Подготовка к написанию сочинениярассуждения (часть С1 ЕГЭ).
( Способы формулирования проблемы текста).
Цели:
подготовка старшеклассников к успешному выполнению части С1 ЕГЭ;
формирование способности к созданию письменного высказывания на основе
предложенного публицистического или художественного текста.
Задачи:
Познакомить с основными этапами работы над заданием части С (сочинением –
рассуждением).
Обучить
анализу содержания исходного текста;
способам выражения понимания чужого текста;
умению формулировать собственное мнение и связно, последовательно его излагать;
умению аргументировано доказывать собственное мнение;
умение ставить коммуникативные цели и достигать их через содержание текста
сочинения;
созданию текста типа речи рассуждение с учетом основных признаков текста:
смысловой и грамматической целостности, подчиненности коммуникативной задаче
и т.д.
использовать в речи варианты грамматических конструкций и лексическое
богатство языка, а также изобразительновыразительные средства;
соблюдать нормы современного русского языка;
пользоваться справочной и лингвистической литературой.
Развить рефлексивные способности на основе способов различения авторской позиции,
позиций всех присутствующих в тексте субъектов речи и собственной.
Оборудование и материалы:
компьютер, диски с презентациями
мультимедийный проектор
раздаточный материал
Ход урока:
1.
2. Работа над составление плана сочинения – рассуждения части С1.
Слово учителя о теме урока, определение задач урока.
В ходе данной работы приходим к выводу, что композиция сочинения – рассуждения должна
выглядеть следующим образом:
1 1. Вступление.
2. Формулировка проблемы исходного текста.
3. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.
4. Отражение позиции автора исходного текста.
5. Изложение собственного мнения по проблеме + аргумент № 1.
6. Аргумент № 2.
7. Заключение.
3. Практическая часть.
№ 1. Выразительное чтение исходного текста.
(1)В купе поезда, куда я вошёл с опозданием, человек с одной рукой, судя по возрасту, инвалид
войны, надевал миловидной, молодящейся даме мягкие тапочки с розочкамиаппликациями на
носках.
(2)Обутая и ободрённая, дама ушла в коридор, скучая, смотрела в окно.
(3)Инвалид принялся заправлять постели.
(4)Ничего не скажешь, делал он эту работу одной рукой довольно ловко, хотя и не очень споро,
привык, видать, заниматься домашними делами. (5)Но одна рука есть одна рука, и он устал
изрядно, пока заправил две постели.
(6) Мурочка! (7)Всё в порядке, известил он даму и присел к столику.
(8)Дама вошла в купе, пальчиком подправила не совсем ловко заделанную под матрац простыню и
победительно взглянула на меня: «Вот как он меня любит!»
(9)Инвалид пособачьи преданно перехватил её взгляд.
(10)Потом они препирались насчёт нижнего места, и дама снисходительно уступила:
(11) Ну, хорошо, хорошо! (12)Поцеловала усталого спутника, мужа, как выяснилось потом,
пожелала ему спокойной ночи и стала устраиваться на нижнем месте.
(13)Сходив в туалет, инвалид попытался молодецки вспрыгнуть на вторую полку не получилось.
(14)Он засмущался, начал извиняться передо мной, спрашивать у Мурочки, не потревожил ли её.
(15) Да ложись ты, ради Бога, ложись! (16)Что ты возишься? строго молвила дама, и супруг её
снова заизвинялся, заспешил.
(17)Дело кончилось тем, что мне пришлось помочь ему взобраться на вторую полку.
(18)Поскольку были мы оба фронтовики, то както и замяли неловкость, отшутились.
(19)Познакомились. (20)Инвалид был известный архитектор, ехал с ответственного совещания,
жена его сопровождала, чтобы ему не так трудно было в пути.
(21)Долго не мог уснуть архитектор на второй полке, однако шевелиться боялся: не хотел
потревожить свою Мурочку. (22)И я подумал, что любовь, конечно, бывает очень разная и,
наверное, я её понимаю както упрощённо, прямолинейно или уж и вовсе не понимаю. (23)Во
2 всяком разе, такую вот любовь, если это в самом деле любовь, мне постичь было непосильно. (По
В. Астафьеву)
№ 2. Аналитическая беседа по прочитанному тексту.
Какие чувства вызывает у вас прочитанный текст? ( Предполагаемые ответы
учеников).
