
12 ошибки, то «4»,
34 ошибки, то «3»,
больше , то «2».
Исследование №4.Парная работа.
А сейчас, ребята, я предлагаю вам заполнить таблицу, распределив слова на два
столбика, работаете вы в парах. Конечно же, помощь и взаимовыручка приветствуется.
Та пара, которая первой поднимет руку и правильно ответит на вопросы, получает
отличные оценки. Я надеюсь, что вы все справитесь с заданием. Итак, начинаем.
1столбик – глаголы, в которых частица не пишется раздельно
2 столбик глаголы, в которых не пишется слитно
Глаголы, в которых частица не
Глаголы, в которых не пишется
пишется раздельно
слитно
8 (Не) участвовал, (не) находил, (не) навидел, (не) здоровится , (не) любил,(не) годовал,
(не) был, (не) доумевал, (не) нуждался,(не) истовствовал.
(проверка по эталону, остальные пары оценивают друг друга, меняясь листочками)
6.
Устанавливает
осознанность
восприятия.
Послушайте стихотворение поэта В. Агафонова о глаголе и частице не:
Глаголу нравится читать,
Играть, работать и мечтать!
Глаголу очень нравится
Всё делать очень живо.
Частица не – красавица,
Но как она ленива!
Она не ходит, не сидит,
Не шьёт, не жнёт и не кипит,
Книг не читает, не поёт,
Другим работать не даёт.
Глагол же, не любя безделья,
С частицей пишется раздельно!
Обучение
критическому
мышлению.
9 7.Рефлексия
деятельности
(итог урока)
Организует
рефлексию
Всегда? Нет! Без сомнения,
Бывают исключения.
Какой же смысл придаёт глаголу частица не? (отрицание)
Домашнее задание: упражнение №399 на странице 152.
Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок!
Над какой темой мы сегодня работали?
Мы открыли новые знания: НЕ – частица; узнали о правописании НЕ с глаголов,
пополнили словарный запас. А где же пригодятся полученные знания на уроке?
Давайте вернёмся к девизу нашего урока. Дружба творит чудеса.
В самом деле , мы с вами вместе, дружно сотворили чудо открыли для себя новое
знание . Подружились ли с правилом?
А в заключении мне бы хотелось сказать, что мир знаний необъятен, и человек не должен
останавливаться на достигнутом, он должен идти дальше и дальше, совершать открытия,
узнавать новое, интересное .
На листах оценивания суммируйте полученные баллы за свою работу на уроке.
По критериям выставьте себе оценку за урок.
Критерии оценивания :
26 баллов – «5»,
2521 балл – «4»,
Обучение с учетом
возрастных
особенностей.
Обучение
критическому
мышлению.
Осуществляют
самооценку
собственной
учебной
деятельности,
соотносят цель и
результаты,
степень их
соответствия
Да. Мы открыли
правило
написания
частицы НЕ с
глаголами.
Подсчитывают
свои баллы и
выставляют
оценку за урок
Оценивание обучения.
Оценивание для
обучения
10 2013 баллов – «3»
Имя:___________________
Тест
Пословицы
Слова-исключения
Упражнение 396
Работа с таблицей
Общий балл
Оценка
11
Урок русского языка на тему"Правописание не с глаголами"(4 класс)
Урок русского языка на тему"Правописание не с глаголами"(4 класс)
Урок русского языка на тему"Правописание не с глаголами"(4 класс)
Урок русского языка на тему"Правописание не с глаголами"(4 класс)
Урок русского языка на тему"Правописание не с глаголами"(4 класс)
Урок русского языка на тему"Правописание не с глаголами"(4 класс)
Урок русского языка на тему"Правописание не с глаголами"(4 класс)
Урок русского языка на тему"Правописание не с глаголами"(4 класс)
Урок русского языка на тему"Правописание не с глаголами"(4 класс)
Урок русского языка на тему"Правописание не с глаголами"(4 класс)
Урок русского языка на тему"Правописание не с глаголами"(4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.