Урок русского языка "Отрицательные местоимения"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 10.05.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Определить, что отрицательные местоимения образуются от вопросительных при помощи приставок не- и ни-. что выражают отсутствие лица предмета, числа, количества. Обратить внимание на изменение местоимений., что они не имеют именительного падежа, что правописание приставки зависит от ударения, выполнить упражнения на различение приставок не- и ни-.
Иконка файла материала Конспект урока Отрицательные местоимения.docx
Конспект урока по русскому языку Тема: Отрицательные местоимения Класс: 6 Б Тип урока: урок закрепления Цели:      Обучающие:  Углубить знания учащихся по теме «Отрицательные местоимения»;  дать сведения об отличительных признаках отрицательных местоимений и их образовании;   сформировать умение правильно употреблять отрицательные местоимения в речи.     Развивающие:  Развивать самостоятельность в своих суждениях, умений делать выводы;  Воспитательные:   Формировать   культуру   интеллектуального   труда,   навыки   самостоятельной работы.  Оборудование:  презентация;  тесты Литература 1.   Баранов  М.Т.,  Ладыженская   Т.А.  Учебник «Русский   язык» 6  класс. –  М.: Просвещение,  2014. – 66 – 93 с. 2. Арбатова Е.А. Правила русского языка в таблицах и схемах. — СПб.: Изд. Дом «Литера», 2017. – 129 – 131. Ход урока 1.Организационный момент  (Учитель приветствует детей. Проверяет готовность к уроку).­  Здравствуйте, ребята! Садитесь.  Ученики проверяют готовность к уроку. 2.Актуализация знаний. Беседа по вопросам Ученики отвечают на вопросы. Строят доказательный ответ. ­   Мы   с   вами   на   прошлом   уроке   проходили   «Отрицательные   местоимения». Перечислите мне, пожалуйста, отрицательные местоимения. Ученики:  Отрицательные местоимения: никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего. ­ Хорошо. Как образованы отрицательные местоимения? Ученики:  Отрицательные   местоимения   образованы   от   вопросительных   с помощью   приставок     не­   и   ни­.   Они   выражают   отсутствие   чего­либо:   лица, предмета, признака,  количества. ­ Как изменяются отрицательные местоимения? Ученики:  Отрицательные   местоимения   изменяются   по   падежам. Местоимения некого, нечего не имеют именительного падежа. ­   В   отрицательных   местоимениях   какая   приставка   всегда   ударная,   а   какая безударная? Ученики:  В   отрицательных   местоимениях   приставка   не­   всегда   ударная. Приставка ни­ безударная, в ней пишется буква и. 3.Выполнение упражнений и проверка 1 задание ­ Сейчас я продиктую вам вопросительные местоимения, а вы письменно в тетрадях напишите, образованные от них отрицательные местоимения. Вот по такому образцу кто?­ никто. Расставляйте ударения и выделите приставку. Что? ­ ничто Какой? ­ никакой Чей? ­ ничей Кого? ­ некого Чего? ­ нечего­ Давайте проверим. Маша читает первое местоимение и комментирует. Маша: Что? – ничто. Приставка ни­ безударная. ­ Хорошо. Следующее местоимение комментирует Максим Янсубаев. Максим: какой?­ никакой. Приставка ни­ безударная. ­ Кто еще хочет поработать? Катя Волкова, слушаем тебя. Катя: чей? – ничей. Приставка ни­ безударная. ­ Правильно. Илья комментирует следующее местоимение. Илья: кого?­некого. Приставка не­ ударная. ­ Верно. И последнее местоимение комментирует Лиза Батурина. Лиза: чего? – нечего. Приставка не­ ударная. ­   Итак,   от   каких   местоимений   образованных   отрицательные   местоимения   и   при помощи чего? Ученики:  Данные   местоимения   образованы   от   вопросительных   с   помощью приставок не­ и ни­ 2 задание. Игра» 5­й лишний» ­ Я назову 5 местоимений, вы определите разряд и выделите то местоимение, которое лишнее, т.е. не подходит по разряду. Выполняем устно.  1.Кое­кто (неопр. м.), что­ то ( неопр.), нечто ( неопр.