конспект урока по русскому языку по теме " Имя существительное.Повторение." 6 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 21.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект содержит поэтапное планирование урока с основными этапами.Урок построен в форме виртуального новогоднего путешествия по разным странам, в котором ученики узнают как называются и выглядят символы нового года в разных странах, попутно выполняя задания по теме урока, предложены задания для учеников работающих с опережением.
Иконка файла материала повторение существительного6 класс.docx
Тема урока «Повторение изученного об имени существительном» (6 класс) Тип урока:  Урок совершенствования знаний, умений и навыков Форма урока:   Урок ­ путешествие Образовательный аспект: Систематизировать   и   обобщить   знания   по   теме   «Существительное»,   повторить   теоретические   сведения   о данной части речи,   оценить степень усвоения знаний учащимися, познакомить с новогодними обычаями разных стран мира.  Развивающий аспект: Совершенствовать   умения   доказывать   принадлежность   слова   к   имени   существительному,   грамотно   писать существительные, производить грамматические разборы имён существительных, развивать память, внимание, логическое мышление, монологическую речь учащихся, совершенствовать мыслительные операции. Воспитательный аспект: Расширить кругозор учащихся, воспитывать любознательность, уважение к традициям и культуре других стран, воспитывать  эмоционально­положительную направленность на деятельность, как основного способа решения реальных проблем.       На уроке использовались такие виды работы: Коллективная,   индивидуальная, классификация, самоанализ. Структура урока: 1 этап –  введение в тему  с целью формирования интереса и мотивации к уроку осуществлялось беседой, интригующими вопросами. 2 этап – постановка целей урока, актуализация знаний  3 этап–  решение  учебных задач:  4 этап– рефлексия 5 этап ­   итог Оборудование урока: Компьютер,   мультимедийный   проектор,     презентация,   карточки   с   домашним   задание,   дополнительными заданиями. Сценарий  урока ­ путешествия по русскому языку в 6–ом классе "Повторение изученного об имени существительном" Ход урока Орг.момент. Вступительное слово учителя. ­   Здравствуйте,   ребята!   Садитесь,   пожалуйста!     Я   надеюсь,   что   сегодняшний   урок принесёт   нам с вами       радость общения, наполнит   наши сердца тёплыми, добрыми чувствами. Акт.зн.Откройте, пожалуйста, ваши тетради и запишите число, классная работа    ­ Сейчас мы с вами напишем небольшой словарный диктант.  Словарный диктант. непоседа, спортсмен, академия,   зерно, депо,  кофе, время,   нелепость, пальто. ­ Давайте проверим правильность написания вами словарного диктанта  (слайд 1) ­   А   теперь,   ответьте,   пожалуйста,   из   каких   частей   речи   состоит   наш   словарный диктант? (из имён существительных)­   А   какую   часть   речи   мы   с   вами   изучали   на   предыдущих   уроках?   (имя существительное) ­ Как вы думаете, какой будет сегодня наша тема урока? (Повторение изученного об имени существительном) (слайд 2)   «Мороз   и   солнце!   День   чудесный…»   как   писал   А.С.Пушкин.   За   окном   зимняя сказка. Все мы сегодня прошлись с утра по хрустящему снегу. ­А какой месяц сейчас идет? Происхождение слова «декабрь» связано с латинским существительным «december», о бразованным, в свою очередь, от другого слова «decet» (десять).  Почему в нашем календаре название последнего, двенадцатого, месяца произошло от слова «десятый»?  поскольку календарь   Рима. пришел Раньше год начинался с марта и, следовательно, декабрь был десятым месяцем. Слово  вошло в обиход в XI в., ранее двенадцатый месяц календарного года назывался «студень».  ­ В Японии и сегодня отмечают Новый год 1 марта. ­ Декабрь – месяц приятных хлопот. Что это за хлопоты?   Связь этих двух слов «декабрь» и «десять» не случайна, древнего нам   к       из     Слайд 3. Постановка целей. Сегодня   у   нас   необычный   урок.  Урок  –  путешествие,   на  котором   мы   побываем   в разных   странах   Европы,   узнаем,   как   встречают   Новый   год   разные   народы,   кто приносит подарки, а заодно повторим, что изучили об имени существительном. Слайд 3. В путь! Решение учеб.задач Слайд 5. Начнём мы путешествие с России (слайд 5)  На Руси до 15 века Новый год начинался в марте, когда провожали зиму и встречали весну, что совпадало с праздником Масленицы. Люди верили, что наступающая весна прогонит все несчастья, неудачи, невзгоды. Радовались концу зимней непогоды  ­ А кто из вас знает, когда  начало нового года стали отмечать 1 января? (Пётр Первый своим указом от 15 декабря 1699 года повелел 1 января 1700 года считать началом нового года). Дед   Мороз —   главный   персонаж   Нового   Года,   добрый   волшебный   старик   с белой бородой в красной, белой или голубой шубе и валенках. Ездит Дед Мороз на тройке лошадей, а помогает ему внучка Снегурочка. Слайд 6.  ­Как называются сущ.которые могут иметь форму и ж.р и м.р? Задание: Выписать существительные общего рода Плакса, ель, непоседа, соня, подарки, сластена, желание, трудяга, врач, повар, левша, молодец. Слайд 8. Германия.В   Германии   люди   самого   разного   возраста,   как   только   часы   начинают   отбивать полночь,   взбираются   на   стулья,   столы,   кресла,   и   с   последним   ударом   дружно,   с радостными приветствиями «впрыгивают» в Новый год. Существует   поверие,   что   если   в  новогоднюю   ночь   прикоснуться   к   трубочисту,  то будешь счастлив. Вайнахтсман – дед мороз в Германии. Прообразом его тоже является святой Николай. Немецкий дед мороз любит появляться на ослике.  Слайд   9.   Просклонять   сущ.,   выделить   морфему,   с   помощью   которой   образована данная форма. 1вар­племя, 2вар пламя, 3вар­время ­В чем особенность склонения этих сущ? Как называются такие сущ? Слайд 10. Шотландия. В Шотландии в новогоднюю ночь всей семьёй собираются у камина, смотрят на огонь, который, по преданию сжигает все невзгоды старого года, загадывают на будущее, а когда стрелка часов приближается к 12, глава семьи молча открывает дверь настежь – пока часы бьют, в неё, считается, выходит старый год и входит новый.   Дайдаин на Ноллаиг ночью проникает в дом и приносит детям подарки. Слайд 11. Спишите предложение и выполните его синтаксический разбор. (Работа на доске) Дайдаин на Ноллаиг ночью проникает в дом и приносит детям подарки. ­ Нужен ли знак препинания в предложении перед союзом И? Почему? Физминутка.   «Стряхните   с   плеч   снег,   с   валенок.Закройте   глазки   и   представьте падарки,которые вы бы хотели получить на нг. Слайд 12. Франция. На столе должно стоять 13 десертов. У французов они символизируют 12 апостолов и Христа. Жители верят, что так они получают благословение на весь грядущий год, поэтому почитают святых духов и ставят в честь них десерты. В стране Деда Мороза называют Пер Ноэлем. Он скачет к детям на ослике и оставляет свои подарки в специально заготовленных деревянных башмачках. Если ребенок вел себя плохо на протяжении всего года, то вместо подарка он найдет розгу. Франция подарила нашему языку слова: пальто, кашпо, пюре, купе. ­ Как называются эти слова и почему? (эти слова несклоняемые, потому что они не изменяются по падежам) ­ Можно ли показать род этих существительных? (Род этих существительных можно показать с помощью зависимых прилагательных или глаголов в прошедшем времени) Слайд   13.  Образуйте   словосочетания,   подставив   нужные   окончания   именам прилагательным (в этом задании использованы не только слова, пришедшие к нам из французского языка).  1вар ­ пальто, меню, пюре 2вар ­ пони, жюри, кино   3вар ­эскимо, какао, кашпоСлайд 14. Россия.  Вот и  заканчиваем мы своё небольшое путешествие. И возвращаемся домой, на свою Родину ­   в Россию. В России есть обычай украшать новогодние ёлки,  появился он  в далёкие времена. Древние люди верили, что в ели живёт дух леса, который хранит растения, зверей и птиц. Чтобы задобрить духов,  развешивали на ёлках лакомства. Рефлексия. И   мы   сегодня   нарядим   нашу   ёлку   своими   хорошими   отметками   за   выполнение небольшого теста. Выполняем его в своих тетрадях. После выполнения обменяться тетрадями с соседом по парте для проверки. 1. Десять существительных среднего рода на ­мя называются: а) разноспрягаемыми; б) разносклоняемыми; в) разноизменяемыми. 2. Если имя существительное не изменяется по падежам, это существительное:  а) неспрягаемое; б) несклоняемое; в) неуправляемое; 3. Если существительное может быть отнесено к мужскому и женскому роду, это существительное: а) среднего; б) общего; в) частного рода; 4.Найдите разносклоняемое существительное. а) фейерверк;   б) пламя;  в) веселье; 5.Найти «лишнее» а) драже;   б) желе;   в) украшение. Резерв: 1.Составить 2 предложение с разносклоняемыми существительными. 2.Исправить ошибку в употреблении разносклоняемых существительных Подскажите: «Сколько сейчас времени?» Подойти к знаменю В пламине костра Традиции племяни 3.Определить род сущ.общего рода.  Кирилл – всезнайка (______) Таня – зазнайка (_______) Сережа – забияка (_______) 4.Распределитьпо   родам:   тюль,   салат,   угощение,   гирлянда,   соня,   кофе,   праздник, сластена, торты, десерты, красота.   итог ­ Что мы повторили об имени существительном? ­  Что   нового   вы   узнали   о   традициях   празднования   Нового   года   в  разных   странах Европы? ­ А для чего знакомиться с традициями других стран?Домашнее задание (слайд 15) и на напечатанных листах  у каждого учащегося.  На оценку «3» ­ разобрать 3 существительных морфологически.  На оценку «4» ­ составить  и сделать разбор  5 словосочетаний  глагол + сущ. в Д.п.   На оценку «5» ­ составить 2 сложных предложения о праздновании Нового года, сделать синтаксический разбор.

Посмотрите также