Урок русского языка "Типы сложноподчиненных предложений"
Оценка 4.7 (более 1000 оценок)

Урок русского языка "Типы сложноподчиненных предложений"

Оценка 4.7 (более 1000 оценок)
Разработки уроков
docx
русский язык
9 кл
19.01.2017
Урок русского языка "Типы сложноподчиненных предложений"
Публикация является частью публикации:
Тире в БСП[1].docx
Название урока  Цель урока   Тема:   Тире в бессоюзном сложном предложении  Образовательные: усвоение обучающимися особенностей постановки тире в бессоюзном сложном предложении; формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, на этой основе сформировать соответствующий пунктуационный навык; повторить изученные правила употребления тире в простом предложении.    Задачи       для Результаты обучения учителя  Форма урока, методы и приемы    Ресурсы  Ожидаемые результаты   Организационный момент 1.Повышение активности учащихся ; 2.Пополнение полученных учащимися знаний, умений и навыков; 4. Выявление проблем и определение оптимальных средств их решения ;   5. Обменивание идеями и мнениями, обсуждение и оценивание идеи друг друга 1. Индивидуальное, в группе сообща обсуждают вопросы по теме, учат друг друга  2.Учатся работать в сотрудничестве. 3.Создает возможность оценивания друг друга.     Получение новых  знаний.  Коллаборативное обучение, исследовательская беседа,   наблюдение, анализ, выводы, самооценка, взаимооценка,  Интерактивная доска,  бумага А­3,  оценочный лист, карточки, слайды,    бумага А­3, маркеры, стикеры Знают/понимают: смысловые отношения между частями БСП; постановку тире в БСП. Умеют: находить бессоюзные предложения в тексте; сопоставлять изученный материал с новым;   устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, Приветствие  Привет, сосед, Улыбнись мне в ответ. Я хочу, чтобы ты не грустил, Всем улыбку свою дарил. Деление на группы (выбор лидера) «Ведь если звезды зажигают ­ значит, это кому­нибудь нужно… Владимир Маяковский»  ­ звучит стиховорение, я предлагаю закрыть глаза и представить тихую звездную ночь.      Далее ученики выбирают звезды, затем по цвету звезд, которые они выбрали класс делится на мини группы 1.             Действия учителя Этап проверки пройденного материала   ­ Какое предложение называется бессоюзным? ­ Какие знаки разделяют части бессоюзного сложного предложения? Ход урока    Действия учащихся       Задаю вопросы группам по теории:  «Да­нет» 1.Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях не зависят от характера смысловых отношений между его частями. Нет  2.На письме отношения между частями бессоюзного сложного предложения выражаются следующими знаками препинания: запятой, точка с запятой, двоеточие, тире. Да  3.Запятая ставится, если предложения не связаны по смыслу друг с другом. Нет  4.Точка   с   запятой   ставится   в   составе   бессоюзного   сложного   предложения   в   том   случае,   когда   в   простых предложениях перечисляются какие­либо однородные явления, события, происходящие одновременно или одно за другим. Да  5.Двоеточие в бессоюзном сложном предложении ставится, если вторая часть разъясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части. Да  6.В предложении   Я знаю … в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь на месте пропуска необходимо поставить запятую. Нет  2.Сообщение темы и целей урока:  ­ Сегодня мы продолжаем  изучение темы «Бессоюзное союзное предложение».    окончания После задания выполнения     учащиеся   дают   знак хлопками   «Большой Оценивание палец»     (ученики   отвечают   на вопросы   словами   «Да», «Нет»).  После   записи   один ученик комментирует ответы.   При   возникновении спорной   ситуации   ребята обращаются   к   тексту параграфа. Ученики, правильно   ответившие   на все вопросы, получают ­ Итак, о постановке каких знаков препинания в БСП мы уже знаем? (, ; :) ­ Остался интересный знак препинания – тире, о котором Александр Матвеевич Пешковский сказал: “Тире  – знак отчаяния. Тире отличается многозначностью, поэтому его любят поэты и писатели ­  Запишите тему урока: Тире в бессоюзном сложном предложении ­ Сегодня познакомимся с правилами постановки тире в БСП.  3.Изучение нового материала. Ребята, для того чтобы познакомиться с новой темой, вы самостоятельно изучите  правило  в учебнике. Каждая  группа представляет одно положение правила.  Работаем в группах. У каждой группы карточка­инструкция, по которой вы работаете 5 минут. Свои знания  оформите в таблице “Тире в БСП”.  