удивление, сочувствие, возмущение, недоумение: человек с одной рукой надевает
молодящейся даме тапочки, она не испытывает даже смущения; её пренебрежением к
супругу; особенно тем, что «жена его сопровождала, чтобы ему не так трудно было в
пути».
восхищение «собачьей преданностью», мужеством героя, стремлением утвердить себя как
мужчину, а не как инвалида: он уступает место жене на нижней полке, не хочет показывать
свою немощность («шевелиться боялся: не хотел потревожить свою Мурочку»).
- Назовите героев рассказа. Опишите их, используя лексические средства из рассказа.
( Такая работа позволит учащимся в выявлении авторской позиции).
Мурочка
Архитектор инвалид
«миловидная, молодящаяся дама»;
человек с одной рукой,
скучающая у окна, «ободрённая»,
«победительно взглянула»,
«снисходительно уступила»,
« строго молвила».
инвалид войны,
«устал изрядно, пока заправил две постели»,
«пособачьи преданно перехватил её взгляд»,
« снова заизвинялся, заспешил»,
«однако шевелиться боялся: не хотел
потревожить свою Мурочку».
Как вы считаете, существует ли любовь « несчастливая», «несчастная»? (В ходе
дискуссии учащиеся приходят к выводу: любовь бывает разная, но какая бы она ни была, её
нельзя назвать «несчастливой», «несчастной».)
3 - Попробуем сформулировать проблемы, поднятые автором в этом тексте.
Но прежде немного теории.
Что такое проблема? Какие категории ( виды) проблем можно выделить?
Проблема – (от греч.) – задача – вопрос, требующий изучения, разрешения.
1. Проблема – это объективно возникающий в ходе развития познания вопрос, или
целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный
практический или теоретический интерес (Философский энциклопедический словарь).
2. Проблема – сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования (Ожегов С.И.
Толковый словарь русского языка).
3. Проблема (от греч. problema — задача), в широком смысле сложный теоретический или
практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке — противоречивая
ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении какихлибо
явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для её разрешения. Важной
предпосылкой успешного решения проблемы служит её правильная постановка. Неверно
поставленная проблема или псевдопроблема уводят в сторону от разрешения подлинных
проблем.
Я хочу привлечь ваше внимание к подлинным проблемам, которые занимают умы
мыслящих людей.
Зачем? Вопервых, для того, чтобы постоянно помнить о том, что каждый человек несет
ответственность за свою внутреннюю духовную жизнь. Вовторых, чтобы решить вполне
конкретную задачу: написать сочинение рассуждение, которое входит в часть С, в
соответствии с требованиями его речевого оформления.
Возможные способы формулирования проблемы.
Проблема чего, точка зрения на какуюлибо проблему, поставить, выдвинуть, рассмотреть,
обсудить, изложить, разрешить какуюлибо проблему, коснуться какойлибо проблемы,
уделить внимание какойлибо проблеме, какаялибо проблема возникает, встает,
представляет интерес, заслуживает внимания.
Проблема формулируется как вопрос, либо сочетанием слова «проблема» с
существительным в родительном падеже.
Проблем может быть несколько. Важно увидеть две и прокомментировать. Важно
комментировать не весь текст, а ту (те) проблемы, которые вы заявили вначале.
Какой вопрос выбрать? Важно выбрать тот вопрос, над которым автор размышляет больше
всего и по поводу которого отчетливо заявлена авторская позиция.
4 Перечитайте, как вы обозначили проблему. Если в форме вопроса, то позиция должна
звучать как ответ на вопрос. Если по формуле «проблема + существительное в
родительном падеже», то это существительное должно прозвучать в обозначении авторской
позиции.
Категории ( виды) проблем:
А) философские;
Б) социальные;
В) политические;
Г) нравственные;
Д) экологические;
поисков счастья
"отцов и детей"
выбора
профессии
Пробле
ма
чего?
взаимоотношени
й
между
людьми
бережного
отношения
к природе
воспитания
образования
Таким образом, мы приходим к выводу, что автора волнуют следующие вопросы: что
такое настоящая любовь? Какой она бывает? Насколько любовь может быть слепой,
рабской и безответной?
Сформулировать проблему можно в виде этих вопросов (как это сделано выше). Но мы
попытаемся сформулировать проблему ещё одним способом: «проблема +
существительное в родительном падеже».
