Урок русского языка по теме: "Существительные на -ИЙ, -ИЯ, -ИЕ"
Оценка 5

Урок русского языка по теме: "Существительные на -ИЙ, -ИЯ, -ИЕ"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
07.05.2018
Урок русского языка по теме:  "Существительные на -ИЙ, -ИЯ, -ИЕ"
Публикация является частью публикации:
Конспект урока.docx

Урок по русскому языку.  5 класс

Надпись: Тема урока. Цель урока:Существительные на -ИЙ, -ИЯ, -ИЕ

проанализировав заполненную учащимися таблицу, сделать вывод о написании окончаний в существительных на -ИЙ, -ИЯ; -ИЕ; обратить внимание на особенности склонения слов на -ИЙ и -ИЯ, -ЬЕ и -ИЕ; прививать навык грамотного письма; воспитывать внимание к написанию окончаний -Е и -И в именах существительных.

Надпись: Оборудование: Тип урока:

карточки -Е и -И в именах существительных, таблицы (на доске).

 

комбинированный урок.

I.              Актуализация опорных знаний

- Сегодня мы с вами продолжаем работу с орфограммой «Буквы Е, И в окончаниях существительных».

Вашим заданием будет заполнить таблицу примерами

 

1. Работа с обобщающей таблицей «Буквы Е, И в окончаниях существительных»

    Заполните таблицу примерами.

 

Склонения

                   Падежи ..............................

1-е скл.

2-е скл.

3-е скл.

И. п.

 

 

 

Примеры

 

 

 

Р. п.

-И (Ы)

Примеры

 

 

 

Д.п.

Примеры

 

 

 

П. п.

Примеры

 

 

 

 


 

image2

2. Приём «Соедини линиями» (или диктант с сигнальными карточками)

image1
 

3. Рефлексия. Температура тела. Умеете ли вы правильно писать слова с орфограммой «Буквы Е, И в окончаниях существительных» (36,6)

Нормальная температура тела и знаний человека – 36, 6. Определите вашу температуру знаний по теме.  (Все уже знаете и уверены в своих знаниях– 36.6,  Не все в порядке – температура понижается.)  Запишите вашу температуру на полях тетради.

 

 

II.     Мотивация учебной деятельности

      Решите задачу:

Девочка = зелень = ? (Р.п.)                                    Ответ: И

 

Мышь = приключение = планетарий = армия = ? (П. п)        Ответ: И – правильный

 

- Можем ли мы объяснить сейчас, почему эти две задачи имеют одинаковые ответы? (нет)

 

III.     Определение темы. Постановка целей и задач урока

Ответить на этот вопрос нам помогут материалы учебника на стр. 69 (правило № 17)

- Почему у 2-й задачи  ответ И? (У существительных на -ИЙ, -ИЯ, -ИЕ в П.п. пишется окончание И)

Определите тему урока. (Существительные на -ИЙ, -ИЯ, -ИЕ)

Какую цель и задачи мы поставим перед собой? (Узнать как можно больше о  существительных на -ИЙ, -ИЯ, -ИЕ.  Научиться отличать существительных на -ИЙ, -ИЯ, -ИЕ от существительных 1-2-3 склонений. Научиться правильно писать орфограмму «Буквы Е, И в окончаниях  этих существительных»)

IV.     Работа над темой урока

 

Задание 1

Задание по вариантам (по рядам) с последующей проверкой.

Победителем считается команда, которая быстрее выполнила задание

Приведите по 5 — 6 примеров существительных на:

-ИЯ

-ИЕ

-ИЙ

 

акация

собрание

планетарий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФИЗМИНУТКА

- ИЯ – наклон вперед

- ИЙ – наклон влево

- ИЕ – наклон вправо

Мария, изложение, планетарий,

батарея, соревнование, санаторий,

фамилия, предложение, Василий,

исключение, история, повеление

 

Задание 2

Материал для наблюдения

      Рассмотрите таблицу.

