Урок русского языка в8 классе "Прямая речь"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 29.05.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок русского языка в 8 классе по теме "Прямая речь". Это первый урок по теме (всего 3 урока). Предлагаем разнообразные задания по теме, дифференцируем контроль. В заключение урока даём тестовый контроль знаний, который помогает организовать самопроверку или взаимопроверку изученного материала.
Иконка файла материала Прямая речь..docx
Урок русского языка в 8Б  классе.                                            Дата –  21.05. 2019 Тип урока: урок «открытие новых знаний». Тема урока:  «Прямая речь» Цель урока:  Формирование представлений о    типе предложений с прямой речью,   навыков  расстановки знаков препинания. Планируемые результаты: Предметные: обобщить сведения о предложениях с прямой речью, полученные в 5­7 классах, развивать умение находить прямую речь и слова  автора в предложении. Метапредметные: Совершенствовать умение самостоятельной работы по изучению новой темы, умения систематизировать, обобщать, делать  выводы. Личностные:  Оборудование: учебник, карточки для проверочной работы, презентация по теме урока. Структура урока: I. Этап мотивации. Критерии оценивания Настрой на продуктивную деятельность II.Этап актуализации. 1. Проверочная работа по теме «Чужая речь» (дифференцированная, в 3­х вариантах). 2. Записать слова, объяснить их правописание. Речь, автор, прямой, двоеточие, тире, запятая, кавычка. ??? Какое слово «лишнее»? (прямой ­ прилагательное) . Найдите корень в слове запятая.(соврем.: запят­; историч.: запятая – по происхождению является субстантивированным страдат. причастием ж.  р. от глагола запяти ­ «воспрепятствовать, задержать»). III.Этап выявления места и причины затруднения. Сформулируйте тему урока по ключевым словам ( «Прямая речь»). Анализ предложений (на слайде). Капитан крикнул: «Купаться!»  (Л. Т.) «Вернитесь! Акула!» ­ закричал артиллерист.   «Завтра будет чудесная погода,­ сказала Алька. ­ Собирайтесь в поход.» ? В каком предложении расстановка знаков препинания вызывает у вас затруднения? IV.Этап целеполагания. Постановка цели урока. V.Этап открытия нового знания. 1.Фронтальная беседа. 1) Что такое прямая речь?  (это точная передача чужого высказывания) 2)Из каких частей состоит предложение с прямой речью?  (состоит из двух частей: слов автора (А, а) и собственно чужой речи («П»)  3)Где может стоять в предложении прямая речь? Слова автора?   (прямая речь может стоять до и после слов автора; слова автора могут стоять до и после прямой речи:   а) ,,П”, ­ а.                     б) А: ,,П”.4) Как пишется прямая речь?  (прямая речь заключается в кавычки и всегда пишется с прописной (большой) буквы)  5)От чего зависит расстановка знаков препинания в предложениях с прямой речью? (в каком порядке идут прямая речь и слова автора) 2. Чтение теории п.69 (стр.230). 3.Выполнение упр.407 (составление схем) 3. Анализ предложения: «Завтра будет чудесная погода,­ сказала Алька. ­ Собирайтесь в поход.» ­Чтение теории (стр.231)­ комментирующая часть стоит в середине прямой речи. 4. Работа над предложениями: «До завтра, завтра всё будет решено». ­«До завтра, ­ промолвил я, ­ завтра всё будет решено».  Без слов автора «П? П». «Ты с нею танцуешь мазурку? Она мне призналась». «П! П». «Как они сегодня хорошо поют! Как хорошо». Со словами автора «П? ­ а, ­ П». «Ты с нею танцуешь мазурку? – спросил он торжественным голосом. ­ Она  мне призналась». «П! ­ а, ­ П». «Как они сегодня хорошо поют! – думал он, прислушиваясь к пению. ­ Как  хорошо». «П, ­ а, ­ П». «У вас очень мало самолюбия, ­ сказала она мне вчера. ­ Отчего вы думаете,  что мне веселее с Грушницким?» «П. П?». «У вас очень мало самолюбия. Отчего вы думаете, что мне веселее с Грушницким?» VI.Этап первичного закрепления. 1.Запишите предложения, расставьте знаки препинания, подчеркните слова, обозначающие процесс речи, мысли, слова, сопровождающие речь.  Составьте схемы предложений. 1) «Ну барин,  ­ закричал ямщик, ­ беда: буран!» 2) Вдруг он обратился к матушке: «Авдотья Васильевна сколько лет Петруше?» 3)«Ты бледна Маша, ­ заметил ей отец, ­ тебя перепугали». 4) Савельич дёргал меня за руку, говоря: «Выходи сударь: приехали». VII.Этап включения в систему знаний. Самостоятельная работа по заданию: списать, вставляя вместо знака V слова автора, используя глаголы речи; расставить знаки препинания. 1) Приходите вечером V в плавательный бассейн  (предложил тренер). 2) Больной чу…ствует себя лучше V теперь жизнь его видно вне опас…ности (сказал дежурный врач). 3) Ветер к утру утихнет V погода улучши(т, ть)ся (сообщили по радио). 4) Учас…ники соревнований! V Строиться (раздалась команда)! 5) Куда идёт этот автобус? V Нам нужно в центр города (спросили мы у водителя). VIII.Этап подведения итогов урока. Что нового узнали на уроке? Где может пригодиться данная тема? IX.Этап рефлексии и оценивания.Оцените уровень своих знаний по теме. X.Этап ознакомления с домашним заданием. 1)Повторить п.65­68; 2)выучить теорию п. 69, 3)выполнить упр.411 (по заданию)