м.), некто ( неопр.), нечего (отриц. местоимение) 2.Я, ты, никого, мы, вы ( личные местоимения, лишнее местоимение –никого  (отриц.м.) 3.Кто?   Какой?   Сколько?   ничей   каков?   (   вопросительное   местоимение.   Себя   – возвратное) 4.Никто,   ничто,   он,   ничей,   нечего.   (Отрицательное   местоимение.   Он   –   личное местоимение) 3 задание. ­ Внимание на экран. Вам нужно списать местоимения раскрывая скобки. Выполняем самостоятельно в тетрадях. Потом проверим. (Не)чего, (ни)чего, (не)кому, (не)(к)(кому), (никому), (ни)(к)(кому), (не)чем, (ни)чем, (ни)(о) (чём), (не)(о)(чем), (ни)каких, (ни)(в)(чём), (ни)чьих. Нечего, ничего, некому, не к кому, никому, ни к кому, нечем, ничем, ни о чём, не о чем, никаких, ни в чём, ничьих.4 задание. ­   Молодцы.   Следующее   задание   выполняем   письменно.   Внимание   на   экран.   Вам нужно восстановить стихотворение, вставив отрицательные местоимения на месте пропуска. Делаем самостоятельно. Жил на свете Джонни. Знаете его? Не было у Джонни Ровно ничего! Нечем подкрепиться, Нечего надеть, Не к чему стремиться, Не о чем жалеть, Нечего бояться, Нечего терять… Весело живется, Нечего сказать! ­ Сейчас мы с вами выполним небольшую самостоятельную работу. Посмотрим как вы усвоили тему. 1. От каких местоимений образуются отрицательные? А) От указательных Б) От вопросительных В) От личных 2. С помощью какой морфемы образуются отрицательные местоимения? А) Приставки Б) Суффикса В) Окончания 3. Что выражают отрицательные местоимения? А) Отсутствие чего­либо Б) Вопрос В) Признаки текста 4. Какое слово является примером отрицательного местоимения? А) Что­то Б) Где В) Никто 5. Какие отрицательные местоимения не имеют формы именительного падежа? а) Некого, нечего б) Никто, ничто в) Нигде, никуда6. В этих предложениях есть отрицательные местоимения: 1. Я не хочу печалить вас ничем. 2. Некое беспокойство сквозило в её глазах, движениях, походке. 3. Пошёл поп по базару Посмотреть кой­какого товару. 4. Толком никто ничего не знал. 7. В этих предложениях приставка с местоимением пишется раздельно: 1. Синцов долго не мог ни(у)кого узнать, когда же пойдёт поезд на Минск. 2. Я старался казаться весёлым и равнодушным, дабы не подать (ни)какого подозрения. 3. Пусть смерть мне суждена– Мне (не)чего жалеть. 4. До сеанса связи с космической станцией осталось (не)сколько часов. 8. В этих предложениях местоимение надо писать с приставкой НИ­: 1. Жестковат её бровей излом, Но глаза н_сколько не сердиты. 2. Н_сколько пуль провизжало над моей головой. 3. Не презирай совета н_чьего, но прежде выслушай его. 4. И мнится, в том уединенье сокрылся н_кто неземной. 9. В этих предложениях местоимение надо писать с НЕ­: 1. Кто привык браниться, тому н_ с кем не ужиться. 2. Кто поздно приходит, тот н_чего не находит. 3. Кто оторвался от друзей и товарищей, тому н_ на кого рассчитывать в беде. 4. Н_ в чём так свободно не проявляется народный характер, как в песне и в пляске. 10.В каком ряду все отрицательные местоимения пишутся слитно? А) (ни)(у)(кого), (не)(с)(кем) Б) (ни)(что), (ни)(кому) В) (не)(с)(чем), (ни)(у)(кого) Г)(ни)(какого), (не)(у)(кого) Вывод по уроку Информирование о домашнем задании ­ Открываем дневники, записываем домашнее задание. Параграф 81, стр. 79­81.  Упражнение 468. Вам нужно выписать отрицательные местоимения с теми словами, с которыми они связаны,  в две колонки: в первую – слитное написание, во вторую –  раздельное  написание. В выписанных словосочетаниях обозначить главное слово. Например, Кто оторвался от друзей и товарищей, тому не на кого рассчитывать.  Местоимение не на кого пишем раздельно. Пишем во вторую колонку не на кого  рассчитывать. Главное слово­ рассчитывать. Рассчитывать (на кого?)  не на кого. ­ Всем понятно, задание?Ученики: да, понятно.  ???????? ?????????

Посмотрите также