Урок русского языка в 10 классе: "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ".
Оценка 4.8

Урок русского языка в 10 классе: "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ".

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
10 кл
21.01.2018
Урок русского языка в 10 классе: "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ".
Подготовка к написанию сочинения.docx
Подготовка к написанию сочинения­рассуждения (часть С1 ЕГЭ). ( Способы формулирования проблемы текста). Цели:  подготовка старшеклассников к успешному выполнению части С1 ЕГЭ;    формирование   способности   к   созданию   письменного   высказывания   на   основе предложенного публицистического или художественного текста. Задачи: Познакомить  с   основными   этапами   работы   над   заданием   части   С   (сочинением   – рассуждением). Обучить          анализу содержания исходного текста; способам выражения понимания чужого текста; умению формулировать собственное мнение и связно, последовательно его излагать; умению аргументировано доказывать собственное мнение; умение   ставить   коммуникативные   цели   и   достигать   их   через   содержание   текста сочинения; созданию   текста   типа   речи   рассуждение   с   учетом   основных   признаков   текста: смысловой и грамматической целостности, подчиненности коммуникативной задаче и т.д. использовать   в   речи   варианты   грамматических   конструкций   и   лексическое богатство языка, а также изобразительно­выразительные средства; соблюдать нормы современного русского языка; пользоваться справочной и лингвистической литературой. Развить  рефлексивные способности на основе способов различения   авторской позиции, позиций всех присутствующих в тексте субъектов речи и собственной. Оборудование и материалы:   компьютер, диски с презентациями  мультимедийный проектор  раздаточный материал Ход урока: 1. 2. Работа над   составление плана  сочинения – рассуждения части С1. Слово учителя о теме урока, определение  задач урока.  В ходе данной работы приходим к выводу, что  композиция  сочинения – рассуждения  должна выглядеть следующим образом: 1 1. Вступление. 2. Формулировка проблемы исходного текста. 3. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. 4. Отражение позиции автора исходного текста. 5. Изложение собственного мнения по проблеме + аргумент № 1. 6. Аргумент № 2. 7. Заключение. 3. Практическая часть. № 1. Выразительное чтение исходного текста. (1)В купе поезда, куда я вошёл с опозданием, человек с одной рукой, судя по возрасту, инвалид  войны, надевал миловидной, молодящейся даме мягкие тапочки с розочками­аппликациями на  носках. (2)Обутая и ободрённая, дама ушла в коридор, скучая, смотрела в окно. (3)Инвалид принялся заправлять постели. (4)Ничего не скажешь, делал он эту работу одной рукой довольно ловко, хотя и не очень споро, ­  привык, видать, заниматься домашними делами. (5)Но одна рука есть одна рука, и он устал  изрядно, пока заправил две постели. (6) ­ Мурочка! (7)Всё в порядке, ­ известил он даму и присел к столику. (8)Дама вошла в купе, пальчиком подправила не совсем ловко заделанную под матрац простыню и победительно взглянула на меня: «Вот как он меня любит!» (9)Инвалид по­собачьи преданно перехватил её взгляд. (10)Потом они препирались насчёт нижнего места, и дама снисходительно уступила: (11)­ Ну, хорошо, хорошо! ­ (12)Поцеловала усталого спутника, мужа, как выяснилось потом,  пожелала ему спокойной ночи и стала устраиваться на нижнем месте. (13)Сходив в туалет, инвалид попытался молодецки вспрыгнуть на вторую полку ­ не получилось.  (14)Он засмущался, начал извиняться передо мной, спрашивать у Мурочки, не потревожил ли её. (15)­ Да ложись ты, ради Бога, ложись! (16)Что ты возишься? ­ строго молвила дама, и супруг её  снова заизвинялся, заспешил.  (17)Дело кончилось тем, что мне пришлось помочь ему взобраться на вторую полку.  (18)Поскольку были мы оба фронтовики, то как­то и замяли неловкость, отшутились.  (19)Познакомились. (20)Инвалид был известный архитектор, ехал с ответственного совещания,  жена его сопровождала, чтобы ему не так трудно было в пути. (21)Долго не мог уснуть архитектор на второй полке, однако шевелиться боялся: не хотел  потревожить свою Мурочку. (22)И я подумал, что любовь, конечно, бывает очень разная и,  наверное, я её понимаю как­то упрощённо, прямолинейно или уж и вовсе не понимаю. (23)Во  2 всяком разе, такую вот любовь, если это в самом деле любовь, мне постичь было непосильно. (По  В. Астафьеву) № 2. Аналитическая беседа по прочитанному тексту. ­ Какие чувства вызывает у вас прочитанный текст? ( Предполагаемые ответы  учеников). ­ удивление, сочувствие, возмущение, недоумение:  человек с одной рукой надевает  молодящейся  даме тапочки, она не испытывает  даже смущения; её пренебрежением к  супругу; особенно тем, что «жена его сопровождала, чтобы ему не так трудно было в  пути». ­ восхищение «собачьей преданностью», мужеством героя, стремлением утвердить себя как мужчину, а не как инвалида: он уступает место жене на нижней полке, не хочет  показывать свою немощность («шевелиться боялся: не хотел потревожить свою Мурочку»).  - Назовите  героев рассказа. Опишите их, используя лексические средства из рассказа. ( Такая работа позволит учащимся в выявлении авторской позиции).             Мурочка                                             Архитектор­ инвалид «миловидная, молодящаяся дама»;   человек с одной рукой,                                скучающая у окна, «ободрённая»,   «победительно взглянула»,   «снисходительно уступила», « строго молвила».           инвалид войны, «устал изрядно, пока заправил две постели», «по­собачьи преданно перехватил её взгляд», « снова заизвинялся, заспешил», «однако шевелиться боялся: не хотел     потревожить свою Мурочку». ­ Как вы считаете, существует ли любовь « несчастливая», «несчастная»? (В ходе  дискуссии учащиеся приходят к выводу: любовь бывает разная, но какая бы она ни была, её нельзя назвать «несчастливой», «несчастной».) 3 - Попробуем сформулировать проблемы, поднятые автором в этом тексте.      Но прежде немного теории.  ­ Что такое проблема? Какие категории ( виды) проблем можно выделить? Проблема – (от греч.) – задача – вопрос, требующий изучения, разрешения.  1. Проблема – это объективно возникающий в ходе развития познания вопрос, или  целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный  практический или теоретический интерес (Философский энциклопедический словарь). 2. Проблема – сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования (Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка). 3. Проблема (от греч. problema — задача), в широком смысле сложный теоретический или  практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке — противоречивая  ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких­либо  явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для её разрешения. Важной  предпосылкой успешного решения проблемы служит её правильная постановка. Неверно  поставленная проблема или псевдопроблема уводят в сторону от разрешения подлинных  проблем. Я хочу привлечь ваше внимание к подлинным проблемам, которые занимают умы  мыслящих людей. Зачем? Во­первых, для того, чтобы постоянно помнить о том, что каждый человек несет  ответственность за свою внутреннюю духовную жизнь. Во­вторых, чтобы решить вполне  конкретную задачу: написать сочинение ­ рассуждение, которое входит в часть С,  в  соответствии с требованиями его речевого оформления. Возможные способы формулирования проблемы. Проблема чего, точка зрения на какую­либо проблему, поставить, выдвинуть, рассмотреть,  обсудить, изложить, разрешить какую­либо проблему, коснуться какой­либо проблемы,  уделить внимание какой­либо проблеме, какая­либо проблема возникает, встает,  представляет интерес,  заслуживает внимания. Проблема формулируется как вопрос, либо сочетанием слова «проблема» с  существительным в родительном падеже. Проблем может быть несколько. Важно увидеть две  и прокомментировать. Важно  комментировать не весь текст, а ту (те) проблемы, которые вы заявили вначале. Какой вопрос выбрать? Важно выбрать тот вопрос, над которым автор размышляет больше  всего и по поводу которого отчетливо заявлена авторская позиция. 4 Перечитайте, как вы обозначили проблему. Если в форме вопроса, то позиция должна  звучать как ответ на вопрос. Если по формуле «проблема + существительное в  родительном падеже», то это существительное должно прозвучать в обозначении авторской позиции. Категории ( виды) проблем:  А) философские; Б) социальные; В) политические; Г) нравственные; Д) экологические; поисков счастья  "отцов и детей" выбора профессии Пробле ма чего? взаимоотношени й между людьми бережного  отношения к природе воспитания образования  Таким образом, мы приходим к выводу, что автора волнуют следующие вопросы: что  такое настоящая любовь? Какой она бывает? Насколько любовь может быть  слепой, рабской и безответной? Сформулировать проблему можно в виде этих вопросов (как это сделано выше). Но мы  попытаемся сформулировать проблему ещё одним способом: «проблема +  существительное в родительном падеже». 5 Проблема чего?выборапрофессиивзаимоотношениймеждулюдьмибережного отношенияк природеобразования воспитания"отцов и детей"поисков счастья Учащиеся предлагают следующие варианты: 1. «Проблема взаимоотношений между мужчиной и женщиной».  2. «Проблема безграничной, слепой любви». 3. «Проблема взаимоуважения между близкими людьми». 