Урок русского языка по теме: "Правописание суффиксов -к- -ск- в прилагательных" 6 класс (ФГОС)
Оценка 4.6

Урок русского языка по теме: "Правописание суффиксов -к- -ск- в прилагательных" 6 класс (ФГОС)

Оценка 4.6
Разработки курсов
docx
русский язык
6 кл
23.01.2017
Урок  русского языка по теме: "Правописание суффиксов -к- -ск- в прилагательных" 6 класс (ФГОС)
13.11.docx

 

Урок русского языка по теме:

Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и -ск-(6 класс)

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: объяснение нового материала

Метод: частично-поисковый.

Цель урока:. открыть условия выбора написания суффиксов -К- и -СК- в прилагательных

Задачи урока:

1. Образовательные: познакомить учащихся с условиями выбора орфограммы «Правописание суффиксов прилагательных».

2. Практические: совершенствовать умения писать слова с изученной орфограммой; формировать орфографическую зоркость.

3. Воспитательные: воспитывать чувство уважения и любви к Родине, к слову

4. Развивающие: обогащать словарный запас учащихся; обучать сравнению, умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия; развивать творческие способности учащихся.

Планируемые результаты:

познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;

личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

 

Оборудование:

  • ПК;
  • мультимедийный проектор;
  • мультимедийная презентация к уроку;
  • информационный лист, раздаточный материал;
  • рабочий лист по теме.

Структура урока:

  1. Организационный этап.
  2. Проверка домашнего задания
  3. Актуализация знаний.
  4. Постановка учебной задачи.
  5. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
  6. Физ. минутка.
  7. Закрепление изученного материала.
  8. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
  9. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок

Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал, презентация хода урока.

Ход урока

Этап урока

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1.Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

(слайд 1)Приветственное слово учителя, выявление отсутствующих, проверка готовности к уроку, объявление целей урока:

Здравствуйте, ребята!

показать смайлики

Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. (Слайд 1)

Записать число, классная работа

Приветствие учащихся. Включение в деловой ритм, подготовка к работе, знакомство с целями урока.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

 

2.Проверка выполнения домашнего задания.

 

Тест

Тест по русскому языку для 6 класса (проверка домашнего задания)

Фамилия Имя                                                  .

1.     В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?   

1) Объед_нение, соб_рать, изм_рять, пр_открыть;

2) заг_релый, отр_сль, подск_чить, выбр_сить;

3) и_жарить, бе_вкусица, чре_мерный, сколь_кий;

4) холщ_вый, кумач_вый, запряж_нный, крыж_вник.

 

2. В каком предложении нужно поставить только одну запятую?

1) Океан словно замер и тихо и ласково рокочет.

2) Колесо чугунное вертится и гудит и ветром обдает.

3) Он пишет быстро грамотно да и красиво.

4)Утром ребята работали или в саду или в огороде.

 

3. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква е?

    1) на  подросш_м дерев_, без пишущ_й машинк_, покупа_м ботинк_;

2) о ближайщ_м объект_, до соседн_й деревн_, по новейш_й технологи_;

   3) мы бор_мся за мир, с засидевш_мся мечтател_м, от последн_й заметк_;

   4) в гаснущ_м камин_, по лучш_й дорог_, на последн_м педсовет_.

 

4. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.

       Я старался взглянуть в окно ( ) да оно все было бело от снега и льда.

       1)Простое предложение с однородными членами, перед союзом да запятая не ставится.

       2)Сложное предложение, перед союзом да запятая не ставится.

       3)Простое предложение с однородными членами, перед союзом да ставится запятая.

       4)Сложносочиненное предложение, перед союзом да ставится запятая.

 

5. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

   1) ра_задорить, бе_дельничать, бе_предел, бе_вкусица;

   2) заг_рать, пл_вунец, изл_гать, пл_вчиха;

   3) обм_реть, подб_ру, выл_чить, изм_нение;

   4) девч_нка, волч_нок, грош_вый, кош_лка.

