Урок русского языка в 3 классе УМК «Школа России»
автор учебника – В.П. Канакина , М. «Просвещение» 2013год.
Булыгина Нина Павловна МБОУ СОШ с.Метели Дуванского района РБ
Тема «Правописание приставок и предлогов»
Тип урока : урок объяснения нового материала
Цель: научить различать приставки и предлоги , правильно писать их и употреблять в речи
Задачи:
Образовательные:
- овладеть навыками правильного написания приставок;
- знать отличительные признаки предлогов и приставок;
Развивающие:
- способствовать развитию внимания, речи, орфографической зоркости;
- расширять знания, кругозор, словарный запас учащихся.
Воспитывающие:
- содействовать воспитанию коллективных навыков работы в паре, уважения друг к другу, взаимопомощи, любознательности;
- воспитывать уважительное и заинтересованное отношение к русскому языку.
Здоровьесберегающие :
- соблюдать правила посадки при письме;
- вовремя разгружать опорно-двигательный аппарат от статических положений;
- вспомнить правила первой помощи при обморожении.
Ход урока:
Этапы урока |
Содержание урока Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
|
1 этап- организацион ный
Минутка чистописания
Слайд 2.
Слайд 3.
|
Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке: Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь!
-Откройте тетради, запишите число и классная работа. Соблюдаем наклон тетрадей и правила посадки при письме.
Мы начнем сейчас урок С этих строк. Вы на строчки посмотрите, Что заметили, скажите?
об от до под про по на - Где приставка? Где предлог? Кто бы нам ПОНЯТЬ ПОМОГ!!!
-Попробуйте догадаться , чем мы будем заниматься на уроке? Какова цель? Попробуйте сформулировать тему.
Цель: научимся различать приставки и предлоги. Тема нашего урока: Правописание приставок и предлогов.
|
Проверяют рабочее место, записывают число и классная работа.
Высказывают мнения (может предлог, а может приставка)
Пишут соединения в тетради.
Предполагают.
Ответы детей.
|
Личностные Развитие доброжелательности Метапредметные регулятивные: способность прини-мать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других; познавательные: формировать умение ставить задачи и формулировать тему урока.
|
|
2 этап - постановки проблемы.
Слайд 4.
Проверка Слайд 5.
Слайд 6. |
- Попробуйте объяснить значение слов: Наряд, на ряд, запечь, за печь, пробор, про бор, пополю, по полю.
- Что интересного вы заметили? -Одни слова пишутся вместе, а другие раздельно! Почему? -Попробуйте предложить своё задание к этим словам. Как их можно записать?
· можно разделить по парам; · можно на группы: пишу слитно, пишу раздельно;
-Давайте, разделим на две группы: пишу слитно, пишу раздельно. -Какой общий признак у слов в 1 столбике? Выделим приставки. -А во 2 столбике?
-Так какие задачи поставим на урок?
Задачи: будем искать различия приставки от предлогов и доказывать правильность их написания в предложениях и словосочетаниях.
|
Ответы детей.
Предлагают задания.
Предлагают варианты.
Говорят вывод.
Ответы детей.
|
Личностные Формировать осознание ответственности за себя и товарищей. Метапредметные регулятивные: Формировать саморегуляцию, т.е. мобилизация сил к преодолению препятствий для познания нового. познавательные: Формировать умение ставить задачи и формулировать тему урока. коммуникативные: Контролировать действия товарища, соблюдая культуру поведения. |
|
3 этап - открытия нового материала.
Слайд 7. |
-Предлагаю разобраться с вопросом: « Как научиться различать, когда нужно писать предлог, а когда слово употребляется с приставкой» Это проблемный вопрос урока ?
- Ваши действия? Что для этого нужно сделать? Побудем в роли исследователей. Для этого будем вспоминать изученное, наблюдать, сравнивать, делать выводы.
Теоретические сведения: -Что знаете о приставке?
