Урок № 50 Предмет: Русский язык Учитель: Волкова Валентина Анатольевна Класс: 3 «А» класс
Дата проведения: 5 декабря 2014 г.
Тема урока: Родительный падеж
Цель (обучения): формирование знания о существенных признаках родительного падежа имен существительных и развитие умение определять родительный падеж у имен существительных, пробудить интерес к урокам русского языка.
Цель (личностного развития): создание условий для развития навыков общения и сотрудничества в парах и группах.
Цель (воспитательная): воспитание трудолюбия.
Ожидаемые результаты:
А: Ученик знает родительный падеж, умеет находить существительные родительного падежа, учится строить диалог и сотрудничать в группе и в паре;
В: Ученик применяет ранее изученную информацию для изучения нового; учится находить нужную информацию в совместной деятельности, умеет сравнивать, рассуждать, делать выводы и строить диалог;
С: Ученик отвечает на вопросы высокого порядка; сравнивает, рассуждает, учится аргументировать свою точку зрения; сотрудничает в паре, группе и проводит саморефлексию и саморегуляцию деятельности.
Оборудование: ИД , динамическая физминутка, флипчарт№1, карточки 1-5, оценочные листы, карточка наблюдателя (с ролями), маркеры, листы бумаги, клей.
Вре- мя |
Этапы урока |
Задачи |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Организационные формы |
Оценивание |
Используе- мые модули |
3 мин |
Орг.-мотивационный этап.
|
Создание благоприятного психологического климата на уроке. Организация работы в группе.
|
Приветствие. Давайте улыбнемся друг другу, пусть сегодняшний урок принесёт всем радость общения друг с другом. Распределение ролей в группе (руководитель, спикер, хронометрист, наблюдатель). Группа состоит из 4 учащихся. (до урока)
|
Позитивный настрой. Учащиеся выполняют инструкцию учителя.
Рассаживаются в группы по 4 человека. |
Фронтальная работа.
|
Одобрение.
|
ОдО Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников. |
|
Стадия вызова |
Развитие познавательного интереса учащихся
|
Создание ситуации успеха. -Прочитайте стихотворение Ольги Высотской. На что нацеливает она нас в работе на уроке? -На доске: Сколько правил! Правил сколько! |
Фронтальная работа |
Индивидуальная работа.
|
Похвала |
Использование ИКТ в преподавании и обучении
|
|
Актуализация опорных знаний детей. Постановка темы и целей урока |
Развитие внутренней мотивации к изучению темы. Определение темы и целей урока. Создание условий строить продуктивный диалог. |
Наблюдение над именами существительными
По стратегии «Мозговой штурм» заполните графу «Знаю» о склонении имени существительного: Знаю Узнал Хочу узнать Работают индивидуально, затем в парах. Записать на доске в виде ключевых фраз. Карточки отложите. 2.Запись в тетради:(индивидуально)
Р.бота, мастера, всякая, хвалит. -Составьте из данных слов предложение – пословицу. Вставьте пропущенную букву. Запишите, соблюдая правила написания букв. - Как вы понимаете смысл пословицы. - Найдите имена существительные. Определите падеж. - Как определили? - Значит, существительные в Р.п. отвечают на вопрос…? - А какое слово – помощник есть у Р.п.?
-Проверим! Взаимопроверка тетрадей. - Для чего нам надо знать теорию предыдущих уроков? (Чтобы справиться с заданиями на сегодняшнем уроке) Оцени работу соседа. Поставь свою оценку в свой оценочный лист. Без ошибок-«5» 1 ошибка-«4» 2 ошибки-«3» 3 и более-! (повтори материал) -Какие правила повторили?
-Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? -Какая цель урока? В парах обсудите. Сделайте вывод. Итак, назовите тему урока. Какая цель урока, что ты должен усвоить на уроке? Тема урока: «Родительный падеж имён существительных». Цель урока: уметь определять родительный падеж имён существительных |
Работа в группе. 20 секунд думают сами, обсуждают в группе, говорят устно.
