Галина Т.И.
учитель начальных классов
МБОУ «Уинская СОШ»
Урок русского языка в 4 классе
Тема: Что мы знаем о глаголе.
Составление устного рассказа о глаголе.
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний (урок рефлексии)
Цель: обобщить и систематизировать знания о глаголе
Задачи:
- сформулировать тему урока;
- познакомиться с текстом (прием «Чтение с остановками»), выделить главную мысль, составить план;
- найти в предложении глаголы, подчеркнуть главные члены предложения;
- дать определение части речи – глагол;
- выполнить тренировочные упражнения на основе текста по определению времени и числа глаголов, постановки глаголов в неопределенную форму, образованию временных форм глаголов;
- выполнить тренировочные упражнения по написанию частицы «не» с глаголами;
- выполнить упражнение на определение роли глаголов в речи;
- составить кластер о глаголе;
- составить устный рассказ о глаголе.
Оборудование: листы чистой бумаги, фломастеры, гелевые ручки, тексты, картинка «Дядюшка Глагол», тетради, толковые словари,
Ход:
I. Мотивационный этап
Приветствие гостей
Запись числа, классная работа в тетради
Интересная часть речи в русском языке живёт.
Кто что делает расскажет: чертит, пишет иль поёт.
Вышивает или плачет, или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Это дядюшка Глагол. (Картинка)
- О какой части речи будем говорить на уроке? (глагол).
- Можно ли сказать, что эта тема новая для нас? (нет)
- Сегодня мы заканчиваем повторять то, что знаем о глаголе.
- Итак, тема урока: «Что я знаю о глаголе». (Запись на доске)
- По ходу урока будем составлять кластер, который поможет нам подготовить устный рассказ об этой удивительной части речи. (Запись на листе кластера)
- Что напишем в сердце кластера? (Глагол)
- Можно работать цветными ручками.
II. Обобщение и систематизация знаний о глаголе (Работа по тексту. Приложение1)
1. Знакомство с текстом, выделение главной мысли, составление плана.
- Чтение текста (Прием «Чтение с остановками») (тип. зад. вар.9)
1 остановка – Как белка просила у детей сахар или конфетку?
2 остановка - Почему сахар и конфеты не закрывали?
Почему рассердился отец и лишил детей сладкого?
3 остановка – Как рассказчик обнаружил тайник белки?
Зачем белка делала запасы?
Словарная работа – инстинкт (словари)
- О ком рассказал нам автор (тема текста)? (о белке)
- Для чего автор рассказал нам об этом, что хотел донести до нас (главная мысль)? (Даже у ручной белки проявляется беличий инстинкт, она делает запасы на зиму)
- Запишите главную мысль в тетрадь.
- Найдите в этом предложении глаголы (проявляется, делает)
- Как вы определили, что это глаголы? (называют действие, отвечают на вопросы…)
- Подчеркните главные члены.
- Каким членом предложения является глагол? (сказуемое)
- Сделаем вывод: что такое глагол?
-Заполняем кластер.
2. Неопределенная форма глагола и образование форм времени
(11 предл.)
- Найдите глаголы в 11 предл. (вижу, вскочила, схватила).
- Определите время и число.
- Какая форма глагола не указывает на время и число? (неопр. форма)
- Поставьте глаголы в неопределенную форму и запишите в столбик. (видеть, вскочить, схватить)
- Что мы знаем о глаголах неопределенной формы? (Кластер) (-ть, -ти, чь; что делать? Что сделать?
Работа в тетради.
- Образуйте от глаголов неопределенной формы формы времени
Видеть (он) – видит, видел, будет видеть
Вскочить (он) - …, вскочил, вскочит
Схватить (он)- …., схватил, схватит
Сделайте вывод (кластер): от глаголов н.ф. (что делать?) – 3 формы времени
от глаголов н.ф. (что сделать?) – 2 формы времени
- Что можете сказать о глаголах пр.вр.? (суффикс – л-, изменяются по родам
Физкультминутка от дядюшки Глагола на внимательность.
Встаньте с места.
Если я назову глагол – хлопайте, другую часть речи – топайте!
Дядюшка Глагол при ремонте: вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал, носил, лепил, заплатил, угодил, повредил, крокодил, выпил, вылепил, зажег, флажок, дружок, оттёр, шатёр, мыл, сыр.
3. Правописание частицы не
- Выпишите глаголы из 6 предложения, обозначьте орфограмму) (лежали, не закрывали, не брали)
- Какой глагол лишний, почему?
- Сделайте вывод (кластер): частица не с глаголами пишется раздельно
4. Роль глаголов в речи
Прочитайте 2 абзац, пропуская глаголы.
Сделайте вывод (кластер): без глаголов наша речь непонятна и бедна, а глаголы делают ее ясной и понятной.
III. Итог урока
Составление устного рассказа о глаголе по кластеру
- У нас осталось место. Как вы думаете, почему? (не все знаем о глаголе, продолжим)
IV. Рефлексия
- Оцените работу на уроке по крылатым выражениям (слайд)
«Зарубить на носу» |
запомнить |
«Спустя рукава» |
относиться к делу неохотно, работать кое-как |
«Бить баклуши» |
бездельничать |
«Быть на седьмом небе» |
находиться в состоянии безграничного счастья, быть в полном восторге |
«Не покладая рук» |
работать много, усердно |
«Засучив рукава» |
|
«Внести свою лепту» |
внести свой вклад в общее дело |
Д/з Творческое, составьте тематический алфавит (на каждую букву придумайте слово, касающееся глагола (например, с-сказуемое, г-глагол, ч-часть речи, н-неопределенная форма) (Приложение2)
Приложение 1
Текст для работы на уроке
Приложение 2
Тематический алфавит «Глагол»
а |
б |
в |
г |
д |
е |
ё |
ж |
з |
и |
й |
к |
л |
м |
н |
о |
п |
р |
с |
т |
у |
ф |
х |
ц |
ч |
ш |
щ |
ъ |
ы |
ь |
э |
ю |
я |
Литература
Комиссарова Л.Ю. Всероссийская проверочная работа. Русский язык: 4 класс: 10 вариантов. Типовые задания. ФГОС / Л.Ю. Комиссарова. – М.: Издательство «Экзамен», 2017 (Серия «ВПР. Типовые задания»)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.