Предложение­ пример Союз при замене Смысловые отношения  между простыми предложениямив БСП       Проверка понимания знаний.  Вывод:  ­ Сколько случаев постановки тире в БСП вы узнали?  – При каких условиях ставится тире в БСП? 4. Закрепление изученного. ­ Чаще всего употребляются БСП с тире в народной речи, пословицах.  Задание 2  Прочитайте пословицы, определите смысловые частей в составе БСП, объясните расстановку знаков препинания  Групповая работа       1 группа Учащиеся   читают   правило на стр.203,204 Учащиеся   работают   по карточкам­инструкциям  1 ученик из каждой группы выходит   к   доске   и объясняет   тему,   используя карточку­инструкцию Учащиеся отвечают на  вопросы и записывают опорную  схему 1.Труд человека кормит…  лень портит.  2.Кончил дело…  гуляй смело. 3.Поспешишь…  людей насмешишь. 2 группа 1.Есть терпение …  будет и умение. 2.Лето припасает …    зима поедает. 3.Любишь кататься …  люби и саночки возить.      3 группа 1.Делу время …   потехе час. 2.Волков бояться …  в лес не ходить. 3.Будешь книги читать …   будешь всё знать. Задание 3  Соедините предложения со схемами  1.      ­      противопоставление (союзы а, но)  ­ 6 2.  указывает на время, условие ­      . – 2, 5  3.      ­  указывает на вывод, следствие. – 1  4.     ­ быстрая смена событий ­ 3  5.     ­ сравнение: словно, будто. ­ 4 6.     ­ это так, такой, таков ­  1.Он пьет – все пьют и все кричат. 2.Сбил сколотил – вот колесо! 3.Оглянулся назад  ­ одни спицы лежат. 4.Посмотрит – рублем подарит. 5.На стене ни одного образа – дурной знак. 6.Злой плачет от зависти – добрый от радости Ученики выполняют работу  в группах.  Объясняют смысловые  отношения в БСП,  расстановку  знаков  препинания в пословицах. Физминутка Лексическая тема «Астана» ­ Какие ассоциации возникают у вас при слове «Астана» упр 268 1) Работа с текстом. «Астана» Словарная работа Клондайк ­ это регион, находящийся на территории Юкон, на северо­западе Канады, является синонимом  «невообразимо богатого месторождения, источника огромных благ» Лимитчики ­ называли людей, приезжавших в Москву работать по "заявкам" различных организаций  (строительство зданий, сооружений, в том числе метро Чахлый ­ вянущий, сохнущий, хилый.  ­ Прочитайте текст. 2) Беседа по содержанию (ответить на вопросы к тексту стр. 203 3)Выпишите из текста «Астана» бессоюзные сложные предложения. Произведите синтаксический разбор.         4.Итог урока  Подведём итоги! От чего зависит постановка тире в БСП 1.Постановка тире в БСП зависит от смысловых отношений между частями. Действия учителя  Рефлексия  5. Оценивание                                                                                                 2 мин.             Подводит итоги по заполненным оценочным листам   Стратегия «Лестница успеха» 1. Возьмите у вас на столах  стикер. 2. На доске имеется рефлексивный лист «Лестница успеха»  приклейте ваш стикер на понимание темы: на  верхней­ поняли все, смогу применить; на средней­ не совсем поняли; на нижней­  не понял. Выставление оценок  Сегодня активно работали на уроке: …, они давали полные, правильные ответы на мои вопросы, затруднялись  Работают с текстом Действия учащихся Дети пишут свои мнения об уроке   и   прикрепляют   на Лестницу успеха Считают полученные общие баллы учащихся, оценивают    Дети   пишут   свои   мнения об уроке и прикрепляют на Лестницу успеха ответить на вопросы: ..,  они получают оценку ____,  Учитель выставляет оценки, аргументирует.                        Домашнее задание .                                                                   1 мин. Действия учителя 1.Эссе Астана – моя столица 1. Выучить материал параграфа 25, опираясь на таблицу, составленную в классе. 2. Упр269 стр 204 (Спишите пословицы, поговорки. Объясните их смысл и постановку в них тире) Действия учащихся

Урок русского языка "Типы сложноподчиненных предложений"

Урок русского языка "Типы сложноподчиненных предложений"

Урок русского языка "Типы сложноподчиненных предложений"

Урок русского языка "Типы сложноподчиненных предложений"

Урок русского языка "Типы сложноподчиненных предложений"

Урок русского языка "Типы сложноподчиненных предложений"

Урок русского языка "Типы сложноподчиненных предложений"

Урок русского языка "Типы сложноподчиненных предложений"

Урок русского языка "Типы сложноподчиненных предложений"

Урок русского языка "Типы сложноподчиненных предложений"

Урок русского языка "Типы сложноподчиненных предложений"

Урок русского языка "Типы сложноподчиненных предложений"
Скачать файл