Обсуждение в группе. |
Фронтальный опрос.
Техника 20 секунд
Работа в группе. |
Одобрение. |
Обучение критическому мышлению ОдО
|
15 мин |
Операционный этап. 1.Работа над приемами
2.Работа с учебником |
Создание условий для развития критического мышления (учить анализировать, делать выводы) Формирование нового приема |
1.– Карточка №2 (работа в парах) Словарная работа. - Из каких слов выпали согласные? _е_а_ _о_о_а _е_ё_а _о_а_а -Запишите их, обозначая ударение и орфограммы. -Проверим, определяя какой частью речи, является каждое слово. - Почему? -Устно поставьте эти существительные в родительный падеж. (пенала, берёзы, вороны, собаки). - Проверим! -На какие вопросы отвечают имена существительные родительного падежа? -Какой вывод можно сделать? -Что мы развивали выполняя это задание? |
Слушают отвечают Наблюдатель фиксирует активных учащихся
Взаимообучение (талантливые обучают учащихся с низким уровнем успешности) |
Парная работа |
Формативное (комментарии учителя)
|
Новые подходы в обучении: ОдО Обучение критическому мышлению. Обучение талантливых и одаренных. |
2 мин |
Физминутка |
|
Динамическая зарядка |
Выполняют движения |
|
|
ИКТ |
15 мин |
Осмысление содержания 3.Практическая работа |
Получение новой информации Развитие коммуникативных навыков и навыков сотрудничества. Формирование умения строить продуктивный диалог |
Карточка № 3 (работа в парах) - Отличительной особенностью И.п. вляется употребление без предлогов. Как вы думаете, есть ли такая особенность у родительного падежа? - Запишите словосочетания, употребив подчеркнутые существительные в Р.п.
Остаться помощь, приехать деревня, дом камень, съехать гора, ведро вода. -Какой вывод можно сделать? Микроитог: существительные в форме родительного падежа могут употребляться как с предлогами, так и без предлогов. Оценим свою работу |
Учащиеся записывают схему, решение и ответ, обсуждают в группе Высказывают выводы по решенным задачам |
Групповая работа
|
Формативное: (техника «сигналы рукой»)
|
Управление и лидерство в обучении.
ОдО Оценочный лист |
6 мин |
4.Расширение понятий |
Создание условий для развития саморегуляции |
Карточка № 4 (работа в группах) Работа с деформированным текстом. Не
набрать мне столько за год - Расположите предложения так, чтобы получилось стихотворение. - Расставьте знаки препинания. -Подчеркните орфограммы (кто больше увидит). - Найдите существительные в родительном падеже. - Как вы определили? (по вопросу). - А как ещё можно определить родительный падеж? (по предлогам) - А ещё? Кто заметил? (по окончанию а-я, ы-и) -Проверим! Оцените себя -Что развивали, выполняя это задание? |
Самостоятельно выполняют Проверка у доски |
Индивидуальная работа Фронтальная работа |
Лист самооценки.
|
ОдО |
3 мин |
Рефлексивно-оценочный этап Подведение итогов Рефлексия |
Создание условий для развития критического мышления (учить делать выводы). Отслеживание эффективности урока через рефлексию учащихся. |
Возьмите карточку №1 и заполните графу «Узнал»- что узнали на уроке? А что хотите ещё узнать? Заполните графу «Хочу узнать». Карточка № 5 Тестовое задание Дополни предложения: Существительное в родительном падеже отвечает на вопросы……………….. Существительное в родительном падеже является в предложении…………… У родительного падежа есть предлоги ………………………………………… Итак: Оцените себя. -Что понравилось на уроке? -У кого оценка «5»? - У кого оценка «4»? -У кого оценка «3»? -Что посоветуем ученикам, у которых «3»? -Оценки за урок за активную работу + оценочный лист. |
Подводят итоги. Выдвигают предположения.
|
Групповая работа.
