Открытый урок русского языка в 4 классе
Ф.И.О. учителя: Рубцова М.О.
Предметная область: русский язык
Класс: 4
Автор УМК: Русский язык («Школа России»), автор В.П.Канакина
Тема урока: Наречие как часть речи.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель: дать общую характеристику о наречии как части речи, показать отличие наречия от других частей речи.
Учебные задачи:
1. Предметные: организовать деятельность учащихся по выявлению и усвоению способа определения наречия как части речи.
2. Метапредметные:
Познавательные: создать содержательные и организационные условия для развития умения анализа, сравнения, классификации морфологических и грамматических признаков наречия, выделения главного;содействовать развитию умения наблюдать, исследовать наречия как часть речи;формировать умения структурировать информацию.
Регулятивные: обеспечить формирование умения ставить цели, планировать свою учебную деятельность; содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию.
Коммуникативные: содействовать развитию умения общаться, создать условия для реализации диалогической и монологической речи.
Личностные: помочь осознать социальную практическую и личностную значимость учебного материала, помочь осознать ценность совместной деятельности.
Предполагаемый результат: овладение способом определения наречий среди других частей речи на основе их морфологических и грамматических признаков; сформировать предпосылки к овладению учебной деятельностью, навыками сотрудничества.
Оборудование, наглядность:мультимедийное оборудование,учебник, раздаточный материал, презентация к уроку.
Формы работы:
· фронтальная
· самостоятельная
· индивидуальная
Методы работы:
· наглядный
· диалог
· проблемно-поисковый
Приемы ТРКМ:
· верите ли, вы...
· кластер
· толстые и тонкие вопросы
· синквейн
Ход урока.
I. Самоопределение к деятельности. (Организационный момент)
- Здравствуйте. Садитесь.
- Ребята, с каким настроением вы пришли сегодня в школу? (С прекрасным, с хорошим.)
- Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок? (Интересным, с трудностями, с хитростями.)
- Как мы должны с вами работать, чтобы
урок получился именно
таким? (Хорошо; быстро;
быть внимательными, аккуратными;
помогать друг другу.)
- Правильно. В работе
нам поможет дружба, взаимопомощь, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.
- Давайте улыбнемся друг другу и начнем наш урок.
- Сегодня у нас необычный урок – урок исследование.
- Кто помнит, что такое исследование? (Поиск новых знаний, установление каких-то фактов, поиск информации по какой-либо проблеме.)
- Правильно. Вот этим мы сегодня и займемся.
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в действии.
СЛАЙД 2
- Сели правильно. Открыли тетради. Записали число и классная работа. Сегодня двадцатое октября.
СЛАЙД 3
- Прочитайте слова на экране.
Писал, заяц, строить, хорошо, весёлый, близко, красивый, плащ.
-Какие орфограммы вам встретились?
- Распределите данные слова на группы по частям речи и запишите их в тетрадь. Каждую группу подпишите.
- Молодцы. Проверяем.
- Прочитаете только существительные (заяц, плащ).
- Докажите (это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопрос кто? или что? Изменяется по числам, падежам. В предложении может быть главным членом (подлежащим) или второстепенным (дополнением, обстоятельством)).
- Прочитайте прилагательные (весёлый, красивый).
- Докажите (это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой? какая? какое? какие? Изменяется по числам, родам и падежам. В предложении бывает второстепенным членом( определением)).
- Прочитайте глаголы (писал, строить).
- Докажите (это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делал? что делает? что будет делать? Изменяются по временам, числам, в настоящем и будущем времени по лицам, а в прошедшем времени - по родам. В предложении- главный член ( сказуемое)).
СЛАЙД 4
-Проверим, так ли у вас получилось. (Самопроверка и самооценка.)
- Какие слова вызвали затруднения? (хорошо, близко).
- На какие вопросы отвечают эти слова? (как? где?)
- Почему вы их не выписали? (это слова-ловушки, они не относятся к частям речи, которые мы уже прошли)
Если кто-то записал слова к сущ. или прилаг., пусть докажет по эталону.
- Может кто-то знает, какая это часть речи? Мы о ней уже упоминали на уроках (наречие).
- Можете вы это доказать? (нет, мы не знаем правила, по которому мы можем определить, какая это часть речи)
III.Определение темы урока. Постановка учебной задачи. СЛАЙД 5
- Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Наречие).
- Вы что-либо знаете про эту часть речи?
-Определим цель урока. (Узнать, что такое наречие, учиться находить и использовать наречия в речи.)
Наш урок- урок–исследование. Чтобы исследование прошло результативно, вам , понадобится умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. К тому же вы должны быть очень внимательными, ведь на уроке мы с вами должны добыть новые знания.
