Урок русского языка на тему"Тема "Правописание корней с чередованием А // О в корнях –ЛАГ-/-ЛОЖ-, -КАС-/ - КОС, -РАСТ-/-РАЩ-/-РОС-"(5 класс)
Оценка 4.8

Урок русского языка на тему"Тема "Правописание корней с чередованием А // О в корнях –ЛАГ-/-ЛОЖ-, -КАС-/ - КОС, -РАСТ-/-РАЩ-/-РОС-"(5 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
09.04.2018
Урок русского языка на тему"Тема "Правописание корней с чередованием А // О  в корнях –ЛАГ-/-ЛОЖ-, -КАС-/ - КОС,  -РАСТ-/-РАЩ-/-РОС-"(5 класс)
Цели: Образовательная 1. узнать правило написания гласных а-о в корнях -раст-, -ращ-, -рос- ; 2. научиться находить и правильно писать слова с этими корнями; Развивающая: развитие образного и логического мышления, речи учащихся; Воспитательная: воспитывать эстетическое отношение к слову, интерес к изучению русского языка. Задачи: научить различать корни с чередующимися гласными от безударной гласной в корне, проверяемой ударением; активизировать мыслительную деятельность через выполнение творческих заданий; воспитывать чувство ответственности за результаты своей деятельности на уроке: развивать образное и логическое мышление, речь учащихся; совершенствовать навыки правописания; развивать орфографическую зоркость; обогащать словарный запас; Оборудование: у учащихся – тетрадь, учебник “Русский язык. 5 класс.” под ред. С.И.Львовой и В.В.Львова; у учителя – презентация, раздаточный материал Тип урока: урок объяснения нового материала. Планируемые образовательные результаты: Предметные: знать и уметь применять правило правописания букв о-а в корнях -раст-, -ращ-, -рос-,- лаг- - -лож-; -кос- - -кас-; уметь отличать слова с чередованием и безударной гласной в корне. Метапредметные: способность к осознанию целей учебной деятельности и умение их прояснить; умение поставить цель и организовать её достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление; самоанализ и самооценка. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию. ХОД УРОКА I. Организационно-психологический момент. (5 мин.) - Добрый день, ребята. Меня зовут Лиза Римовна, и этот урок мы проведем вместе. Я надеюсь, что сегодня на уроке мы с вами плодотворно поработаем, а для этого очень важен эмоциональный настрой. Закройте глаза, подумайте о чем-нибудь приятном, представьте рядом близких любимых людей, приятные события. Откройте глаза, зарядились хорошим настроением? Отлично. Ребята у вас на партах лежат смайлики: веселый и грустный. Вот в конце урока вы все возьмете тот смайлик какое у вас настроение будет к концу урока. Проверка домашнего задания. Сейчас, ребята, давайте вспомним тему прошлого урока.(с примерами) - Как называется основной путь пополнения словарного состава языка?(словообразование) - Образование слов с помощью приставки называется каким способом?(приставочным) - Образование слов с помощью суффикса называется ... (суффиксальным) - Какой способ словообразования называется сложением? (способ словообразования при котором происходит объединение исходных частей слов с помощью соединительных гласных О и Е или без них) II. Вступление в урок. Интрига. - Ребята, хочу ваше внимание обратить на слайд, прочитайте стихотворение Евгения Измайлова, оно называется «Как растут слова». (…..) прочти вслух выразительно это стихотворение.(Стихотворение проецируется на экран) Как-то много лет назад Посадили странный сад. Не был сад фруктовым – Был он просто словом. Это слово, слово-корень, Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло – Стало много новых слов. Вот из сада вам рассада. Вот ещё посадки рядом. А вот садовод, С ним садовник идёт… - Как вы думаете, о каком саде говорит поэт Евгений Измайлов? (сад слов) - Какие деревья растут в этом саду? (деревья-слова) -Какие плоды они приносят? (однокоренные слова) -Найдите в этом стихотворении однокоренные слова, назовите их. (учитель демонстрирует карточки со словами на доске) Правильно. Докажите, что слова являются однокоренными. Найдите в этом тексте одно слово, написание которого нельзя проверить путём подбора однокоренного слова? Это слово «разрастаться». Выделите в нём корень – «раст». А как же проверить его написание? Посовещайтесь в парах. (Выслушиваются мнения детей, учитель подводит к выводу, что гласную в корнях некоторых слов нельзя проверить ударением. Для этого существуют определённые правила выбора того или иного написания.) - Как называются гласные в таких корнях? (Чередующиеся). III. Актуализация опорных знаний. А сейчас мы с вами сделаем Лингвистическую разминку «Чередование звуков в корне слова» Ребята а сейчас давайте вместе решим кроссворд. Подберите к словам пару с чередованием гласных или согласных в корне. 