Урок русского языка. Тема: Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Родительный падеж.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 08.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала урок семеновой.docx
Тема:  Склонение   имён   прилагательных   мужского   и   среднего   рода   в единственном числе. Родительный падеж. Цель:  учить писать окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже. Задачи:  развивать   умение   распознавать   падеж   имени   прилагательного; закрепить умение определять падеж имени существительного;  расширять словарный запас   детей;   воспитывать   внимательное   отношение   к   людям,   прививать   культуру общения.  Формируемые УУД:  познавательные      —   самостоятельное   выделение   и   формулирование познавательной   цели;   поиск   и   выделение   необходимой   информации;   смысловое чтение; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; анализ, сравнение, классификация объектов по выде­ ленным признакам; синтез;  коммуникативные  —   инициативное   сотрудничество   с   учителем   и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;  регулятивные   — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его   результата   с   заданным   эталоном;   оценивание  качества   и   уровня   усвоения материала;  личностные —  установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Тип урока: усвоение новых знаний. Оборудование:  учебник, физкультминутки, опорные схемы.   индивидуальные   карточки,   слова   для Ход урока I. Организационный момент. (1 мин.) Прозвенел и смолк звонок, Начинается урок. Мы за парты дружно сели  И на доску поглядели. Звучит музыка. Ребята,   представьте,   что   во   время   вдоха   Вы   поглощаете   в   себя   свет, наполняясь   добрыми   чувствами,   а,   вдыхая,   постепенно   освобождаетесь   от беспокойства. А теперь сосредоточимся на сердце. Представьте, что в сердце лежит цветок. Вот   он   раскрывается,   лепесток   за   лепестком   это   центр   покоя,   центр   любви, взаимопонимания. Девиз   урока:   Делай   добро   и   ты   растворишь   зло.   Как   вы   понимаете   это высказывание? II. Актуализация знаний. (4  мин.) 1. Минутка чистописания.Запишите сегодняшнюю дату. Классная работа. МО оро оз   СО ол нце 2. Словарная работа. Какие слова можно составить из данных сочетаний? Мороз солнце Что мы можем сказать о данных словах? Записать, разобрать, определить род имен существительных. Подобрать имена прилагательные к данным именам существительным. Какие  окончания у прилагательных. Как мы их называем? 3. Повторение пройденного. О какой части речи пойдёт речь на уроке? (Об имени прилагательном.) СЛАЙД( АНИМАЦИЯ 1 ) ­ Вспомните, что вы знаете об имени прилагательном? ИМЯ ОЕ ПРИЛАГАТЕЛЬН ЧАСТЬ РЕЧИ КАКО Й? М.Р . -ОЙ -ЫЙ, -ИЙ КАКО Е? КАКА Я? ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА ИЗМЕНЯЕТС КАКИ Е? МН.Ч. - ЫЕ, -ИЕ ЕД.Ч. Ж.Р . Я СР. Р -АЯ, -ЯЯ -ОЕ, -ЕЕ Наша   жизнь   прекрасна   и   удивительна.   Окружающий   мир   полон   красок, эмоций   запахов   состояний.   Он   –   то   грустный,   то   весёлый,   то   яркий,   то тусклый.   Он   может   быть   огромным   и   крошечным,   кислым   и   сладким.   Он такой разный, но такой прекрасный и любимый!  Какая  часть речи может более точно описать мир? – Имя прилагательное. Как   вы   думаете,   была   бы   красочной   и   яркой   наша   речь   без   имён прилагательных?    – Нет. Задание:   Найти   пару   существительным,   списать,   выделить окончания прилагательного, определить род. Как определить род, число и падеж имени прилагательного? ( эталон)  (СЛАЙД) III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности  учащихся. (4  мин.) 1. Посмотрите на словосочетания и разделите их на группы.— Кто может записать словосочетания в родительном падеже? Что для этого нужно знать? (Какие окончания имеют имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже.) ­     Сформулируйте   тему   урока.  (Родительный   падеж   имен   прилагательных мужского и среднего рода). —   Сформулируйте задачи урока.  (Узнать, какие окончания могут иметь имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже, научиться правильно их писать.) IV. Построение проекта выхода из затруднения. ­ Какую цель вы перед собой поставите? ( Узнать, как не допустить ошибку в написании безударных окончаний  прилагательных м.р.и ср.р. в родительном падеже) ­Сформулируйте тему урока. ( Написание окончаний прилагательных  м.р.и ср.р. в родительном  падеже) ­Узнавать будете в группах. Каждая группа получит задание, ответив на вопросы которого, сделает общий вывод. ­Итак, по какому плану вы будете работать? ( слайд) План. 1. Выполнить индивидуальное задание. 2. Выдвинуть предположение( в группе) 3. Проверить предположение. 4. Сделать вывод и оформить его.  ­Приступайте. V. Реализация построенного проекта. ( работа в группах) Лист с заданием для обсуждения в группе. Лист с заданием для обсуждения в группе. м.