Урок русского языка "Различение НЕ и НИ"
Оценка 4.6

Урок русского языка "Различение НЕ и НИ"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
10 кл
13.02.2018
Урок русского языка "Различение НЕ и НИ"
Образовательные цели: повторить изученное о правописании НЕ и НИ; познакомить учащихся с принципами русской орфографии; повторить и обобщить правила, касающиеся разных частей речи; отработать навыки узнавания орфограммы, условий ее выбора , правильного ее графического обозначения. Развивающие: Развитие положительной мотивации к процессу обучения; Формирование позитивной Я - концепции; Совершенствование речемыслительной деятельности; Развитие умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и обобщать языковые явления; Развитие умения логически верно излагать мысли; Развитие творческих способностей, критического, образного мышления, коммуникативных умений и навыков, способности к сотрудничеству с другими людьми. Воспитательные: Развитие системы ценностных отношений к родному языку; Совершенствование навыков этичного межличностного общения; Воспитание бережного отношения к слову , ответственного отношения к собственной речи.Образовательные цели: повторить изученное о правописании НЕ и НИ; познакомить учащихся с принципами русской орфографии; повторить и обобщить правила, касающиеся разных частей речи; отработать навыки узнавания орфограммы, условий ее выбора , правильного ее графического обозначения. Развивающие: Развитие положительной мотивации к процессу обучения; Формирование позитивной Я - концепции; Совершенствование речемыслительной деятельности; Развитие умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и обобщать языковые явления; Развитие умения логически верно излагать мысли; Развитие творческих способностей, критического, образного мышления, коммуникативных умений и навыков, способности к сотрудничеству с другими людьми. Воспитательные: Развитие системы ценностных отношений к родному языку; Совершенствование навыков этичного межличностного общения; Воспитание бережного отношения к слову , ответственного отношения к собственной речи.
НЕ и НИ.docx
Различение на письме не и ни (2 урока)        Образовательные цели: повторить изученное о правописании НЕ и НИ;   познакомить   учащихся   с   принципами   русской   орфографии; повторить   и   обобщить   правила,   касающиеся   разных   частей   речи; отработать   навыки   узнавания   орфограммы,   условий   ее   выбора   , правильного ее графического обозначения.  Развивающие: Развитие положительной мотивации к процессу обучения; Формирование позитивной Я ­ концепции; Совершенствование речемыслительной деятельности;  Развитие   умений   опознавать,   анализировать, классифицировать и обобщать языковые явления; Развитие умения логически верно излагать мысли;   образного Развитие   творческих   способностей, мышления,   коммуникативных   умений   и     навыков,   способности   к сотрудничеству с другими людьми.   критического,   сопоставлять, Воспитательные: Развитие системы ценностных отношений к родному языку; Совершенствование навыков этичного межличностного общения; Воспитание бережного отношения к слову , ответственного отношения к собственной речи. 1 приторность, Материал   для   словарно­семантической   работы:  притягательный, студёный. Основное содержание урока. I.   Систематизация   и   обобщение   сведений   о   различении  не  и  ни  II. Совершенствование умений различать на письме не и ни, правильно писать их со словами. 1. Выполнение упражнений 2. Объяснение употребления частиц не, ни и приставок не­, ни­. 1.  Как   во   всяком   произведении   природы,  так   и   в   созданиях   искусства   не должно быть ничего ни недоконченного, ни недостающего, ни излишнего, но всякая черта, всякий образ и необходим и на своём месте. (В. Белинский). 2. Я никому не верю, что есть на нашей земле места скучные и не дающие никакой пищи   ни   глазу,   ни   слуху,   ни   воображению,   ни   человеческой   мысли.   (К. Паустовский).   3.   Никто   из   наших   поэтов   не   был   так   скуп   на   слова   и выражения, как Пушкин, так не смотрел осторожно за самим собой, чтобы не сказать неумеренного и лишнего, пугаясь приторности того и другого. (Н. Гоголь). 