Урок русского языка по теме "Что мы знаем о глаголе" (4 класс)
Оценка 4.8

Урок русского языка по теме "Что мы знаем о глаголе" (4 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
4 кл
23.03.2017
Урок русского языка по теме "Что мы знаем о глаголе" (4 класс)
Урок систематизации и обобщения знаний по теме "Глагол" (урок рефлексии). Урок построен на работе по тексту (Комиссарова Л.Ю. Всероссийская проверочная работа. Русский язык: 4 класс: 10 вариантов. Типовые задания. – М.: Издательство «Экзамен», 2017), использованы приемы технологии развития критического мышления ("Чтение с остановками", "Кластер"). Итог урока - составление устного рассказа о глаголе с помощью кластера. Рефлексия по крылатым выражениям. Творческое домашнее задание - составить тематический алфавит.
Галина Т.И. Урок русского языка.docx

                                                                                                                                Галина Т.И.

учитель начальных классов

 МБОУ «Уинская СОШ»

Урок русского языка в 4 классе

Тема: Что мы знаем о глаголе.

            Составление устного рассказа о глаголе.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний (урок рефлексии)

Цель: обобщить и систематизировать знания о глаголе

Задачи:

- сформулировать тему урока;

- познакомиться с текстом (прием «Чтение с остановками»), выделить главную мысль, составить план;

- найти в предложении глаголы, подчеркнуть главные члены предложения;

- дать определение части речи – глагол;

- выполнить тренировочные упражнения на основе текста по определению времени и числа глаголов, постановки глаголов в неопределенную форму, образованию временных форм глаголов;

- выполнить тренировочные упражнения по написанию частицы «не» с глаголами;

- выполнить упражнение на определение роли глаголов в речи;

- составить кластер о глаголе;

- составить устный рассказ о глаголе.

 

Оборудование: листы чистой бумаги, фломастеры, гелевые ручки, тексты, картинка «Дядюшка Глагол», тетради, толковые словари,

 

Ход:

I.                 Мотивационный этап

Приветствие гостей

Запись числа, классная работа в тетради

Интересная часть речи в русском языке живёт.

Кто что делает расскажет: чертит, пишет иль поёт.

Вышивает или плачет, или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит –

Это дядюшка Глагол. (Картинка)

 

- О какой части речи будем говорить на уроке? (глагол).

- Можно ли сказать, что эта тема новая для нас? (нет)

- Сегодня мы заканчиваем повторять то, что знаем о глаголе.

 

- Итак, тема урока: «Что я знаю о глаголе». (Запись на доске)

- По ходу урока будем составлять кластер, который поможет нам подготовить устный рассказ об этой удивительной части речи. (Запись на листе кластера)

- Что напишем в сердце кластера? (Глагол)

- Можно работать цветными ручками.

 

II. Обобщение и систематизация знаний о глаголе (Работа по тексту. Приложение1)

 

1.     Знакомство с текстом, выделение главной мысли, составление плана.

- Чтение текста (Прием «Чтение с остановками») (тип. зад. вар.9)

1 остановка – Как белка просила у детей сахар или конфетку?

2 остановка -  Почему сахар и конфеты не закрывали?

                          Почему рассердился отец и лишил детей сладкого?

3 остановка – Как рассказчик обнаружил тайник белки?

                          Зачем белка делала запасы?

Словарная работа – инстинкт (словари)

- О ком рассказал нам автор (тема текста)? (о белке)

- Для чего автор рассказал нам об этом, что хотел донести до нас (главная мысль)? (Даже у ручной белки проявляется беличий инстинкт, она делает запасы на зиму)

- Запишите главную мысль в тетрадь.

- Найдите в этом предложении глаголы (проявляется, делает)

- Как вы определили, что это глаголы? (называют действие, отвечают на вопросы…)

- Подчеркните главные члены.

- Каким членом предложения является глагол? (сказуемое)

- Сделаем вывод: что такое глагол?

-Заполняем кластер.

 

2. Неопределенная форма глагола и образование форм времени

 (11 предл.)

