Урок русского языка "Наречие как часть речи" 4 класс
Оценка 4.8

Урок русского языка "Наречие как часть речи" 4 класс

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русский язык
4 кл
01.04.2017
Урок русского языка "Наречие как часть речи" 4 класс
Публикация является частью публикации:
Урок русского языка "Наречие как часть речи" 4 класс.doc

Открытый урок русского языка в 4 классе

Ф.И.О. учителя: Рубцова М.О.

Предметная область: русский язык

Класс: 4

Автор УМК: Русский язык («Школа России»), автор В.П.Канакина

Тема урока: Наречие как часть речи.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель: дать общую характеристику о наречии как части речи, показать отличие наречия от других частей речи.

Учебные задачи:

1. Предметные: организовать деятельность учащихся по выявлению и усвоению способа определения наречия как части речи.

2. Метапредметные:

Познавательные: создать содержательные и организационные условия для развития умения анализа, сравнения, классификации морфологических и грамматических признаков наречия, выделения главного;содействовать развитию умения наблюдать, исследовать наречия как часть речи;формировать умения структурировать информацию.

Регулятивные: обеспечить формирование умения ставить цели, планировать свою учебную деятельность; содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию.

Коммуникативные: содействовать развитию умения общаться, создать условия для реализации диалогической и монологической речи.

Личностные: помочь осознать социальную практическую и личностную значимость учебного материала, помочь осознать ценность совместной деятельности.

Предполагаемый результат: овладение способом определения наречий среди других частей речи на основе их морфологических и грамматических признаков; сформировать предпосылки к овладению учебной деятельностью, навыками сотрудничества.

Оборудование, наглядность:мультимедийное оборудование,учебник, раздаточный материал, презентация к уроку.

 Формы работы:

·         фронтальная

·         самостоятельная

·         индивидуальная

Методы работы:

·         наглядный

·         диалог

·         проблемно-поисковый

Приемы ТРКМ:

·         верите ли, вы...

·         кластер

·         толстые и тонкие вопросы

·         синквейн

Ход урока.

I. Самоопределение к деятельности. (Организационный момент)

- Здравствуйте. Садитесь.

- Ребята, с каким настроением вы пришли сегодня в школу? (С прекрасным, с хорошим.)

- Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок? (Интересным, с трудностями, с хитростями.)

- Как мы должны с вами работать, чтобы урок получился именно таким? (Хорошо; быстро; быть внимательными, аккуратными; помогать друг другу.)
- Правильно. В работе нам поможет дружба, взаимопомощь, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

- Давайте улыбнемся друг другу и начнем наш урок.

- Сегодня у нас необычный урок – урок исследование. 

- Кто помнит, что такое исследование?  (Поиск новых знаний, установление каких-то фактов, поиск информации по какой-либо проблеме.)

- Правильно. Вот этим мы сегодня и займемся.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в действии.

СЛАЙД 2

- Сели правильно. Открыли тетради. Записали число и классная работа. Сегодня двадцатое октября.

СЛАЙД 3

- Прочитайте слова на экране.

Писал, заяц,  строить, хорошо, весёлый, близко, красивый, плащ.

-Какие орфограммы вам встретились?

- Распределите данные слова на группы по частям речи и запишите их в тетрадь. Каждую группу подпишите.

- Молодцы. Проверяем.

-  Прочитаете только существительные (заяц, плащ).

-  Докажите (это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопрос кто? или что? Изменяется по числам, падежам. В предложении может быть главным членом (подлежащим) или второстепенным (дополнением,  обстоятельством)).

- Прочитайте прилагательные (весёлый, красивый).

- Докажите (это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой? какая? какое? какие? Изменяется по числам, родам и падежам. В предложении бывает второстепенным членом( определением)).

- Прочитайте глаголы (писал, строить).

- Докажите (это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делал? что делает? что будет делать? Изменяются по временам, числам,  в настоящем и будущем времени по лицам, а в прошедшем времени - по родам. В предложении- главный член ( сказуемое)).

СЛАЙД 4

-Проверим, так ли у вас получилось. (Самопроверка и самооценка.)