4. Кто в молодости не связал себя прочными связями с великим и прекрасным делом или по крайней мере простым, но честным трудом, тот может считать свою молодость бесследно утерянною, как бы весело она ни прошла и сколько бы приятных воспоминаний она ни оставила. (Д. Писарев), 3. Диктант с грамматическим заданием (указать, чем является  ни:  частицей, приставкой   или   союзом,   объяснить   постановку   знаков   препинания   при однородных членах предложения). 1.   Ни   звёзд   блестящих,   ни   луны   на   небе   нет;   и   тишины   ночной   никто   не нарушает.   (А,   Кольцов),   2.   Как   бы   трудно   ни   отрывался   человек   от привычного места, какую большую часть сердца ни оставлял бы там, а есть в самой   дороге   утешение,   и   надежда,   и   зовущая   радость.   (В.   Панова),   3. Взглянешь   на   бледно­зелёное,   усыпанное   звёздами   небе),   на   котором   ни облачка, ни пятна, и поймёшь, почему тёплый воздух недвижим, (А. Чехов). 4. Ни   один   не   колыхнётся   на   берёзках   лист.   (А.   Пушкин).   5.   Никем   не потревоженными   снег   лежит   волнистыми   сугробами,   покрыв   ает   деревья пушистыми шапками. (С. Маршак). 4.   Комментированное   письмо   (определить:  е  или  и  надо   писать   на   месте пропусков, объяснить слитное и раздельное написание не и ни со словами). (Н..)слыхать (н..)чьих голосов. (Н..)кто (н..)о чём (н..)подозревал. (Н..)хочу вас (н..)чем   огорчать.   Обижаться   (н..)на   кого,   (Н..)с   чем   (несравнимое впечатление.   (Н..)когда   посетить.   (Н..)разу   (н..)побывал.   (Ниоткуда (н..)проникал луч солнца, (Н..)кого увидеть, (Н..)кто (н..)ощущал (н..)какой тревоги.   (Н..)раз   обращался.   (Н..)что.   иное,   как   утренняя   заря,   (Н..)кем заменить.   (Н..)куда   деться.   (Н..)   с   кем   (н..)встречался.   (Н..)кому (н..)интересное сообщение. (Н..)говоря (н..)слова. (Н..)сколько (н..)смешной. (Н..)откуда и (н..)от кого ждать письмо. (Н..)прекращающийся (н..)на минуту дождь. 5. Объяснительный диктант. Всем   известна   пр..тягательная   сила   родников.   (Н..)один   путник   (н..)может пройти   мимо   что(бы)   (н..)остановит(?)ся   (н..)пр..пасть   к   хрустальной студё(н,нн)ой воде. И (н..)где (н..)в людных местах (н..)в глухой тайге родник (н..)остаётся   (н..)замече(н,нн)ым   к   нему   всегда   есть   тропа,—   он   нужен (н..)только   людям   но   и   зверям   птицам.   Люди   (из)давна   стремились пользоваться   родниками,  селились   (во)круг   них   сохраняли   и   обустраивали источники. (Н..)забыты   родники   и   сейчас.   Как   (н..)совершенна   современная   система водоснабжения а родники продолжают играть свою (н..)большую скромную роль. Их воду берут для питья идут порой за (н..)сколько километров что(бы) отведать самого лучшего напитка подаренного природой — чистой воды. (По А. Порядину). 2 урок Цель урока:совершенствовать орфографические умения и навыки. Материал   для   словарно­семантической   работы:  впечатлительность, восхищение, ни на йоту. Основное содержание урока. I.   Повторение   сведений   о   различении  не  и  ни  и   их   правописании   в   ходе проверки домашнего задания. II. Совершенствование орфографических умений и навыков. 1. Предупредительный диктант (объяснить контрольные орфограммы). Иные   люди   до   конца   своих   дней  (н..)утрачивают   дара   восхищения   миром. (Н..)какие   бури   и   трудности   человеческого   пути   (н..)могут   повлиять   на впечатлительность их (н..)стареющей натуры. К таким людям принадлежал Михаил Пришвин. Как (н..)мог он отложить в сторону   перо,   так   (н..)на   миг   (н..)мог   перестать   радоваться   жизни.   Её богатства находил он повсюду, где бы (н..)побывал что(бы) (н..)увидел. Он был   как   (н..)кто   другой   внутренне   богат,   обычные   человеческие   слабости казались ему просто (незаконными. Он как(бы) опровергал слова Шиллера, что “лишь раз цветёт чудесный в жизни май”, сделав весну на протяжении своей жизни (неизменным спутником. (По В. Лидину). 2. Самостоятельная работа. Списать, раскрывая скобки и выбирая нужные по смыслу  не  и  ни.  Вставить пропущенные буквы и запятые. 1. (Не, ни)кто (не,ни)родится мастером. 