4. «Проблема ответственности за судьбу близкого человека». В ходе обсуждения мы приходим к заключению, что наиболее точна формулировка  № 2. («Проблема безграничной, слепой любви»). Учащиеся предложили выделить ещё одну проблему, содержащуюся в тексте, пусть и  опосредованно: проблему разного понимания счастья. Счастлив ли герой?  (Ведь в тексте Астафьева нигде не упоминается, что известный архитектор страдает от  таких отношений с женой, что он несчастен и обижен. Другое дело, что не все люди  понимают и принимают такую трактовку счастья). № 3. Теперь попытаемся выяснить позицию автора, его понимание любви и счастья.   - Какие    высказывания,  на ваш взгляд, наиболее точно отражают позицию  В.Астафьева, его концепцию любви?  Всякая любовь ­ великое счастье, даже если она не разделена. (Куприн  А.И.)  Любить ­ это находить в счастье другого свое собственное счастье.  (Лейбниц Г.)  Высшее доказательство любви ­ это подчинение воле того, кого любишь. (Мольер)   Любовь   всесильна:   нет   на   земле   ни   горя   ­   выше   кары   её,   ни   счастья   ­   выше наслаждения служить ей. (Шекспир У.)  Любить пылко ­ это, конечно, прекрасно, но любить самоотверженно ­ еще лучше... Истинно   любят   только   тех,   кого   любят   даже   в   их   слабостях   и   в   их   несчастьях. Щадить, прощать, утешать ­ вот вся наука любви. (Франс А.)  Мучительная любовь не есть истинная... (Герцен А. И.)  Любовь   носит   такие   очки,   сквозь   которые   медь   кажется   золотом,   бедность   ­ богатством, а капли огня ­ жемчужинами. (Сервантес)  Истинная   любовь   сама   в   себе   чувствует   столько   святости,   невинности,   силы, предприимчивости и самостоятельности, что для нее не существует ни преступления, ни препятствий, ни всей прозаической стороны жизни. (Толстой Л. Н.)  У любви тысячи аспектов, и в каждом из них ­ свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоухание. (Паустовский К. Г.) ­ Обмен мнениями. Учащиеся отмечают, что позицию автора ярко выражают высказывания  Сервантеса, Герцена и ,возможно, К.Г.Паустовского. Вывод:  Автор не даёт однозначного ответа на затронутые вопросы. Астафьев приглашает  читателей к размышлениям о любви и счастье. Но при этом Виктор Петрович отмечает, что ему « такую вот любовь, если это в самом деле любовь, … постичь было непосильно». № 4. Проанализируйте ученические сочинения,  написанные на основе анализа исходного текста.   Определите,   какие   структурные   части   в   них   отсутствуют.   Проверьте 6 соблюдение абзацного членения. Что, на ваш взгляд, удалось авторам сочинений, а что требует доработки? Сочинение 1 (без правки): Максим Горький писал: «Любовь женщины всегда плодотворна для мужчины, какова бы  она ни была, даже если она даёт только страдания – и в них всегда есть много ценного,  являясь для больного душою сильным ядом, для здорового любовь – как огонь железу,  которое хочет быть сталью». Текст известного русского писателя В.Астафьева посвящён  взаимоотношениям мужчины и женщины. Основной проблемой данного текста является проблема слепой любви. Кроме этого,  автора интересует проблема взаимоотношения ветеранов Великой Отечественной войны.  Подробнее остановимся на центральной проблеме этого текста. Проблема  взаимоотношений мужчины и женщины относится к категории вечных и неразрешимых  проблем. Любовь бывает разная: счастливая и несчастная, взаимная и безответная,  бескорыстная, жертвенная и продажная, ищущая денег и славы. Автор текста повествует о  любви безответной, жертвенной, рабской, слепой. Он не навязывает читателям свою точку  зрения, а призывает всех поразмышлять над этим вопросом. Сам же, кстати, только  отмечает, что такую любовь ему « постичь невозможно». Я поддерживаю мнение автора по этому вопросу. Аргументом, подтверждающим мою точку зрения, может служить высказывание К.Г.Паустовского: «У любви тысячи аспектов, и   в   каждом   из   них   ­   свой   свет,   своя   печаль,   свое   счастье   и   свое   благоухание».   Если обратиться   к   классике,   то   можно   вспомнить   героев   Гончарова   –   Обломова   и   Ольгу Ильинскую. Любовь героини не смогла пробудить в Обломове его лучшие качества, хотя герой   временно   очнулся   от   своего   «сна».   Просто   Ольга   не   способна   на   жертвенность, самоотдачу, саморастворение в любимом человеке. Своё сочинение я хочу закончить словами В.Белинского: « … Человек не зверь и не ангел;  он должен любить не животно и не платонически, а человечески».   Сочинение 2  (без правки): «У любви тысячи аспектов, и в каждом из них ­ свой свет, своя печаль, свое счастье и свое  благоухание», ­ так писал известный русский писатель Константин Паустовский. В своём тексте Астафьев поднимает значимую для современности проблему  взаимоотношений мужчины и женщины. Это довольно сложная и трудноразрешимая  проблема. Автор с горечью рассказывает читателям о том, как инвалид слепо любит свою жену,  здоровую, молодящуюся женщину. Несмотря на отсутствие руки, ведет себя как  настоящий джентльмен: « надевает тапочки жене», « уступает ей нижнюю полку»,  заботится о её покое. Виктор Астафьев не навязывает читателям своё мнение: он приглашает нас к  размышлению. Автор лишь замечает, что такую любовь он не может постичь и принять.  