Урок русского языка в 10 классе
Оценка 4.7

Урок русского языка в 10 классе

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
10 кл
28.10.2018
Урок русского языка в 10 классе
Тема: Русская лексика с точки зрения ее употребления: Цели: 1) знакомство учащихся с лексическими пластами русского языка с точки зрения сферы употребления; 2) формирование знаний о языке и речи; 3) развивать ключевые компетенции учащихся: анализ, синтез, классификация, обобщение, систематизация материала. 4) развивать умение самостоятельно воспроизводить полученные знания и работать с текстовыми материалами. 5) расширение представлений учащихся о лексической системе языка. 6) формирование правильной и эффективной речи. 7) обучение умению понимать чужую речь и излагать свои мысли в письменной и устной форме.
Урок русского языка в 10 кл по темеРусская лексика с точки зрения ее употребления .docx
Тема: Русская лексика с точки зрения ее употребления: Цели:  1) знакомство учащихся с лексическими пластами русского языка с точки зрения сферы  употребления;  2) формирование знаний о языке и речи; 3) развивать ключевые компетенции учащихся: анализ, синтез, классификация, обобщение,  систематизация материала. 4) развивать умение самостоятельно воспроизводить полученные знания и работать с текстовыми  материалами. 5) расширение представлений учащихся о лексической системе языка. 6) формирование правильной и эффективной речи. 7) обучение умению понимать чужую речь  и излагать свои мысли в письменной  и устной форме. Ход урока ОНУ I. Приветствие, проверка наличия тетрадей, перекличка. II. Проверка домашнего задания. Задание 67 Записать   слова,   распределяя   их   по   группам:   а)   исконно   русские;   б)   старославянского   проис­ хождения; в) заимствованные. Ответ к упражнению: Исконно  русские  слова:   пастух,  бедствие,  земля,   мать,  вояк,  ландыш,  щи,  теленок,  грач,  заяц, ямщик, тулуп, ватрушка, лепешка, дом, дочь, крыша, кошка, лодка, алмаз, сестра, брат, матрос. Слова старославянского происхождения: вдаль, лебезить, разиня, Богородица, грядущий, боязнь, сочувствие, зодчий, среда, тряпка, береза, благоденствие, благонравие, хождение, разум, доброта. Заимствованные слова: музей, алфавит, абажур, афиша, вокзал, джинсы, синтаксис, колледж, мэр, пюре, конспект партер, хобби, дуэт, опера, макароны, гардероб, шхуна, арба, табун, цирк, офицер, трап, лифт, трамвай. Фронтальный опрос. На прошлом уроке вам было задано проработать лекцию «Лексика с точки зрения ее  происхождения». Для начала давайте вспомним, что же такое лексика? (словарный состав языка; раздел  науки о языке, в котором изучается словарный состав языка). А что такое лексическое значение слова? (тот главный смысл, о котором мы думаем, когда  произносим слово). На какие группы делится лексика по происхождению? (исконно­русская, заимствованная;  исконно русская делится на общеславянскую, восточнославянскую и собственно русскую). В каком веке возникла общеславянская лексика и в каких языках она сохранилась?(в 6 веке, в  русском, украинском, чешском и других славянских языках). Какие языки относятся к восточнославянской группе языков? (русский, украинский,  белорусский). В каком веке начала формироваться исконно русская лексика? (в 14­15 веках). Приведите примеры слов, относящихся к исконно русской лексике (скворец, обои, вилка и  т.д.). В результате чего в русском языке появилась и появляется заимствованная лексика?  (вследствие взаимодействия России с другими странами: торговля, войны, политика,  культурные и научные связи). Приведите примеры слов иноязычного происхождения (бутерброд, такси, ковбой и др.). Подберите  синонимы к заимствованным словам. Абориген – старожил авеню – улица аромат – запах тинэйджер – подросток круиз – морское путешествие вердикт – приговор, решение гламурный – модный, роскошный гипотеза – предположение кутюрье – модельер корректный – вежливый, тактичный апатия – безразличие полемика – спор миниатюрный – маленький Объяснение нового материала. III. Слово преподавателя. ­ На сегодняшнем уроке мы сосредоточим наше внимание на лексике русского языка с точки зрения сферы ее употребления. Цель нашего урока: познакомиться с такими понятиями как  «диалектизмы», «профессионализмы»,  «жаргонизмы» и научиться различать их в речи. И, что  немаловажно, будем учиться употреблять слова, относящиеся к этим группам, в соответствии с  их значением. Итак, тема сегодняшнего урока: «Лексика русского языка с точки зрения сферы ее  употребления». (Записывают число тему в тетрадь). Основу лексики литературного языка составляют общеупотребительные слова. Это слова,  которые известны большинству людей и употребляемые всем населением носителя языка (стол,  окно, ручка, книга и т.д.).Но помимо этого в языке есть слова, которые известны не всем людям. Эта лексика имеет ограниченную сферу употребления и называется необщеупотребительной. (Я – на доске, учащиеся – в тетрадях чертим следующую схему). Запись опорной схемы: Лексика Общеупотребительная Необщеупотребительная лексика, имеющая ограниченную сферу употребления Диалектизмы Профессионализмы Жаргонизмы  (Запись в тетрадь). Диалектизмы (от греч. «говор, наречие»)­ слова, употребление которых свойственно  людям, живущим в определенной местности. Диалектные слова используются преимущественно в  устной речи, так как и сам диалект ­ это главным образом устная разговорно­бытовая речь жителей сельской местности. (Текст на доске.Преподаватель читает текст.) «Вот что однажды случилось с Андрюшей. Жил он на Севере, в тундре. Отец его был  оленеводом. Как­то летом приехал Андрюша в деревню к бабушке. А деревня эта находилась где­то под  Воронежем. Утром бабушка затопила печь и говорит Андрюше: – Внучек, возьми там под загнеткой рогач и подай мне. Долго ломал внук голову и наконец, спросил: – Бабушка! А что это такое – загнетка и рогач? Я знаю, у нас на Севере рогачами оленей­самцов  называют. А вот слова загнетка я вообще никогда не слышал. – Чудак человек, – сказала бабушка, – да вот же он, рогач. – И подала Андрюше ухват. – А загнетка вот она, – прибавила бабушка и указала на шесток». После прочтения учащиеся отвечают на вопросы: – Почему Андрюша не сразу понял бабушку? (Бабушка употребила непонятные для него  слова рогач и загнетка). – Объясните значение выделенных в тексте слов (Это фразеологизм, который обозначает «долго  думать над чем­то»). – Как она объяснила внуку значения этих слов? (Бабушка показала Андрюше рогач и загнетку). – Посмотрите и вы на рисунки, изображающие эти предметы.(На доске фотографии этих  предметов). – А как мы можем узнать значения слов, если перед нами нет ни самих предметов, ни их  изображения? – Мы должны обратиться к словарю. (На доске записаны определения слов­диалектизмов). УХВАТ  ­ рогач, кухонная утварь, предмет для постановки в русскую печь и вынимания из нее  горшков и чугунов: железные двузубые вилы с плоскими, плавно изогнутыми зубьями на длинной  деревянной рукояти. Загнетка 1) Место на шестке русской печи (обычно в левой его части), куда сгребаются горячие угли. 2) Площадка перед устьем русской печи; шесток. Шесток ­ часть русской печи, представляющая собой открытую площадку перед устьем (Всяк  сверчок знай свой шесток). ­ Диалектизмы используют в художественной литературе. Как вы думаете, почему?