Урок русского языка «Повторение темы "Имя существительное"" (5 класс)
Оценка 4.6

Урок русского языка «Повторение темы "Имя существительное"" (5 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
08.01.2017
Урок русского языка  «Повторение темы "Имя существительное"" (5 класс)
Урок проводится в конце изучения темы "Имя существительное" с целью обобщить и систематизировать сведения об имени существительном и основных правилах, с ним связанных. Все задания в игровой занимательной форме направлены на закрепление материала, цель урока: применять полученные знания на практике.
Урок Имя существительное.doc

 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа № 10

с. Каменная Балка Арзгирского района Ставропольского края

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока по русскому языку
в 5 классе

«Повторение темы «Имя существительное»»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила

учитель русского языка и литературы

Фиденко Наталья Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Каменная Балка

 2013

 

 

Повторение темы «Имя существительное»

 

                                                    

Цель:  обобщить и систематизировать сведения об имени существительном и

            основных правилах, с ним связанных;

Задачи: 

1) привитие умения и навыков применять полученные знания на практике;

          2) совершенствовать умения логически правильно, аргументировано говорить;

          3) привить любовь к художественной литературе;

          4) воспитание чувства ответственности, активизации познавательной деятельности в коллективе.

Оборудование:   компьютер, мультимедийная установка, кластер «Имя существительное» на партах, перфокарты, жетоны, эмблемы «Король и королева знаний».

 

Ход урока.

 

1.                 Учитель:

-Здравствуйте ребята! Сейчас я вам буду называть имена существительные, а вы сядете за парты только тогда, когда услышите имя общего рода. (Книга, земля, Родина, мать, непоседа, береза)

- Сегодня важный урок. Урок контроля знаний. Мы повторим всё уже известное нам по теме имя существительное.

Имя существительное – важнейшая часть речи. Ещё первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования

закреплялись в языке. По наблюдениям учёных, существительные появляются в речи ребёнка в числе первых слов.

Действительно, почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное.

- Урок у нас сегодня будет необычный,  в форме аукциона. А кто знает лексическое значение слова аукцион?

АУКЦИОН, -а, м. Публичная распродажа, при которой покупателем становится тот, кто предложит более высокую цену. (по словарю Ожегова)

А что мы можем продавать на уроке? Мы будем продавать знания по интересующему нас грамматическому вопросу. А как мы это будем делать?

Посмотрите на доску. Здесь у нас кластер – имя существительное. Скажите, по каким вопросам у нас состоится торг?

Правила нашего аукциона:

Вам надо вспомнить правила по каждому грамматическому признаку. И только тому, кто даст полный ответ, продаётся задание. Чем больше жетонов, тем больше баллов. В конце урока мы определим победителя – «Короля или королеву знаний»

 

1. Что такое существительное? (правило)

Разгадывание ребусов.

Слово «ребус» произошло от латинского слова вещь, то есть в буквальном переводе ребус означает вещами, предметами, с помощью вещей.

(Учащимся показываются ребусы, которые они должны разгадать).

                                                                                                          

 

        images (2) 

 

Определить склонение, род этих существительных

2. Синтаксическая роль имён существительных.

Подчеркнуть все имена существительные как члены предложения.

Народные песни пришли к нам из древности.

Человек обращался к природе и просил её о помощи.

Книга – источник знаний.

3. Одушевлённые и неодушевлённые существительные

Прочитай текст. Выпишите  в два столбика одушевлённые и неодушевлённые существительные.

   Прошла буря. Под камышом подобрали двух птенцов, которые были потеряны пеликаном и колпицей. Лечить их взялась рыбачка Мария Ивановна. Ей быстро удалось приучить питомцев. Каждое утро они выходили из сарая, встречались со своей кормилицей и просили завтрак. Но товарищем друг другу каждый из них не стал. Пеликан не терпел, когда колпица приближалась к хозяйке. Осенью колпица улетела, а пеликан остался. С малышом забавлялся весь народ посёлка.

                                                                                                 (И.Прокопенко)

    Неодушевлённые                                             Одушевлённые                       

          Буря                                                                                птенцов

          Камышом                                                                       пеликаном

          Из сарая                                                                         колпицей

          Завтрак                                                                           рыбачка 

          Посёлка                                                                          Мария Ивановна 

          Народ                                                                              питомцев         

                                                                                                  кормилицей

                                                                                                  товарищем

                                                                                                  друг

                                                                                                  к хозяйке

                                                                                                  с малышом

 

 

 

 

4. Собственные и нарицательные имена существительные

Превратите имена нарицательные в собственные

Птица орёл – ________________
Цветок роза – _______________
Воздушный шарик – ___________
Плодородная земля – __________

Взгляните на рисунки и объясните разницу в написании одинаково звучащих слов.

Баба Яга (имя персонажа сказки) – баба яга – злая старуха.

Дед Мороз (герой сказки) – дед мороз (ёлочная игрушка).