5
Проблема чего?выборапрофессиивзаимоотношениймеждулюдьмибережного отношенияк природеобразования воспитания"отцов и детей"поисков счастья Учащиеся предлагают следующие варианты:
1. «Проблема взаимоотношений между мужчиной и женщиной».
2. «Проблема безграничной, слепой любви».
3. «Проблема взаимоуважения между близкими людьми».
4. «Проблема ответственности за судьбу близкого человека».
В ходе обсуждения мы приходим к заключению, что наиболее точна формулировка № 2.
(«Проблема безграничной, слепой любви»).
Учащиеся предложили выделить ещё одну проблему, содержащуюся в тексте, пусть и
опосредованно: проблему разного понимания счастья. Счастлив ли герой?
(Ведь в тексте Астафьева нигде не упоминается, что известный архитектор страдает от
таких отношений с женой, что он несчастен и обижен. Другое дело, что не все люди
понимают и принимают такую трактовку счастья).
№ 3. Теперь попытаемся выяснить позицию автора, его понимание любви и счастья.
- Какие высказывания, на ваш взгляд, наиболее точно отражают позицию
В.Астафьева, его концепцию любви?
Всякая любовь великое счастье, даже если она не разделена. (Куприн А.И.)
Любить это находить в счастье другого свое собственное счастье. (Лейбниц Г.)
Высшее доказательство любви это подчинение воле того, кого любишь. (Мольер)
Любовь всесильна: нет на земле ни горя выше кары её, ни счастья выше
наслаждения служить ей. (Шекспир У.)
Любить пылко это, конечно, прекрасно, но любить самоотверженно еще лучше...
Истинно любят только тех, кого любят даже в их слабостях и в их несчастьях.
Щадить, прощать, утешать вот вся наука любви. (Франс А.)
Мучительная любовь не есть истинная... (Герцен А. И.)
Любовь носит такие очки, сквозь которые медь кажется золотом, бедность
богатством, а капли огня жемчужинами. (Сервантес)
Истинная любовь сама в себе чувствует столько святости, невинности, силы,
предприимчивости и самостоятельности, что для нее не существует ни преступления, ни
препятствий, ни всей прозаической стороны жизни. (Толстой Л. Н.)
У любви тысячи аспектов, и в каждом из них свой свет, своя печаль, свое счастье и
свое благоухание. (Паустовский К. Г.)
Обмен мнениями. Учащиеся отмечают, что позицию автора ярко выражают высказывания
Сервантеса, Герцена и ,возможно, К.Г.Паустовского.
Вывод: Автор не даёт однозначного ответа на затронутые вопросы. Астафьев приглашает
читателей к размышлениям о любви и счастье. Но при этом Виктор Петрович отмечает, что
ему « такую вот любовь, если это в самом деле любовь, … постичь было непосильно».
№ 4. Проанализируйте ученические сочинения, написанные на основе анализа исходного
текста. Определите, какие структурные части в них отсутствуют. Проверьте
6 соблюдение абзацного членения. Что, на ваш взгляд, удалось авторам сочинений, а что
требует доработки?
Сочинение 1 (без правки):
Максим Горький писал: «Любовь женщины всегда плодотворна для мужчины, какова бы
она ни была, даже если она даёт только страдания – и в них всегда есть много ценного,
являясь для больного душою сильным ядом, для здорового любовь – как огонь железу,
которое хочет быть сталью». Текст известного русского писателя В.Астафьева посвящён
взаимоотношениям мужчины и женщины.
Основной проблемой данного текста является проблема слепой любви. Кроме этого,
автора интересует проблема взаимоотношения ветеранов Великой Отечественной войны.
Подробнее остановимся на центральной проблеме этого текста. Проблема
взаимоотношений мужчины и женщины относится к категории вечных и неразрешимых
проблем. Любовь бывает разная: счастливая и несчастная, взаимная и безответная,
бескорыстная, жертвенная и продажная, ищущая денег и славы. Автор текста повествует о
любви безответной, жертвенной, рабской, слепой. Он не навязывает читателям свою точку
зрения, а призывает всех поразмышлять над этим вопросом. Сам же, кстати, только
отмечает, что такую любовь ему « постичь невозможно».
