Урок русского языка по развитию речи "художественный стиль"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 12.05.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок русского языка в 5 классе по программе под редакцией Бабайцевой. Тип урока- развитие речи. Тема урока "Художественный стиль", соответствует ФГОС. Урок состоит из следующих этапов: постановка учебной задачи, подготовка к основной теме урока, погружение в контекст, о смысление,применение общего способа действия, итог урока, рефлексия.Цели урока: деятельностная: формирование у учащихся способов действия, связанных с анализом текста, поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ключевых компетенций учащихся: информационной (умение анализировать информацию), проблемной и коммуникативной. содержательная: создать условия для закрепления учащимися приемов работы с текстами художественного стиля, представлений о сфере и уместности использования данного стиля.
Иконка файла материала Урок рус.яз. Фомка и Барин.docx
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе Учитель:  Брувер Марина Михайловна Класс: 5 УМК: Русский язык 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений .Русская речь Е.И. Никитина.  – М.: Дрофа, 2016   Учебный предмет: русский язык  Тип урока: урок общеметодологической направленности Тема урока: Художественный  стиль Цели урока: деятельностная: формирование у учащихся  способов действия, связанных с анализом текста,  поиском и выделением информации, а также с  прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ключевых компетенций учащихся: информационной (умение анализировать  информацию), проблемной и коммуникативной. содержательная: создать условия для закрепления учащимися приемов работы с текстами  художественного стиля, представлений о сфере и уместности  использования    данного  стиля. Этап урока Цель Создание педагогического взаимодействия Формируемые УУД 1. Организационный момент. 2. Постановка учебной задачи Формирова ние  эмоциональ ного  настроя на  урок Создание проблемно й ситуации 3. Подготовка   к основной   теме урока. Поиск решения учебной Деятельность учителя Приветствие, проверка  подготовленности к учебному  занятию, организация  внимания детей, оформление  записей в тетради.  Прогнозирование по названию  (данный прием акцентирует  внимание на названии  произведения) ­ Ребята, я предлагаю вашему вниманию   текст   «Фомка   и Барин»    См. Приложение)  Как вы думаете,  можно ли   по названию   угадать,   о   чем пойдет речь в рассказе? Учитель   организует   чтение рассказа   с   остановками.   По мере   чтения   предлагает Деятельность учащегося Обучающиеся проверяют правильность   расположения учебников   школьных принадлежностей. и     Вовлекаются   в   прогнозированию рассказа.   работу   по   сюжета Формирование  эмоционального настроя на  урок (Л) Взаимодействие с учителем. (К) Прогнозирование – предвосхищение  результата и уровня усвоения материала.(Р) Умение прогнозировать сюжет произведения (П). Умение   отбирать полученную информацию (П),   и   сопоставлять Учащиеся высказывают  предположения, пытаясь  обосновать свое мнение  Умение прогнозировать сюжет произведения (П).Погружение   в контекст. задачи 4. Осмысление Соотнесение новой информации с имеющимис я знаниями  .  Составьте учащимся   предположить,   что же будет дальше. Задание   №1   простой план текста. Задание   учит   вести   поиск необходимой   информации   в тексте,   выделяя   его   основные структурно­содержательные части. информацией из уже  прочитанного текста Работа в парах.  Учащиеся   составляют   план текста. Примерный план: 1)  Необычная находка. 2)  Укромный уголок. 3)  Встреча Фомки и Барина. 4)  Дружба. Умение составлять простой план текста  (ПР) Планирование учебного сотрудничества с  соседом по парте (К) Выстраивание своих действий в  определённой последовательности(Р) Задание № 2 С какой целью автор  рассказывает нам  эту  историю? 1) Чтобы   показать,   что животные могут подружиться; 2) Чтобы мы любили животных;    4)   чтобы   рассказать   о   жизни животных.     Задание направлено на проверку   умения   понимать задачу речи, выделять основную мысль в тексте.   Задание № 3   Почему автор использовал в этом тексте тип речи повествование?     Задание направлено на умения формирование соотносить содержание произведения   и   языковую сторону его выражения.     Коллективное обсуждение. Учащиеся анализируют каждый из   предложенных   вариантов ответа,   выбирают   верный (вариант 2) Умение выделять основную мысль в тексте,  понимать цель высказывания (П, К) Оценка   поведения   героя   в   конкретной ситуации(Л). Умение   эмоционально   реагировать   на прочитанное (К). Умение соотносить содержание произведения и языковую сторону его выражения (П) Умение   составлять   письменное   высказывание на заданную тему; обосновывать свое мнение(К) Коллективное обсуждение. В процессе обсуждения  учащиеся формулируют  примерный ответ:  автор  использовал в этом тексте тип  речи повествование, потому что ему важно было рассказать о  поведении животных.  Именно  цепь событий передаёт  основную мысль автора.Задание № 4      Назовите   слова   в которые тексте, характеризуют ёжа.       Задание направлено на поиск информации в тексте. Индивидуальная работа с текстом. Учащиеся находят в тексте и  подчеркивают нужные слова.  Ответ:  колючий  зверёк, гость, колючий клубок. Умение находить в тексте необходимую  информацию (П) Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (Р) Задание № 5 Найдите в тексте  слова     (словосочетания)  разговорного стиля.   