- Какие слова вызвали затруднения? (хорошо, близко).

- На какие вопросы отвечают эти слова? (как? где?)

- Почему вы их не выписали? (это слова-ловушки, они не относятся к частям речи, которые мы уже прошли)

Если кто-то записал слова к сущ. или прилаг., пусть докажет по эталону.

- Может кто-то знает, какая это часть речи? Мы о ней уже упоминали на уроках (наречие).

- Можете вы это доказать? (нет, мы не знаем правила, по которому мы можем определить, какая это часть речи)

III.Определение темы урока. Постановка учебной задачи. СЛАЙД 5

 - Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Наречие). 

- Вы что-либо знаете про эту часть речи?

-Определим цель урока. (Узнать, что такое наречие, учиться находить и использовать наречия в речи.)

Наш урок- урок–исследование. Чтобы исследование прошло результативно, вам , понадобится умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. К тому же вы должны быть очень внимательными, ведь на уроке мы с вами должны добыть новые знания.

СЛАЙД 6. Игра «Верите ли вы...» На парте таблица. После чтения вопроса ставите в первой строке плюс, если согласны с утверждением, минус, если не согласны. Вторая строка заполняется в конце урока.

1.      Наречие- это изменяемая часть речи.

2.      У наречия можно определить род.

3.      Наречие не изменяется по временам.

4.      Все наречия не имеют окончания.

5.      Наречие  изменяется по падежам.

1

2

3

4

5

-

-

+

+

-

 

 

 

 

 

 

-Давайте составим план. На какие вопросы мы должны найти ответы в процессе исследования?  (На какие вопросы отвечает наречие, что обозначает, как изменяется, каким членом предложения является.)

IV. Открытие новых знаний. Работа над решением поставленных проблем.

- Итак, начнем наше исследование.

1. Индивидуальная работа.

- У каждого на столе лежит карточка с заданием. Внимательно прочитайте задание и приступайте к работе.

СЛАЙД 7 Задание 1  

- Из данных слов составьте предложение и разберите по членом предложения и частям речи.

Трава, и, облетели, давно, деревья, увяла. (Давно увяла трава и облетели деревья).

- Назовите наречие? (давно)

 - На какой вопрос отвечает? (когда?)

- С какой частью речи связано? (с глаголом)

- Что обозначает наречие? (признак действия)

   - Каким же членом предложения является наречие? (В предложении наречие является  второстепенным членом (обстоятельством)).

- Проверяем задание 2.

СЛАЙД 8 Задание 2 .     

-Распределите наречия на группы по вопросам.

Везде, весело, сверху, завтра, сзади, мрачно, вниз, направо, сейчас, вблизи, быстро, теперь, вчера, тихо, налево.

- Укажите наречия, которые указывают на время действия,  на место действия.

-  Молодцы, справились с заданием.

- Как же запомнить столько вопросов? (высказывания детей)

- Я вам предлагаю запомнить такое стихотворение (читает вместе с детьми)

СЛАЙД 9

Семь вопросов – просто чудо.

Их запомнить можно так:

Где? Когда? Куда? Откуда?

Почему? Зачем? и Как?

 

- Проверяем задание 3 .

Задание  3 .

- Понаблюдайте: изменяется ли форма наречия по родам, числам, временам, лицам и падежам.

СЛАЙД 10.

1. Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного числа?

                     ед.ч.                                              мн.ч.

Образец:  прилетел     (когда?)         рано  –     прилетели      (когда?)       рано;

                 запел            (               ?)                 -  запели      (______?)   ________;                проснулся(__________?)__________- проснулись ( ________?) ___________.                

Сделайте вывод!

Наречия по числам ____________________________________

СЛАЙД  11 Задание 4.

2. Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного рода?

                    м.р.                       

Образец:  пришел   ( когда ?)      рано;

                 пришла   (_______?)    _________;

                 пришло   (_______?)    _________;

Сделайте вывод!

Наречия по родам _______________________________________________________.

СЛАЙД 12 Задание  5 .

3. Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного времени?

Образец:    появились        ( когда ? )          рано;

                   разольются     (________?)      ___________;

                   цветут            (________?)      ___________;

   Сделайте вывод!