Дополнительно стих:
Перед корнем есть приставка. Слитно пишется она. И при помощи приставки Образуются слова.
- А что знаете о предлоге?
Дополнительно стих :
Нужно помнить, что предлоги Все такие недотроги – Со словами непременно Они пишутся отдельно
Метод исследования:
- Попробуйте между словами за нос поставить слово, например, большой. (схватить за большой нос)
А в слово занос. ( на дороге был снежный занос)
-Сделайте вывод: Между предлогом и словом можно вставить слово, а между приставкой и корнем слова - нет.
Дополнительно стих: Надо знать и твёрдо помнить Назубок, не как-нибудь: Между словом и предлогом Можно вставить что-нибудь: Иль вопрос, иль просто слово Это правило не ново.
|
Проблемный вопрос на урок.
Ответы детей.
Ответы детей.
Коллективно под руководством учителя составляют таблицу-опору на обычной доске по строчкам. Карточки : 1.Часть слова. 2.Служит для образования новых слов. 3.Пишутся слитно.
Ответы детей.
Коллективно под руководством учителя составляют таблицу-опору на обычной доске по строчкам: 1.Часть речи. 2.Служит для связи слов в предложении. 3.Пишутся раздельно.
Пробуют вставить подходящие слова и составить словосочетания или предложения.
Ответы детей.
Предлагают свой вывод.
Коллективно под руководством учителя составляют таблицу-опору на обычной доске по строчкам. 4. Можно вставить слово или вопрос. 4.Нельзя вставить слово или вопрос.
Читают правило.
Устно пробуют отличить и выполнить нужное действие. |
Личностные Повышение уровня познавательных интересов, учебных мотивов Метапредметные коммуникативные: формировать умение оформлять свои мысли в устной форме. регулятивные : высказывать свое предположение познавательные: -уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полу-ченную на уроке; -развитие универсальных логических действий: анализ, синтез, выбор критериев для сравнения, классификации объектов. Предметные: развитие умения различать приставки и предлоги, правильно употреблять их в речи и писать.
|
|
Приставка
|
Предлог |
|||
1.Часть слова
2.Служит для образо- вания слов
3.Пишется слитно
4.Нельзя вставить слово
|
1.Часть речи
2.Служит для связи слов в предложении
3. Пишется раздельно
4.Можно вставить слово
|
|||
Сравним результат самостоятельной работы с правилом в учебнике с.132.
Первая физкультминутка –путаница: Если слышите слово с приставкой - прыгаем, если с предлогом хлопаем в ладоши и топаем.
Мой весёлый звонкий мяч, Ты куда помчался вскачь? Покатился в огород, Докатился до ворот. Подкатился под ворота, Добежал до поворота. Там попал под колесо, Лопнул, хлопнул, вот и всё!
|
||||
4 этап – первичного закрепления
Слайд 8. |
-Давайте попробуем составить алгоритм наших действий. Алгоритм выполнения: 1) читаю словосочетание. (С) крыши (с)бросили (снег). - Чтобы правильно раскрыть скобки, надо определить, где приставка, а где предлог. 2) (С)крыши – попробую поставить между словом “с” и словом “крыши” дополнительное слово : с (высокой) крыши. Значит “с” - предлог, пишу раздельно. 3) (С)бросили – то сделали? Нельзя вставить слово, значит, это приставка. Пишу слитно. Приставку выделяю.
На доске записывают словосочетания из упр. 257, с.131 (до)ехал (до)……..деревни (с)катился (с)…….горки (на)клеил (на) …….конверт (в)пустил (в) ……дом (от)плыл (от) ………берега (по)стучал (по) ………. столу (за) шёл (за) ………другом
- Что интересного заметили у слов с приставками?
Вывод: предлоги не пишутся перед глаголами.
Сравним наш вывод с правилом с. 133.
Дополнительно стих:
Нет ниточки связать слова? Предлог поможет нам всегда! С глаголом рядом не стоит, Писать с пробелом нам велит!