1 Ч 2 Е Р 3 Е 4 Д 5 О 6 В 7 А Н 8 И 9 Е 1. Река – РЕЧка 2. Собирать – соБЕРу 3. Замирать – заМЕРеть 4. Привожу – приВОДить 5. Опаздывать – оПОЗДать 6. Ловлю – ЛОВить 7. Выкопать – выКАПывать 8. Блестеть – БЛИСТать 9. Затирать – заТЕРеть IV. Этап усвоения новых знаний и первичного осмысления. Ребята а теперь посмотрите на экран Перел...жить, изл…гать, подр…сти, выр…сли, выр…щенный А что вы можете сказать об этих словах? ( В корне этих слов находится чередующаяся гласная.) Написание всех этих слов, находящихся в этом ряду, вам известно? Записали слова представленные в этом ряду. Какие гласные чередуются в словах? А в какой морфеме? (Учитель выделяет корни в словах, ученики помогают.) Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Правописание корней с чередованием а//о –лаг-, -лож-, - кас-, -кос-,–раст-, -ращ- , -рос-.) Запишите тему урока. Какие цели при изучении данной темы вы бы перед собой поставили? Сформулируйте цель сегодняшнего урока, продолжив предложения. 1) Узнать правило написания гласных А,О в корнях – лаг-, -лож-, -кас-, -кос-, раст-, -ращ-, -рос-. 2) Научиться находить и правильно писать слова с этими корнями. III. Изучение нового материала. 1.Чтение теоретического материала 1(стр. 9) – чередование О-А в корнях –лаг-/-лож- и –кас-/-кос-. 2. Упр. 411 (1,2) – устно, по цепочке с объяснением. Образец рассуждения: ПРОЛОЖИТЬ, в корне –ЛОЖ- пишется О, т.к. за корнем нет суффикса –А-. Физминутка. 3. Чтение теоретического материала 2(стр. 10) – чередование О-А в корнях –раст-/-ращ-/-рос-. Запомнить слова-исключения: В Ростове живёт ростовщик Ростислав. Он любит ростки и разные отрасли. ОТРАСЛЬ, -и, ж. Отдельная область деятельности, науки, производства. Новая отрасль промышленности. // прил. отраслевой, -ая, -ое. 4. Упр. 411 (3) – устно, по цепочке с объяснением. Образец рассуждения: ВОЗРАСТ, в корне –РАСТ- перед СТ пишется буква А. IV. Закрепление Продолжаем работу. Ребята, прочитайте предложения, представленные на слайде. Скажите, что это за предложения? Как иначе мы можем их назвать? (Пословицы). В каком разделе литературы изучаются пословицы? В пословицах заключена мудрость народа. Скажите, чему учат нас эти пословицы? Мал родился, а вырос – пригодился. Человек не грибок, в день не растет. На родном месте и камень мхом не обрастет. Не беречь поросли – не видать дерева. Запишите любые две пословицы, обозначив изучаемую орфограмму. (Проговорить устно условия выбора о-а на месте пропусков.) Физминутка Приставка А) Делать, сделать, написать, писать, подписать, вёз, отвёз, вывез, привёз, занёс, нёс, перенёс, вынес. При указании на слова, в которых есть приставка, ученики повора¬чиваются друг к другу лицом и обмениваются хлопками, если в словах приставки нет, ученики приседают. Б) Предложить, предлагать, росток, растение, выращенный, отрасль, прикасаться, коснуться Если в корне пишем а, то ученики приседают, если о руки вверх и хлопают Работа по учебнику упр 412
откр урок рус яз в 5 кл.docx
