Предмет: русский язык (фрагмент урока)
3класс
Тема: «Предлог»
Методы: проблемное изложение, сравнительный анализ, технология многомерных
дидактических единиц.
Формы: групповая, фронтальная
Цель: Исследование предлога как о части речи.
Задачи: научить отличать предлог от других частей речи; содействовать развитию
интеллектуально творческого потенциала учеников;
формировать навыки исследовательской деятельности;
развивать мышление, речь, самоконтроль и взаимоконтроль;
создать условия для воспитания стремления к сотрудничеству, взаимопомощи.
1.Сообщение темы урока (на доске слова):
Исследовать (1)подвергнуть научному исследованию); (2)рассмотреть для изучения
чтолибо)
Исследователь (человек, который исследует, изучает, доказывает, опровергает)
Исследуем тему: «Предлог»
Мы с вами уже не впервые сталкиваемся с этими словами.
Что они значат?
Сегодня мы ещѐ раз будем выступать в роли исследователей и исследовать тему
«Предлог».
Прочитайте запись:
По земле шагает зелѐный май.
Что записано? (предложение)
Из чего оно состоит? (из слов)
Чем является каждое отдельное слово? (частью речи)
Найдите изученные части речи.
Является ли частью речи предлог?
II. Знакомство с планом и задачами исследования.
Чтобы разобраться в этом выдвинем гипотезу. Прочитайте еѐ, добавив недостающие
слова:
Если предлог часть речи, то он ... (обозначает) что – то ... (отвечает)на какие то
вопросы ... (является) членом предложения.
Попробуем подтвердить или опровергнуть данное предположение.
Слова обозначает, отвечает, является – это план нашего исследования.
Я предлагаю провести исследование в группах по трём направлениям:
I группа
– 1 й пункт (узнать, обозначает ли предлог что либо).
II группа
– 2 й пункт (выяснить, отвечает ли предлог на какие то вопросы).
III группа
– 3 – й пункт (найти ответна вопрос, является ли предлог членом предложения).
Давайте обратимся к тексту «Муравей и голубка» 1. Маленький муравей спустился к ручью. 2. Волна захлестнула беднягу. 3. Голубка
несла в клюве тонкую ветку. 4. Птичка бросила еѐ утопающему. 5. Муравей забрался на
ветку. 6. Он был спасѐн.
О чѐм этот текст? Какова главная мысль?
Работать будем с 3 м и 5 м предложениями, проводя исследование в группах по
своему направлению.
Ещѐ раз прочитайте задания. Что непонятно?
(На столах лежат схемы опоры, карточки с текстом и заданиями).
Отвечают на вопросы:
Глагол что делать? что сделать?
Прилагательное какой? какая? какое? какие?
Существительное кто? что?
Являются и обозначает:
существительным(предмет)
прилагательным(признак предмета)
глаголом (действие предмета)
Являются:
подлежащим
второстепенным членом
сказуемым
III. Исследование 1
Iгруппа
(Дети выписывают 3е и 5е предложения и исследуют, что обозначают слова)
предмет
действие предмета
признак предмета
Голубка несла в клюве тонкуюветку. Муравей забрался на ветку.
(После обсуждения приходят к общему выводу)
Вывод: Предлог не обозначает ни предмет, ни признак предмета, ни действие
предмета, ни чтолибо ещѐ.
IIгруппа
(Выписывают те же предложения и исследуют, на какие вопросы отвечают все слова).
Голубка несла в клюве тонкую ветку. Муравей забрался на ветку.
(После обсуждения приходят к общему выводу).
Вывод: Предлог не отвечает ни наодин изизвестныхнам вопросов.
IIIгруппа
(Выписывают те же предложения и исследуют, каким членом предложения является
каждое слово).
Голубканеслав клюве тонкую ветку. Муравейзабралсяна ветку.
(После проведения исследования приходят к выводу).
Вывод: Предлог не является членом предложения.
IV. Проверка гипотезы
Давайте ознакомимся с результатами ваших исследований.
(Дети сообщают о своих выводах). Подтвердилась ли выдвинутая гипотеза? (Нет)
Какой же вывод следует из этого?
Вывод:Предлог –не часть речи.
V. Исследование 2
Исходя из этого утверждения мы можем выдвинуть ещѐ одну гипотезу:«Если предлог
не часть речи, то он часть слова и должен писаться сословами слитно».
Значит, в записанных предложениях допущены ошибки.
Для организации наблюдения и последующего сравнения сделаем сочетания слов более
выразительными. Сравните сочетания слов, написанных на карточках:
По (?) шел по (?) дороге
Пошел по асфальтовой дороге
Пошел по широкой дороге
Пошел по (чему?) дороге
Пошел по дороге
Понаблюдайте и обсудите в группах
правописание слов на карточке.
(Обсуждение в группах, затем одна группа
объясняет, какие выводы сделала, а остальные
группы работают на уточнение и дополнение).
Какой можно сделать вывод? (Между предлогом
и словом можно вставить другое слово или
вопрос. Между приставкой и словом нельзя вставить другое слово).
Давайте снова обратимся к предложению и докажем правильность или ошибочность
написания.
По земле шагает зелѐный май.
(Дети доказывают, что между предлогом по и словом земле можно вставить вопрос или
другое слово)
Вывод: Предлог – это отдельное слово, а значит и часть речи, но особая (служебная)
6. Предлог – служебная часть речи. К предлогам нельзя поставить вопрос, они
не изменяются.
А вот для чего служат предлоги в русском языке, вы мне попробуете ответить,
выполнив следующее задание.
Работа с текстом.
Пришла весна. Светит яркое солнышко. Рыхлый снег остался … тени леса. .. лесных
озерах треснул лед. … дорогам журчат шумные ручьи.
Прочитайте предложения. Скажите, связаны ли они по смыслу?
Как установить связь слов в предложениях? Чего не хватает в тексте?
Давайте вставим предлоги.
Установилась ли связь слов в предложениях?
Какую роль выполняют предлоги в русском языке?
Для чего служит предлог? (для связи слов в предложении, словосочетании).
VI1. Подведение итогов исследований.
Тест – опрос
1.Выберите верное утверждение.
А.Предлоги не служат для связи слов в предложении.
Б. Предлоги служат для связи слов в предложении. 2.Как пишутся слова?
(с) весёлой, (на) улице, (за) клюквой?
А. Раздельно.
Б. Слитно.
3.Укажите номера, в которых допущена ошибка.
А. по танцевал
Б. за школой
В.на писать
4.В каких предложениях есть предлоги?
А. Много птиц живет в наших лесах.
Б. Птицы вьют гнезда на сучьях деревьев.
В. Люди слушают пение птиц.
8. Рефлексия.
Назовите тему урока?
Какая была цель?
Какое новое правило сформулировали на уроке?
Какое у нас время года? (Зима)
Оцените свою работу на уроке с помощью волшебного зимнего дерева. Прикрепите
большую снежинку, если все удалось, маленькую недостаточно поняли что то.
Я очень рада, что вы так удачно поработали на уроке, достигли цели урока, сумели
преодолеть трудности. Удачи вам!
Урок русского языка "Предлог" (Мастер - класс, фрагмент урока)
Урок русского языка "Предлог" (Мастер - класс, фрагмент урока)
Урок русского языка "Предлог" (Мастер - класс, фрагмент урока)
Урок русского языка "Предлог" (Мастер - класс, фрагмент урока)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.