2. Тот (не,ни)чего (не,ни)боится кто честно   умеет   трудиться.   3.   Под   лежачий   камень   вода   (не,ни)течёт.   4. (Не,ни)чего   (не,ни)сделано   если   осталось   что(нибудь)   (не,ни)доделано.   5. Словами туда(сюда) а делом (не,ни)куда. 6. (Не,ни)кому (не,ни)мило когда дело хило. 7. (Не,ни)тот хорош кто лицом пр..гож а тот хорош кто на дело гож. 8. (Не,ни)потрудиш..ся — мёду (не,ни)поеш.. . (Пословицы), Списать, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы; составить с 3—4 устойчивыми сочетаниями слов предложения. (Н..)свет   (н..)заря;   (н..)к   добру;   (н..)в   обиду   будет   сказано;   как   (н..)в   чём (н..)бывало; откуда (н..)возьмись; во что(бы) то (н..)стало; (н..)за страх, а за совесть; (н..)за что (н..)про что; (н..)за горами; (н..)слуху (н..)духу; (н..)рыба (н..)мясо; (н..)одной души; (н..)жив (н..)мёртв; (н..)на йоту. Продолжить рассуждение, доказывая основную мысль, сформулированную в последнем предложении. По возможности использовать слова с контрольными орфограммами. Какой бы (н..)была богатой природа, возможности её (н..)безграничны. И если мы её хозяева, то, (н..)сомненно, должны быть и её защитниками, ибо (н..)льзя только владеть, (н..)платя за добро ответным добром, (Никакими законами (н..)оградить природу от ущерба, если каждый из нас (н..)осознает и (н..)на минуту (н..)будет забывать простой истины: нанося вред окружающей среде, мы вредим самим себе... (По В. Ткаченко). Диктант “Проверяю себя”. Никогда, ни разу с того часа, как муж ушёл на войну, не приходило Марии в голову то, что он не вернётся домой. Она знала, что он живой, и ждала его ровным, не спадающим ни на день ожиданием. Пропал  без   вести,  ведь   не  убитый   же.  Никому   не  верила:   ни  бумагам,  ни людям, одному сердцу. Живой, в плену где­нибудь в чужой стране. Никак и не выберешься — не отпускают домой, держат в неволе. Она то во сне, то наяву ясно видела одну только ставшую за многие годы очень близкой картину: по широкой, по ровной дороге идёт усталый муж... Никто   не   шёл   по   дороге,   ни   одной   живой   души   не   сопровождал   сонный вечерний чибис, взлетевший над лугом ни с того ни с сего. И теперь тревога и страх перед неизбежным чем­то сменились вдруг ясной и страшной от этой ясности мыслью: “Не придёт. Нет, видно, уж. Не придёт никогда, ни завтра, ни после”. (По В. Белову). Домашнее задание:  составить связное высказывание в научном стиле речи на тему “Чем различаются на письме не и ни” Раздаточный материал (Н..)слыхать (н..)чьих голосов. (Н..)кто (н..)о чём (н..)подозревал. (Н..)хочу вас (н..)чем огорчать. Обижаться (н..)на кого, (Н..)с чем (несравнимое впечатление. (Н..)когда посетить. (Н..)разу (н..)побывал. (Ниоткуда (н..)проникал луч солнца, (Н..)кого увидеть, (Н..)кто (н..)ощущал (н..)какой тревоги. (Н..)раз обращался. (Н..)что. иное, как утренняя заря, (Н..)кем заменить. (Н..)куда деться. (Н..) с кем (н..)встречался. (Н..)кому (н..)интересное сообщение. (Н..)говоря (н..)слова. (Н..)сколько (н..)смешной. (Н..)откуда и (н..)от кого ждать письмо. (Н..)прекращающийся (н..)на минуту дождь. Списать, раскрывая скобки и выбирая нужные по смыслу не и ни. Вставить пропущенные буквы и запятые. 1. (Не, ни)кто (не,ни)родится мастером. 2. Тот (не,ни)чего (не,ни)боится кто честно умеет трудиться. 3. Под лежачий камень вода (не,ни)течёт. 4. (не,ни)сделано если осталось что(нибудь) (не,ни)доделано. 5. Словами туда(сюда) а делом (не,ни)куда. 6. (Не,ни)кому (не,ни)мило когда дело хило. 7. (Не,ни)тот хорош кто лицом (Не,ни)чего пр..гож а тот хорош кто на дело гож. 8. (Не,ни)потрудиш..ся — мёду (не,ни)поеш.. . (Пословицы),

Урок русского языка "Различение НЕ и НИ"

Урок русского языка "Различение НЕ и НИ"

Урок русского языка "Различение НЕ и НИ"

Урок русского языка "Различение НЕ и НИ"

Урок русского языка "Различение НЕ и НИ"

Урок русского языка "Различение НЕ и НИ"

Урок русского языка "Различение НЕ и НИ"

Урок русского языка "Различение НЕ и НИ"

Урок русского языка "Различение НЕ и НИ"

Урок русского языка "Различение НЕ и НИ"

Урок русского языка "Различение НЕ и НИ"

Урок русского языка "Различение НЕ и НИ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2018