Урок русского языка "Предлог" (Мастер - класс, фрагмент урока)
Оценка 4.8

Урок русского языка "Предлог" (Мастер - класс, фрагмент урока)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
28.03.2017
Урок русского языка "Предлог" (Мастер - класс, фрагмент урока)
Публикация является частью публикации:
Фрагмент урока.docx
Предмет: русский язык (фрагмент урока) 3класс Тема: «Предлог» Методы: проблемное изложение, сравнительный анализ, технология многомерных  дидактических единиц. Формы: групповая, фронтальная Цель: Исследование предлога как о части речи. Задачи: научить отличать предлог от других частей речи; содействовать развитию  интеллектуально ­ творческого потенциала учеников; формировать навыки исследовательской деятельности; развивать мышление, речь, самоконтроль и взаимоконтроль; создать условия для воспитания стремления к сотрудничеству, взаимопомощи. 1.Сообщение темы урока (на доске слова):  Исследовать ­ (1)подвергнуть научному исследованию); (2)рассмотреть для изучения  что­либо) Исследователь ­ (человек, который исследует, изучает, доказывает, опровергает) Исследуем тему: «Предлог» ­ Мы с вами уже не впервые сталкиваемся с этими словами. ­ Что они значат? ­ Сегодня мы ещѐ раз будем выступать в роли исследователей и исследовать тему  «Предлог». ­ Прочитайте запись:  По земле шагает зелѐный май. ­ Что записано? (предложение) ­ Из чего оно состоит? (из слов) ­ Чем является каждое отдельное слово? (частью речи) ­ Найдите изученные части речи. ­ Является ли частью речи предлог? II. Знакомство с планом и задачами исследования. ­ Чтобы разобраться в этом выдвинем гипотезу. Прочитайте еѐ, добавив недостающие  слова: Если предлог часть речи, то он ... (обозначает) что – то ... (отвечает)на какие ­ то  вопросы ... (является) членом предложения. ­ Попробуем подтвердить или опровергнуть данное предположение. ­ Слова обозначает, отвечает, является – это план нашего исследования. ­ Я предлагаю провести исследование в группах по трём направлениям: I группа  – 1 ­ й пункт (узнать, обозначает ли предлог что ­ либо). II группа  – 2 ­ й пункт (выяснить, отвечает ли предлог на какие ­ то вопросы). III группа  – 3 – й пункт (найти ответна вопрос, является ли предлог членом предложения). ­ Давайте обратимся к тексту «Муравей и голубка» 1. Маленький муравей спустился к ручью. 2. Волна захлестнула беднягу. 3. Голубка  несла в клюве тонкую ветку. 4. Птичка бросила еѐ утопающему. 5. Муравей забрался на ветку. 6. Он был спасѐн. ­ О чѐм этот текст? Какова главная мысль? ­ Работать будем с 3 ­ м и 5 ­ м предложениями, проводя исследование в группах по  своему направлению. ­ Ещѐ раз прочитайте задания. Что непонятно?  (На столах лежат схемы ­ опоры, карточки с текстом и заданиями).  Отвечают на вопросы: Глагол ­ что делать? что сделать?  Прилагательное ­ какой? какая?  какое? какие?  Существительное ­ кто? что?  Являются и обозначает: ­ существительным(предмет) ­ прилагательным(признак предмета) ­ глаголом (действие предмета) Являются: ­ подлежащим ­ второстепенным членом ­ сказуемым  III. Исследование ­ 1 Iгруппа (Дети выписывают 3­е и 5­е предложения и исследуют, что обозначают слова) ­ предмет ­ действие предмета ­ признак предмета Голубка несла в клюве тонкуюветку. Муравей забрался на ветку.  (После обсуждения приходят к общему выводу) Вывод: Предлог не обозначает ни предмет, ни признак предмета, ни действие  предмета, ни что­либо ещѐ. IIгруппа (Выписывают те же предложения и исследуют, на какие вопросы отвечают все слова). Голубка несла в клюве тонкую ветку. Муравей забрался на ветку.  (После обсуждения приходят к общему выводу). Вывод: Предлог не отвечает ни наодин изизвестныхнам вопросов. IIIгруппа (Выписывают те же предложения и исследуют, каким членом предложения является  каждое слово). Голубканеслав клюве тонкую ветку. Муравейзабралсяна ветку.  (После проведения исследования приходят к выводу). Вывод: Предлог не является членом предложения. IV. Проверка гипотезы ­Давайте ознакомимся с результатами ваших исследований. (Дети сообщают о своих выводах). ­Подтвердилась ли выдвинутая гипотеза? (Нет) ­Какой же вывод следует из этого? Вывод:Предлог –не часть речи. V. Исследование 2 ­Исходя из этого утверждения мы можем выдвинуть ещѐ одну гипотезу:«Если предлог  не часть речи, то он часть слова и должен писаться сословами слитно». ­Значит, в записанных предложениях допущены ошибки. Для организации наблюдения и последующего сравнения сделаем сочетания слов более  выразительными. Сравните сочетания слов, написанных на карточках: По (?) шел  по (?) дороге Пошел по асфальтовой дороге Пошел по широкой дороге Пошел по (чему?) дороге Пошел по дороге ­ Понаблюдайте и обсудите в группах  правописание слов на карточке. (Обсуждение в группах, затем одна группа  объясняет, какие выводы сделала, а остальные  группы работают на уточнение и дополнение). ­ Какой можно сделать вывод? (Между предлогом  и словом можно вставить другое слово или  вопрос. Между приставкой и словом нельзя вставить другое слово). ­Давайте снова обратимся к предложению и докажем правильность или ошибочность  написания. По земле шагает зелѐный май. (Дети доказывают, что между предлогом по и словом земле можно вставить вопрос или другое слово) Вывод: Предлог – это отдельное слово, а значит и часть речи, но особая (служебная)  6. Предлог –   служебная часть речи. К предлогам нельзя поставить   вопрос, они  не изменяются. ­ А вот для чего служат предлоги в   русском языке, вы мне попробуете ответить,  выполнив следующее задание.    Работа с текстом.    Пришла весна. Светит яркое солнышко.   Рыхлый снег остался … тени леса. .. лесных  озерах треснул лед. … дорогам журчат шумные ручьи.    ­ Прочитайте предложения. Скажите, связаны ли они по смыслу?   ­ Как установить связь слов в предложениях? Чего не хватает   в тексте? ­ Давайте вставим предлоги.  ­ Установилась ли связь слов в предложениях? ­ Какую роль выполняют предлоги в русском языке? ­Для чего служит предлог? (для связи слов в предложении, словосочетании). VI1. Подведение итогов исследований. Тест – опрос 1.Выберите верное утверждение. А.Предлоги   не   служат   для связи слов в предложении. Б. Предлоги служат для связи слов в предложении. 2.Как пишутся слова? (с) весёлой, (на) улице, (за) клюквой? А. Раздельно. Б. Слитно.   3.Укажите номера, в которых допущена ошибка. А. по танцевал Б. за школой В.на писать   4.В каких предложениях есть предлоги? А. Много птиц живет в наших лесах. Б. Птицы вьют гнезда на сучьях деревьев. В. Люди слушают пение птиц. 8. Рефлексия. ­ Назовите тему урока? ­ Какая была цель? ­ Какое новое правило сформулировали на уроке? ­ Какое у нас время года? (Зима)  ­ Оцените свою работу на уроке с помощью волшебного зимнего дерева. Прикрепите   большую  снежинку, если все удалось, маленькую ­  недостаточно поняли что ­ то. Я очень рада, что вы так удачно поработали на уроке, достигли цели урока, сумели  преодолеть трудности. Удачи вам!

Урок русского языка "Предлог" (Мастер - класс, фрагмент урока)

Урок русского языка "Предлог" (Мастер - класс, фрагмент урока)

Урок русского языка "Предлог" (Мастер - класс, фрагмент урока)

Урок русского языка "Предлог" (Мастер - класс, фрагмент урока)

Урок русского языка "Предлог" (Мастер - класс, фрагмент урока)

Урок русского языка "Предлог" (Мастер - класс, фрагмент урока)

Урок русского языка "Предлог" (Мастер - класс, фрагмент урока)

Урок русского языка "Предлог" (Мастер - класс, фрагмент урока)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2017