 Наречия по временам _________________________________

СЛАЙД 13

4. Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица единственного числа?

Образец:   1 л:   я встаю            ( когда ? )      рано;

                  2 л:   ты встаешь     (_______?)    _________;

                  3 л:   он встает         (_______?)    _________;

   Сделайте вывод!

 Наречия по лицам ____________________________

СЛАЙД 14 Задание 6 .

Понаблюдайте!        

Можно ли изменить форму наречий рано, вперед, назад, быстро, снизу так, чтобы они  отвечали на один из падежных вопросов:

Что? ___________________________

Чего? ________________________

Чему? ______________________

Чем?_______________________

О чем? ____________________

Сделайте вывод!

Наречия по падежам ______________________

- А теперь сделайте общий вывод. (Наречие – неизменяемая часть речи)

- Обратите внимание! Стр.73 учебника. Наречие неизменяемая часть речи, поэтому у неё не может быть окончания.

(Самооценка).

СЛАЙД 15

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Влево наклонись, вправо наклонись,

Вниз опустись, вверх поднимись,

А теперь чуть-чуть попрыгай.

Влево, вправо повернись

И тихонечко садись!

- Кто из вас был внимательным, какие наречия вы услышали в стихотворении?

СЛАЙД 16

- Чтобы связать в логическую цепь все ваши мнения, мы попробуем составить кластер. (Кластер-это пучок, созвездие, гроздья. Сначала пишем слово «наречие» в центре листа, страницы. От него рисуем стрелки-лучи в разные стороны)     

                                  Наречие

 


признак действия                где? куда? откуда? как? когда? 

  

     не изменяется       обстоятельство                                   

Наречие – это неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия. Отвечает на вопросы где? куда? откуда? как? когда? В предложении является обстоятельством.

2. Работа с учебником.

- Где мы об этом можем прочитать? (в учебнике). Откройте учебники на стр. 73, 74 и прочитайте правило.

- Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Это очень старое слово, оно встречается в древнерусском языке. Корень  -речь- как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи приглаголием.

- Как вы думаете, почему? (потому что это слово стоит при глаголе и поясняет его).

V. Включение в систему знаний. Учимся использовать наречия в речи.

СЛАЙД 17

Задание 7.

Подберите и запишите к наречиям антонимы и синонимы.

а) подобрать антонимы (вспомнить, что такое антонимы)

завтра –

быстро –

справа –

тихо –

мало –

впереди –

хорошо –

 

б) подобрать синонимы (вспомнить, что такое синонимы)

красиво – прекрасно

интересно – увлекательно

печально – грустно

тихо – бесшумно

гладко – ровно

СЛАЙД 18

3. Словарная работа

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми словарными словами

СЛАЙД 19

-Запишите  слова впереди и медленно в тетради.

- Объясните значение слова  впереди? (на каком-нибудь расстоянии перед кем-нибудь, в будущем)

- Слово впереди образовалось  путем слияния предлога в и слова перед (передняя часть)

-  Проанализируйте это слово.

в слове 3 слога, ударение падает на 3 –й слог, 2 безударные гласные е, отвечает на вопрос где? Это наречие.

- Составьте и запишите предложение с эти словом (Впереди нас ждут каникулы). Каким членом предложения является здесь наречие?

  - Объясните значение слова  медленно? (неторопливо, с небольшой скоростью)

- Произошло  это слово  от древнего слова «медля», что значит медленный.

- Проанализируйте слово.

- В слове 3 слога, ударение падает на 1 слог, безуд. гл. е, удвоенная согласная  нн, отвечает на вопрос как? Это наречие.

Составьте и запишите цепочку однокоренных слов (медленный, медлить, медлительный, замедлить).

- Выделите корень, определите часть речи.

- Придумайте и запишите к наречию медленно синонимы и антонимы.

антонимы – быстро, стремительно.

синонимы – неторопливо, небыстро, неспешно.

-Как вы думаете, зачем нужны наречия?

-Найдите в учебнике упр.126. Прочитайте предложения сначала без наречий, а потом с ними.