(для передачи  местного колорита, речевой характеристики героев). Прочтите следующий текст. Найдите диалектизмы. Попробуйте их объяснить. Мелкая скотина загнана во дворы. Коров подоили и отпустили в ночное, чтоб овод не  одолевал. За поскотиной слышалось грубое бряканье ботал и тилилюканье колокольцев. За  заплотом нашего двора, под навесом зашевелились куры, одна упала с насеста, пробовала  закудахтать, но петух угрюмо на нее прорычал, и сонная курица, не решаясь взлететь, присела на  землю. Не загнал я куриц в стайку, пробегал, завтра гляди да гляди ­ в огород заберутся, яйца в  жалице снесут. (В. П. Астафьев «Последний поклон») Поскотина – это “место, где пасется скот”;  Бо'тало – “большой колокольчик, привязанный к шее пасущихся коров”; тилилюканье – «звон, бренчание»; заплот – “забор возле дома”; стайка – “хлев для мелкого скота и птицы”;  жалица – “крапи’ва”. ­ Легко ли вам понять значение этих слов? Почему?(Нет. Только при помощи словаря. Потому что  в нашем регионе такие слова не употребляются). ­ Вы правы. Для нашего края эти слова не характерны. Это говор сибирских деревень, а в центре  внимания творчества Виктора Петровича Астафьева как раз и была жизнь современной сибирской  деревни. ­ Переходим к следующему блоку необщеупотребительных слов ­ к профессионализмам и  терминам.  (Запись в тетрадь). Термины — слова, обозначающие научные или специальные  (лингвистические,  литературоведческие, математические, медицинские и прочие) понятия.Термины — это  узаконенные названия каких­либо специальных понятий. Продолжите фразу (устно). Если человек употребляет слова: а)  фара, кабина, бампер, двигатель, переключатель скоростей, зажигание, он — ... ; б)  локомотив, рельсы, шпалы, платформа, кабина, он — ... ; в)  каюта, якорь, корма, иллюминатор, он — ... ; г)  трос, кран, блок, кирпич, мастерок, арматура, он — ... . Д л я        с п р а в о к: строитель, моряк, машинист, шофёр. ­Есть еще одна группа слов, которые вы будете употреблять в своей профессии и значение которых будет понятно только вам. Это профессионализмы. (Запись в тетрадь). Профессионализмы – это слова, используемые группами людей, объединенных  определенной профессией. Профессионализмы — специализированная часть нелитературной  разговорной лексики. Со словами ограниченного употребления мы сталкиваемся, не только беседуя с жителями той или иной местности. Представьте себе, что вы слушаете разговор маляров, красящих в доме двери, рамы. Вам понятно все, о чем они говорят, но вот один просит другого: «На эту комнату нам не хватит левкаса, приготовь его».  Слово левкас, означающее смесь алебастра или мела с клеем,  употребляемое  для  грунтовки  дерева  под масляную краску,  знакомо  уже  не  всем.  Оно бытует в речи маляров, художников. В   каждой   профессии,   помимо   общеупотребительных,   используются   слова   специальные. Это   тоже   слова   ограниченного   употребления,   но   ограниченного   по   специальному   признаку,   по признаку профессии, поэтому их называют специальными словами, или профессионализмами. ­ Ну а мы переходим к следующей группе слов. Но для начала дадим определение следующему  слову: Жаргон ­ речь какой­л. социальной группы людей, объединенных какими­либо  интересами, привычками, социальным положением, содержащая большое количество свойственных  только такой группе слов и выражений, в том числе искусственных, иногда условных. Жаргонизмы – слова и выражения, относящиеся к какому­либо жаргону. Выделяют жаргон молодежный, воровской (арго), лагерный. Наибольшее распространение в наше время получил молодежный жаргон, популярный у студентов,  учащейся молодежи. Жаргонизмы, как правило, имеют эквиваленты в общенародном языке: общага ­ общежитие, стипуха ­ стипендия, шпоры ­ шпаргалки, хвост ­ академическая задолженность. Лагерный жаргон, которым пользовались люди, поставленные в особые условия жизни, отразил  страшный быт в местах заключения: зек (заключенный), шмон (обыск), баланда (похлебка), вышка  (расстрел), стукач (доносчик), стучать (доносить). Речь определенных социально замкнутых групп (воров, бродяг и т. д.) называется арго (фр. argot ­  замкнутый, недеятельный). Это засекреченный, искусственный язык преступного мира, известный  лишь посвященным и бытующий также лишь