Урок русского языка "Словосочетание" (6 класс)
Оценка 4.7

Урок русского языка "Словосочетание" (6 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
22.08.2018
Урок русского языка "Словосочетание" (6 класс)
Данный урок построен с применением элементов технологии проблемного обучения. Проводится в начале учебного года при повторении изученного в 5 классе (учебник под ред. М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др.) Организация деятельности учащихся на уроке: самостоятельно определяют тему и цель урока, отвечают на вопросы, участвуют в играх, оценивают свою деятельность, самостоятельно формулируют задания к выполняемым упражнениям, что заставляет ребят тщательно и с разных точек зрения анализировать предлагаемый учебный материал. В процессе урока ученики научатся составлять и выделять словосочетания из предложений; редактировать текст и конструировать предложения; объяснять языковые явления.
Словосочетание-откр урок.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Промышленновская средняя общеобразовательная школа №56» СЛОВОСОЧЕТАНИЕ Сценарий открытого урока                                                                                                                                            Составитель: Барякина Наталья Николаевна,  учитель русского языка и литературы Тема урока: Словосочетание Цель урока: обобщение и закрепление изученного ранее материала Задачи: формировать у обучающихся языковую, исследовательскую,  коммуникативную компетенции; развивать умение детей самостоятельно получать знания; развивать  мыслительные операции: анализ, сопоставление; развивать познавательные  способности через разнообразные виды деятельности;  воспитывать интерес к урокам русского языка, воспитывать коммуникативные  отношения. Ход урока I. Организационный момент ­ Здравствуйте, ребята.  Я очень рада видеть приветливый ваш класс, И для меня уже награда вниманье ваших умных глаз. ­ Откройте тетради, запишите число, классная работа. Пропустите строку для  темы, которую вы самостоятельно определите, выполнив задание. II. Мобилизующий этап.  На доске написаны слова: пос..дить, чу..ствительное, пор..жаться, в теплице,  сер..це, вс..гда.  ­ Прочитайте написанные на доске слова. Соедините между собой те слова, в которых пропущена одинаковая орфограмма. Составленные пары слов  запишите. (Даётся время на выполнение задания).  ­ Назовите первую пару слов и скажите, почему именно их вы  объединили? (Первая пара слов – посадить в теплице (одинаковая  орфограмма – безударная проверяемая гласная в корне слова). (Орфограммы  в словах объясняются, приводятся проверочные слова, выделяется корень).  ­ Какие ещё слова можно объединить?  (Чувствительное сердце. В них имеется непроизносимая согласная в корне  слова). (Объясняется написание данных слов).  ­ Назовите третью пару слов?  (Поражать всегда). В каждом из них есть безударная непроверяемая гласная в  корне слова. III. Формулирование учащимися темы и цели урока.  ­ Прочитайте все составленные пары слов. Вспомните, как называется это  явление языка, и сформулируйте тему сегодняшнего урока. Посадить в теплице, чувствовать сердце, поражать всегда – это  словосочетания. Значит, тема сегодняшнего урока – «Словосочетание». (Учитель записывает тему урока на доске, а ученики  в тетради).  ­ Отталкиваясь от темы и используя запись на доске, сформулируйте цель  нашего урока.  Запись на доске  Цель: повторить всё, что ….  о         ; учиться находить в                          и  самостоятельно …. их. (Цель  урока: повторить всё, что мы знаем о словосочетании;  учиться находить в предложениях словосочетания и самостоятельно составлять их). IV. Актуализация знаний учащихся ­ Скажите, из скольких частей и каких частей состоит словосочетание.  ­ Как определить главную и зависимую части в словосочетании?  ­ Как связывается зависимое слово с главным?  ­ С помощью чего устанавливается смысловая связь?  ­ С помощью чего выражается грамматическая связь?  ­ Опираясь на наши рассуждения, скажите, что такое словосочетание?  ­ Найдите главное и зависимое слова в составленных словосочетаниях.  V. Выполнение тренировочных упражнений.  Запись на доске  1.Маленький р..сток,…  2.Пахнет ар..матно,…  3.Прил..гать усилия,…  Справка: предл..жить решение, выглядит вел…колепно, красивое р..стение.  ­ Внимательно прочитайте данную запись. Сформулируйте к ней своё  задание.  (Нужно продолжить ряды словосочетаний, используя слова для справок).  ­ По каким признакам вы будете подбирать словосочетания для этих  рядов?  (Словосочетания нужно подбирать по двум признакам: по составу  словосочетаний и имеющимся в корне слов орфограммам).  ­ Какое словосочетание надо включить в первый ряд?  (В первый ряд можно включить словосочетание  красивое растение. Состав  этих словосочетаний одинаков: «прил.+сущ». Второй признак – одинаковая  орфограмма – чередующаяся гласная в корне слова раст – ращ – рос).  Второй и третий ряды учащиеся составляют самостоятельно, затем  проводится проверка. (Второй ряд: пахнет ароматно, выглядит великолепно.  Третий ряд: прилагать усилия, предложить решение).  ­ Назовите главные слова в данных словосочетаниях, в которых есть все  составные части слова. Объясните свой выбор. (Прилагать и предложить) VI. Словарно – орфографическая работа.  ­ Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Вы его  определите самостоятельно.  На доске зашифровано слово: 13/ 6/ 4/ 6/ 15/ 5/ 1 ­ Расшифруйте слово. Кто догадался, как? Какое слово у вас получилось?  Это слово легенда.  ­ Ребята, а что же такое легенда? (Выслушиваем ответы детей). ­ Объединим ваши рассуждения и  дадим лексическое значение слову  легенда.  Легенда – это сведения о предметах, явлениях, событиях прошлого, в которых  допускается доля вымысла.  ­ Посмотрите на слово легенда. Расскажите о его правописании.  (Слово легенда состоит из трёх слогов. Второй слог ударный. В первом слоге  безударная гласная Е. Её надо подчеркнуть и запомнить).  ­ Прослушайте две короткие легенды о целебном, ароматном, прекрасном  цветке ландыше. К каждой легенде подберите название, которое  представляло бы собой словосочетание. Два ученика выразительно читают по очереди легенды о ландыше.  1. С богиней Дианой связана легенда о появлении ландыша. Как­то на охоте  Диана заблудилась и попала в дремучий лес, в котором жили фавны. Они стали  преследовать прекрасную незнакомку. Диана убежала от них, но во время  бегства с её красивого тела падали душистые капельки пота, превращавшиеся  на земле в волшебной красоты цветы – ландыши.  ­ Назовите словосочетание­заглавие из первой легенды? (по мере их  называния учитель записывает названия на доске).  Прекрасная незнакомка  2. В Австрии существует поверье, что белые колокольчики ландышей – это  фонарики в жилищах гномов или ожерелье Белоснежки. Спасаясь от злой  мачехи, она рассыпала его, и бусины превратились в грустные белые, как снег,  цветы.  ­ Назовите словосочетание­заглавие из второй легенды? Ожерелье  Белоснежки. ­ Обозначьте в записанных словосочетаниях  главное и зависимое слова. ­ Из данных словосочетаний назовите слово,  в котором звуков больше,  чем букв.(Слово прекрасная, так как буква Я обозначает два звука Й и А).  ­ Назовите слово из данных словосочетаний, в котором произошёл процесс  оглушения. (Слово Белоснежка, так как буква Ж здесь обозначает звук Ш).  Продолжение тренировочных упражнений Продолжаем наш разговор о словосочетании и ландыше. ­ О ландыше была создана прекрасная легенда и в Древней Руси. Давайте  с ней познакомимся.   Работа с карточками: Славяне создали свою (прил. + сущ.) о ландыше.  Водяная царевна Волхова (глаг. + сущ.)  