Урок русского языка в 5­м классе  Тема "Правописание корней с чередованием А // О  в корнях –ЛАГ­/­ЛОЖ­, ­КАС­/ ­ КОС,  ­РАСТ­/­РАЩ­/­РОС­"  Цели: Образовательная 1. 2. узнать правило написания гласных а­о в корнях ­раст­, ­ращ­, ­рос­ ; научиться находить и правильно писать слова с этими корнями; Развивающая: развитие образного и логического мышления, речи учащихся; Воспитательная: воспитывать эстетическое отношение к слову, интерес к изучению русского языка. Задачи: научить различать корни с чередующимися гласными от безударной гласной в корне, проверяемой ударением; активизировать мыслительную деятельность через выполнение творческих заданий;  воспитывать чувство ответственности за результаты своей деятельности на уроке: развивать образное и   логическое   мышление,   речь   учащихся;   совершенствовать   навыки   правописания;   развивать орфографическую зоркость; обогащать словарный запас; Оборудование: у учащихся – тетрадь, учебник “Русский язык. 5 класс.”   под ред. С.И.Львовой и В.В.Львова; у учителя – презентация, раздаточный материал Тип урока: урок объяснения нового материала. Планируемые образовательные результаты: Предметные: знать и уметь применять правило правописания букв о­а в корнях ­раст­, ­ращ­, ­рос­,­ лаг­ ­ ­лож­; ­кос­ ­ ­кас­; уметь отличать слова с чередованием и безударной гласной в корне. Метапредметные: способность  к осознанию  целей  учебной  деятельности  и  умение  их  прояснить; умение поставить цель и организовать её достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление; самоанализ и самооценка. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию. ХОД УРОКА I. Организационно­психологический момент. (5 мин.) ­ Добрый день, ребята. Меня зовут Лиза Римовна, и этот урок мы проведем вместе. Я надеюсь, что сегодня   на   уроке   мы   с   вами   плодотворно   поработаем,   а   для   этого   очень   важен   эмоциональный настрой. Закройте глаза, подумайте о чем­нибудь приятном, представьте рядом близких любимых людей, приятные события. Откройте глаза, зарядились хорошим настроением? Отлично. Ребята у вас на партах лежат смайлики: веселый и грустный. Вот в конце урока вы все возьмете тот смайлик какое у вас настроение будет к концу урока. Проверка домашнего задания. Сейчас, ребята, давайте вспомним тему прошлого урока.(с примерами) ­ Как называется основной путь пополнения словарного состава языка?(словообразование) ­ Образование слов с помощью приставки называется  каким способом?(приставочным) ­ Образование слов с помощью суффикса называется ... (суффиксальным) ­ Какой способ словообразования  называется сложением? (способ словообразования  при  котором происходит объединение исходных частей слов с помощью соединительных гласных О и Е или без них) II. Вступление в урок. Интрига. ­   Ребята,   хочу   ваше   внимание   обратить   на   слайд,     прочитайте   стихотворение   Евгения  «Как   растут   слова».   (…..)   прочти   вслух   выразительно   это Измайлова,   оно   называется   стихотворение.(Стихотворение проецируется на экран) Как­то много лет назад Посадили странный сад. Не был сад фруктовым – Был он просто словом. Это слово, слово­корень, Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло – Стало много новых слов. Вот из сада вам рассада. Вот ещё посадки рядом. А вот садовод, С ним садовник идёт… ­ Как вы думаете, о каком саде говорит поэт Евгений Измайлов? (сад слов) ­ Какие деревья растут в этом саду? (деревья­слова) ­Какие плоды они приносят? (однокоренные слова) ­Найдите в этом стихотворении однокоренные слова, назовите  их.  (учитель демонстрирует карточки со словами на доске) Правильно. Докажите, что слова являются однокоренными. Найдите   в   этом   тексте   одно   слово,   написание   которого   нельзя   проверить   путём   подбора однокоренного слова?  Это слово «разрастаться». Выделите в нём корень – «раст». А как же проверить его написание? Посовещайтесь в парах. (Выслушиваются   мнения   детей,   учитель   подводит   к   выводу,   что   гласную   в   корнях некоторых слов нельзя проверить ударением. Для этого существуют  определённые правила выбора того или иного написания.) ­  Как называются гласные в таких корнях? (Чередующиеся). III. Актуализация опорных знаний.  А сейчас мы с вами сделаем  Лингвистическую разминку «Чередование звуков в корне слова» Ребята а сейчас давайте вместе решим кроссворд. Подберите к словам пару с чередованием гласных  или согласных в корне. 