Урок русского языка «Употребление разделительных Ъ и Ь».
Оценка 4.7

Урок русского языка «Употребление разделительных Ъ и Ь».

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
28.10.2019
Урок русского языка «Употребление разделительных Ъ и Ь».
Цель: обеспечить восприятие, усвоение и осмысление нового материала через создание проблемной ситуации → её исследование → решение → анализ → обобщение, умение применять правило правописания слов с разделительным Ъ и Ь. Задачи: 1. Предметные - познакомить обучающихся с орфограммой «Разделительные Ъ и Ь». - формировать умение применять орфограмму в зависимости от морфемы. - развивать орфографическую зоркость 2. Метапредметные - формировать умение находить информацию в тексте - учить анализировать, сравнивать и обобщать на основе фактов. - учить представлять информацию в сжатом и развернутом виде. 3. Личностные - устанавливать коммуникативные связи. Планируемые результаты: Предметные: Знать условия выбора правописания разделительных Ъ и Ь». Уметь вычленять из текста слова с данной орфограммой. Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности Метапредметные: -Уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли . Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы.
Урок русского языка.docx
Урок русского языка «Употребление разделительных Ъ и Ь». Тип урока: урок «открытия новых знаний». Цель: обеспечить восприятие, усвоение и осмысление нового материала через создание  →  анализ  проблемной ситуации  применять правило правописания слов с разделительным Ъ и Ь. Задачи:  обобщение, умение  → →  её исследование   решение  → 1. Предметные ­ познакомить обучающихся с орфограммой «Разделительные Ъ и Ь». ­ формировать умение применять орфограмму в зависимости от морфемы. ­ развивать орфографическую зоркость 2. Метапредметные ­ формировать умение находить информацию в тексте ­ учить анализировать, сравнивать и обобщать на основе фактов. ­ учить представлять информацию в сжатом и развернутом виде. 3. Личностные ­ устанавливать коммуникативные связи. Планируемые результаты: Предметные: Знать условия выбора правописания разделительных Ъ и Ь». Уметь вычленять из текста слова с данной орфограммой. Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности,  мотивация учебной деятельности Метапредметные: ­Уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную  работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем, слушать собеседника,  формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли . Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться  в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями,  уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы. Ход урока. 1.  Организационный  момент.          2. Актуализация знаний.      Индивидуальная работа (1 ученик работает у доски). Карточка: Выписать слова с приставками, выделяя их       Сдавать экзамены, подбежать к школе, поехать на экскурсию, изменить решение,  расписание уроков, разделить поровну. Найдите «лишнее» (поехать, все приставки на согласную). Работа с классом. (Запись на доске слов с пропущенными буквами) Задание: Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы. Кон…, капел…, мел…ница, пис…мо, ноч…, доч…, молодёж…, выучиш… Какую роль выполняет Ь? Проверка индивидуальной работы. 3. Основная часть урока. 1.В нашем классе есть две ученицы – Ольга и Софья. Каждая из двух девочек утверждает,  что в её имени пишется разделительный ь знак. Так ли это?  Что поможет это доказать?  Ольга, Софья. Сравнивается транскрипция написания этих  слов. (В одном слове появляется  звук [й], который разделяет согласный глухой [ф] от гласного,  нет слияния)  [Ол’га ]   ­ обозначает мяг. согл. зв.  [Соф’й’а ]– разделительный ъ знак.  2. Создание проблемной ситуации. Расскажите правило написания разделительного ь знака в словах.  Предъявление  ученикам противоречивых мнений .  