- Найдите глаголы в 11 предл. (вижу, вскочила, схватила).

- Определите время и число.

- Какая форма глагола не указывает на время и число? (неопр. форма)

- Поставьте глаголы в неопределенную форму и запишите в столбик. (видеть, вскочить, схватить)

- Что мы знаем о глаголах неопределенной формы? (Кластер) (-ть, -ти, чь; что делать? Что сделать?

Работа в тетради.

- Образуйте от глаголов неопределенной формы формы времени

Видеть (он) – видит, видел, будет видеть

Вскочить (он)  - …, вскочил, вскочит

Схватить (он)- …., схватил, схватит

Сделайте вывод (кластер): от глаголов н.ф. (что делать?) – 3 формы времени

                                от глаголов н.ф. (что сделать?) – 2 формы времени

- Что можете сказать о глаголах пр.вр.? (суффикс – л-, изменяются по родам

 

Физкультминутка от дядюшки Глагола на внимательность.

Встаньте с места.

Если я назову глагол – хлопайте, другую часть речи – топайте!

 

Дядюшка Глагол при ремонте: вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал, носил, лепил, заплатил, угодил, повредил, крокодил, выпил, вылепил, зажег, флажок, дружок, оттёр, шатёр, мыл, сыр.

 

3. Правописание частицы не

- Выпишите глаголы из 6 предложения, обозначьте орфограмму) (лежали, не закрывали, не брали)

- Какой глагол лишний, почему?

- Сделайте вывод (кластер): частица не с глаголами пишется раздельно

 

4. Роль глаголов в речи

Прочитайте 2 абзац, пропуская глаголы.

Сделайте вывод (кластер): без глаголов наша речь непонятна и бедна, а глаголы делают ее ясной и понятной.

 

III. Итог урока

 

Составление устного рассказа о глаголе по кластеру

- У нас осталось место. Как вы думаете, почему? (не все знаем о глаголе, продолжим)

 IV. Рефлексия

- Оцените работу на уроке по крылатым выражениям (слайд)

«Зарубить на носу»

запомнить

«Спустя рукава»

относиться к делу неохотно, работать кое-как

«Бить баклуши»

бездельничать

«Быть на седьмом небе»

находиться в состоянии безграничного счастья, быть в полном восторге

«Не покладая рук»

работать много, усердно

«Засучив рукава»

«Внести свою лепту»

внести свой вклад в общее дело

 

Д/з Творческое, составьте тематический алфавит (на каждую букву придумайте слово, касающееся глагола (например, с-сказуемое, г-глагол, ч-часть речи, н-неопределенная форма) (Приложение2)


Приложение 1

Текст для работы на уроке

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Тематический алфавит «Глагол»


 

а

б

в

г

д

е

ё

ж

з

и

й

к

л

м

н

о

п

р

с

т

у

ф

х

ц

ч

ш

щ

ъ

ы

ь

э

ю

я

 

 

 

Литература

Комиссарова Л.Ю. Всероссийская проверочная работа. Русский язык: 4 класс: 10 вариантов. Типовые задания. ФГОС / Л.Ю. Комиссарова. – М.: Издательство «Экзамен», 2017 (Серия «ВПР. Типовые задания»)


Галина Т.И. учитель начальных классов

Галина Т.И. учитель начальных классов

Знакомство с текстом, выделение главной мысли, составление плана

Знакомство с текстом, выделение главной мысли, составление плана

Дядюшка Глагол при ремонте: вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал, носил, лепил, заплатил, угодил, повредил, крокодил, выпил, вылепил, зажег, флажок, дружок, оттёр, шатёр, мыл, сыр

Дядюшка Глагол при ремонте: вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал, носил, лепил, заплатил, угодил, повредил, крокодил, выпил, вылепил, зажег, флажок, дружок, оттёр, шатёр, мыл, сыр

Приложение 1 Текст для работы на уроке

Приложение 1 Текст для работы на уроке

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч…

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч…

Литература Комиссарова Л.Ю. Всероссийская проверочная работа

Литература Комиссарова Л.Ю. Всероссийская проверочная работа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2017