 

 

Ответы:

1-3

2- 4

3- 4

4- 4

5-3

Выявление уровня знаний по заданному на дом заданию, определение недостатков в знаниях и их ликвидация

3.Актуализация

знаний

 

 

·         (Слайд 2) Написать выборочный диктант ( цель: проверить качество усвоения учащимися написание Н и НН в суффиксах прилагательных)

Шёл я однажды по пусты…ой дороге. Гляжу: деревя…ая ветря…ая мельница. Я никогда не видел ничего подобного, привык жить в каме…ых домах со стекля…ыми окнами, обедать в пристанцию…ом буфете, испытывать родстве…ые чувства к людям и не бояться време…ых трудностей. Подхожу поближе. Смотрю: выползает что-то змеи…ое: блестящая серебря…ая шкурка, дли…ое шнурообразное тело. Жизне…ого опыта у меня маловато, и я решил: «Пойду-ка я домой, там меня ждёт кури…ый бульон, румя…ые пирожки и клюкве…ый сок ».

Какие предложения встречаются в тексте?

Какие изобразительно- выразительные средства в текст?

 

 

·         Отвечают на вопрос учителя: Когда в суффиксах прилагательных пишется одна Н, когда две НН?

·   Пишут выборочный диктант, записывая слова с Н и НН в тетради

·   .пустынной

Деревянная, ветряная, каменных,стеклянными, пристанционном, родственные, временных, змеиное, серебряная, длинное, жизненного, куриный, румяные, клюквенный.

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

(Слайд 4) - На слайде даны слова (карманный, орлиный, кожаный, травяной). 

Какая это часть речи?

С ней мы и будем сегодня работать.

А сейчас послушаем о прилагательных дополнительный материал

 (Слайд 5)

- Далее на слайде высвечиваются суффиксы прилагательных: -лив-, -ив-, -ов-, -ев-, -онн-, -енн-, -ан-, -ян-, -ин-.

- Ребята, на доске даны части слова. Эти части слова решили прийти к нам на урок. Как они называются?

- Да, суффиксы. Они решили принять участие в работе. А что делают суффиксы? Какую проводят работу?

Дети отвечают на поставленные вопросы учителя.

 

 

 

Мини проекты

Роль прилагательных в тексте и примеры из худож литературы

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

 

 

Верно, они выполняют очень важную работу по образованию новых слов. А давайте мы поработаем вместе с суффиксами и образуем новые слова (групповая работа: учащимся предлагаются карточки, на которых написаны существительные: Сирота, голубь, дворец, груша, шум, золото, добро.

. Фронтальная проверка.

 

 

- К какой части речи относятся слова, образованные при помощи суффиксов?

- Как называется такой способ образования слов?

4.Постановка учебной цели

 

1. Создание проблемной ситуации.

Ученики записывают словосочетания, заменяя одно существительное на прилагательное. (коллекция любителя, судно для ловли рыбы, станок для ткачества, дача соседа, язык немцев.)

Выделяют суффиксы. (Слайд 6)

- Какие суффиксы использовались для образования имён прилагательных?

1.     Выход к учебной проблеме.

- Итак, в чем была сложность написания суффикса?

- Сформулируйте, исходя из записанных примеров, тему сегодняшнего урока. (Учебная проблема как тема урока)

 

 

 

Любительская коллекция, рыболовецкое судно, ткацкий станок, соседская дача, немецкий язык.

 

 

 

- К- и -СК-

В выборе суффиксов

- Выбор суффиксов -К- и -СК- в прилагательных. 
- Правописание суффиксов прилагательных -К- и -СК-.

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

 

(Слайд 7)- Записываем тему урока.

« Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и -ск-»

Какова цель нашего урока?

- Что мы должны узнать и чему научиться?

- Узнать, условия выбора суффиксов -К- и -СК-. 
- Научиться правильно писать прилагательные с суффиксами -К- и -СК-.

 

6.Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

1.(Решение учебной проблемы – поиск решения.) Знание открывается с помощью побуждающего диалога.

 

Учащимся раздаётся материал для наблюдения:

бедняк – бедняцкий

француз – французский

молодец – молодецкий

ткач – ткацкий

море – морской

кузнец – кузнецкий

рыбак – рыбацкий

дети – детский

Работа со словарем подбор антонимов, синонимов

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

 

ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.

 

 

УУД: регулятивные (работа с предложениями

 

1.   - Выпишите в 2 столбика прилагательные. В первом- слова с суф-сом -К-, во втором - -ск-. Они помогут вам открыть самостоятельно правило.

 Идет работа в группах. Выдвигаются гипотезы, проверяется их истинность.

