Урок русского языка по теме "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук"(2 класс)
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
2 кл
21.06.2019
Русский язык
Тема: Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук
Цели урока:
Обучающие: продолжить работу по изучению слов-названий предметов мужского и женского рода; показать связь конечной буквы основы слова на шипящий с родом этого слова; учить детей делать правильный вывод о значении мягкого знака на конце шипящих.
русский язык 2 класс.docx
1
Русский язык
Тема: Написание словназваний предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук
Цели урока:
Обучающие: продолжить работу по изучению словназваний предметов мужского и женского рода; показать связь
конечной буквы основы слова на шипящий с родом этого слова; учить детей делать правильный вывод о значении
мягкого знака на конце шипящих.
Развивающие: развивать интерес к дальнейшему изучению словназваний предметов; мышление учащихся путём
организации проблемных ситуаций на уроке; способствовать развитию творческого воображения; развивать
наблюдательность, орфографическую зоркость, внимательность к решению поставленных задач.
Воспитательные: воспитывать у учащихся ответственность, организованность, самостоятельность, чувство
коллективизма; интереса к русскому языку; воспитание нравственных начал; привитие культуры умственного труда;
воспитание эстетического вкуса у учащихся.
Задачи: (предметные) содействовать расширению представлений учащихся правильно его анализировать;
формировать активную позицию положительного отношения к занятиям русским языком; вызвать интерес к
предметноисследовательской деятельности; добиваться понимания причин успеха в учебе;
Метапредметные: способствовать формированию УУД:
регулятивных – формировать умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, условиями её
реализации,
осуществлять самооценку своих действий на основе рефлексии;
познавательных – учить осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной, справочной
литературы;
Филинова Тамара Николаевна МБОУ «Ивнянская средняя общеобразовательная школа №1»Белгородская область, пгт.Ивня коммуникативных – формировать умение использовать различные речевые средства для передачи своих чувств и
впечатлений.
Оборудование : 1. Чуракова, Н. А. Русский язык 2 кл., в 3 ч. / Н. А. Чуракова. — М. : Академкнига Учебник, 2016, 1
часть, с.152153.
2. Карточки с заданиями для дифференцированной работы, презентация.
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
2
1.Организационн
ый момент
Цель:
организовать
класс, настроить
на работу.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
На гостей вы все взгляните
И улыбку подарите.
Все за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.
Ребята, я рада видеть ваши милые лица,
любопытные глаза, добрую улыбку. И я думаю,
что сегодня на уроке вы порадуете меня своими
ответами.
Настрой
на
восприятие материала.
Личностные:
включение
учебную
деятельность.
в
Филинова Тамара Николаевна МБОУ «Ивнянская средняя общеобразовательная школа №1»Белгородская область, пгт.Ивня 3
Регулятивные:
целеполагание.
Коммуникативные
:
умение
достаточной
полнотой
и
точностью излагать
свои мысли.
с
2. Постановка
цели и задач
урока.
Мотивация
учебной
деятельности
учащихся.
Цель:
сформулировать
цель и тему урока
вместе с
учащимися,
включить детей в
активную учебно
познавательную
деятельность.
3.Минутка
Анишит Йокоповна дала Маше с Мишей очень
сложное задание. Без вашей помощи им не
справиться. Поможем ребятам? Работаем
быстро, дружно, помогаем друг другу. А каким у
нас будет сегодня урок, вы определите сами.
(Дети работают в группах)
Будем работать в группах
внимательно, думать
самостоятельно!
Напомните правила работы в
группе.
На доске появляется запись:
Уучение Иисследование
Рразвитие Ттерпение
Ообщение Ообсуждение
Кконструирование Гговорение
Какого рода эти слованазваний предметов?
Какого рода еще бывают слованазваний
предметов?
Именно о словахназваний предметов мужского
и женского рода мы узнаем много интересного.
Будем продолжать учиться открывать для себя
новые знания.
кий мя г ак зн ле с по ши щ пя их
Мягкий знак после шипящих
Мягкий знак после шипящих в словах –
названий предметов какого рода? (мужского и
женского рода)
Правила работы в группе
1. Обсуждать тихо.
2. Доказывать свою
гипотезу.
3. Внимательно слушать
других.
4. Договариваться.
5. Работать быстро.
13 группа расшифровывают
слово УРОК
45 – ИТОГ
По классу развешены слова,
дети выбирают слова
названий предметов.
Удивительный, учение,
развитие, конструирование,
работать, общение,
коллективный,
Филинова Тамара Николаевна МБОУ «Ивнянская средняя общеобразовательная школа №1»Белгородская область, пгт.Ивня чистописания.
4.Постановка
учебной
проблемы.
Посмотрите на слайд и назовите слованазваний
предметов с основой на шипящий звук.
(Работаем в группах)
.
Распределите слова по группам
(слова лежат в конверте )
Почему так распределили?
Что можете рассказать о каждой группе?
Что заметили? Какую проблему будем решать?
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ: разные
написания слов в каждой группе.
Наши действия?
исследование, изучать,
терпение, творить,
объяснять, обсуждение,
говорение, грамотность.
Определяют тему и цель
урока.
Дети высказывают свои
предположения:
Шалаш, печь, ночь, еж,
камыш, тишь, ландыш,
мышь.
основы этих слов
заканчиваются на шипящий;
одна группа словназваний
предметов мужского рода.
Другая женского рода.
4
Коммуникативные
:
сотрудничество с
учителем и
сверстниками;
умение с
достаточной
полнотой и
точностью излагать
свои мысли;
Предметные:
научатся осознанно
решать
поставленную
задачу.