СЛАЙД 6. Игра «Верите ли вы...» На парте таблица. После чтения вопроса ставите в первой строке плюс, если согласны с утверждением, минус, если не согласны. Вторая строка заполняется в конце урока.
1. Наречие- это изменяемая часть речи.
2. У наречия можно определить род.
3. Наречие не изменяется по временам.
4. Все наречия не имеют окончания.
5. Наречие изменяется по падежам.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
- |
- |
+ |
+ |
- |
|
|
|
|
|
-Давайте составим план. На какие вопросы мы должны найти ответы в процессе исследования? (На какие вопросы отвечает наречие, что обозначает, как изменяется, каким членом предложения является.)
IV. Открытие новых знаний. Работа над решением поставленных проблем.
- Итак, начнем наше исследование.
1. Индивидуальная работа.
- У каждого на столе лежит карточка с заданием. Внимательно прочитайте задание и приступайте к работе.
СЛАЙД 7 Задание 1
- Из данных слов составьте предложение и разберите по членом предложения и частям речи.
Трава, и, облетели, давно, деревья, увяла. (Давно увяла трава и облетели деревья).
- Назовите наречие? (давно)
- На какой вопрос отвечает? (когда?)
- С какой частью речи связано? (с глаголом)
- Что обозначает наречие? (признак действия)
- Каким же членом предложения является наречие? (В предложении наречие является второстепенным членом (обстоятельством)).
- Проверяем задание 2.
СЛАЙД 8 Задание 2 .
-Распределите наречия на группы по вопросам.
Везде, весело, сверху, завтра, сзади, мрачно, вниз, направо, сейчас, вблизи, быстро, теперь, вчера, тихо, налево.
- Укажите наречия, которые указывают на время действия, на место действия.
- Молодцы, справились с заданием.
- Как же запомнить столько вопросов? (высказывания детей)
- Я вам предлагаю запомнить такое стихотворение (читает вместе с детьми)
СЛАЙД 9
Семь вопросов – просто чудо.
Их запомнить можно так:
Где? Когда? Куда? Откуда?
Почему? Зачем? и Как?
- Проверяем задание 3 .
Задание 3 .
- Понаблюдайте: изменяется ли форма наречия по родам, числам, временам, лицам и падежам.
СЛАЙД 10.
1. Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного числа?
ед.ч. мн.ч.
Образец: прилетел (когда?) рано – прилетели (когда?) рано;
запел ( ?) - запели (______?) ________; проснулся(__________?)__________- проснулись ( ________?) ___________.
Сделайте вывод!
Наречия по числам ____________________________________
СЛАЙД 11 Задание 4.
2. Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного рода?
м.р.
Образец: пришел ( когда ?) рано;
пришла (_______?) _________;
пришло (_______?) _________;
Сделайте вывод!
Наречия по родам _______________________________________________________.
СЛАЙД 12 Задание 5 .
3. Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного времени?
Образец: появились ( когда ? ) рано;
разольются (________?) ___________;
цветут (________?) ___________;
Сделайте вывод!
Наречия по временам _________________________________
СЛАЙД 13
4. Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица единственного числа?
Образец: 1 л: я встаю ( когда ? ) рано;
2 л: ты встаешь (_______?) _________;
3 л: он встает (_______?) _________;
Сделайте вывод!
Наречия по лицам ____________________________
СЛАЙД 14 Задание 6 .
Понаблюдайте!
Можно ли изменить форму наречий рано, вперед, назад, быстро, снизу так, чтобы они отвечали на один из падежных вопросов:
Что? ___________________________
Чего? ________________________
Чему? ______________________
Чем?_______________________
О чем? ____________________
Сделайте вывод!
Наречия по падежам ______________________
- А теперь сделайте общий вывод. (Наречие – неизменяемая часть речи)
- Обратите внимание! Стр.73 учебника. Наречие неизменяемая часть речи, поэтому у неё не может быть окончания.
(Самооценка).
СЛАЙД 15
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Влево наклонись, вправо наклонись,
Вниз опустись, вверх поднимись,
А теперь чуть-чуть попрыгай.
Влево, вправо повернись
И тихонечко садись!
- Кто из вас был внимательным, какие наречия вы услышали в стихотворении?
СЛАЙД 16
- Чтобы связать в логическую цепь все ваши мнения, мы попробуем составить кластер. (Кластер-это пучок, созвездие, гроздья. Сначала пишем слово «наречие» в центре листа, страницы. От него рисуем стрелки-лучи в разные стороны)
Наречие
признак действия где? куда? откуда? как? когда?
не изменяется обстоятельство
Наречие – это неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия. Отвечает на вопросы где? куда? откуда? как? когда? В предложении является обстоятельством.
2. Работа с учебником.
- Где мы об этом можем прочитать? (в учебнике). Откройте учебники на стр. 73, 74 и прочитайте правило.
- Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Это очень старое слово, оно встречается в древнерусском языке. Корень -речь- как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи приглаголием.
- Как вы думаете, почему? (потому что это слово стоит при глаголе и поясняет его).
V. Включение в систему знаний. Учимся использовать наречия в речи.
СЛАЙД 17
Задание 7.
Подберите и запишите к наречиям антонимы и синонимы.
а) подобрать антонимы (вспомнить, что такое антонимы)
завтра – быстро – справа – тихо – |
мало – впереди – хорошо – |
б) подобрать синонимы (вспомнить, что такое синонимы)
красиво – прекрасно
интересно – увлекательно
печально – грустно
тихо – бесшумно
гладко – ровно
СЛАЙД 18
3. Словарная работа
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми словарными словами
СЛАЙД 19
-Запишите слова впереди и медленно в тетради.
- Объясните значение слова впереди? (на каком-нибудь расстоянии перед кем-нибудь, в будущем)
- Слово впереди образовалось путем слияния предлога в и слова перед (передняя часть)
- Проанализируйте это слово.
в слове 3 слога, ударение падает на 3 –й слог, 2 безударные гласные е, отвечает на вопрос где? Это наречие.
- Составьте и запишите предложение с эти словом (Впереди нас ждут каникулы). Каким членом предложения является здесь наречие?
- Объясните значение слова медленно? (неторопливо, с небольшой скоростью)
- Произошло это слово от древнего слова «медля», что значит медленный.
- Проанализируйте слово.
- В слове 3 слога, ударение падает на 1 слог, безуд. гл. е, удвоенная согласная нн, отвечает на вопрос как? Это наречие.
Составьте и запишите цепочку однокоренных слов (медленный, медлить, медлительный, замедлить).
- Выделите корень, определите часть речи.
- Придумайте и запишите к наречию медленно синонимы и антонимы.
антонимы – быстро, стремительно.
синонимы – неторопливо, небыстро, неспешно.
-Как вы думаете, зачем нужны наречия?
-Найдите в учебнике упр.126. Прочитайте предложения сначала без наречий, а потом с ними.
-Сделайте вывод: какую роль выполняют наречия в предложениях? ( Наречия нужны для того, чтобы сделать нашу речь яркой. Наречия поясняют, уточняют, определяют, дополняют другие части речи.)
СЛАЙД 20
- А вот как сказал о наречии писатель М. Горький: «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной».
VI. Рефлексия.
СЛАЙД 21
- А теперь вернемся к вопросам игры «Верите ли вы..». Заполните вторую строку таблицы. Что получилось?
-Составьте тонкий или толстый вопрос по данной части речи. (Тонкие вопросы, требующие простого, односложного ответа. Толстые вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа.)
Тонкие вопросы
- Какой частью речи являются слова, которые отвечают на вопрос к а к?
- Что обозначают слова этой части речи?
- Как изменяются слова данной части речи?
- Каким членом предложения является?
- Какие существуют правила правописания слов данной части речи?
Толстые вопросы
- Что будет, если исчезнут эти слова из нашей речи?
- Для чего используем эти слова в нашей речи?
- Как вы думаете, на какие ещё вопросы могут отвечать эти слова?
СЛАЙД 22
- А теперь проанализируйте свою работу на уроке. У вас на столе лежат карточки. Отметьте знаком «+» те высказывания, с которыми вы согласны.
1. Я знаю, что такое наречие.
2. Я смогу определить наречие по признакам.
3. На уроке у меня все получилось.
4. Я смог понять ошибку, которую допустил в работе (если была).
5. Я активно участвовал в открытии нового знания.
VII. Итог урока.
- Ну, что, господа исследователи, все задачи выполнили?
-Ответьте на три ключевых вопроса:
ЧТО ДЕЛАЛИ? ( Знакомились с новой частью речи.)
КАК ДЕЛАЛИ? ( Выполняли исследование.)
ЗАЧЕМ? (Чтобы обогатить нашу речь, сделать её более яркой.)
- Какие же открытия вы сегодня сделали? (Узнали на какие вопросы отвечает наречие, что обозначает, неизменяемая часть речи, в предложении является второстепенным членом.
СЛАЙД 23 Домашнее задание.
Составить и записать 5 предложений с наречиями, составьте синквейн (в переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк и написанное по определенным правилам.
На 1-ой строчке – одно слово – существительное – это и есть тема синквейна. На 2-ой – два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На 3-ей – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На 4-ой – целая фраза, предложение, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза. Последняя фраза – это слово-резюме, которое позволяет выразить личное отношение к теме синквейна.)
Оценки за урок.
СЛАЙД 24
Всем большое спасибо за работу.
Урок окончен.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.