Урок по русскому языку. 5 класс
Существительные на -ИЙ, -ИЯ, -ИЕ
проанализировав заполненную учащимися таблицу, сделать вывод о написании окончаний в существительных на -ИЙ, -ИЯ; -ИЕ; обратить внимание на особенности склонения слов на -ИЙ и -ИЯ, -ЬЕ и -ИЕ; прививать навык грамотного письма; воспитывать внимание к написанию окончаний -Е и -И в именах существительных.
карточки -Е и -И в именах существительных, таблицы (на доске).
комбинированный урок.
I. Актуализация опорных знаний
- Сегодня мы с вами продолжаем работу с орфограммой «Буквы Е, И в окончаниях существительных».
Вашим заданием будет заполнить таблицу примерами
1. Работа с обобщающей таблицей «Буквы Е, И в окончаниях существительных»
♦ Заполните таблицу примерами.
Склонения Падежи .............................. |
1-е скл. |
2-е скл. |
3-е скл. |
И. п. |
|
|
|
Примеры |
|
|
|
Р. п. |
-И (Ы) |
— |
-И |
Примеры |
|
|
|
Д.п. |
-Е |
— |
-И |
Примеры |
|
|
|
П. п. |
-Е |
-Е |
-И |
Примеры |
|
|
|
|
3. Рефлексия. Температура тела. Умеете ли вы правильно писать слова с орфограммой «Буквы Е, И в окончаниях существительных» (36,6)
. Нормальная температура тела и знаний человека – 36, 6. Определите вашу температуру знаний по теме. (Все уже знаете и уверены в своих знаниях– 36.6, Не все в порядке – температура понижается.) Запишите вашу температуру на полях тетради.
II. Мотивация учебной деятельности
♦ Решите задачу:
Девочка = зелень = ? (Р.п.) Ответ: И
Мышь = приключение = планетарий = армия = ? (П. п) Ответ: И – правильный
- Можем ли мы объяснить сейчас, почему эти две задачи имеют одинаковые ответы? (нет)
III. Определение темы. Постановка целей и задач урока
Ответить на этот вопрос нам помогут материалы учебника на стр. 69 (правило № 17)
- Почему у 2-й задачи ответ И? (У существительных на -ИЙ, -ИЯ, -ИЕ в П.п. пишется окончание И)
Определите тему урока. (Существительные на -ИЙ, -ИЯ, -ИЕ)
Какую цель и задачи мы поставим перед собой? (Узнать как можно больше о существительных на -ИЙ, -ИЯ, -ИЕ. Научиться отличать существительных на -ИЙ, -ИЯ, -ИЕ от существительных 1-2-3 склонений. Научиться правильно писать орфограмму «Буквы Е, И в окончаниях этих существительных»)
IV. Работа над темой урока
Задание 1
Задание по вариантам (по рядам) с последующей проверкой.
Победителем считается команда, которая быстрее выполнила задание
Приведите по 5 — 6 примеров существительных на:
-ИЯ |
-ИЕ |
-ИЙ |
акация |
собрание |
планетарий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ФИЗМИНУТКА
- ИЯ – наклон вперед
- ИЙ – наклон влево
- ИЕ – наклон вправо
Мария, изложение, планетарий,
батарея, соревнование, санаторий,
фамилия, предложение, Василий,
исключение, история, повеление
Задание 2
Материал для наблюдения
♦ Рассмотрите таблицу.
♦ В каких падежах с существительных на - ИЯ пишется окончание - И? (Р.п., Д.п., П.п. – как у существительных 3 склонения. Это существительные женского рода. )
♦ - А у существительных на -ИЙ, -ИЕ ? ( В П.п.. Это существительные мужского и среднего рода. По начальной форме мы бы могли их отнести к существительным 2 склонения. У существительных 2 склонения эта орфограмма встречается только в П.п.)
Склонения Падежи |
-ИЯ |
-ИЕ |
-ИЙ |
3-е скл. |
Р. п. |
-И |
— |
— |
-И |
Примеры |
лекциИ |
затмения |
планетария |
|
Д. п. |
-И |
— |
— |
-И |
Примеры |
лекциИ |
затмению |
планетарию |
|
П. п. |
-И |
-И |
-И |
-И |
Примеры |
лекциИ |
затмениИ |
планетариИ |
|
|
Задание 3
Оформим памятку
Еще раз прочитайте правило № 17. Заполните таблицу
Склонения Падежи |
Сущ. на |
||
-ИЕ |
-ИЙ |
-ИЯ |
|
Р. п. |
|
|
и |
Д. п. |
|
|
и |
П. п. |
и |
и |
и |
Задание 4
ПРИЕМ РАФТ.
Задание для 1 варианта.
Представь, что ты одно из существительных на – ИЯ. Расскажи о себе.
Я одно из существительных на – ИЯ ___________________ (приведи пример). Я существительное женского рода. и в И. п. единственного числа у меня окончание –Я. Поэтому меня можно было бы отнести к существительным _______ склонения. Но этого сделать нельзя, так как в Р.п., Д.п. и П.п. у меня окончание – И, как у существительных _________ склонения. Поэтому меня выделяют в особую группу имен существительных.