На свою беду она (гл. + сущ.) Садко к прекрасной Любаве.  Вышла Волхова на берег послушать (сущ. + сущ.), но не нашла его на берегу.  (Нар.+глаг.) Волхова, (сущ.+ гл.) среди трав, превратившись в (прил. + сущ.) с  изумительным ароматом.  Справка: полюбила Садко, удивительная легенда, узнала о любви, горько  заплакала, песни Садко, слёзы упали, чудесные цветы.  ­ Внимательно прочитайте текст, справку к нему и сформулируйте своё  задание.  (Вместо схем нужно вставить словосочетания, учитывая их смысл и состав).  Ребята восстанавливают и записывают текст.  ­ Скажите, почему одна из схем перечёркнута?  (Вместо этой схемы надо вставить слёзы упали. Это грамматическая основа,  которая никогда не является словосочетанием).  ­ Озаглавьте текст с помощью слова. (Легенда).  ­ А теперь озаглавьте этот текст с помощью словосочетания.  (Легенда о ландыше).  ­ Какое заглавие более точно, конкретно говорит о предмете речи?  (Более точно говорит о предмете словосочетание). Какой вывод можете  сделать? Работа с текстом     (запись на доске) Всякое растение – живое существо, оно выделяет в воздух кислород,  задерживает пыль. Там, где много растений, легко дышится. Что за чудный  запах? Ландыш! Какой красивый цветок с белыми жемчужинками! Стой, мой друг! Не рви цветов в лесу! Пусть это чудо радует глаз,  омолаживает сердце, душу всех, кто придёт следом за нами. Именно давняя  привычка рвать цветы привела к исчезновению многих видов растений. Помни:  ландыш, колокольчик, фиалка занесены в Красную книгу. ­ Какова основная мысль текста?  ­ Выпишите словосочетания, характеризующие цветок ландыш.  (Чудный запах, красивый цветок, цветок с белыми жемчужинками) ­ С помощью каких средств художественной выразительности описан  ландыш? (Эпитетов и метафоры). ­ В каком стиле написан текст? (В публицистическом). Докажите. (Автор  призывает бережно относиться к цветам, не рвать их). ­ Убедил ли вас автор, почему не надо этого делать? Какие языковые  особенности публицистического стиля есть в данном тексте? (Обращения,  побудительные, восклицательные предложения). VII. Итоги урока.  ­ Скажите, о каком языковом явлении мы говорили на уроке?  ­ Расскажите всё, что вы знаете о словосочетании?  (Словосочетание – это два или несколько слов , связанных по смыслу и  грамматически. Оно более точно, чем слово, называет предмет или действие.  Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. Грамматическая связь выражается с помощью предлогов и окончаний. Смысловая связь в  словосочетании устанавливается с помощью вопроса.  Грамматическая основа предложения не является словосочетанием). ­ Какие цели урока ставили перед собой? ­ Чему научились? ­ В чём испытывали трудности? VIII. Оценивается работа учащихся на уроке.  Задание на дом: выписать из художественного произведения, которое изучаете  на уроке литературы, 6­8 сл/сч., обозначить главное и зависимое слова.

Урок русского языка "Словосочетание" (6 класс)

Урок русского языка "Словосочетание" (6 класс)

Урок русского языка "Словосочетание" (6 класс)

Урок русского языка "Словосочетание" (6 класс)

Урок русского языка "Словосочетание" (6 класс)

Урок русского языка "Словосочетание" (6 класс)

Урок русского языка "Словосочетание" (6 класс)

Урок русского языка "Словосочетание" (6 класс)

Урок русского языка "Словосочетание" (6 класс)

Урок русского языка "Словосочетание" (6 класс)

Урок русского языка "Словосочетание" (6 класс)

Урок русского языка "Словосочетание" (6 класс)

Урок русского языка "Словосочетание" (6 класс)

Урок русского языка "Словосочетание" (6 класс)

Урок русского языка "Словосочетание" (6 класс)

Урок русского языка "Словосочетание" (6 класс)

Урок русского языка "Словосочетание" (6 класс)

Урок русского языка "Словосочетание" (6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.08.2018