р.                             ср.р.                                                 От вечерн__ мороза      От  зимн__неба     Из глубок__ снега        Без  тепл__солнца  1. Сравните окончания прилагательных м.р. и ср.р. в Р.п. Какой сможете  сделать вывод? ________________________________________________________ ________________________________________________________ ________________________________________________________2. Сравните между собой имена прилагательные верхней   строки и нижней   строки, обращая внимание на основу. Чем они отличаются? ________________________________________________________ ________________________________________________________ 3. Как пишутся окончания прилагаетльных? ________________________________________________________ 4. Сравните ударные и безударные окончания прилагательных в  родительном падеже с окончанием вопроса какого?. Что можете  отметить? ________________________________________________________________ _______________________________________________ 5. Что  нужно сделать, чтобы правильно написать безударное окончание  имени прилагательного? 1) Найти_____________________, с которым  связано ________________. 2) Задать вопрос от_____________________ к ______________________. 3) Выделить основу и окончание в _________________. 4) Написать такое же окончание в ______________________. Кроме ____________ рода     в _____  и    _____   падежах. СЛАЙД,анимация.  Выступления представителей групп. Сравнение результатов. VI.             Первичное закреление. Вставить в словосочетания окончания, с объяснением. VII.          Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону ­Какой следующий шаг? (Выполним самостоятельную работу.) ­С какой целью? (Чтобы проверить себя самого, как я научился не ошибаться  в написании окончаний.) 1 уровень. Записать словосочетания, вставляя окончания. Выделить  окончания, определить роди и падеж имени прилагательного.      С ранн…… утра до  поздн….. вечера; от зимн… морозца; порывы  ледян… ветра;  лучи  весенн… солнца.  2 уровень. Записать предложения, вставляя окончания. Выделить основу  слова и окончания, определить роди и падеж имени прилагательного.С ранн… утра до поздн… вечера катались с горы ребята. Порывы   ледян… ветра обжигали лица девочек и мальчиков. От зимн… морозца  щеки ребят покраснели.  САМОПРОВЕРКА . Кто допустил ошибки? Почему? В чём причина?  Что  нужно подучить? ­ У кого ошибок нет? (поставьте +) VIII.       Включение в систему знаний. ­Где вам пригодятся полученные знания? Зачем нужно правильно писать  окончания прилагательных? (Прилагательные делают нашу речь богаче. Нужно уметь говорить  правильно и красиво.) IX . Рефлексия.  (3  мин.) Заканчивается урок. Значит, что надо сделать? (Подвести итог.) ­Какую цель ставили на уроке? (Узнать, как не допустить ошибку в написании безударных окончаний прилагательных м.р.и ср.р.) ­Достигли её? Докажите. Каков результат деятельности? ( эталон) Оцените себя. Заполните таблицу самооценки. + или ? утверждение 1. Знаю, что такое склонение. 2. Знаю, как определить падеж имени  прилагательного 3. умею определять родительный падеж  прилагательного. 4. Знаю как не допустить ошибку в окончании  прилагательных м.р. и ср.р. в родительном  падеже. 5. Мне необходимо поработать  над… Домашнее задание  ­Урок окончен. Спасибо за хорошую работу.Самоанализ урока русского языка  В 4­г классе обучается 24 человека: 18мальчиков и 6девочек.  Тема   «Склонение   имён   прилагательных   мужского   и   среднего   рода   в единственном числе. Родительный падеж». Цель:  учить   писать   окончания   имён   прилагательных   мужского   и   среднего рода в родительном падеже. Задачи:  Обучающая:   развивать   умение   распознавать   падеж   имени   прилагательного; закрепить умение определять падеж имени существительного;   Развивающая: расширять словарный запас детей;  Воспитательная: воспитывать  внимательное  отношение к людям, прививать культуру общения.  Формируемые УУД:  познавательные      —   самостоятельное   выделение   и   формулирование познавательной   цели;   поиск   и   выделение   необходимой   информации;   смысловое чтение; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; анализ, сравнение, классификация объектов по выде­ ленным признакам; синтез;  коммуникативные  —   инициативное   сотрудничество   с   учителем   и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;  регулятивные   — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его   результата   с   заданным   эталоном;   оценивание  качества   и   уровня   усвоения материала;  личностные —  установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Первый   урок   по   теме   «   Родительный   падеж   имени   прилагательного»   в   4 классе.   К   моменту   проведения   урока   дети   уже   знакомы   с   изменением прилагательных   по   числам,   родам   и   падежам.   