-Сделайте вывод: какую роль выполняют наречия в предложениях? ( Наречия нужны для того, чтобы сделать нашу речь яркой. Наречия поясняют, уточняют, определяют, дополняют другие части речи.)

 СЛАЙД 20

- А вот как сказал о наречии писатель М. Горький: «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной».

VI. Рефлексия.

СЛАЙД 21

- А теперь вернемся к вопросам игры «Верите ли вы..». Заполните вторую строку таблицы. Что получилось?

-Составьте тонкий или толстый вопрос по данной части речи. (Тонкие вопросы, требующие простого, односложного ответа. Толстые вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа.)

Тонкие вопросы

- Какой частью речи являются слова, которые отвечают на вопрос к а к?

- Что обозначают слова этой части речи?

- Как изменяются слова данной части речи?

- Каким членом предложения является?

- Какие существуют  правила правописания слов данной части речи?

Толстые вопросы

- Что будет, если  исчезнут эти слова из нашей речи?

- Для чего используем эти слова в нашей речи?

- Как вы думаете, на какие ещё вопросы могут отвечать эти слова?

СЛАЙД 22

- А теперь проанализируйте свою  работу на уроке.  У вас на столе лежат карточки. Отметьте знаком «+»  те высказывания, с которыми вы согласны.

1.     Я знаю, что такое наречие.

2.     Я смогу определить наречие по признакам.

3.     На уроке  у меня все получилось.

4.     Я смог понять ошибку, которую допустил в работе (если была).

5.     Я активно участвовал в открытии нового знания.

VII. Итог урока.   

- Ну, что, господа исследователи, все задачи выполнили?

-Ответьте на три ключевых вопроса:

ЧТО ДЕЛАЛИ? ( Знакомились с новой частью речи.)

КАК ДЕЛАЛИ? ( Выполняли исследование.)

ЗАЧЕМ?  (Чтобы обогатить нашу речь, сделать её более яркой.)

- Какие же открытия вы сегодня сделали? (Узнали на какие вопросы отвечает наречие, что обозначает, неизменяемая часть речи, в предложении является второстепенным членом.

СЛАЙД 23 Домашнее задание.

Составить и записать 5 предложений с наречиями, составьте синквейн  (в переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк и написанное по определенным правилам. 

         На 1-ой строчке – одно слово – существительное – это и есть тема синквейна. На 2-ой – два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На 3-ей – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На 4-ой – целая фраза, предложение, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза. Последняя фраза – это слово-резюме, которое позволяет выразить личное отношение к теме синквейна.)

Оценки за урок.

СЛАЙД 24

Всем большое спасибо за работу.

Урок окончен.

 

 

 

 

 

 

 

 


Открытый урок русского языка в 4 классе

Открытый урок русского языка в 4 классе

Формы работы: · фронтальная · самостоятельная · индивидуальная

Формы работы: · фронтальная · самостоятельная · индивидуальная

Сели правильно. Открыли тетради

Сели правильно. Открыли тетради

Может кто-то знает, какая это часть речи?

Может кто-то знает, какая это часть речи?

Индивидуальная работа. - У каждого на столе лежит карточка с заданием

Индивидуальная работа. - У каждого на столе лежит карточка с заданием

Понаблюдайте: изменяется ли форма наречия по родам, числам, временам, лицам и падежам

Понаблюдайте: изменяется ли форма наречия по родам, числам, временам, лицам и падежам

Сделайте вывод! Наречия по лицам ____________________________

Сделайте вывод! Наречия по лицам ____________________________

От него рисуем стрелки-лучи в разные стороны)

От него рисуем стрелки-лучи в разные стороны)

СЛАЙД 18 3. Словарная работа -

СЛАЙД 18 3. Словарная работа -

Найдите в учебнике упр.126. Прочитайте предложения сначала без наречий, а потом с ними

Найдите в учебнике упр.126. Прочитайте предложения сначала без наречий, а потом с ними

Я смог понять ошибку, которую допустил в работе (если была)

Я смог понять ошибку, которую допустил в работе (если была)

Урок русского языка "Наречие как часть речи" 4 класс

Урок русского языка "Наречие как часть речи" 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2017