Тема: Алфавит.
Класс : 1
Цели: познакомить с русским алфавитом (азбукой), его ролью в жизни людей, развивать
умение пользоваться алфавитом.
Тип урока:
Урок освоения новых знаний
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
познакомить с этимологией слов алфавит, азбука, со значением алфавита в жизни людей.
формировать у учащихся умение пользоваться алфавитом в жизненных ситуациях
(например, каталогом в библиотеке и проч.).
возможность научиться называть буквы в алфавитном порядке.
умение использовать алфавит на практике, правильно расставлять слова по алфавиту.
УУД
Регулятивные:
определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
формулировать вопрос, проблему, затруднение, с которыми столкнулись учащиеся;
оценивать сложившуюся учебную ситуацию.
давать оценку своим действиям, оценивать результат;
Познавательные:
применять знания алфавита при пользовании справочниками, словарями.
учащиеся научатся правильно называть буквы в алфавитном порядке;
перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в
другую;
находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную
на уроке.
Коммуникативные:
высказываться о значимости изучения алфавита. осуществлять сотрудничество в парах и группах при выполнении учебных задач.
слушать и понимать речь других;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с
одноклассниками.
Личностные результаты:
проявление творческого отношения к процессу обучения.
понимание причины успеха в учебной деятельности. 1. Мотивация к учебной деятельности.
Мы начинаем урок, улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки мне, нашим гостям.
Настроимся на работу – откроем ладошки новым знаниям и произнесём волшебную
фразу: « Я ХОЧУ МНОГО ЗНАТЬ!» (слайд 1)
Ведь вокруг нас так много интересного, нового. Но мы должны помнить, в любом деле
необходимо соблюдать определённые правила:
Правила нашего урока
1. Не выкрикиваем.
2. Не перебиваем друг друга.
3. Мы слышим друг друга.
4. Учимся работать сообща. (слайд 2)
Сегодня у нас необычный урок. К нам на урок пришли гости, а еще к нам на урок пришел
Смайлик. (слайд 3+анимация)
О чем вы узнаете, когда приходит Смайлик? (Мы будем открывать новое)
По какому плану проходит урок, когда вы узнаете новое? (сначала мы повторяем,
потом выполняем пробное задание, понимаем, чего мы не знаем, а потом сами
открываем новое).
Итак, начинам урок с повторения.
1. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном
действии.
А) Что написано на доске? (Буквы) Л Ф А Т В А И (слайд 4)
На какие две группы можно разделить буквы? (Гласные и согласные)
Чем отличаются гласные от согласных? (Гласные произносятся свободно, не встречая
преград, а согласные встречают)
Назовите согласные. (Л Ф Т В)
Назовите гласные. (А И).
Какая буква повторяется два раза? (А)
Б) Минутка красивого письма
Сегодня на минутке красивого письма мы будем писать прописную и строчную букву Аа.
Но прежде дадим характеристику букве и звуку А. (Буква А обозачает звук А. Он
гласный, так как при произношении не встречает преград (губы, зубы и язык, бывает в
ударнои и безударном положении)
Давайте посмотрим на образец. (слайд 5,6)
Пропишите буквы, чередуя прописную и строчную. (слайд 7) Выберите самую красивую прописную и строчную букву и обведите ее в кружок простым
карандашом.
Пропишите 5 прописных и строчных букв в соединении. (показ на доске). Выберите самую
красивую пару и обведите ее в кружок простым карандашом.
Придумайте имя, которое начинается и заканчивается на букву А, запишите. Как пишутся
имена собственные? (С большой буквы)
Придумайте слово, в котором три буквы а.
Придумайте слово в котором звук А будет ударным.
Придумайте слово в котором звук А будет безударным.
Возвращаемся к нашим буквам. (слайд 8, анимация1)
Соберите слово из данных букв. (Алфавит) (слайд 8, анимация2)
У вас на столах лежит ребус. По первой букве названия предметов, изображенных на
картинках, составьте слово.
Работать вы будете в парах. Смайлик хочет напомнить вам правила работы в парах.
(слайд 9).
Приступайте к работе.
Кто готов, поднимите карточку с изображением знака плюс, у кого не получилось или он
не понял задания – вопросительный знак.
Какое слово у нас получилось? (Азбука). (слайд 10, анимация1)
А это слова вам знакомо? Где вы его встречали? (ответы детей)
Сегодня на уроке мы будем говорить об … и … (слайд 10, анимация2).
Однажды Смайлик спросил себя, нужно ли знать алфавит? А вы задавали себе такой
вопрос?
В) Задание для пробного действия
Тогда я предлагаю вам выполнить пробное действие: (слайд 11)
Возьмите карточку и запишите ответ на вопрос:
Алфавитэто_________________________________________
Поднимите ?, кто не справился с заданием?
Поднимите +, кто справился с заданием и сможет обосновать свой ответ или
представить эталон?
