Урок русского языка по теме:
Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и -ск-(6 класс)
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: объяснение нового материала
Метод: частично-поисковый.
Цель урока:. открыть условия выбора написания суффиксов -К- и -СК- в прилагательных
Задачи урока:
1. Образовательные: познакомить учащихся с условиями выбора орфограммы «Правописание суффиксов прилагательных».
2. Практические: совершенствовать умения писать слова с изученной орфограммой; формировать орфографическую зоркость.
3. Воспитательные: воспитывать чувство уважения и любви к Родине, к слову
4. Развивающие: обогащать словарный запас учащихся; обучать сравнению, умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия; развивать творческие способности учащихся.
Планируемые результаты:
познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;
личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Оборудование:
Структура урока:
Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал, презентация хода урока.
Ход урока
Этап урока
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД. |
1.Организационный момент, мотивация к учебной деятельности |
(слайд 1)Приветственное слово учителя, выявление отсутствующих, проверка готовности к уроку, объявление целей урока: Здравствуйте, ребята! показать смайлики Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. (Слайд 1) Записать число, классная работа |
Приветствие учащихся. Включение в деловой ритм, подготовка к работе, знакомство с целями урока. |
Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.
|
2.Проверка выполнения домашнего задания.
|
Тест Тест по русскому языку для 6 класса (проверка домашнего задания) Фамилия Имя . 1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? 1) Объед_нение, соб_рать, изм_рять, пр_открыть; 2) заг_релый, отр_сль, подск_чить, выбр_сить; 3) и_жарить, бе_вкусица, чре_мерный, сколь_кий; 4) холщ_вый, кумач_вый, запряж_нный, крыж_вник.
2. В каком предложении нужно поставить только одну запятую? 1) Океан словно замер и тихо и ласково рокочет. 2) Колесо чугунное вертится и гудит и ветром обдает. 3) Он пишет быстро грамотно да и красиво. 4)Утром ребята работали или в саду или в огороде.
3. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква е? 1) на подросш_м дерев_, без пишущ_й машинк_, покупа_м ботинк_; 2) о ближайщ_м объект_, до соседн_й деревн_, по новейш_й технологи_; 3) мы бор_мся за мир, с засидевш_мся мечтател_м, от последн_й заметк_; 4) в гаснущ_м камин_, по лучш_й дорог_, на последн_м педсовет_.
4. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении. Я старался взглянуть в окно ( ) да оно все было бело от снега и льда. 1)Простое предложение с однородными членами, перед союзом да запятая не ставится. 2)Сложное предложение, перед союзом да запятая не ставится. 3)Простое предложение с однородными членами, перед союзом да ставится запятая. 4)Сложносочиненное предложение, перед союзом да ставится запятая.
5. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? 1) ра_задорить, бе_дельничать, бе_предел, бе_вкусица; 2) заг_рать, пл_вунец, изл_гать, пл_вчиха; 3) обм_реть, подб_ру, выл_чить, изм_нение; 4) девч_нка, волч_нок, грош_вый, кош_лка.
|
Ответы: 1-3 2- 4 3- 4 4- 4 5-3 |
Выявление уровня знаний по заданному на дом заданию, определение недостатков в знаниях и их ликвидация |
3.Актуализация знаний
|
· (Слайд 2) Написать выборочный диктант ( цель: проверить качество усвоения учащимися написание Н и НН в суффиксах прилагательных) Шёл я однажды по пусты…ой дороге. Гляжу: деревя…ая ветря…ая мельница. Я никогда не видел ничего подобного, привык жить в каме…ых домах со стекля…ыми окнами, обедать в пристанцию…ом буфете, испытывать родстве…ые чувства к людям и не бояться време…ых трудностей. Подхожу поближе. Смотрю: выползает что-то змеи…ое: блестящая серебря…ая шкурка, дли…ое шнурообразное тело. Жизне…ого опыта у меня маловато, и я решил: «Пойду-ка я домой, там меня ждёт кури…ый бульон, румя…ые пирожки и клюкве…ый сок ». Какие предложения встречаются в тексте? Какие изобразительно- выразительные средства в текст?
|
· Отвечают на вопрос учителя: Когда в суффиксах прилагательных пишется одна Н, когда две НН? · Пишут выборочный диктант, записывая слова с Н и НН в тетради · .пустынной Деревянная, ветряная, каменных,стеклянными, пристанционном, родственные, временных, змеиное, серебряная, длинное, жизненного, куриный, румяные, клюквенный. |
Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала). |
(Слайд 4) - На слайде даны слова (карманный, орлиный, кожаный, травяной). Какая это часть речи? С ней мы и будем сегодня работать. А сейчас послушаем о прилагательных дополнительный материал (Слайд 5) - Далее на слайде высвечиваются суффиксы прилагательных: -лив-, -ив-, -ов-, -ев-, -онн-, -енн-, -ан-, -ян-, -ин-. - Ребята, на доске даны части слова. Эти части слова решили прийти к нам на урок. Как они называются? - Да, суффиксы. Они решили принять участие в работе. А что делают суффиксы? Какую проводят работу? |
Дети отвечают на поставленные вопросы учителя.