Я поддерживаю мнение автора по этому вопросу. Аргументом, подтверждающим мою
точку зрения, может служить высказывание К.Г.Паустовского: «У любви тысячи аспектов,
и в каждом из них свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоухание». Если
обратиться к классике, то можно вспомнить героев Гончарова – Обломова и Ольгу
Ильинскую. Любовь героини не смогла пробудить в Обломове его лучшие качества, хотя
герой временно очнулся от своего «сна». Просто Ольга не способна на жертвенность,
самоотдачу, саморастворение в любимом человеке.
Своё сочинение я хочу закончить словами В.Белинского: « … Человек не зверь и не
ангел; он должен любить не животно и не платонически, а человечески».
Сочинение 2 (без правки):
«У любви тысячи аспектов, и в каждом из них свой свет, своя печаль, свое счастье и свое
благоухание», так писал известный русский писатель Константин Паустовский.
В своём тексте Астафьев поднимает значимую для современности проблему
взаимоотношений мужчины и женщины. Это довольно сложная и трудноразрешимая
проблема.
Автор с горечью рассказывает читателям о том, как инвалид слепо любит свою жену,
здоровую, молодящуюся женщину. Несмотря на отсутствие руки, ведет себя как
настоящий джентльмен: « надевает тапочки жене», « уступает ей нижнюю полку»,
заботится о её покое.
Виктор Астафьев не навязывает читателям своё мнение: он приглашает нас к
размышлению. Автор лишь замечает, что такую любовь он не может постичь и принять.
Написано много произведений о «сложной» любви. Например, есть люди, которые боятся
этого сильного чувства. Такова героиня романа Ивана Тургенева Одинцова.
7 Прочитав текст, я испытала чувство восхищения человеком, который преданно любит жену
и не хочет чувствовать себя инвалидом.
№ 4. Комментарии учащихся.
Сочинение 1. Объём сочинения соответствует норме. Нет чёткости в формулировке
первой проблемы (возможны разные трактовки). Проблема взаимоотношения ветеранов
Великой Отечественной войны, о которой заявлено в сочинении , в тексте не поднимается.
Отсутствует текстуальный комментарий. Работа написана без достаточной опоры на текст.
Отсутствует аргументация собственного мнения с опорой на жизненный опыт.
В
сочинении имеются абзацные нарушения.
Но: учащийся точно уловил идею автора, правильно сформулировал авторскую позицию,
довольно удачно подобрал пример из художественной литературы, точно по теме
подобраны цитаты известных писателей и литературных критиков.
Сочинение 2. Объём соответствует норме. Формулировка проблемы довольно размыта.
Не совсем ясно из сочинения, в чём заключается «сложность» заявленной проблемы:
«взаимоотношений мужчины и женщины». Пример из художественной литературы
подобран неудачно (автор размышляет о «слепой» любви, а пример говорит о боязни
самого чувства). Отсутствует аргументация собственного мнения с опорой на жизненный
опыт. Работа написана « схематично», предложения в тексте не связаны друг с другом в
стройное, цельное повествование.
Но: вступление в данной работе удачное: оно точно отражает авторский замысел.
Абзацное членение соблюдено, учащийся верно сформулировал позицию автора, попытался
выразить собственное мнение по проблеме.
5. Подведение итогов занятия:
А) Из каких частей должно состоять рассуждение по исходному тексту?
Б) Как можно сформулировать проблему?
В) Какие ошибки других учеников вы взяли для себя на вооружение?
Задания для домашней работы:
1. Выучить план сочинениярассуждения
2. Используя трафарет для написания сочинениярассуждения, предложите свой вариант
сочинения по исходному тексту.
Приложение № 1. (Трафарет сочинениярассуждения).
Приложение № 2. (Критерии оценивания ответа на задание С1).
- 2013 год
Список использованной литературы:
1. Нарушевич А.Г. Лекция. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Лекция № 8.
Написание сочинения / Педагогический университет «Первое сентября» ,2007.
3. Н.А. Сенина. Русский язык. ЕГЭ2013. Вступительные экзамены. – Р/Д: Легион, 2013;
4. Соколова Л.Л. Для тех, кому совсем худо… Как написать сочинение части С (несколько
полезных советов) // http://www.gramma.ru.
8 9
Урок русского языка в 10 классе: "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ".
Урок русского языка в 10 классе: "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ".
Урок русского языка в 10 классе: "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ".
Урок русского языка в 10 классе: "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ".
Урок русского языка в 10 классе: "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ".
Урок русского языка в 10 классе: "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ".
Урок русского языка в 10 классе: "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ".
Урок русского языка в 10 классе: "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ".
Урок русского языка в 10 классе: "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.