С чем мы столкнулись? (С затруднением) (слайд 12, анимация12)
Что надо делать в этом случае? (Остановиться и подумать) (слайд 12, анимация 3
4)
2. Выявление причины затруднения.
Давайте думать. Что вам надо было сделать? (Написать, что такое алфавит). (слайд 13,
анимация1)
Почему мы не смогли ответить на этот вопрос? (Потому что мы не знаем, что такое
алфавит). (слайд 13, анимация2) 3. Построение проекта выхода из затруднения.
Какую цель вы перед собой поставите? (Узнать, что такое алфавит). (слайд 14,
анимация12)
Какова тема урока? (Алфавит)
Чтобы достичь этой цели я предлагаю вам действовать по плану. (слайд 15)
узнать, что такое алфавит и азбука;
сравнить азбуку и алфавит;
выяснить, кто и когда придумал алфавит;
выяснить, зачем нужен алфавит;
создать классный каталог (список).
Согласны? (Да)
4. Реализация построенного проекта. (слайд 16)
А) Я предлагаю вам посмотреть ролик – историю о том, как люди придумал письменность.
(просмотр ролика №1)
Зачем люди придумали письменность? (Чтобы передавать свои мысли)
Что заменяло людям буквы? (Палочки, камни, узелки, рисунки, черточки, крючки)
Б) Когда же появились буквы и алфавит. Об этом вы узнаете из рассказа «Что такое
алфавит и азбука». Возьмите текст и прочитайте очень внимательно. (чтение шепотом,
чтение вслух)
Три с половиной тысячи лет назад родилась буква знак для звука. Всего только
Что такое алфавит и азбука.
одного звука. Но теперь этими знаками можно было вписать любое слово, мысль, рассказ.
Слово «алфавит» произошло от названий первых букв греческого алфавита «альфа»
+ «вита» в 16 веке.
Алфавит или азбука – это буквы, расположенные в определенном порядке.
Слово «азбука» произошло от названий первых букв русского алфавита: Азбука = аз
+ буки. Слово «азбука» пришло к нам в 18 веке.
В сущности, слово "азбука" можно считать "переводом" слова "алфавит". Алфавит
или азбука – это буквы, расположенные в определенном порядке.
Русский алфавит создали два ученых монаха — братья Кирилл и Мефодий. Кирилл и
Мефодий взяли греческий алфавит и приспособили его для звуков славянского языка. Так
что наша азбука — “дочка” греческого алфавита. Теперь мы сможем выполнить часть нашего плана. Для этого давайте попробуем
заполнить таблицу. (Таблица на доске, дети выходят, зачитывают слова и заполняют
таблицу)
Название
От каких слов произошло?
Время
Значение
Алфавит
греческое
Альфа+вита
16 век
Буквы, расположенные в
определенном порядке
Азбука
Русское
Аз+буки
18 век
Буквы,
определенном порядке
расположенные
в
Что придумали раньше, греческий алфавит или русскую азбуку? (Греческий алфавит)
Что же такое алфавит или азбука? (Буквы, расположенные в определенном порядке)
В) –Прочитайте пословицы про азбуку. (слайд 17)
Как вы их понимаете?
Азбука – к мудрости ступенька.
Азбука – не мука, первый шаг к науке.
Спишите пословицу, которая вам понравилась.
Г) –А теперь нам нужно разобраться, где же используется алфавит? Об этом нам расскажут
ребята, которые делали исследовательскую работу по этой теме. (слайд 17, анимация 16)
1. Моя мама работает в школе учителем. В классном журнале она записывает
фамилии детей в алфавитном порядке.
2. Моя мама работает в поликлинике. Она рассказала, что в регистратуре поликлинике
карточки больных расположены по участкам в алфавитном порядке.
3. А это энциклопедия, из которой я брал информацию о животных, чтобы рассказать
одноклассникам на уроке окружающего мира. В конце есть указатель, понятия
расположены здесь в алфавитном порядке, и рядом написаны номера страниц.
4. У нас дома есть телефонный справочник. Вместе с мамой мы внимательно его
рассмотрели. Телефоны предприятий, различных служб и учреждений расположены в
алфавитном порядке. Квартирные телефоны тоже расположены по алфавиту.
5. В моем мобильном телефоне есть клавиши с буквами. Они расположены в
алфавитном порядке. Для поиска нужного номера я могу нажать клавишу с первой
буквой имени или фамилии и быстро найти контакт.
6. В орфографическом словаре мы можем узнать правильное написание различных слов.
Слова располагаются по алфавиту. Чтобы не ошибаться, как правильно писать слово ,
надо чаще заглядывать в словарь. Дети рассказывают стихотворение.
«Алфавит вокруг нас»
Чтоб в массе информации не смог я закопаться,
Мне алфавит – помощник, я должен вам признаться.