      В каких падежах с существительных на  - ИЯ пишется окончание - И? (Р.п., Д.п., П.п. – как у существительных 3 склонения. Это существительные женского рода. )

      - А у существительных на -ИЙ, -ИЕ ? ( В П.п.. Это существительные мужского и среднего рода. По начальной форме мы бы могли их отнести к существительным 2 склонения. У существительных 2 склонения эта орфограмма встречается только в П.п.)

 

                        Склонения

Падежи

-ИЯ

-ИЕ

-ИЙ

3-е скл.

Р. п.

Примеры

лекциИ

затмения

планетария

 

Д. п.

Примеры

лекциИ

затмению

планетарию

 

П. п.

Примеры

лекциИ

затмениИ

планетариИ

 

 

 


Задание 3

Оформим памятку

Еще раз прочитайте правило № 17. Заполните таблицу

Склонения

   Падежи

Сущ. на

-ИЕ

-ИЙ

-ИЯ

   Р. п.

 

 

и

   Д. п.

 

 

и

   П. п.

и

и

и

 

Задание 4

ПРИЕМ  РАФТ.

Задание для 1 варианта.

Представь, что ты одно из существительных на – ИЯ. Расскажи о себе.

Я одно из существительных на – ИЯ ___________________ (приведи пример). Я существительное женского рода. и  в  И. п.  единственного числа у меня окончание  –Я. Поэтому меня можно было бы отнести к существительным  _______ склонения. Но этого сделать нельзя, так как в Р.п., Д.п. и П.п. у меня окончание – И, как у существительных   _________  склонения. Поэтому меня выделяют в особую группу имен существительных.

Задание для 2 варианта.

Представь, что ты одно из существительных на – ИЕ. Расскажи о себе.

Я одно из существительных на – ИЕ ___________________ (приведи пример). Я существительное среднего рода. и  в  И. п.  единственного числа у меня окончание  –Е. Поэтому меня можно было бы отнести к существительным  _______ склонения. Но этого сделать нельзя, так как в П.п. у меня окончание – И, как у существительных   _________  склонения. Поэтому меня выделяют в особую группу имен существительных.

 

Задание для 3 варианта.

Представь, что ты одно из существительных на – ИЙ. Расскажи о себе.

Я одно из существительных на – ИЙ ___________________ (приведи пример). Я существительное мужского рода. и  в  И. п.  единственного числа у меня нулевое окончание. Поэтому меня можно было бы отнести к существительным  _______ склонения. Но этого сделать нельзя, так как в П.п. у меня окончание – И, как у существительных   _________  склонения. Поэтому меня выделяют в особую группу имен существительных.

 

Задание 5

Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание слов.

У  девочк.. Мари.. .

В  чудесном приключени.. .

О быстром возвращени.. .

На весёлом состязани.. .

     Знали о  гени.. .

В  школьном гербари.. .

На интересной лекци.. .

В  большом здани.. .

В шумной компани.. .

Вышли из полици.. .

Побывали  во Франци.. .

 

Задание 6

Задание с последующей самопроверкой

Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте морфему, в которой пропущена буква.

Ехать к станци... , быть на лекци... , располагаться на возвышени... , участвовать в соревновани... , беседовать о бесстраши... , идти к Мари... , побывали на открыти... цирка, вспомнить о расписани... , не забыл о развлечени... , учебники по географи... , истори... , биологи...

Самопроверка.

Ехать к станциИ, быть на лекциИ,  располагаться на возвышениИ, участвовать в соревнованиИ, беседовать о бесстрашиИ, идти к МариИ , побывали на открытиИ  цирка, вспомнить о расписаниИ, не забыл о развлечениИ,  учебники по географиИ,  историИ,  биологиИ.

 

-  Оцените свою работу

0 ошибок – «5»
1 ошибка – «4»
2 ошибки – «3»
3 и более ошибок – материал не понят, смотри теорию в учебнике.