Мини проекты Роль прилагательных в тексте и примеры из худож литературы |
Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).
|
|
|
Верно, они выполняют очень важную работу по образованию новых слов. А давайте мы поработаем вместе с суффиксами и образуем новые слова (групповая работа: учащимся предлагаются карточки, на которых написаны существительные: Сирота, голубь, дворец, груша, шум, золото, добро. . Фронтальная проверка. |
|
|
- К какой части речи относятся слова, образованные при помощи суффиксов? - Как называется такой способ образования слов? |
|||
4.Постановка учебной цели
|
1. Создание проблемной ситуации. Ученики записывают словосочетания, заменяя одно существительное на прилагательное. (коллекция любителя, судно для ловли рыбы, станок для ткачества, дача соседа, язык немцев.) Выделяют суффиксы. (Слайд 6) - Какие суффиксы использовались для образования имён прилагательных? 1. Выход к учебной проблеме. - Итак, в чем была сложность написания суффикса? - Сформулируйте, исходя из записанных примеров, тему сегодняшнего урока. (Учебная проблема как тема урока) |
Любительская коллекция, рыболовецкое судно, ткацкий станок, соседская дача, немецкий язык.
- К- и -СК- В выборе суффиксов -
Выбор суффиксов -К- и -СК- в прилагательных. |
Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование) ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.
|
(Слайд 7)- Записываем тему урока. « Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и -ск-» Какова цель нашего урока? - Что мы должны узнать и чему научиться? |
-
Узнать, условия выбора суффиксов -К- и -СК-. |
|
|
6.Усвоение новых знаний и первичное закрепление. |
1.(Решение учебной проблемы – поиск решения.) Знание открывается с помощью побуждающего диалога.
Учащимся раздаётся материал для наблюдения: бедняк – бедняцкий француз – французский молодец – молодецкий ткач – ткацкий море – морской кузнец – кузнецкий рыбак – рыбацкий дети – детский |
Работа со словарем подбор антонимов, синонимов |
Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).
ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.
УУД: регулятивные (работа с предложениями
|
1. - Выпишите в 2 столбика прилагательные. В первом- слова с суф-сом -К-, во втором - -ск-. Они помогут вам открыть самостоятельно правило. Идет работа в группах. Выдвигаются гипотезы, проверяется их истинность. Посмотрите на 2 столбик слов. В некоторых слова с суффиксом -К-, в других - -СК-. Они помогут вам открыть самостоятельно правило. - Итак, что заметили? Есть идеи о правописании суффиксов -К- и -СК-? - Так. Какие есть ещё идеи?
|
Идет работа в группах. Выдвигаются гипотезы, проверяется их истинность 1группа:
- В прилагательных, образованных от одушевленных существительных, пишется
-К-. |
||
|
Формулируют правило |
||
-Сформулируйте вывод о написании суфф. -К- и -СК-. |
- Суффикс -К- пишется после букв К, Ц, и Ч, а суффикс -СК- в остальных случаях. |
||
(Подводящий диалог на случай, если дети не справятся: - На какие (материал левой колонки под цифрой
1-3) согласные оканчиваются основы существительных, от которых образуются
прилагательные с суфф. -К-? - Сделайте вывод, когда пишется суфф. -К-. - Что вы можете сказать о написании суфф. -К- в материале под цифрой 4? - При каких условиях употребляется суфф. -СК-? - Сформулируйте вывод о написании суфф. -К- и -СК-.) Сверим наш вариант с правилом в учебнике.пар 105 (правило) |
|
||
7.Физ. минутка. |
ФИЗМИНУТКА Раз – подняться, потянуться. |
|
|
8.Закрепление изученного материала. |
(Слайд 8) - А теперь, чтобы вы лучше запомнили написание прилагательных, я прочитаю вам стишок. - Понравилось стихотворение? В
слове К, Ц, Ч смотри. А еще
не забывай, И еще
даю совет: (Алгоритм) |
Чтение вслух, запоминание стихотворения |
Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества. УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).
