Урок русского языка в 8 классе по теме "Прямая речь". Это первый урок по теме (всего 3 урока). Предлагаем разнообразные задания по теме, дифференцируем контроль. В заключение урока даём тестовый контроль знаний, который помогает организовать самопроверку или взаимопроверку изученного материала.
Урок русского языка в 8Б классе. Дата – 21.05. 2019
Тип урока: урок «открытие новых знаний».
Тема урока: «Прямая речь»
Цель урока: Формирование представлений о типе предложений с прямой речью, навыков расстановки знаков препинания.
Планируемые результаты:
Предметные: обобщить сведения о предложениях с прямой речью, полученные в 57 классах, развивать умение находить прямую речь и слова
автора в предложении.
Метапредметные: Совершенствовать умение самостоятельной работы по изучению новой темы, умения систематизировать, обобщать, делать
выводы.
Личностные:
Оборудование: учебник, карточки для проверочной работы, презентация по теме урока.
Структура урока:
I.
Этап мотивации. Критерии оценивания
Настрой на продуктивную деятельность
II.Этап актуализации.
1. Проверочная работа по теме «Чужая речь» (дифференцированная, в 3х вариантах).
2. Записать слова, объяснить их правописание.
Речь, автор, прямой, двоеточие, тире, запятая, кавычка. ??? Какое слово «лишнее»? (прямой прилагательное) .
Найдите корень в слове запятая.(соврем.: запят; историч.: запятая – по происхождению является субстантивированным страдат. причастием ж.
р. от глагола запяти «воспрепятствовать, задержать»).
III.Этап выявления места и причины затруднения.
Сформулируйте тему урока по ключевым словам ( «Прямая речь»). Анализ предложений (на слайде).
Капитан крикнул: «Купаться!» (Л. Т.)
«Вернитесь! Акула!» закричал артиллерист.
«Завтра будет чудесная погода, сказала Алька. Собирайтесь в поход.»
? В каком предложении расстановка знаков препинания вызывает у вас затруднения?
IV.Этап целеполагания.
Постановка цели урока.
V.Этап открытия нового знания.
1.Фронтальная беседа.
1) Что такое прямая речь? (это точная передача чужого высказывания)
2)Из каких частей состоит предложение с прямой речью? (состоит из двух частей: слов автора (А, а) и собственно чужой речи («П»)
3)Где может стоять в предложении прямая речь? Слова автора?
(прямая речь может стоять до и после слов автора; слова автора могут стоять до и после прямой речи: а) ,,П”, а. б) А: ,,П”.4) Как пишется прямая речь? (прямая речь заключается в кавычки и всегда пишется с прописной (большой) буквы)
5)От чего зависит расстановка знаков препинания в предложениях с прямой речью? (в каком порядке идут прямая речь и слова автора)
2. Чтение теории п.69 (стр.230).
3.Выполнение упр.407 (составление схем)
3. Анализ предложения: «Завтра будет чудесная погода, сказала Алька. Собирайтесь в поход.»
Чтение теории (стр.231) комментирующая часть стоит в середине прямой речи.
4. Работа над предложениями:
«До завтра, завтра всё будет решено». «До завтра, промолвил я, завтра всё будет решено».
Без слов автора
«П? П».
«Ты с нею танцуешь мазурку? Она мне призналась».
«П! П».
«Как они сегодня хорошо поют! Как хорошо».
Со словами автора
«П? а, П».
«Ты с нею танцуешь мазурку? – спросил он торжественным голосом. Она
мне призналась».
«П! а, П».
«Как они сегодня хорошо поют! – думал он, прислушиваясь к пению. Как
хорошо».
«П, а, П».
«У вас очень мало самолюбия, сказала она мне вчера. Отчего вы думаете,
что мне веселее с Грушницким?»
«П. П?».
«У вас очень мало самолюбия. Отчего вы думаете, что мне веселее
с Грушницким?»
VI.Этап первичного закрепления.
1.Запишите предложения, расставьте знаки препинания, подчеркните слова, обозначающие процесс речи, мысли, слова, сопровождающие речь.
Составьте схемы предложений.
1) «Ну барин, закричал ямщик, беда: буран!»
2) Вдруг он обратился к матушке: «Авдотья Васильевна сколько лет Петруше?»
3)«Ты бледна Маша, заметил ей отец, тебя перепугали».
4) Савельич дёргал меня за руку, говоря: «Выходи сударь: приехали».
VII.Этап включения в систему знаний.
Самостоятельная работа по заданию: списать, вставляя вместо знака V слова автора, используя глаголы речи; расставить знаки препинания.
1) Приходите вечером V в плавательный бассейн (предложил тренер).
2) Больной чу…ствует себя лучше V теперь жизнь его видно вне опас…ности (сказал дежурный врач).
3) Ветер к утру утихнет V погода улучши(т, ть)ся (сообщили по радио).
4) Учас…ники соревнований! V Строиться (раздалась команда)!
5) Куда идёт этот автобус? V Нам нужно в центр города (спросили мы у водителя).
VIII.Этап подведения итогов урока.
Что нового узнали на уроке?
Где может пригодиться данная тема?
IX.Этап рефлексии и оценивания.Оцените уровень своих знаний по теме.
X.Этап ознакомления с домашним заданием.
1)Повторить п.6568; 2)выучить теорию п. 69, 3)выполнить упр.411 (по заданию)