Чтоб в потоке сведений не утонуть в ночи,
Порядок алфавитный запомни, заучи!
Отыщется в книге любое понятие,
Стоит нам только открыть указатель.
А рядом смотрите, номер странички!
Наш поиск был очень экономичен!
В самом толстом словаре нам теперь не заблудиться!
И не надо три часа перелистывать страницы!
В порядке алфавитном слова здесь расположены.
Читайте, просвещайтесь, и знанья преумножите.
Все буквы по порядку назвать легко могу.
Ведь алфавит встречается нам на любом шагу:
Школа, больница, детский сад, аптека,
Институт, полиция, музей, библиотека.
Расписание движения поездов,
Коды регионов и городов.
На страницах поиска в интернете
Алфавит использован при ответе.
Классный журнал, телефонная книга,
Всё, что нам надо – отыщется мигом.
Теперь мы знаем, что алфавит необходим для наведения порядка. Без знания алфавита нам
трудно работать со словарем, искать информацию в энциклопедиях, составлять списки. А
значит, мы выполнили третий пункт плана.
Д) Давайте вернемся к нашему пробному действию.
Вспомним, на какой вопрос вы должны были ответить? (слайд 19)
Алфавитэто_____________ Давайте создадим эталон. (слайд 20)
Откройте конверт. Мы с вами видим три карточки (алфавит, определение алфавита и ответ
на вопрос, зачем нужно знать алфавит. Наклеим ответы на вопросы.
Можем ли мы утверждать, что справились с заданием? (да) (слайд 21)
Как вы можете это доказать? (Мы создали эталон)
ФИЗМИНУТКА. (ролик 2)
5. Первичное закрепление во внешней речи.
Смайлик решил распределить названия животных и птиц в алфавитном порядке. У него
получилось так: (слайд 22)
Аист
Бегемот
Дельфин
Волк.
Гусь
Енот
Ёж.
Верно ли он выполнил задание? (Нет)
Почему? Какое правило он нарушил? (Алфавитный порядок)
Исправьте ошибку. (Аист, Бегемот, Волк, Гусь, Дельфин, Енот, Ёж.) (слайд 23)
Запишите эти слова в тетрадь.
Нам осталось создать классный каталог, расположив названия в алфавитном порядке.
Работать вы будете в группах. Ваши группы будут называться А, Б, В, Г, Д.
Откройте конверты и выполните задания.
1 группа: Расположите книги в алфавитном порядке (по названию)
2 группа: Расположите названия цветов в алфавитном порядке
3 группа: Расположите предметы мебели в алфавитном порядке.
4 группа: Расположить названия геометрических фигур в алфавитном порядке
5 группа: Расположить названия школьных принадлежностей в алфавитном порядке.
Проверьте свои ответы. (слайд 24)
Если группа справилась с заданием поднимите +, если допустила ошибки?.
Прикрепите на доску ваши проекты.
Мы с вами создали классный каталог, а значит, выполнили последнюю часть плана.
5. Самостоятельная работа с самопроверкой.
А теперь нам предстоит самостоятельная работа. На доске буквы
Г, Р, Ж, О, А, И, Б, Л, Е, Ш.
Расположите буквы в алфавитном порядке. Проверьте по образцу.
А, Б, Г, Е, Ж, И, Л, О, Р, Ш.
6. Включение в систему знаний.
На каких уроках мы можем использовать алфавит? ( На русском языке, на чтении,
окружающем мире)
Приведите примеры, где используется алфавит в жизни? (В телефоне, компьютере,
библиотеке)
Сможете ли вы сами, зная алфавит располагать предметы, слова в алфавитном порядке?
(Да)
Я тоже в этом уверена
7. Рефлексия деятельности на уроке.
–Наш урок подходит к концу. Подведем итог. Какое новое знание вы сегодня открыли?
(Что такое алфавит, для чего нужно знать алфавит)
–Как вы его открыли? (Сначала мы поняли, что мы не знаем, а потом сами открыли
новое) (слайд 25)
Какой эталон вы составляли? (Что такое алфавит?)
Оцените свою работу на лесенке успеха. (слайд 26)
Кто считает, что понял новую тему и сможет самостоятельно выполнять задания
поставьте себя на верхнюю ступеньку. Те, кто сомневается, что понял все полностьюна
среднюю. А кто ничего не понялна верхнюю ступеньку лесенки.
Молодцы. Урок закончен!
Урок русского языка в 1 классе "Алфавит"
Урок русского языка в 1 классе "Алфавит"
Урок русского языка в 1 классе "Алфавит"
Урок русского языка в 1 классе "Алфавит"
Урок русского языка в 1 классе "Алфавит"
Урок русского языка в 1 классе "Алфавит"
Урок русского языка в 1 классе "Алфавит"
Урок русского языка в 1 классе "Алфавит"
Урок русского языка в 1 классе "Алфавит"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.