Вторая физкультминутка: Поиграл да поплясал, Посчитал да помечтал, Поел, полежал, пошил, попел, А потом порисовал да в тетрадке пописал, А потом пошёл, поспал. А приставки ты узнал?
- Почему по-, а не па- ? (Приставки па- не существует.)
|
Совместно с учителем предлагают этапы алгоритма и запоминают .
У доски по цепочке выполняют с объяснением.
Высказывают мнение.
Читают правило.
Выполняют движения.
Ответы детей. |
Личностные повышение уровня познавательных интересов, учебных мотивов; Метапредметные коммуникативные : совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать этим правилам; познавательные: -формировать умение рассуждать, доказывать, проговаривать свои действия; -формировать логические УДД- умение анализировать; -формировать умение самостоятельно ориентироваться в своей системе знаний, с опорой на алгоритм. регулятивные: - формировать целеполагание (построение алгоритма)., контролировать свои выводы с выводом эталона (учебника), -проговаривание своих действий, Предметные: развитие умения различать приставки и предлоги, правильно употреблять их в речи и писать. |
|
5 этап – включение нового знания в систему знаний.
_____________
6 этап - подведение итогов |
Работа в парах. (Запишите последние слова рядом слитно или раздельно) Решили лисы кролика (за)печь,___________ А кролик из духовки прыг (за) печь.______
|
Групповая работа с проверкой.
Проверяют вслух с доказательством.
Выбирают уровень , самостоятельно выполняют задание.
__________________
Ответы детей.
Повторяют сведения из сравнительной таблицы про предлог и приставку. |
Метапредметные коммуникативные слушать и понимать речь других; -высказывать своё предложение; регулятивные: -вносить необхо-димые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; -формировать умение находить и исправлять ошибки друг у друга ; -формировать умение определять степень успешности выполнения своей работы. познавательные: -уметь ориентироваться в своей системе знаний: использовать новые знания, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, -развитие универсальных логических действий: анализ, синтез, сравнение, классификация. Личностные: -повышение уровня познавательных интересов, учебных мотивов; -развитие доброже-лательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; -умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
|
|
Зависело(от)мыла______________________ Веснушки я б (от)мыла._______________
|
||||
Сугробы снега вьюги (на)мели,___________ И грузовик, как баржа, (на)мели._________
|
||||
Я правило бубня (под)нос,_______________ в альбоме рисовал (под)нос._____________
Вот (до)сада, я не дошла(до)сада._________
Дифференцированная работа: -Выберите себе задание, с которым справитесь.
1 уровень: -Вставьте предлоги и запишите предложения: Воробей забился … крышу. Ваза сделана … стекла. Машина подъехала … дому. Лось спрятался … дерево Грачи разгуливали … полю.
|
||||
|
||||
2 уровень: -Найди слова с приставками и выделите их. Подчеркни главные члены предложения.. На поляну опустился вертолёт. Он доставил грузы для геологов. Геологи ищут нефть в тайге.
3 уровень: -Подчеркните предлоги. Выделите приставки. Лодка (от)плыла (от)берега. Мальчик (на)шёл (на)дороге монетку. Солнце (за)шло (за)тучу. Всадник (с)лез (с)коня. (По)дорожкам сада (по)бежали ручейки. (До)лагеря мы (до)брались только ночью. __________________________________________________
- Чему учились на уроке? (отличать приставку от предлога) - Как это сделать?
-Достигли ли мы цель, которую ставили в начале урока? -Что затруднило в новой теме? -Давайте проверим, какие новые знания вы приобрели и запомнили? -Где вам пригодятся полученные знания? |
||||
7 этап - рефлексия Слайд 9.
Слайд 10. |
Зелёный круг - урок понравился и вы довольны своей работой, Красный круг - урок не понравился, я не очень доволен своей работой.
- Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонёк не угасал, а открытия, которые вы совершаете день за днём, помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы.
Если успеем, дополнительно Сценка. ( Если не успеем переносится на следующий урок для актуализации знаний.)