Посмотрите на 2 столбик слов. В некоторых слова с суффиксом -К-, в других - -СК-. Они помогут вам открыть самостоятельно правило.

- Итак, что заметили? Есть идеи о правописании суффиксов -К- и -СК-?

- Так. Какие есть ещё идеи?

 

Идет работа в группах. Выдвигаются гипотезы, проверяется их истинность

1группа: - В прилагательных, образованных от одушевленных существительных, пишется -К-.
2 группа: - Может быть, нужно смотреть, на какую букву оканчивается основа существительного.
3 группа: - Суффикс -К- пишется после К, Ц, Ч, а после других букв пишется -СК-.

 

Формулируют правило

-Сформулируйте вывод о написании суфф. -К- и -СК-.

- Суффикс -К- пишется после букв К, Ц, и Ч, а суффикс -СК- в остальных случаях.

(Подводящий диалог на случай, если дети не справятся:

- На какие (материал левой колонки под цифрой 1-3) согласные оканчиваются основы существительных, от которых образуются прилагательные с суфф. -К-?
- Что происходит с конечным согласным основ существительных в процессе этого образования?

- Сделайте вывод, когда пишется суфф. -К-.

- Что вы можете сказать о написании суфф. -К- в материале под цифрой 4?

- При каких условиях употребляется суфф. -СК-?

- Сформулируйте вывод о написании суфф. -К- и -СК-.)

Сверим наш вариант с правилом в учебнике.пар 105 (правило)

 

7.Физ. минутка.

ФИЗМИНУТКА

Раз – подняться, потянуться.
Два – нагнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть 

 

 

8.Закрепление изученного материала.

(Слайд 8) - А теперь, чтобы вы лучше запомнили написание прилагательных, я прочитаю вам стишок.

- Понравилось стихотворение?

В слове К, Ц, Ч смотри.
Если эти буквы три
Смотрят на тебя с листка,
Ты подставь к ним суффикс К.

А еще не забывай,
Краткой формой проверяй!
Знай, что здесь наверняка
Тоже будет суффикс К.

И еще даю совет: 
Если краткой формы нет,
К,Ц, Ч не отыскать.

(Алгоритм)

Чтение вслух, запоминание стихотворения

Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).

 

1. Выполнение задания

Задание. Запишите, объясните правила написания суффиксов К и СК

I. а) Астрахан…кая сельдь; бли…кое расстояние; богатыр…кое здоровье; ве..кие доводы; вя…кая почва; гаван…кий люд; звер…кое обращение; кавка…кие языки;

б) Казан…кий университет; кирги…кие степи; кон…кая упряжь; матро…кий костюм; ни…кий уровень; ноябр…кие дожди; ре…кий тон; сентябр…кий день;

в) сибир…кие морозы; сколь…кий путь; у…кая полоса; францу…кий язык; кана…кое правительство; комендан…кий дом.

а) АстраханСкая сельдь; блиЗкое расстояние; богатырСкое здоровье; веСкие

доводы; вяЗкая почва; гаванСкий люд; зверСкое обращение; кавкаЗСкие языки;

б) КазанСкий университет; киргиЗСкие степи; конСкая упряжь; матроССкий костюм;

ниЗкий уровень; ноябрЬСкие дожди; реЗкий тон; сентябрЬСкий день;

в)сибирСкие морозы; скольЗкий путь; уЗкая полоса; француЗСкий язык; канаДСкое

правительство; коменданТСкий дом.

 

2. Работа с сигнальными карточками.

- Я называю прилагательное, а вы должны показать карточку с суффиксами –к – или -СК-. Стрелецкий, узкая, сентябрьский, немецкий, братский, туристский, сибирский, вязкий, детский, кавказский.

Работа по учебнику упр 426

 

Работа с карточками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Устный ответ учащихся.

Диктант с буквенными обозначениями.
1) Вечер был ясный, тихий и свежий, как обыкновенно декабрьские вечера на Кавказе.

2) Мы охотились на озере, где было всего несколько сантиметров чистой воды, а под ней лежал бездонный вязкий ил. 3) Был ясный январский день. 4) Слетались птицы со всех сторон земли: французские синицы, бельгийские щеглы, норвежские гагары, голландские нырки. 5) Узкие улицы быстро наполнялись людьми.

6) Армия прорвала немецкую оборону и расчистила путь русским войскам.

