Урок.
Тема: «Суффиксы имен существительных»  (§28)
Цель: повторение о правописании суффиксов –чик (щик), ек (ик); знакомство с 
суффиксами с увеличительным и уменьшительным значением, с суффиксами, образующими
имена собственные.
Оборудование: презентация
Ход урока
I. Проверка д/з (Упр. 228, 230)
II. Интеллектуальная разминка.              Слайд 2
Запишите стихотворение, вставляя пропущенные буквы и раскрывая 
скобки:
Воробей
Чуть ж…вой. (Не) чирикает даже.
Зам…рза…т совсем в…р…бей.
Как замет…т подводу с поклажей,
Изпод крыш… бр…са…тся к ней.
И др…жит он на зёрнышком бедным,
И л…тит к чердаку св…ему.
А гл…ди, (не)ст…новится вредным
Оттого, что так трудно ему…
(Н. Рубцов)
  Найдите слово с уменьшительноласкательным суффиксом, разберите 
его по составу, выполните словообразовательный разбор.
 Фонетический разбор слова воробей.
III. Обращение к теоретическому материалу на стр. 183.
2.1. Прочтите теоретический материал на стр. 183.
2.2. Составьте таблицу.                              Слайд 3
Предполагаемый результат
Окончания существительных
с уменьшительными и увеличительными суффиксамисуффиксы
Уменьшительные
ушк(юшк)
ышк(ишк)
Увеличительный
ищ
окончания
а
о
е
а
признаки сущ.
сущ.ж.р., ед.ч., И.п.
сущ. одуш., м.р., 
ед.ч., И.п.
сущ. с.р., ед.ч., И.п.
сущ. неодуш., 
м.р., ед.ч., И.п.
сущ. м.р. и с.р., ед.ч.
сущ. ж.р., ед.ч.
примеры
думушка
болтушка
пальтишко 
голосишко
арбузище
бородища,
скучища
IV 
 . Закрепление. Упр. 235 (письменно)
V   . Обращение к теоретическому материалу на стр. 184.
1. Прочтите теоретический материал на стр. 184.
2. Закрепления. Упр. 236 (устно)
VI 
 . Повторение о суффиксах –чик (щик), ек (ик)
1. Беседа (записываю только те профессии, в которых есть суффиксы        
–чик (щик), ек (ик))
 Какие профессии вам известны?
 Какие профессии, повашему, сегодня самые популярные, 
востребованные?
 Наверное, одна из самых перспективных профессий на сегодняшний день 
– компьютерщик. Компьютерщик – тот, кто хорошо разбирается в 
компьютерах, в тонкостях работы с ним.                    Слайд 4
2. Синтаксический разбор предложения
14 февраля 1946 года начал работать первый электронный компьютер, 
и поэтому этот день считается Днём компьютерщика.
3. А слышали ли вы о профессии фонарщика?                     Слайд 5
 Чтение текста из сказки А. де СентЭкзюпери «Маленький принц», 
объяснение орфограмм и постановку знаков препинания.    
Пятая планета была очень занятная. Она оказалась меньше всех. На 
ней только и помещались фонарь да фонарщик. Маленький принц никак не 
мог понять, для чего на крохотной, затерявшейся в небе планетке, где нет
ни домов, ни жителей, нужны фонарь и фонарщик. Но подумал: «Может,этот человек и нелеп. Но в его работе всётаки есть смысл. Когда он 
зажигает свой фонарь – как будто рождается ещё одна звезда или 
цветок. А когда он гасит фонарь – как будто звезда или цветок засыпают. 
Прекрасное занятие. Это понастоящему полезно, потому что красиво».
 Определите главную мысль отрывка.               
Слайды 68
 Этой романтической, красивой профессии сейчас уже нет. А ведь 
когдато она была востребованной. Первые фонари в нашей стране 
появились 300 лет назад. 4 декабря 1706 года, в день празднования победы 
над шведами, по указанию Петра I  в Петербурге на фасадах улиц, 
выходивших на Петропавловскую крепость, были вывешены уличные 
фонари. Царю и горожанам это новшество понравилось. Сначала фонари 
зажигали по праздникам, а в 1720 году Пётр I приказал ввести постоянное 
уличное освещение. Фонари были масляные, спиртовые, керосиновые и 
газовые. В 1873 году на Одесской улице в Петербурге впервые зажёгся 
электрический фонарь, созданный изобретателем Александром 
Лодыгиным. Именно в этом месте в 1998 году был открыт музей фонарей 
под открытым небом и установлен памятник фонарщику.
4.  Нет сейчас фонарщиков и извозчиков, погонщиков и старьёвщиков, но 
есть газетчики и сварщики, лётчики и компьютерщики. (слова на слайде  9 )
 В чём особенность записанных слов и слов на слайде? (одинаковые 
суффиксы)
5.  Расскажите правило выбора букв в суффиксах –чик (щик), ек (ик)
 – чик
 ; 2) 
 
(1) после д, т, з, с, ж 
 
 
 –ик 
  в род.пад. не исчезает)
6. Закрепление  (на слайде  10   )
 Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните выбор суффикса
Камен.., водопровд.., барабан.., стеколь.., полиров.., сбор.., развед.., газет.., 
бетон.., зачин.. .
Грибоч..к, карандаш..к, кусточ..к, кирпич.., ореш..к, овраж..к, денёч.., 
мяч..к.
VI. Рефлексия.   Слайд 11
VII. Домашнее задание: 1. Подготовиться к словарному диктанту на с.185;2. ответить на вопрос 6 (с.187)