Выпишите их, подобрав   общеупотребительные  синонимы.   Задание направлено на  поиск информации в  тексте. Индивидуальная работа  учащихся с текстом с  последующим обсуждением  результатов. Ответ: Топал­шёл,  забарабанил – застучал,  частенько ­ часто, выгнул спину дугой­ изогнул спину. Выстраивание определённой последовательности (Р) своих   действий     в Овладение   навыками   самостоятельного приобретения   новых   знаний,   организации учебной деятельности(Р) Умение находить в тексте необходимую  информацию (П) Контроль и оценка процесса и результатов деятельности(Р) Учет разных мнений(К). 5. Применение общего   способа действия. Сформули ровать алгоритм действий, отработать его на практике   Задание № 8 Прочитайте фрагмент текста о степном орле (См. Приложение). Можно   ли   в   текст   «Орёл   и кошка»   вставить   приведённое описание орла? Ответ обоснуйте. Задание проверяет системность текста, понимания актуализирует о различных   стилях   текста, представления   о   единстве текста. знания     Умение   соотносить   предложенный   текст   с определенным стилем (П) Умение соотносить содержание произведения и языковую сторону его выражения (П) Коллективная форма работы.  Чтение предложенного текста,  определение его стилистической  принадлежности, сопоставление с  рассказом  К. Ушинского.  Формулировка вывода: нельзя,  потому что, во­первых,  меняется стиль и тип текста;  во­вторых, нарушается  тематико­смысловое единство  текста К. Ушинского.Задание № 9 Как   вы   думаете,   из   какого источника   взят   текст   об   орле (текст задания № 8)? 1) Из   другого   рассказа   К. 2) Ушинского   Из   статьи   энциклопедии   о птицах  Из сказок о животных 3) 4) Из   мифов   о   происхождении животных и птиц Задание направлено на  обучение навыкам устанавливать  источник информации. Задание № 10 Почему в предложении 10 (см. текст   «Орел   и   кошка»)   перед сочинительными   союзами  но, однако  стоят точки с запятыми, хотя   в   сложносочинённом предложении   части   должны разделяться   запятой?   При обдумывании ответа воспользуйтесь  Справочной информацией (См. Приложение) Задание направлено на поиск и выбор   необходимой   для   ответа информации.   Коллективное обсуждение. Учащиеся анализируют каждый из предложенных вариантов  ответа, выбирают верный  (вариант 2)   организовывать совместную Умение деятельность при чтении и  анализе  текста, высказывать свое мнение, прислушиваться к мнению других (К).   Умение   работать   коллективно   во   время обсуждения проблемы(К) Умение слушать одноклассника,  корректировать свои действия в  соответствии с комментариями других  учащихся (К) навыки самопроверки (Р) Умение находить в тексте необходимую  информацию (П) Умение пользоваться справочным  материалом, составлять модель ответа (П) Применение методов информационного  поиска.(П)         находят Работа в парах с последующим коллективным   обсуждением. Учащиеся читают лингвистический текст, выделяют   в   нем   ключевые слова, нужную информацию   для   ответа   на вопрос:  точка с запятой передаёт  динамику одного события, каж­ дый факт — особый. Точка с запятой поставлена и  потому, что предложения  осложнены структурно (уже  есть запятые). Задание № 6 Почему кошка победила орла? Задание направлено на  Коллективное обсуждение  вопроса. Ответ: кошка победила  орла, потому что она защищала  свою семью, она мужественно  Умение участвовать в дискуссии,  формулировать собственное мнение с  опорой на прочитанный текст (К) Умение понимать прочитанный текст (П)проверку понимания текста. сражалась. 6. Итог   урока. Рефлексия Обобщить полученну ю информаци ю,   дать оценку работы   на уроке.   Организация   рефлексии учащихся.  ­ Оцените свою работу.  Оцените результаты  собственной деятельности на  уроке: чему научились, над  чем задумывались во время  работы, что нового открыли  для себя во время чтения с  остановками? Учитель комментирует  высказывания ребят,  дает  оценку работы класса,  объявляет  отметки,  полученные в процессе  работы.  Отвечают на вопросы учителя,  оценивают собственную  деятельность по определенным  критериям (См. Приложение). осуществлять Умение    самоконтроль; совместно   с   учителем   и   одноклассниками давать   оценку   деятельности   на   уроке; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить.(Р) Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, взаимодействовать в паре. (К)   Умение  устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.(Л) 7. Домашнее задание Подобрать   тексты   разных стилей,   описывающие   один   и тот   же   предмет,   событие   или явление.   желанию составить   задания   к   этим текстам.   По Ученики выбирают вид работы  (дифференцированный подход к выполнению  домашнего задания).ПРИЛОЖЕНИЕ Фомка и барин. По дороге топал еж. Он меня заметил и свернулся клубком. Закатил я колючего зверька в кепку.  Принес домой и назвал Фомкой.    В комнате Фомка развернулся, громко забарабанил ножками по столу. Вскоре гость нашел за печкой  старый валенок и забрался в него. А на том валенке любил дремать рыжий кот Барин. Всю ночь до  рассвета кот гулял, а утром прыгнул за печь. Вдруг Барин выгнул спину дугой и выскочил на середину  комнаты. А из валенка выкатился колючий клубок. Со страху кот прыгнул на шкаф, и я подумал:  «Теперь тебе, Барин, спокойной жизни не будет». Но через неделю еж и кот уже частенько ужинали  вместе.

Посмотрите также