Предлог: -О! Привет, Приставка-тёзка! Приставка: -И тебе привет, Предлог! Расскажи, зачем пожаловал Ты к ребятам на урок? Предлог: -Знаешь, очень огорчает, Что нас путают с тобой. Я-часть речи, понимаешь? Слово-я! Горжусь собой! Приставка: - Я, конечно, не часть речи, А всего лишь слова часть. Но со мной любое слово Можешь точно ты назвать: Ты приходишь, или входишь, Или речку переходишь. Я- часть слова, посмотри! Меня в помощники бери. Я дружна со словом очень, Вместе пишут нас всегда. Предлог: А Предлог раздельно пишут, И это, право, не беда! Между словом и предлогом Можем ставить мы вопрос: На (какой?) на снежной горке Отморозил Коля нос!
- А я желаю не отморозить вам нос или уши при сильных морозах : для этого одевайте тёплые варежки и шарфы. А если уж обморозились, что делать? -Ни в коем случае не растирайте это место снегом , наоборот : быстрее в тепло и приложите к месту обморожения тёплую мягкую ткань. Если обморожение лёгкое - разотрите его тканью, а если сильное лучше обратиться за помощью к врачу.
|
Показывают круги и говорят устно.
Заранее подготовленные ученики разыгрывают сценку.
Ответы детей. |
Личностные: умение проводить самооценку на основе критерия успешности учеб-ной деятельности; Метапредметные: регулятивные: способность сохра-нять цели и следовать им в учебной деятельности; способность оценивать свои действия. Предметные: развитие умения различать приставки и предлоги, правильно употреблять их в речи и писать. |
|
8- этап информации о домашнем задании
|
-Но, чтобы вы это никогда не забыли, что предстоит вам выполнить дома? Домашнее задание: -Предложите. (Выучить правила), а я вам предложу ещё и упражнение
Правила с. 147,148 1 уровень- с.147, упр.346 2 уровень- с.145, упр.341. |
Догадываются о том, что нужно выучить правила.
Выбирают задание. |
Метапредметные : личностные: Формировать осознание ответственности за себя и товарищей. регулятивные: Мобилизовать силы и энергию учащихся. |
Используемая литература:
1. В.П. Канакина.«Русский язык» учебник для 3 класса в 2-х частях , Москва «Просвещение», 2013год.
2. О.И.Дмитриева «Поурочные разработки по русскому языку» 3 класс, Москва «Вако», 2013 год
Интернет – ресурсы:
1. http://www.nsportal.ru
2. http://www.ped-kopilka.ru
3. http://www.infourok.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Карточки для работы в парах:
Решили лисы кролика (за)печь,___________ А кролик из духовки прыг (за) печь.______
|
Зависело(от)мыла______________________ Веснушки я б (от)мыла._______________
|
Сугробы снега вьюги (на)мели,___________ И грузовик, как баржа, (на)мели._________
|
Я правило бубня (под)нос,_______________ в альбоме рисовал (под)нос._____________ _______________________________________ Вот (до)сада_____________, я не дошла(до)сада._________
|
Карточки для дифференцированной работы:
1 уровень: -Вставьте предлоги и запишите предложения:
Воробей забился … крышу.
Ваза сделана … стекла.
Машина подъехала … дому.
Лось спрятался … дерево
Грачи разгуливали …полю.
|
2 уровень:
-Найди слова с приставками и выделите их. Подчеркни главные члены предложения.
На поляну опустился вертолёт. Он доставил грузы для геологов. Геологи ищут нефть в тайге.
|
3 уровень: -Подчеркните предлоги. Выделите приставки.
Лодка (от)плыла (от)берега.
Мальчик (на)шёл (на)дороге монетку.
Солнце (за)шло (за)тучу.
Всадник (с)лез (с)коня.
(По)дорожкам сада (по)бежали ручейки.
(До)лагеря мы (до)брались только ночью.
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.