Урок русского языка" Род имен прилагательных" (3 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 10.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Это урок открытие новых знаний.Который познакомит детей с изменением имён прилагательных по родам ,понимать, что в словосочетании имя прилагательное стоит в том же роде и числе, что и имя существительное. Ученики научатся употреблять прилагательные в речи и умение определять их род.Разработка урока
Иконка файла материала УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА.docx
Автор Бабаева Елена Петровна Класс, учебник: 3 класс « Русский язык» В. П. Канакина В.Г.Горецкий Тема: Род имён прилагательных Тип урока: открытие новых знаний  Оборудование: учебник, тетради, компьютер, проектор, рисунок солнышка с лучами Планируемые результаты:  Предметные: познакомить с изменением имён прилагательных по родам; развивать умение определять род имён  прилагательных, понимать, что в словосочетании имя прилагательное стоит в том же роде и числе, что и имя существительное Метапредметные: использовать алгоритм для решения учебной задачи, обосновывать выбор способа действия. Личностные: развивать умения употреблять прилагательные в речи и умение определять их родТехнологическая карта урока (в скобках обозначены группы универсальных учебных действий – УУД:  Л – личностные, К – коммуникативные, Р –  регулятивные,  П – познавательные) № п/ п 1 Этап урока Деятельность учителя Организацион­ный  момент Мотивацион  ­ный  настрой. Цель: создание  условия для  возникновения у ученика  внутренней потребности  включения в учебный  процесс. – Проверь, дружок,  Готов ли ты начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке: Книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь! Деятельно сть  учащихся  Организаци я рабочего  места,  настрой на  работу Средств а  обучени я Учебник,  тетрадь,ру чка,  карандаш проектор, экран Универса льные  учебные  действия( УУД)  организаци я учебного  места (Р) ­ внутрення я позиция  школьника  (Л) ­  планирован ие  совместног о  сотрудничества (К) 1 слайд Компь ютер: 1 слайд Ответы  учеников:  Ветер лишнее  слово, так как  это часть речи­  имя сущ., а все  остальные  слова­ имена  прилагательн­ ые. ­Имя  прилагательное 2 Самоопределение к  деятельности. Цель: включение в учебную  деятельность Найди лишнее слово: Зелёный, ветер, вкусная, голубое. ­Какую часть речи продолжим изучать? .2 слайд 3  Актуализация  знаний. Цель:  организация подготовки  обучающихся к открытию  нового  знания,  выполнение  пробного учебного  действия и фиксация  индивидуально­ го  затруднения   ­Догадайтесь, о чём идёт речь. Запишите слова, распределив  их в три столбика. ­Последний месяц осени. (Ноябрь) ­Плод яблони (Яблоко) ­Часть суток от восхода до захода. (Ночь) ­ Родник. ( Ключ)­ Это рисует художник. ( Картина) ­Рама со стеклом. (Окно) ­ По какому признаку записали в три столбика? ­ Как узнать род имени существительного? Ответы детей: по родам  существительного 1)­По словам:  она­ж. р; он­м .р;  оно­ ср.р Повторить изученные орфограммы в записанных словах. _4 Выявление причин  затруднения и  постановка цели  деятельности ­Спишите, вставьте пропущенные окончания имён  прилагательных. Цель: выявление и  фиксация причины  затруднения – конкретные знания, умения и  способности, которые  недостаёт для решения  проблемы Зелён… лист, Зелён…. трава, Зелён…. платье ­Что вы заметили? Объясняют  орфограммы Списывают,  вставляют  окончания. Ответ: окончания разные. 2 слайд Рабочие  тетради ­  мотиваци онная  основа  учебой  деятельн ости (Л) ­ извлечен ие  необходи мой  информа ции (П) ­  формули рование и аргумент­Почему окончания имён прилагательных разные? ­Какой грамматический признак повлиял на изменение  окончания прилагательного? ­Какой род у имени прилагательного в первом  словосочетании?