Написано много произведений о «сложной» любви. Например, есть люди, которые боятся  этого сильного чувства. Такова героиня романа Ивана Тургенева Одинцова.  7 Прочитав текст, я испытала чувство восхищения человеком, который преданно любит жену и не хочет чувствовать себя инвалидом.  № 4. Комментарии учащихся.  Сочинение   1.    Объём   сочинения   соответствует   норме.  Нет   чёткости   в   формулировке первой   проблемы   (возможны   разные   трактовки).   Проблема   взаимоотношения   ветеранов Великой Отечественной войны, о которой заявлено в сочинении , в тексте не поднимается. Отсутствует текстуальный комментарий. Работа написана без достаточной опоры на текст. Отсутствует     аргументация   собственного   мнения     с   опорой   на   жизненный   опыт.   В сочинении имеются абзацные нарушения.  Но: учащийся точно уловил идею автора, правильно сформулировал авторскую позицию, довольно   удачно   подобрал   пример   из   художественной   литературы,   точно   по   теме подобраны цитаты известных писателей и литературных критиков.  Сочинение 2. Объём соответствует норме. Формулировка проблемы довольно размыта.  Не совсем ясно из сочинения, в чём заключается «сложность» заявленной проблемы:  «взаимоотношений мужчины и женщины». Пример из художественной литературы  подобран неудачно (автор размышляет о «слепой» любви, а пример говорит о боязни  самого чувства). Отсутствует аргументация собственного мнения с опорой на жизненный  опыт. Работа написана « схематично», предложения в тексте не связаны друг с другом в  стройное, цельное повествование. Но:     вступление   в   данной   работе   удачное:   оно   точно   отражает   авторский   замысел. Абзацное членение соблюдено, учащийся верно сформулировал позицию автора, попытался выразить собственное мнение по проблеме.  5. Подведение итогов занятия: А) Из каких частей должно состоять  рассуждение по исходному  тексту? Б) Как можно сформулировать проблему? В) Какие ошибки других учеников вы взяли для себя на вооружение?  Задания для домашней работы: 1.  Выучить план сочинения­рассуждения 2. Используя трафарет для написания сочинения­рассуждения,  предложите свой вариант  сочинения по исходному тексту. Приложение № 1. (Трафарет сочинения­рассуждения).  Приложение № 2. (Критерии оценивания  ответа на задание С1).     - 2013 год Список использованной литературы: 1. Нарушевич А.Г. Лекция. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Лекция № 8.  Написание сочинения /  Педагогический университет «Первое сентября» ,2007. 3. Н.А. Сенина. Русский язык. ЕГЭ­2013. Вступительные экзамены. – Р/Д: Легион, 2013; 4. Соколова Л.Л. Для тех, кому совсем худо… Как написать сочинение части С (несколько  полезных советов) // http://www.gramma.ru. 8 9

Урок русского языка в 10 классе: "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ".

Урок русского языка в 10 классе: "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ".

Урок русского языка в 10 классе: "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ".

Урок русского языка в 10 классе: "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ".

Урок русского языка в 10 классе: "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ".

Урок русского языка в 10 классе: "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ".

Урок русского языка в 10 классе: "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ".

Урок русского языка в 10 классе: "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ".

Урок русского языка в 10 классе: "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ".

Урок русского языка в 10 классе: "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ".

Урок русского языка в 10 классе: "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ".

Урок русского языка в 10 классе: "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ".

Урок русского языка в 10 классе: "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ".

Урок русского языка в 10 классе: "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ".

Урок русского языка в 10 классе: "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ".

Урок русского языка в 10 классе: "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ".

Урок русского языка в 10 классе: "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ".

Урок русского языка в 10 классе: "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2018