Геркулес (древнегреческий мифологический герой) – геркулес (название овсяной каши)

«Скорая помощь» (название учреждения) – «скорая помощь»

 

5. Категория рода

Отгадайте загадки, определите род отгадок и скажите, пишется ли Ь после шипящих в существительных единственного числа.

 

1. Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки,

На меня они глядят.

Молока они хотят.                         (Ёж)

2. Стоит над водой, трясёт головой.          (Камыш)

3. Чёрная корова, весь мир поборола.           (Ночь)

4.Маленький рост, длинный хвост.

  Серая шубка, острые зубки.                        (Мышь)

5. Шевельнул бородкой гном,

    И вошёл хозяин в дом.                        (Ключ)

6. Стоит изба из кирпича,

    То холодна, то горяча.      (Печь)

7. Чёрный Ивашка –

Деревянная рубашка,

Где носом поведёт,

Там заметку кладёт.                   (Карандаш)

8. Что две недели зеленится.

Две недели колосится,

Две недели отцветает,

Две недели наливает.

Две недели подсыхает?             (Рожь)

 

6. Категория числа

А) На столе находятся таблички со словами ПЛОСКОГУБЦЫ, НОЖНИЦЫ, ОЧКИ, ЧЕРНИЛА, МОЛОКО, СВЁКЛА, МОРКОВЬ, КЕФИР, БРОШЬ, МЫШЬ, ЛОЖЬ, МЯЧ, КЛЮЧ, КАРАНДАШ.

Слова нужно объединить в группы по какому – либо грамматическому сходству.

Молоко, свёкла, морковь, кефир, ложь

Плоскогубцы, ножницы, очки, чернила,

Брошь, мышь, мяч, ключ, карандаш

Б) Задание и физминутка.

Игра называется “Много или мало”. Я буду называть слова, а ты, если это существительное единственного числа – присядешь, а если множественного числа – встанешь и обе руки вверх вытянешь. (Кто из детей неправильно выполняет задание, по одному садятся на свои места)

(Например: небо, деревья, дорога, кусты, солнце, сосны, тропинка, дождь, птицы, капля, лучи, погода, облака, ягодка.)

В) Ребята, посмотрите, за время нашей работы успело вырасти чудо-дерево.         Назовите фрукты, которые есть на нём. Поставьте имена существительные в родительном падеже множественного числа, обозначьте окончания.

Яблоки - яблок,    сливы - слив ,   груши -груш,  апельсины -апельсинов,  мандарины -мандаринов,  бананы – бананов, валенки – валенок       .   

 

7. Категория падежа

- Помните, у А.С.Пушкина есть такие строчки из вступления к поэме «Руслан и Людмила»

    У лукоморья дуб зелёный;

    Златая цепь на дубе том:

    И днём и ночью … (кот учёный)

    Всё ходит по цепи кругом…

- Вставьте слово кот,  в разных падежах. Определите падеж.

У норы добычи ждёт,

Притаившись, старый …(кот. И.п)                                                                                                                    

Мышь осталась без хвоста,

Вырываясь от …(кота. Р.п)

А теперь и за версту

Не приблизиться к …(коту. Д.п)

Крыса старая – и та,

Видя грозного …(кота. В.п)

Удерёт в нору под дом,

Чтоб не встретиться с …(котом. Т.п)

Там дрожит и в темноте,

Вспоминая о …(коте. П.п)

 

-Что помогло вам определить падеж? (вопросы, предлоги)

 

 

8. Склонение существительных и падежные окончания

Работа с перфокартой

на площадИ

о МариИ

в изложениИ

у дедушкИ

по математикЕ

по УкраинЕ

в армиИ

с крышИ

в экспедициИ

о песнЕ

по КамЕ

у землИ

по дорогЕ

о девочкЕ

около бабушкИ

о заметкЕ

о работЕ

возле акациИ

на станциИ

у рекИ

на плантациИ

 

Буквы И соедини,
И на картинку ты взгляни,
Если линии приличны,
То получишь ты “отлично”!

 

 

Дополнительные задания:

1. Вставьте пропущенные буквы.

    Ос…нью лес молчит. Такая тиш…! За сто шагов слышно, как уб…гает мыш… по сухим лист…ям. В предчувствии х…лодов ум…лкают птицы. Ни звука. В такую пору особую радость приносит рабоч… музыка дятла. Кажется, не по дереву, а по тугой струне стучит м…лоток.    

                                                                                                    (В.Песков)

    Найдите в тексте слова по их грамматическим признакам и подчеркните их:

А) существительное, одушевлённое, нарицательное, женского рода, 3-го склонения, стоит в единственном числе именительного падежа,           (мышь)

Б) существительное, неодушевлённое, нарицательное, среднего рода, 2-го склонения, стоит в единственном числе дательного падежа.               (по дереву)

 

2. Синтаксический разбор: разберите предложения по членам, обозначьте имена существительные.

1.     Пришла весна.

2.     Из облаков падает то снег, то дождь.