в устной форме. Отдельные арготизмы получают  распространение за пределами арго: перо (нож), малина (притон), расколоться, шухер, фраер. Творческая работа в парах. Прочтите отрывок из сказки. Дайте «литературное» определение жаргонизмам. Через минуту великан был уже на месте. Джек едва доходил ему до колен. Великан был  бос, одет в рваные штаны, какую­то безрукавку, а выражение лица имел наитупейшее. – Ага! Попались! – Голос великана был хриплый и глухой. – Хана вам всем! – Че надо? – невозмутимо ответил Джек. – Че? Борзеете, кузнечики? – Не, каков хам, а?! – возмутился колдун. – Пришел, нашумел, распугал всю… компанию. – А может, ему напинать куда следует? – предложил Сэм. – О! Собака и кобыла разговаривают?! – поразился великан. – Я тебе не кобыла! – взревел обиженный до глубины души Лагун­Сумасброд. – Я – конь! – Он – конь! – строго подтвердили Джек и Сэм. – А я че? Я ниче! Я че, против, что ли? – Вот то­то! А кто ты такой? – Джек вдруг стал суровым и подозрительным. – А? Я – Дибилмэн. Меня так зовут. – Тьфу, постыдился бы жить с таким именем, – фыркнул Сэм. – Иди на фиг, – обиделся Дибилмэн. – Ты мне обоснуй. Обоснуй! Не можешь? Значит, ты не прав! – Кончай базар! – прикрикнул Джек. – Давай лучше выпьем. – А ты кто такой? – присел великан. – Я – Джек Сумасшедший король! – Ха, псих, что ли? – Кто псих? Сказано тебе – сумасшедший! Иногда у меня… бывают эти… припадки… И вообще, че ты меня злишь? – Ты мне здесь его не зли, – влез Сэм. – Я и так злой… тут! (А. Белянин «Джек Сумасшедший король») Хана ­ плохо,конец. Борзеть ­ ругаться,наглеть. Кузнечики – мелкие, ничтожные люди. Напинать – избить, наказать. Нафиг – уйди, отстань. Обоснуй – объясни, докажи. Кончай базар – перестань тратить слова в пустую. Псих – психически неуравновешенный, сумасшедший? ­ Почему автор использовал в данном отрывке столько жаргонизмов? ­ Чтобы передать комизм ситуации и дать более яркую характеристику героям. ­ Как вы думаете, допустимо ли использование необщеупотребительной лексики в  произведениях художественной литературы? ­ Допустимо, чтобы передать наиболее ярко какую­то ситуацию, сделать образ героя  более ярким и колоритным. — Найдите в учебнике и выпишите определения архаизмов и историзмов с примерами. В чем заключается отличие между ними? (стр. 41). Закрепление изученного 1.   Выборочный   диктант:   выпишите   общеупотребительные   слова,   включив   их   в   состав словосочетаний. Диагноз,   квадрат,   тусовка,   помидор,   кросс,   кантата,   связист,   ноктюрн, доказательство,   производство,   вертолет,   космос,   скорость,   универсам,   выпендреж,   хвост, голбец, окружение, спринтер, террористы, автор. Общеупотребительные слова: квадрат, помидор, производство, вертолет, космос, скорость, хвост, окружение, автор, тетрадь, небо, дело.  IV. Вывод урока. Необщеупотребительная лексика при умелом использовании в речи является яркой,  экспрессивной, эмоциональной, а иногда и входит с течением времени в общеупотребительную  лексику. V. Итог урока. ­ Какими знаниями вы пополнили представления о лексике русского языка? ­ Лексика делится на общеупотребительную и лексику, имеющую ограничения в  употреблении. Ко второй группе слов относятся жаргонизмы, диалектизмы, термины и  профессионализмы. Все эти слова употребляются в художественных произведениях для  передачи местного колорита и речевой характеристики героев. VI. Домашнее задание

Урок русского языка в 10 классе

Урок русского языка в 10 классе

Урок русского языка в 10 классе

Урок русского языка в 10 классе

Урок русского языка в 10 классе

Урок русского языка в 10 классе

Урок русского языка в 10 классе

Урок русского языка в 10 классе

Урок русского языка в 10 классе

Урок русского языка в 10 классе

Урок русского языка в 10 классе

Урок русского языка в 10 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.10.2018