Задание для 2 варианта.
Представь, что ты одно из существительных на – ИЕ. Расскажи о себе.
Я одно из существительных на – ИЕ ___________________ (приведи пример). Я существительное среднего рода. и в И. п. единственного числа у меня окончание –Е. Поэтому меня можно было бы отнести к существительным _______ склонения. Но этого сделать нельзя, так как в П.п. у меня окончание – И, как у существительных _________ склонения. Поэтому меня выделяют в особую группу имен существительных.
Задание для 3 варианта.
Представь, что ты одно из существительных на – ИЙ. Расскажи о себе.
Я одно из существительных на – ИЙ ___________________ (приведи пример). Я существительное мужского рода. и в И. п. единственного числа у меня нулевое окончание. Поэтому меня можно было бы отнести к существительным _______ склонения. Но этого сделать нельзя, так как в П.п. у меня окончание – И, как у существительных _________ склонения. Поэтому меня выделяют в особую группу имен существительных.
Задание 5
Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание слов.
У девочк.. Мари.. .
В чудесном приключени.. .
О быстром возвращени.. .
На весёлом состязани.. .
Знали о гени.. .
В школьном гербари.. .
На интересной лекци.. .
В большом здани.. .
В шумной компани.. .
Вышли из полици.. .
Побывали во Франци.. .
Задание 6
Задание с последующей самопроверкой
Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте морфему, в которой пропущена буква.
Ехать к станци... , быть на лекци... , располагаться на возвышени... , участвовать в соревновани... , беседовать о бесстраши... , идти к Мари... , побывали на открыти... цирка, вспомнить о расписани... , не забыл о развлечени... , учебники по географи... , истори... , биологи...
Самопроверка.
Ехать к станциИ, быть на лекциИ, располагаться на возвышениИ, участвовать в соревнованиИ, беседовать о бесстрашиИ, идти к МариИ , побывали на открытиИ цирка, вспомнить о расписаниИ, не забыл о развлечениИ, учебники по географиИ, историИ, биологиИ.
- Оцените свою работу
0
ошибок – «5»
1 ошибка – «4»
2 ошибки – «3»
3 и более ошибок – материал не понят, смотри теорию в учебнике.
Задание 7
Работа с текстом (раздаточный материал на партах)
Прочитайте текст.
(1)При раскопках дворца одного из фараонов Древнего Египта археологи обнаружили б..(1)гато украшенное помещение со странной надписью у входа: «Аптека души». (2)Аптека — место, где делают и пр.. (2)дают л..(3)карства, чтобы л..(4)чить б..(5)лезни человеческого тела. (3)А что же такое «аптека души»? (4)Конечно, это — __________________ , хранилище книг.
(5)Они бывают разные: личные и государственные, учебные и научные, школьные и гор..(6)дские. (б)Первой общедоступной библиотекой в Росси..(7) стала Публичная библиотека в Петербург..(8). (7)Её разрешалось посещать «всем прилично одетым гражданам» три дня в неделю с 9 часов утра и до з..(9)хода солнца.
(По материалам энциклопедии «Я познаю мир. Культура»)
1. Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание слов.
2. Какое из слов относится к особой группе? (В России) Почему это существительное пишется с большой буквы? (Имя собственное)
3. Найдите в тексте ещё одно слово, которое относится к особой группе (помещение). Выполните его морфемный разбор.
4. Запишите слово, которое должно быть на месте пропуска в предложении 4 (библиотека)
Этимологическая справка
БИБЛИОТЕКА (от греч . biblion - книга ),
1) учреждение, организующее сбор, хранение, общественное пользование произведениями печати. Собрания памятников письменности возникли в древности (в Ассирии, Др. Египте, Греции и Риме, монастырях раннего средневековья). Библиотеки получили развитие с 15 в., после изобретения книгопечатания. В 19 в. были организованы публичные библиотеки. В России монастырские библиотеки появились в 11-12 вв., первые светские - в 18 в. при АН, Московском университете; первая крупная публичная библиотека открыта в Санкт-Петербурге в 1814.
2) Личное (домашнее) собрание произведений печати.
3) Серия изданий, объединенных общностью замысла, тематики, читательского назначения и др.
5. Подберите синоним к слову «библиотека» (книгохранилище)
6. Объясните написание слова «книгохранилище».
7. Озаглавьте текст словами из 1-го абзаца. («Аптека души»)
8. Кратко передайте содержание 1-го абзаца:
Аптека – место, где продают лекарства, чтобы _______________________ (лечить тело человека). А библиотека – то место, где хранятся книги, которые лечат ____________________________ (душу человека).
9. Составьте предложение со словом «библиотека».
VI. Рефлексия
Беседа
♦ Что вы запомнили из материала урока?
♦ Какие задания вызвали у вас затруднения?
♦ Какова ваша температура усвоения сегодняшнего материала урока? Все поняли, все получилось – 36.6, Не все в порядке – температура понижается. Запишите вашу температуру на полях тетради
Домашнее задание. Правило № 17 на стр. 69. Упр. 538 или 539 (на выбор)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.