3.     Дует сильный ветер и раскачивает ветви деревьев.

4.     Везде лужи талой воды.

5.     И всё-таки весна – хорошее время года!

6.     Что ты, белая берёзонька, кручинишься?

 

Рефлексия. Подведение итога урока

Учитель:

- Молодцы! Со своими заданиями вы справились

 

1.Какие грамматические задания продавались?

2. Все ли задания были проданы?

3. Какие задания продавались с трудом?

4. Какие правила нам ещё повторять на следующих уроках?

5. Оцените  в группе работу  на уроке каждого. Выступление представителей  каждой группы.

 

- Надо ли знать имя существительное? Что надо знать, чтобы уметь правильно говорить и писать?  Правильно. Необходимо знать правила, учиться, потому что «учиться всегда пригодится». Но нужно ещё время от времени и повторять выученное. Недаром говориться, что «повторение – мать учения». Это мы с вами сегодня и делали.

      Выставление оценок, вручение медалей.

 

 

Домашнее задание. Криптограмма.

   Слово криптограмма греческого происхождения и обозначает тайное письмо. В каждой криптограмме текст загадочно зашифрован. Чтобы расшифровать такой текст, надо разгадать ключевые слова.

                  

Ключевые слова                          

3,2,4,5  Река

10,7,6,7,9,5 Голова

8,2,11,9,2,3,10 Четверг

1,5,9,7,13 Завод

4,12,13,5 Куда?

Расставьте буквы ключевых слов по цифрам в клеточки рисунка.

  

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 
 


     

8

 

13

 
 


11

 

3

 

12

 

4

 

2

 

9

 

7

 

6

 

2

 
                    vopros

5

 

7

 

10

 

2

 
 

 

 

 


Ключ:

1   2   3   4   5   6   7

З   Е   Р  К  А  Л  О

 

8   2   6   7  9   2  4   5

Ч  Е  Л  О  В  Е  К  А

 

2  10  7

Е  Г  О

 

11  3  12  13

Т   Р   У  Д

 

Грамматическое задание:

Выпишите из пословицы слово зеркало, выполните морфологический разбор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кластер

«Имя существительное»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Вопросы

 

Что?

 

Кто?

 

Часть речи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перфокарта

на площад..

о Мари..

в изложени..

у дедушк..

по математик..

по Украин..

в арми..

с крыш..

в экспедиции..

о песн..

по Кам..

у земл..

по дорог..

о девочк..

около бабушк..

о заметк..

о работ..

возле акаци..

на станци..

у рек..

на плантаци..

 

Буквы И соедини,
И на картинку ты взгляни,
Если линии приличны,
То получишь ты “отлично”!

 

 

Перфокарта

на площад..

о Мари..

в изложени..

у дедушк..

по математик..

по Украин..

в арми..

с крыш..

в экспедиции..

о песн..

по Кам..

у земл..

по дорог..

о девочк..

около бабушк..

о заметк..

о работ..

возле акаци..

на станци..

у рек..

на плантаци..

 

Буквы И соедини,
И на картинку ты взгляни,
Если линии приличны,
То получишь ты “отлично”!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Король знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Королева знаний

 

Список литературы

 

1. Е.А. Влодавская. Поурочные разработки по русскому языку, «Экзамен»,    М., 2007г.                         

2. С.А.Романова. Тематические разработки уроков русского языка в 5 классе, «Школьная пресса», М, 2002г.

3. Обучение русскому языку в 5 классе. Методические рекомендации к учебнику для 5 класса общеобразовательных учреждений. -  М., «Просвещение», 2000.

4. Учебные таблицы по русскому языку: 5-11 классы / Составитель А.Б.Малюшкин – М.: ТЦ Сфера, 2002.

5. Журнал «Русский язык в школе» с приложением «1 сентября. Русский язык»

 


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 с

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 с

Повторение темы «Имя существительное»

Повторение темы «Имя существительное»

Определить склонение, род этих существительных 2

Определить склонение, род этих существительных 2

Собственные и нарицательные имена существительные

Собственные и нарицательные имена существительные

Слова нужно объединить в группы по какому – либо грамматическому сходству

Слова нужно объединить в группы по какому – либо грамматическому сходству

Склонение существительных и падежные окончания

Склонение существительных и падежные окончания

Рефлексия. Подведение итога урока

Рефлексия. Подведение итога урока

Ч Е Л О В Е

Ч Е Л О В Е

Кластер «Имя существительное»

Кластер «Имя существительное»

Урок русского языка «Повторение темы "Имя существительное"" (5 класс)

Урок русского языка  «Повторение темы "Имя существительное"" (5 класс)

Перфокарта на площад.. о

Перфокарта на площад.. о

Урок русского языка «Повторение темы "Имя существительное"" (5 класс)

Урок русского языка  «Повторение темы "Имя существительное"" (5 класс)

Список литературы 1. Е.А. Влодавская

Список литературы 1. Е.А. Влодавская
Скачать файл