Индивидуальная работа |
Формативное (тучки)
|
ОдО. Обучение критическому мышлению. Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников. |
1 мин |
д/з |
Создание условий для развития саморегуляции Обеспечение разного уровня выполнения дом. Задания. Обеспечение понимания детьми задания |
Домашнее задание дается всем, но предлагается ученикам выполнить только то, что они смогут. 1) . Задание на дом Упр. 192 2)* ф/р слова: рыжая (для талантливых и одаренных) Рекомендую вам выучить падежи. |
Слушают Уточняют |
Индивидуальная работа |
|
Обучение талантливых и одаренных.
|
Приложение:
Распределение учащихся по группам по психологической совместимости. Распределение ролей и их функции.
1 группа: Юлия (руководитель), Алексей (хронометрист), Илья (наблюдатель), Петя (спикер).
2 группа: Лилия (руководитель), Батырбек (спикер), Клим (наблюдатель), Мирас (хронометрист).
3 группа: Тимур (руководитель), Карина (наблюдатель), Артем (хронометрист), Адель (спикер).
4 группа: Кристина (руководитель), Кирилл (хронометрист), Юлианна (спикер), Дарья (наблюдатель).
Руководитель: руководит работой
Спикер: рассказывает о том, что решила группа
Хронометрист: следит за временем выполнения задания
Наблюдатель: оценивает активность учащихся в группе
Карточка № 1
Тема: Склонение имен существительных
Знаю |
Узнал (а) |
Хочу узнать |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Карточка № 2
Словарная работа. (парная работа)
- Из каких слов выпали согласные?
_е_а_ _о_о_а
_е_ё_а _о_а_а
-Запишите их, обозначая ударение и орфограммы.
-Устно поставьте эти существительные в родительный падеж.
Карточка № 3 (работа в парах)
- Отличительной особенностью И.п. является употребление без предлогов. Как вы думаете, есть ли такая особенность у родительного падежа?
- Запишите словосочетания, употребив подчеркнутые существительные в Р.п.
Остаться помощь_-___________________________________
приехать деревня_-___________________________________
дом камень__-________________________________________
съехать гора -_________________________________________
ведро вода_-__________________________________________
-Какой вывод можно сделать?
Карточка № 4 (работа в группах)
Работа с деформированным текстом.
Не
набрать мне столько за год
В лес ходила я с Мариной
Набрала подружка ягод
За черникой и малиной.
- Расположите предложения так, чтобы получилось стихотворение.
- Расставьте знаки препинания.
-Подчеркните орфограммы (кто больше увидит).
- Найдите существительные в родительном падеже.
- Как вы определили? (по вопросу).
- А как ещё можно определить родительный падеж?
Карточка № 5
Тест
Дополни предложения:
Существительное в родительном падеже отвечает на вопросы………………..
Существительное в родительном падеже является в предложении……………
У родительного падежа есть предлоги …………………………………………
Доскажи слова- отгадки в родительном падеже
Карточка наблюдателя № 4 (поставь «+»)
|
Самый знающий |
Активный |
Пассивный |
Юлия |
|
|
|
Алексей |
|
|
|
Илья |
|
|
|
Петя |
|
|
|
Карточка наблюдателя № 5 (поставь «+»)
|
Самый знающий |
Активный |
Пассивный |
Лилия |
|
|
|
Батырбек |
|
|
|
Климентий |
|
|
|
Мирас |
|
|
|
Карточка наблюдателя № 6 (поставь «+»)
|
Самый знающий |
Активный |
Пассивный |
Тимур |
|
|
|
Карина |
|
|
|
Артем |
|
|
|
Адель |
|
|
|
Карточка наблюдателя № 7 (поставь «+»)
|
Самый знающий |
Активный |
Пассивный |
Кристина |
|
|
|
Юлианна |
|
|
|
Кирилл |
|
|
|
Дарья |
|
|
|
Оценочный лист
Задания |
Оценки |
1.Орфографическая минутка |
|
2.Члены предложения, падеж |
|
1. Задание №1 |
|
2. Задание № 2 |
|
3. Тест |
|
Оценка за урок |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.