На доске – запись:  Не за то волка [б’ й у т], что сер, а за то, что овцу [с’ й э л].  – Как вы понимаете эту пословицу?  – Почему два слова записаны в транскрипции? (Есть звук [й] – «сигнал опасности»: надо  подумать, что писать).  – Спишите пословицу в тетрадь, заменив транскрипционную запись буквенной.  Возникает затруднение – дети спрашивают, какую букву писать. 3. Актуализация проблемы.  – Почему у вас возник этот вопрос?  («Работа» у букв Ь и Ъ одинаковая – предупредить о наличии звука [й], а перед Ю и Е  может быть написана любая из этих букв).  Действительно:  Оба знака хороши,  Достойны оба чести,  Ведь стоят у нас они  В очень нужном месте. 4. Поиск решения.  У меня есть два варианта разрешения данной ситуации:  1. Я просто скажу вам, что писать.  2. Вы попробуете сами разрешить эту проблему. (Дети выбирают 2­й вариант).  В результате наблюдения за двумя группами слов  Съехал    Вьюга  Отъехал   Колья  Въехал    Ульи  Подъехал   Варенье  дети легко находят объяснения Ь и Ъ, формулируют вывод, который затем сверяют с  правилом в учебнике.  5. Физкультминутка. Выберите любую понравившуюся линию и проследите глазами по ней несколько раз.       Здоровьесберегающий подход  (Выполняют сидя.)   6. Применение нового. 1. Образуйте новые слова с корнем езд, используя  только приставки и запишите   их в тетрадь. По­,  под­, в­, от­, про­, об­, раз ­пере­. 2.Приготовьте сигнальные  карточки.  Мальчики показывают разд. Ъ, если в слове пишется Ъ.  Девочки показывают разд.  Ь, если в слове пишется Ь. Судья, соловьи, объявление, поёт, вьюга, объём, стулья, ружьё, отъехал, заехал, съёжился,  безделье, разъехались.  3. Запишите словосочетания в 2 колонки.  с разделительным Ь               с разделительным Ъ в_ёт гнездо,об_яснить задачу, собирать  лист_я,  сер_ёзная опасность, л_ётся дождь,   раз_единить провода, большой об_ём, раз_ярённый зверь, под_ёмный кран, отличное  здоров_е.  4. Вставьте пропущенные  буквы.  С_ёмка, варен_е, дерев_я,  олад_и, коп­ё, об_едем,лист_я, ноч_ю, руч_и,  вз_ерошенные,  с_ехал. 5. Это интересно! Из истории языка. Буква «ер» ­ Ъ ­ полезная буква. Она выполняет всегда одну и ту же скромную работу:  отделяет согласную приставки от гласной (подъезд, разъезд). До 19171918 года твердый  знак писался в конце слов после твердых согласных, например: ДОМЪ, ДУБЪ, ГОРОДЪ  Тогда весь народ наш был разделён на писавших с «ером» и без «ера» на концах слов. В то  время буква эта вызывала гнев и ненависть, смех и слёзы. Букву «ер» называли  бездельником, лодырем, разбойником, дармоедом, кровососом. Буква «ер» на конце слова  пожирала более 8% времени и бумаги. Эта буква ­ бездельник была самой дорогой буквой  мира. 6. Собери пословицы.   Вставь пропущенные буквы. I. Учен.._е свет,                                      II. надо в воду лезть.    Чтобы рыбку с..есть                              ядра не с..ешь,    Не рзгрызёшь ореха                              а не ученье тьма. 7. Развитие орфографической зоркости.   В подезде я увидел взерошенного котёнка.  Он сёжился от страха под лестницей, а над  ним стоял разярённный пёс. Котёнка я забрал домой. Назовите слова, в которых допущена ошибка. 8. Письмо с комментированием. Упр. 65.   Взаимопроверка. 7. Итоговая беседа.   Сделайте вывод, какие ключевые слова темы были использованы на уроке. Сформулируйте правило употребления разделительных Ъ и Ь. 8. Домашнее задание (дифференцированное). 9.  Рефлексия. Сегодня я узнал… Было трудно… Я понял, что… У меня получилось…    

Урок русского языка «Употребление разделительных Ъ и Ь».

Урок русского языка «Употребление разделительных Ъ и Ь».

Урок русского языка «Употребление разделительных Ъ и Ь».

Урок русского языка «Употребление разделительных Ъ и Ь».

Урок русского языка «Употребление разделительных Ъ и Ь».

Урок русского языка «Употребление разделительных Ъ и Ь».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.10.2019