2 3 7 1 5 6 8 Е Ч  Е Р Е Д О В А Н И 4 9 1 Река – РЕЧка 2 Собирать – соБЕРу 3 Замирать – заМЕРеть 4 Привожу – приВОДить 5 Опаздывать – оПОЗДать 6 Ловлю – ЛОВить 7 Выкопать – выКАПывать 8 Блестеть – БЛИСТать 9 Затирать – заТЕРеть IV. Этап усвоения новых знаний и первичного осмысления.  Ребята а теперь посмотрите на экран Перел...жить, изл…гать, подр…сти, выр…сли, выр…щенный          А что вы можете сказать об этих  словах? ( В корне этих слов находится чередующаяся гласная.) Написание всех этих слов, находящихся в этом ряду, вам известно? Записали слова представленные в этом ряду. Какие гласные чередуются в словах? А в какой морфеме? (Учитель выделяет корни в словах, ученики помогают.) Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.  (Правописание корней с чередованием а//о –лаг­, ­лож­, ­ кас­, ­кос­,–раст­, ­ращ­ , ­рос­.) Запишите тему урока. Какие цели при изучении данной темы вы бы перед собой поставили? Сформулируйте цель сегодняшнего урока, продолжив предложения.  1) Узнать правило написания гласных А,О в корнях – лаг­, ­лож­, ­кас­, ­кос­, раст­, ­ращ­, ­рос­.  2) Научиться находить и правильно писать слова с этими корнями. III. Изучение нового материала. 1.Чтение теоретического материала 1(стр. 9) – чередование О­А в корнях –лаг­/­лож­ и –кас­/­ кос­. 2. Упр. 411 (1,2) – устно, по цепочке с объяснением. Образец рассуждения: ПРОЛОЖИТЬ, в корне –ЛОЖ­ пишется О, т.к. за корнем нет суффикса –А­. Физминутка. 3. Чтение теоретического материала 2(стр. 10) – чередование О­А в корнях –раст­/­ращ­/­рос­. Запомнить слова­исключения:  В Ростове живёт ростовщик Ростислав. Он любит ростки и разные отрасли.  ОТРАСЛЬ, -и, ж. Отдельная область производства. Новая отрасль промышленности. // прил. отраслевой, -ая, -ое. 4. Упр. 411 (3) – устно, по цепочке с объяснением. Образец рассуждения: ВОЗРАСТ, в корне –РАСТ­ перед СТ пишется буква А. IV.  Закрепление    Продолжаем работу. Ребята, прочитайте предложения, представленные на слайде. Скажите, что это за предложения? Как иначе мы можем их назвать? (Пословицы). В каком   разделе литературы изучаются пословицы? В пословицах заключена мудрость народа. Скажите, чему учат нас эти пословицы? Мал родился, а вырос – пригодился. Человек не грибок, в день не растет. На родном месте и камень мхом не обрастет. Не беречь поросли – не видать дерева. Запишите   любые   две   пословицы,   обозначив   изучаемую   орфограмму.   (Проговорить   устно   условия выбора о­а на месте пропусков.) Физминутка  деятельности, науки, Приставка А) Делать, сделать, написать, писать, подписать, вёз, отвёз, вывез, привёз, занёс, нёс, перенёс,  вынес. При указании на слова, в которых есть приставка, ученики поворачиваются друг к другу лицом и  обмениваются хлопками, если в словах приставки нет, ученики приседают. Б) Предложить, предлагать, росток, растение, выращенный, отрасль, прикасаться, коснуться Если в корне пишем а, то ученики приседают, если о руки вверх и хлопают Работа по учебнику  упр 412 Работа у доски. Синтаксический разбор последнего предложения. Япония – островное государство в Тихом океане, жители которого первыми на планете встречают  новый день. Все соседи Японии расположены западнее, поэтому первое упоминание о Японии в  китайской книге описывает ее как страну на востоке, откуда восходит солнце. V. Итог урока. Рефлексия ­ Итак, над правописанием какой орфограммы мы работали? ­ Чему научились? Если научиться видеть корень в каждом слове, знать его правописание, то абсолютно все слова можно произносить и писать грамотно. Молодцы ребята вы прекрасно справились с заданиями, вам могут позавидовать даже 9 и 11 классы. Ведь задания такого характера есть и в экзаменационных материалах  ОГЭ и ЕГЭ. Кроме   оценивания   своих   знаний   мне   важно   ваше   настроение.   Перед   вами   смайлики,   выберите соответствующим вашему настроению. Если научиться быть верным самому себе, быть совестливым, быть верным своим корням, то станешь настоящим человеком. ­ Мне хочется, ребята, чтобыи вы дарили окружающим вас людям радость своими знаниями, а для этого необходимо много трудиться. ­ Спасибо вам сегодня за работу на уроке. Урок окончен.