( во 2­м?, в 3­м ?) ­Мы сейчас определяли…. Ответ:  Окончания имён  прилагательных  разные, потому  что стоящие  рядом имена  существительные  разного рода. ­Ответ: Род  имени  существительного Ответ:в 1­м ­ м.р во 2­м—ж.р в 3­м­ ср.р ация,  выражен ие своих  мыслей,  учёт  разных  мнений  (К) ­ волевая саморегу ляция (Р) ­ учебно­ познавате льный  интерес  (Л) ­  контроль и оценка  своей  деятельн ости (Р) ­ постанов ка и  формули рование  проблем ы (П) ­­У какой части речи? ­Сформулируйте тему урока. ­От чего зависит род имени прилагательного? высказыв ать и  обосновы вать свою точку  зрения  (К) Ответ: Род Ответ: У имени  прилагательного Ответ: Род имён  прилагательных. ­Ответ: Род  имени  прилагательного зависит от  стоящего рядом  существительног о4 Построение проекта  выхода из затруднения Цель: обдумывание  проекта будущих учебных  действий   Прочитайте словосочетания. Если вы увидите, что то­то  необходимо изменить в имени прилагательном, то измените  и запишите новый вариант .Изменять имена  существительные нельзя. После этого посоветуйтесь и если  нужно, укажите своему товарищу на ошибку. Верная друг Лесное озеро Голубой небо Хороший книга ­Что повлияло на то, чтобы имя прилагательное изменилось? ­Во всех словосочетаниях надо менять окончание? Почему? ­Определите род имени существительного в 1­м  словосочетании.(во 2­м, в 3­м, 4­м) Выполняют  задание Стоящее рядом  имя  существительное. Ответ: Во 2­м  словосочетании не надо менять. Там  окончание верно  указано. ­ Мужской род (ср.род Ср.род. Ж.род) _ Какой род у имени прилагательного в 1­м словосочетании? ­Мужской род ­ самоопре деление  (Л) ­  постанов ка  познавате льной  цели (П) ­  планиров ание,  прогнози рование  (Р) ­  планиров ание  учебного  сотрудни чества  (К) 3 слайд; Тетради( во 2­м, в 3­м. в 4­м) ­От чего зависит род имени прилагательного? ­Выделите окончания у прилагательных. ­Продолжи фразу: На уроке я узнаю….. (ср.род Ср.род. Ж.род) ­От стоящего  рядом  существительног о. Выделяют  окончания Ответы детей: (как изменяются  имена  прилагательные; ­от чего зависит  род имени  прилагательного ;какие бывают  окончания у  имён  прилагательных  в м.роде, ж.роде,  ср.роде) тетрадь; карандаш  5 Первичное закрепление  с проговариванием  Цель: решение типовых  заданий на новый способ  действия Работа по теме урока. Работа по учебнику. Упр.124(с.72) («Цепочкой») Учебник Упр.124  ( с.72) ­  контроль (Р) ­ учёт  установл енных  ориентир ов­Назовите имена прилагательные. ­Назовите окончания имён прилагательных. Что вы заметили? ­ От чего зависит окончание имени прилагательного? ­Назовите окончания имён прилагательных мужского,  женского, среднего рода. действия  в новом  учебном  материал е (П) Ответ:  Окончания имён  прилагательных  разные. Ответ: Окончание имени  прилагательного  зависит от  существительного , с которым оно  связано по  смыслу. (Называют  окончания.) (Читают правило) ­Ответ: По родам­Прочитайте сведения о языке. ­Как изменяются имена прилагательные в единственном  числе? ­Как определить род имени прилагательного? Прочитайте правило ещё раз. Закройте учебники и  расскажите правило соседу по парте. Ответ: По роду  имени сущ­ого, с  которым оно  связано. (Первичное  закрепление  новых знаний с  проговариванием) (взаимопроверка  усвоенного  правила) Учебник с 72 Поднимайте плечики Выполняют  соответствующиеПоднимайте плечики, Прыгайте кузнечики, движения. Физминутка Прыг­скок, прыг­скок.  