Урок русского языка по теме "Профессиональные слова" (6 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 21.01.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок посвящен знакомству учащихся с понятием "профессиональные слова", расширяет их лексикон по данной теме и знакомит с различными профессиями. На уроке используются игровые технологии, занимательные задания, индивидуальные,групповые и коллективные формы работы, деятельностный подход, что соответствует требованиям к урокам по ФГОС.
Иконка файла материала Урок русского языка по теме Профессиональные слова 6 класс .docx
Урок русского языка по теме «Профессиональные слова» в 6 классе    Качкова Лариса Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 31» г. Братска Иркутской области Цели:  1)  Познакомить учащихся с профессиональными словами, сферой их употребления;  уметь находить профессиональные слова в Толковых словарях; отрабатывать  умение грамотного письма профессиональных  слов. 2) Развивать  познавательную активность учащихся, словарный запас учащихся, развивать  устную речь, орфографическую зоркость, внимание.   3) Воспитывать чувство уважения к какой бы то ни было профессии, доброжелательность,  взаимоуважение,   интерес к  изучению русского  языка. Тип урока: комбинированный Оборудование: презентация,  толковые словари, задания  по  группам, карточки. Ход  урока. ­ Здравствуйте, ребята и  уважаемые  гости.  Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку.  Если буду я молчать, как сможешь ты меня понять?  А выручить меня готово любимое, родное … (Слово!) ­А  слова мы  изучаем  в  разделе  «Лексика». Давайте вспомним, что мы  уже  знаем.  Карточки «Термины». Внимательно прочитайте определение и запишите ответ одним словом. 1 Словарный состав языка называется … (лексика) 2 Лексические значения слов разъясняются в … словарях (толковых) 3 Слова, имеющие одно значение, называются… (однозначные) 4 Слова, имеющие несколько значений, называются … (многозначные) 5 Слова имеют прямые и … значения (переносные) 6 Слова, одинаковые по звучанию, но совершенно разные по лексическому значению,  называются … (омонимы) 7 Слова, близкие по значению, но различные по написанию, называются ... (синонимы) 8 Слова, противоположные по лексическому значению, называются … (антонимы) Учитель открывает заднюю часть доски с верными ответами – учащиеся осуществляют  взаимопроверку. (0 ош.­ «5», 1­2 ош. –«4», 3­4 ош.­ «3», 5 ош.­ «2»)  Кто  быстрее  назовет  слова  с  чередующейся гласной           У человека много на земле дел.  Надо   дерево  посадить, дом построить,  сына  вырастить. А  еще  добрую  песню  сложить. И  это далеконе  все,  что  должен совершить человек. Но  что  бы  ты  ни  делал:  слагал  песню или  растил      сына,­ ко всему надо приложить  усилия,  отдать  свою  душу. Основная  мысль? ­ Что значит  отдавать душу?  В жизни   нужно найти свое место, любимое дело,  посвятить  ему  жизнь? ­ Какие синонимы можно   подобрать  к  слову    ДЕЛО  Из истории слов  ПРОФЕССИЯ. Заимств. в XIX в. из франц. яз., «говорить публично». Профессия буквально —  «(официальное) объявление (о своей специальности)» > «официальное указание своего занятия». Профессия – врач, а специальность – хирург Профессия педагог, а специальность ­ учитель русского языка Профессия строитель, а специальность – маляр  Постановка  целей  и  задач. ­ И  сегодня  тема  нашего   урока «Профессиональные слова».   Наша   задача  узнать, что же это за слова, научиться  находить их в толковых словарях. Сл.6­30  Кроссворд «Назови  профессию»   Запись   словарных   слов  ( 1  чел. работает  у доски).  1. ребус   повар  2. ребус   врач  3.С сумкой тяжёлой обходит район Письма нам в ящик кладёт … (почтальон) 4. Встаем мы очень рано      Ведь наша забота —Всех отвезти по утрам на работу  (шофёр) 5. Из кирпича мы строим дом, Чтоб смеялось солнце в нём. Чтобы выше, чтобы шире Были комнаты в квартире. (Каменщики)  6. Кладет кирпич за кирпичом­  Растет этаж за этажом  И с каждым часом, с каждым днем   Все выше новый дом, (строитель)  Средь облаков, на высоте, Мы дружно строим новый дом, Чтобы в тепле и красоте Счастливо жили люди в нём. (Строители) 7. ребус  столяр   стол р ­  столяр яя ыя 8. Животные тоже, как люди болеют.   Вот только они говорить не умеют.   Но доктор для бедных животных найдется  И врач этот как зовется? (ветеринар)  9 . Он – друзей четвероногих Всеми признанный знаток, Воспитатель очень строгий, Крепко держит поводок. Учит он в собачьей школе, Как команды выполнять. Все боксеры, доги, колли Назубок должны их знать. (Кинолог) 10. Ребус  капитан  11. После взрыва, наводненья,   Бури и землетрясенья,   Если откололась льдина   Или с гор сошла лавина,   Если рухнул где­то дом,   Мы кого зовем? (спасателя)12. Ребус  учитель 13. На работе день­деньской Он командует рукой. Поднимает та рука Сто пудов под облака. (Крановщик) 14. ребус   (водолаз) 15. Не художник он, но краской Пахнет неизменно, По картинам он не мастер ­ Мастер он по стенам!  (Маляр) 16. Победит огонь коварный  Тот, кого зовут … (пожарный) Сл.31        ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ  Сл 32   Сл.34  Работа со словарем:             Профессиональные   слова   (т.е.   специальные)   разъясняются   в   особых   словарях­ справочниках,  в  толковых  словарях  ­ Что поможет определить, что это профессиональные слова? (специальные пометы – спец.)  Работа с  толковым словариком  в учебнике. ­   В   наших   учебниках   также   есть   небольшой   Толковый   словарь.   Найдите   в   нем профессиональные   слова,   запишите   1­2   слово   в   тетрадь   (литера,   матрица,   мерный, омшаник, табло, ротационный, тубус, форте). Работа по группам Сл.35­39 1. У  вас  в  конвертах  слова  людей  разных  профессий.  Ваша  задача  отобрать  слова   того  человека,  кто  указан  на  вашем  конверте.    *  см.  толковый словарь.  палитра* проявитель закрепитель наждак тубус* октава* гамма* зубило* аккорд* вокализ* акварель штифт фиксаж* мольберт* гуашь втулка* форте* негатив* стамеска* эстамп*2. Выпишите  профессиональные  слова,  определите их лексическое значение. 1 группа. Когда траулер круто менял курс, его на развороте накрыло волной, порвался  трос, и правый   борт  прогнулся, словно от удара ледяной глыбы. В рубке светились только катушка компаса и пульты всего  оборудования.  Профессиональные слова: траулер, рубка. ­ С какой целью автор употребил профессиональные слова? (Примерные ответы учащихся: специальные слова в художественном произведении помогают   точнее   назвать   предметы   и   понятия,   точнее   описать   людей,   их занятия.) аа Тр улер — промысловое судно, предназначенное для лова рыбы Рубка­­­надстройка на палубе судна 2 группа. Выпишите  профессиональные  слова,  определите их лексическое значение. Давайте пофантазируем и определим профессию отца по  профессионализмам, которые он использует, рассказывая сыновьям о своей работе.  Если он употребляет слова: а)  фара, кабина, двигатель, переключатель скоростей, зажигание, он — ... ; б)  вагоны, рельсы, шпалы, платформа, кабина, он — ... ; в)  каюта, якорь, корма, иллюминатор, он — ... ; г)  трос, кран, блок, кирпич, мастерок, арматура, он — ... .  Д л я  с п р а в о к: строитель, моряк, машинист, шофёр.Аа ИЛЛЮМИН ТОР, ­а, муж. Герметически закрывающееся окно (на корабле,  глубоководном или летательном аппарате). АРМАТ РА, тех.Стальной каркас железобетонного изделия или сооружения,  металлическая сетка, упрочняющая материал или изделие Уа 3 группа. Выпишите  профессиональные  слова,  определите их лексическое значение. – Я из поликлиники. В ряде областей зафиксирована вспышка гриппа. Мое намерение – сделать вам прививку. – У меня аллергия, лучше  лучше сделайте мне флюорографию, –ответил спортсмен с  явным желанием выпроводить нежданную гостью. – Я не уйду, – уперлась женщина. Натиску пришлось уступить. Доктор  в блекло­голубом медицинском халатике  с   фонендоскопом на  шее  ловко  открыла  на столе флаконы с лекарством, потом взяла  пациента за руку и начала вводить лекарство. Оа Аа ФОНЕНДОСК П ­ медицинский прибор для прослушивания больных, состоящий из  двух гибких слуховых трубок, соединённых со звукоулавливающей камерой. ФЛЮОРОГР ФИЯ (спец.). Метод рентгенологического обследования  фотографирование изображения на светящемся экране.    4 группа. Выпишите  профессиональные  слова,  определите их лексическое значение. Тетя Поля ­ хирург, а моя мама ­ заведующая заводской амбулаторией. Стоит им  встретиться ­ и между ними начинается разговор, в котором обычные слова заменяются  медицинскими. Не успел войти, как тетя Поля меня спрашивает: ­Ну, Алик, как твой кариес? Я только плечами пожал: ­Никакого кариеса у меня нет. ­Как, а твой зуб? Тебе уже наложили пломбу? Тут только я понял, в чем дело: неделю назад у меня заболел зуб и мне его лечили в  поликлинике. Но, по ­ моему, гораздо проще вместо слов кариес и наложите пломбу спросить: "Ты  вылечил зуб?" Но я не стал спорить! Их не переубедишь. ­ Прав ли герой данного рассказа, что вообще не надо употреблять профессиональные  слова? Оа АМБУЛАТ РИЯ, ­и, жен. Лечебница для приходящих больных . аа К риес м. Постепенное разрушение ткани кости или зуба (в медицине). Пломба  Сл. 40 Рефлексия ­ Какие слова мы называем профессионализмами? ­А какая профессия  вам наиболее  близка?   ­Какие профессиональные слова вы будете употреблять? ­Какие  качества  нужно в себе воспитывать,  чтобы  стать      профессионалом  своего  дела?  (целеустремленность, терпеливость, выносливость,  ответственность). Сл. 41  Д.з.    Напишите сочинение  на тему «Профессия моих  родителей» Резерв  Упр.  67  Определите профессию работника по его словарю.   1 бакен, компас, парус ­  моряк  2) Мазь, рецепт, аспирин, компресс   3) верстак, фуганок, стамеска  ­ плотник  4) Ноты, сольфеджио, ария, сопрано ­ музыкант  5) пенальти, голкипер, тайм­ футболист  Ребусы

Посмотрите также