Знают,   как   определить   род, число, падеж  прилагательного. Структура   урока  соответствует   уроку  ОНЗ (Открытия Нового Знания).Основные структурные элементы урока: Новое знание:  правило написания окончаний прилагательных м.р. и ср.р. Р. падежа. Пробное   действие:   вставить   пропущенные   окончания   в   словосочетания   из задания на повторение. Фиксация затруднения: Мы не можем обосновать свой выбор. У нас есть гипотеза, но нет правила. Причина   затруднения:   Мы   не   знаем   правила   написания   безударных окончаний прилагательных Цель: Узнать, как не допустить ошибку в написании безударных окончаний м.р. и ср.р. Р.п. Реализация цели осуществлялась через содержание урока, в котором выделяю  следующие этапы: I. Организационный момент. II. Актуализация знаний (минутка чистописания, повторение падежных  окончаний именительного падежа мужского и среднего рода имен  прилагательных). III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности  учащихся (постановка проблемного вопроса,  формулирование  обучающимися темы и задач урока при помощи учителя). IV. Первичное усвоение новых знаний (объяснение учителем алгоритма  определения падежа и правописания окончаний родительного падежа   мужского и среднего рода имен прилагательных, составление диалога  на заданную тему). V. Первичная проверка понимания (изменение окончаний имен  прилагательных в словосочетаниях). VI. Первичное закрепление (индивидуальная работа по карточкам разного  уровня с взаимопроверкой, выборочный диктант). VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. VIII. Рефлексия (подведение итогов урока). Методы работы:   словесные (объяснение, беседа с учащимися);  наглядные (работа с опорной схемой);  практические (работа в тетради) Формы   работы:  фронтальная,   групповая,   индивидуальная, дифференцированная. Средства: учебник «Русский язык», 2 часть Канакина В.П., Горецкий В.Г.,  индивидуальные карточки, слова для физкультминутки, опорные схемы.На уроке реализованы принципы обучения: принцип   деятельности:   учащиеся   участвовали   усвоении   новых   знаний,   что способствовало   успешному   формированию   общекультурных   и   деятельностных способностей, общеучебных умений. принцип   целостности:   формирование   у   учащихся   обобщенного   системного представления о падежах имени прилагательного. принцип   психологической   комфортности:   создание   на   уроке доброжелательной   атмосферы,   ориентированной   на   реализацию   идей   педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения. Для   достижения   цели   урока   была   организована   фронтальная,   групповая (парная), индивидуальная работа. Применение   фронтальной   и   индивидуальной   работы   способствовало проявлению   индивидуальных   качеств   и   инициативы   каждого   ученика,   учит обучающихся слушать и слышать мнение других, выбирать верное решение. Также, индивидуальная работа была построена с учетом дифференциации учебных заданий. Использование   групповой   (парной)   работы   позволяет   решить   следующие задачи: возрастает глубина, понимание материала, познавательная активность; меняется характер взаимоотношений между обучающимися; учащиеся   приобретают   умение   строить   свое   поведение   с   учетом   позиций       другого человека. Организация контроля осуществлялась через формы:  словесная характеристика;  взаимопровека. Самооценка   и   взаимопроверка   приучает   детей   объективно   оценивать результаты деятельности товарища и свои возможные достижения. Считаю, что содержание урока, методы, формы способствовали достижению следующих результатов урока: Личностные:  установление   связи   между   целью   учебной   деятельности   и   её мотивом,   осознавать   необходимость   сотрудничества   с   учителем,   готовности   к взаимодействию, взаимопониманию. Метапредметные:  познавательные  —   самостоятельное   выделение   и   форму­ лирование   познавательной   цели;   поиск   и   выделение   необходимой   информации; смысловое   чтение;   преобразование   модели   с   целью   выявления   общих   законов, определяющих   данную   предметную   область;   анализ,   сравнение,   классификация объектов   по   выделенным   признакам;   синтез;  коммуникативные  —   инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;  регулятивные  — постановка учебной задачи; сличение способа действия и   его   результата   с   заданным   эталоном;   оценивание  качества   и   уровня   усвоения материала. Предметные: определять родительный падеж мужского и среднего рода имен прилагательных,   правильно   писать   безударные   окончания   родительного   падежамужского и среднего рода имен прилагательных,    составлять диалоги на заданную тему. Все   этапы   были   последовательны   и   направлены   на   достижение   хорошего результата. В целом я считаю, что все поставленные цели и задачи на уроке были выполнены.