Урок русского языка на тему"Тема "Правописание корней с чередованием А // О в корнях –ЛАГ-/-ЛОЖ-, -КАС-/ - КОС, -РАСТ-/-РАЩ-/-РОС-"(5 класс)

Урок русского языка на тему"Тема "Правописание корней с чередованием А // О  в корнях –ЛАГ-/-ЛОЖ-, -КАС-/ - КОС,  -РАСТ-/-РАЩ-/-РОС-"(5 класс)

Урок русского языка на тему"Тема "Правописание корней с чередованием А // О в корнях –ЛАГ-/-ЛОЖ-, -КАС-/ - КОС, -РАСТ-/-РАЩ-/-РОС-"(5 класс)

Урок русского языка на тему"Тема "Правописание корней с чередованием А // О  в корнях –ЛАГ-/-ЛОЖ-, -КАС-/ - КОС,  -РАСТ-/-РАЩ-/-РОС-"(5 класс)

Урок русского языка на тему"Тема "Правописание корней с чередованием А // О в корнях –ЛАГ-/-ЛОЖ-, -КАС-/ - КОС, -РАСТ-/-РАЩ-/-РОС-"(5 класс)

Урок русского языка на тему"Тема "Правописание корней с чередованием А // О  в корнях –ЛАГ-/-ЛОЖ-, -КАС-/ - КОС,  -РАСТ-/-РАЩ-/-РОС-"(5 класс)

Урок русского языка на тему"Тема "Правописание корней с чередованием А // О в корнях –ЛАГ-/-ЛОЖ-, -КАС-/ - КОС, -РАСТ-/-РАЩ-/-РОС-"(5 класс)

Урок русского языка на тему"Тема "Правописание корней с чередованием А // О  в корнях –ЛАГ-/-ЛОЖ-, -КАС-/ - КОС,  -РАСТ-/-РАЩ-/-РОС-"(5 класс)

Урок русского языка на тему"Тема "Правописание корней с чередованием А // О в корнях –ЛАГ-/-ЛОЖ-, -КАС-/ - КОС, -РАСТ-/-РАЩ-/-РОС-"(5 класс)

Урок русского языка на тему"Тема "Правописание корней с чередованием А // О  в корнях –ЛАГ-/-ЛОЖ-, -КАС-/ - КОС,  -РАСТ-/-РАЩ-/-РОС-"(5 класс)

Урок русского языка на тему"Тема "Правописание корней с чередованием А // О в корнях –ЛАГ-/-ЛОЖ-, -КАС-/ - КОС, -РАСТ-/-РАЩ-/-РОС-"(5 класс)

Урок русского языка на тему"Тема "Правописание корней с чередованием А // О  в корнях –ЛАГ-/-ЛОЖ-, -КАС-/ - КОС,  -РАСТ-/-РАЩ-/-РОС-"(5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2018