 

Задание 7

Работа с текстом (раздаточный материал на партах)

Прочитайте текст.

(1)При раскопках дворца одного из фараонов Древнего Египта археологи обнаружили б..(1)гато украшенное помещение со странной надписью у входа: «Аптека души». (2)Аптека — место, где делают и пр.. (2)дают л..(3)карства, чтобы л..(4)чить б..(5)лезни человеческого тела. (3)А что же такое «аптека души»? (4)Конечно, это —        __________________ , хранилище  книг.

(5)Они бывают разные: личные и государственные, учебные и научные, школьные и гор..(6)дские. (б)Первой общедоступной библиотекой в Росси..(7) стала Публичная библиотека в Петербург..(8). (7)Её разрешалось посещать «всем прилично одетым гражданам» три дня в неделю с 9 часов утра и до з..(9)хода солнца.

                       (По материалам энциклопедии «Я познаю мир. Культура»)

1. Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание слов.

2. Какое из слов относится к особой группе? (В России) Почему это существительное пишется с большой буквы? (Имя собственное)

3. Найдите в тексте ещё одно слово, которое относится к особой группе (помещение). Выполните его морфемный разбор.

4. Запишите слово, которое должно быть на месте пропуска в предложении 4 (библиотека)

Этимологическая справка

БИБЛИОТЕКА (от греч . biblion - книга ),

1) учреждение, организующее сбор, хранение, общественное пользование произведениями печати. Собрания памятников письменности возникли в древности (в Ассирии, Др. Египте, Греции и Риме, монастырях раннего средневековья). Библиотеки получили развитие с 15 в., после изобретения книгопечатания. В 19 в. были организованы публичные библиотеки. В России монастырские библиотеки появились в 11-12 вв., первые светские - в 18 в. при АН, Московском университете; первая крупная публичная библиотека открыта в Санкт-Петербурге в 1814.

2) Личное (домашнее) собрание произведений печати.

3) Серия изданий, объединенных общностью замысла, тематики, читательского назначения и др.

 

5. Подберите синоним к слову «библиотека» (книгохранилище)

6. Объясните написание слова «книгохранилище».

7. Озаглавьте текст словами из 1-го абзаца. («Аптека души»)

8. Кратко передайте содержание 1-го абзаца:

Аптека – место, где продают лекарства, чтобы _______________________ (лечить тело человека).  А библиотека – то место, где хранятся книги, которые лечат ____________________________ (душу человека).

9. Составьте предложение со словом «библиотека».

 

VI.     Рефлексия

Беседа

 

    Что вы запомнили из материала урока?

    Какие задания вызвали у вас затруднения?

 

             Какова ваша температура усвоения сегодняшнего материала урока? Все поняли, все получилось – 36.6,  Не все в порядке – температура понижается. Запишите вашу температуру на полях тетради

 

Домашнее задание. Правило № 17 на стр. 69. Упр. 538 или 539 (на выбор)


 

Скачано с www.znanio.ru

Урок по русскому языку. 5 класс

Урок по русскому языку. 5 класс

Все уже знаете и уверены в своих знаниях– 36

Все уже знаете и уверены в своих знаниях– 36

ФИЗМИНУТКА - ИЯ – наклон вперед -

ФИЗМИНУТКА - ИЯ – наклон вперед -

Задание для 2 варианта. Представь, что ты одно из существительных на –

Задание для 2 варианта. Представь, что ты одно из существительных на –

И цирка, вспомнить о расписаниИ, не забыл о развлечениИ, учебники по географиИ, историИ, биологиИ

И цирка, вспомнить о расписаниИ, не забыл о развлечениИ, учебники по географиИ, историИ, биологиИ

Этимологическая справка БИБЛИОТЕКА (от греч

Этимологическая справка БИБЛИОТЕКА (от греч
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2018