Цель: восстановление  физических и духовных  сил  Сели, травушку покушаем, Тишину послушаем. Тише, тише, высоко, Прыгай на носках легко. (Надо оттолкнуться одной  ногой и приземлиться на другую.) 6 .Самостоятель ная работа с  самопроверкой по  эталону Цель:   самостоятельное  выполнение заданий  нового типа Работа по учебнику. Упр.127(с.74) ­ Запишите по памяти загадки. Подчеркните имена  прилагательные, укажите их род и выделите окончания. ­ Проверьте выполненную работу. Дети  самостоятельно  выполняют  упражнение. (Письмо по  памяти) Учебник Упр.124  ( с.72) тетради  волевая  саморегу ляция (Р) ­  использо вание  общих  приёмов  (П) ­ адекват ное  использо­Прочитайте имена прилагательные. Назовите их род и  окончания. ­Как определить род имени прилагательного? ­  Самопроверка вание  речи для  планиров ания и  регуляци и своей  деятельн ости (К) Ответ: Род  имени  прилагательного нужно  определять по  роду имени  существительног о, стоящего  рядом  7.  Включение в систему  знаний и  К нам сегодня пришло в гости солнышко. Выберете каждый  свой лучик и выполните задание, тогда наше солнышко вам  Дети выбирают  задания по своему  использо вание  общих  приёмов,  знаково­ Рисунок  солнышка  с лучами;повторение Цель: автома тизация умственных  действий по изученным  нормам и подготовка к  введению новых норм тетради символич еских  средств  (П) ­  планиров ание  учебного  сотрудни чества  (К) ­  оцениван ие  усваивае мого  содержан ия (Л) улыбнётся. уровню. (На лучиках записаны оценки и соответствующие к ним  задания.) На 3: Списать, вставить пропущенные буквы, определить род имен  существительных. Д…ждливая погода, жареный к…ртофель, белый лебедь,  вкусное какао, молодое дерево,  летуч… мыш…, горяч…  в…да. На 4: Списать, вставить пропущенные буквы, определить род имен  существительных, выдели окончания имён прилагательных Детск… комната, золот… кольцо, весен… утро,  смел… поступок, весенн… погода, смел… решение, добр…  утро,дальн… поле.) На 5: Составь словосочетания из групп слов. Запиши полученные  словосочетания. Определи род имён прилагательных Золот..,,  высок., горяч..любим…, син…, молод…, жарен… Кольцо, лента, дерево сказка, море шоколад, картофель, вода,  утро. .8. ­  Составьте словосочетания: Рефлексия учебной  деятельности на  уроке Цель: соотнесение  цели учебной  деятельности и результата Вкусн…. ( конфета, яблоко, пирог) ­ ­ В каком роде стоит имя прилагательное в 1­м  словосочетании ?( во 2­м,в 3­м?) ­От чего зависит род имени прилагательного? Какое окончание у имени прилагательного в ж.р, (м.р. ср.р?) 5 слайд тетради ( Составляют  словосочетания) Ответ: в 1­м ­ж.р во 2­м ­ср.р в 3­м ­м.р Ответ: Род имени  прилагательного  зависит от  стоящего рядом  имени  существительного . ­  внутренн яя  позиция  и  самооцен ка (Л) ­  контроль и оценка  результат ов (П) ­  формули рование и аргумент ация  своего­Что нового узнали на уроке? ­ Как определить род имени прилагательного? ­Ребята, преодолели ли вы затруднения? ­ Какой вид работы вам понравился? ­Какие трудности возникли? Подведение итогов  урока. Продолжи фразу: ­ На уроке я узнал… ­ На этом уроке я похвалил себя за… мнения  (К) Называют  окончания. ( Ответы детей:  ­узнали, что  имена  прилагателььны е в единственном числе  изменяются по  родам; ­По роду имени  существительного . (Ответы детей)­Сегодня я сумел… Оцените свою работу на уроке Выставление оценок за работу на уроке. На шкале успеха  ставят себе  отметку 1­я ступенька­  «Я не понял» 2­я ступенька –«  Я понял, но не  всё» 3­я ступенька­  «Мне всё  понятно» ( Записывают  задание в  дневник) Рисунок  шкалы  успеха «Лесенка» До ма ш не Упр.126(с.73),правило знать ­ Урок окончен! Спасибо за работу на уроке!е  за да ни е