|
1. Выполнение задания Задание. Запишите, объясните правила написания суффиксов К и СК I. а) Астрахан…кая сельдь; бли…кое расстояние; богатыр…кое здоровье; ве..кие доводы; вя…кая почва; гаван…кий люд; звер…кое обращение; кавка…кие языки; б) Казан…кий университет; кирги…кие степи; кон…кая упряжь; матро…кий костюм; ни…кий уровень; ноябр…кие дожди; ре…кий тон; сентябр…кий день; в) сибир…кие морозы; сколь…кий путь; у…кая полоса; францу…кий язык; кана…кое правительство; комендан…кий дом. а) АстраханСкая сельдь; блиЗкое расстояние; богатырСкое здоровье; веСкие доводы; вяЗкая почва; гаванСкий люд; зверСкое обращение; кавкаЗСкие языки; б) КазанСкий университет; киргиЗСкие степи; конСкая упряжь; матроССкий костюм; ниЗкий уровень; ноябрЬСкие дожди; реЗкий тон; сентябрЬСкий день; в)сибирСкие морозы; скольЗкий путь; уЗкая полоса; француЗСкий язык; канаДСкое правительство; коменданТСкий дом.
2. Работа с сигнальными карточками. - Я называю прилагательное, а вы должны показать карточку с суффиксами –к – или -СК-. Стрелецкий, узкая, сентябрьский, немецкий, братский, туристский, сибирский, вязкий, детский, кавказский. Работа по учебнику упр 426
|
Работа с карточками.
Устный ответ учащихся. |
||
Диктант с буквенными обозначениями. 2) Мы охотились на озере, где было всего несколько сантиметров чистой воды, а под ней лежал бездонный вязкий ил. 3) Был ясный январский день. 4) Слетались птицы со всех сторон земли: французские синицы, бельгийские щеглы, норвежские гагары, голландские нырки. 5) Узкие улицы быстро наполнялись людьми. 6) Армия прорвала немецкую оборону и расчистила путь русским войскам. Какие предложения встретились ? Какие изобразительно- выразительные средства использовались? |
а) Один – у доски, остальные – в тетрадях б) Работа в группах в) Работа в парах
1. Ск 2. к 3. ск 4. ск 5. ск 6. ск 7. ск 8. к 9. к 10.
ск |
||
Критерии оценки: «5» - без ошибок, «4» - 3- ошибка, «3» - 4 ошибки. |
|
||
9. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия). |
- В начале урока мы с вами поставили цель: открыть условия выбора написания суффиксов -К- и -СК- в прилагательных - В конце урока мы с вами научились правильно выбирать, когда писать суффиксы К и СК в прилагательных. Итог урока. - Что нового вы сегодня узнали? На доске прикреплены слайды-картинки: К и СК
Заполните листы самооценки |
Ученики формулируют цель, которую достигли
Прикрепляя магнитами слайды, дети рассказывают, как итог, правило.
|
УУД: познавательные, регулятивные ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка
|
10.Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок |
домашнее задание разных уровней сложности.
- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке показать смайлики |
Запись учащимися задания в дневники (самостоятельно выбирают уровень)
|
|
если время осталось!!!!
. ОдеССкий порт; киргиЗСкий эпос; бурлаЦкие песни; флоТСкий борщ; греЦкие орехи; соседСкий кот; ноябрЬСкое солнце; дерЗкий ответ; гороДСкой пейзаж; солдаТСкий ремень; деревенСкий образ жизни; пираТСкий фрегат; ниЗкие потолки; делегаТСкий мандат; свеТСкий приѐм; немеЦкая песня; РеймСкий собор; черкеССкая шапка; январСкая стужа; хлесТкие выстрелы; университеТСкая библиотека; ямщиЦкая шапка. III. ФранцуЗСкие духи; дамаССкий клинок; ткаЦкий станок; реЗкий ответ; кандидаТСкий минимум; бунтарСкий дух; прихоДСкий приют; браТСкое рукопожатие; январСкие каникулы; матроССкий танец; горняЦкий фонарь; уЗкий ремень; кавкаЗСкая кухня; генералЬСкие лампасы; блиЗкие друзья; тунгуССкий метеорит; рыбаЦкая шхуна; |
артиллерийСкий снаряд; молодеЦкие забавы; дилетанТСкий подход; фламанДСкая живопись.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.