Какие предложения встретились ?

Какие изобразительно- выразительные средства использовались?

а) Один – у доски, остальные – в тетрадях

б) Работа в группах

в) Работа в парах

 

1.      Ск

2.      к

3.      ск

4.      ск

5.      ск

6.      ск

7.      ск

8.      к

9.      к

10.  ск

Критерии оценки: «5» - без ошибок, «4» - 3- ошибка, «3» - 4 ошибки.

 

9. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

- В начале урока мы с вами поставили цель: открыть условия выбора написания суффиксов -К- и -СК- в прилагательных

- В конце урока мы с вами научились правильно выбирать, когда писать суффиксы К и СК в прилагательных.

Итог урока.

- Что нового вы сегодня узнали?

На доске прикреплены слайды-картинки: К и СК

 

Заполните листы самооценки

Ученики формулируют цель, которую достигли

 

Прикрепляя магнитами слайды, дети рассказывают, как итог, правило.

 

УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

 

10.Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок

домашнее задание разных уровней сложности.

  • Словарный диктант на изученное правило (15 слов)
  •  Составить текст по теме природа  из 6-8 сложных предложений, где будут встречаться прилагательные с суффиксами -К- и -СК-
  • составить тест( кроссворд, сканворд) 10-15 вопросов(заданий) по теме урока

- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке

 показать смайлики

Запись учащимися задания в дневники

(самостоятельно выбирают уровень)

 

 

если время осталось!!!!

 

. ОдеССкий порт; киргиЗСкий эпос; бурлаЦкие песни; флоТСкий борщ; греЦкие орехи; соседСкий кот; ноябрЬСкое солнце; дерЗкий ответ; гороДСкой пейзаж;

солдаТСкий ремень; деревенСкий образ жизни; пираТСкий фрегат; ниЗкие

потолки; делегаТСкий мандат; свеТСкий приѐм; немеЦкая песня;

РеймСкий собор; черкеССкая шапка; январСкая стужа; хлесТкие выстрелы; университеТСкая библиотека; ямщиЦкая шапка.

III. ФранцуЗСкие духи; дамаССкий клинок; ткаЦкий станок; реЗкий ответ;

кандидаТСкий минимум; бунтарСкий дух; прихоДСкий приют;

 браТСкое рукопожатие; январСкие каникулы; матроССкий танец; горняЦкий фонарь; уЗкий ремень; кавкаЗСкая кухня; генералЬСкие лампасы; блиЗкие друзья; тунгуССкий метеорит; рыбаЦкая шхуна;

артиллерийСкий снаряд; молодеЦкие забавы; дилетанТСкий подход; фламанДСкая живопись.


 

Урок русского языка по теме:

Урок русского языка по теме:

Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал, презентация хода урока

Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал, презентация хода урока

В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква е? 1) на подросш_м дерев_, без пишущ_й машинк_, покупа_м ботинк_; 2) о ближайщ_м объект_,…

В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква е? 1) на подросш_м дерев_, без пишущ_й машинк_, покупа_м ботинк_; 2) о ближайщ_м объект_,…

Слайд 2) Написать выборочный диктант ( цель: проверить качество усвоения учащимися написание

Слайд 2) Написать выборочный диктант ( цель: проверить качество усвоения учащимися написание

Постановка учебной цели 1.

Постановка учебной цели 1.

УУД: регулятивные (работа с предложениями 1

УУД: регулятивные (работа с предложениями 1

Краткой формой проверяй! Знай, что здесь наверняка

Краткой формой проверяй! Знай, что здесь наверняка

Диктант с буквенными обозначениями

Диктант с буквенными обозначениями

ОдеССкий порт; киргиЗСкий эпос; бурлаЦкие песни; флоТСкий борщ; греЦкие орехи; соседСкий кот; ноябрЬСкое солнце; дерЗкий ответ; гороДСкой пейзаж; солдаТСкий ремень; деревенСкий образ жизни; пираТСкий фрегат;…

ОдеССкий порт; киргиЗСкий эпос; бурлаЦкие песни; флоТСкий борщ; греЦкие орехи; соседСкий кот; ноябрЬСкое солнце; дерЗкий ответ; гороДСкой пейзаж; солдаТСкий ремень; деревенСкий образ жизни; пираТСкий фрегат;…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2017