Филинова Тамара Николаевна МБОУ «Ивнянская средняя общеобразовательная школа №1»Белгородская область, пгт.Ивня 5
Будем решать проблему.
Регулятивные.
5. Решение
учебной
проблемы и
вывод.
Цель: Подведение
детей к
самостоятельному
выводу способа
проверки
орфограммы.
Сейчас будем выполнять упражнение 117,
стр.152.
Ребята, какое предположение вы можете
сделать о написании слов мужского и женского
рода, основа которых оканчивается на –ч или –
чь?
Чтобы проверить ваши гипотезы, выполним
упражнение 118.
Итак, ребята, как же надо писать слованазвания
предметов с основой на шипящий?
Физминутка
Мы работали отлично.
Отдохнуть не прочь сейчас.
И зарядка к нам привычно
Выполняют упражнение в
тетради.
Формулируют собственное
мнение и аргументируют
его.
В словахназваниях
предметов м.р. с основой на
шипящий мягкий знак не
пишется. В словахназваниях
предметов ж.р. с основой на
шипящий пишется мягкий
знак.
Коммуникативные.
Предметные.
Познавательные.
Филинова Тамара Николаевна МБОУ «Ивнянская средняя общеобразовательная школа №1»Белгородская область, пгт.Ивня 6.Закрепление.
Цель: Освоение
нового способа
действия.
На урок приходит в класс.
1.Работа с синонимами (устно).
Какое задание можете предложить с этими
словами? (Если дети не называют, то учитель
произносит своё задание: подберите к каждому
слову синоним, слово – название предмета с
основой на шипящие.
Тьма – ночь,
спокойствие – тишь,
доктор – врач,
поддержка – помощь
Почему слово врач пишем без мягкого знака?
2.Игра «Поставь мягкий знак» (картинный
словарь)
1. Ёж
2.Лещ
3.Печь
4.Ночь
Объясняют написание слов
(ночь, тишь, врач, помощь)
Сигнализируют карточками
6
Личностные.
Коммуникативные:
участвуют в
диалоге при
обсуждении
произведения.
Предметные:
научатся осознанно
воспринимать новый
материал.
Познавательные:
постановка и
формирование
проблемы, решение
проблем
творческого и
поискового
характера;
орфографическая
зоркость;
строят устные
высказывания с
Филинова Тамара Николаевна МБОУ «Ивнянская средняя общеобразовательная школа №1»Белгородская область, пгт.Ивня 7
учетом учебной
задачи.
Регулятивные.
Регулятивные.
Личностные.
Коммуникативные.
Почему у одних слов
названий предметов,
оканчивающихся на
шипящий, пишется мягкий
знак, а у других нет?
Мягкий знак на конце слов
названий предметов после
шипящих указывает, что они
женского рода.
Уметь определять род слов
названий предметов.
Подведение
6.
итога урока.
Цель: анализ
овладения
знаниями;
качественная
оценка работы
класса и
отдельных
учащихся.
5. Скрипач
6.Рожь
Наш урок почти подошёл к концу. Давайте
вернёмся к проблеме урока.
О какой новой работе мягкого знака вы узнали
сегодня на уроке?
Что нужно уметь, чтобы правильно писать слов
названий предметов с шипящими на конце?
Правило, стр.156 (учебник)
Так запомним – род мужской
Гонит Мягкий Знак метлой.
Женский род – наоборот,
Мягкий знак в друзья берет.
Чтобы полностью убедиться, что вы всё хорошо
усвоили, выполним небольшой тест (лежит на
столах):
1. На конце словназваний предметов ж. р. после
шипящих:
а) всегда пишется мягкий знак;
б) не пишется мягкий знак.
2. На конце словназваний предмета м. р. после
шипящих:
Филинова Тамара Николаевна МБОУ «Ивнянская средняя общеобразовательная школа №1»Белгородская область, пгт.Ивня а) пишется мягкий знак;
б) не пишется мягкий знак.
3. Мягкий знак после шипящих на конце слов
названий предметов указывает:
а) на род словназваний предметов;
б) на число.
Стр.154, упр.120.
Стр.156правило.
Продолжите высказывание:
Я узнал….
Мне захотелось…
Я расскажу дома…
Оцените свою работу в группах.
Кто доволен своей работой на уроке?
Подберите фразеологизм
1. Не покладая рук.
7.Домашнее
задание.
Цель: обеспечить
понимание
содержания и
способов
выполнения
домашнего
задания.
8. Рефлексия.
Цель:
организовать
рефлексию в
конце урока,
подвести итог
проделанной
работе.
Цель
8
Личностные.
Регулятивные.
Коммуникативные.
Филинова Тамара Николаевна МБОУ «Ивнянская средняя общеобразовательная школа №1»Белгородская область, пгт.Ивня 9
для обучающихся:
уметь оценивать
свою
деятельность на
уроке.
2. Тяпляп.
3. Рука об руку.
4. Засучив рукава.
5. В поте лица.
Как усвоили материал?
Спасибо за урок!
Красный кружок – не понял
(а) новый материал.
Желтый кружок – есть над
чем поработать.
Зеленый кружок все
понятно.
Филинова Тамара Николаевна МБОУ «Ивнянская средняя общеобразовательная школа №1»Белгородская область, пгт.Ивня
Урок русского языка по теме "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук"(2 класс)
Урок русского языка по теме "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук"(2 класс)
Урок русского языка по теме "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук"(2 класс)
Урок русского языка по теме "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук"(2 класс)
Урок русского языка по теме "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук"(2 класс)
Урок русского языка по теме "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук"(2 класс)
Урок русского языка по теме "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук"(2 класс)
Урок русского языка по теме "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук"(2 класс)
Урок русского языка по теме "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук"(2 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.