Урок русского языка в 1 классе "Алфавит"
Оценка 4.6

Урок русского языка в 1 классе "Алфавит"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
1 кл
09.06.2017
Урок русского языка в 1 классе "Алфавит"
Публикация является частью публикации:
Открытый урок.docx
Тема: Алфавит. Класс : 1 Цели: познакомить с русским алфавитом (азбукой), его ролью в жизни людей, развивать  умение пользоваться алфавитом.  Тип урока:   Урок освоения новых знаний Планируемые результаты:  Предметные результаты:  ­познакомить с этимологией слов алфавит, азбука, со значением алфавита в жизни людей.  ­формировать у учащихся умение пользоваться алфавитом в жизненных ситуациях  (например, каталогом в библиотеке и проч.).  ­возможность научиться называть буквы в алфавитном порядке.  ­умение использовать алфавит на практике, правильно расставлять слова по алфавиту. УУД  Регулятивные:  ­определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; ­ формулировать вопрос, проблему, затруднение, с которыми столкнулись учащиеся;  оценивать сложившуюся учебную ситуацию. ­ давать оценку своим действиям, оценивать результат; Познавательные:  ­применять знания алфавита при пользовании справочниками, словарями.  ­учащиеся научатся правильно называть буквы в алфавитном порядке; ­ перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; ­ находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную  на уроке. Коммуникативные:  ­высказываться о значимости изучения алфавита. ­осуществлять сотрудничество в парах и группах при выполнении учебных задач.  ­слушать и понимать речь других; ­договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с  одноклассниками. Личностные результаты:  ­ проявление творческого отношения к процессу обучения. ­понимание причины успеха в учебной деятельности. 1. Мотивация к учебной деятельности. ­Мы начинаем урок,  улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки мне, нашим гостям. Настроимся на работу – откроем ладошки новым знаниям и произнесём    волшебную фразу: « Я ХОЧУ МНОГО ЗНАТЬ!»  (слайд 1)   ­  Ведь вокруг нас так много интересного, нового. Но мы должны   помнить, в любом деле необходимо соблюдать определённые правила:     Правила нашего урока 1. Не выкрикиваем. 2. Не перебиваем друг друга. 3. Мы слышим друг друга. 4. Учимся работать сообща.  (слайд 2) ­Сегодня у нас необычный урок. К нам на урок пришли гости, а еще к нам на урок пришел Смайлик. (слайд 3+анимация) ­О чем вы узнаете, когда приходит Смайлик? (Мы будем открывать новое) ­По какому плану проходит урок, когда вы узнаете новое?  (сначала мы повторяем, потом   выполняем   пробное   задание,   понимаем,   чего   мы   не   знаем,   а   потом   сами открываем новое).  ­Итак, начинам урок с повторения. 1.       Актуализация   знаний   и   фиксация   индивидуального   затруднения   в   пробном действии. А)  ­Что написано на доске? (Буквы) Л  Ф  А  Т  В  А  И  (слайд 4) ­На какие две группы можно разделить буквы? (Гласные и согласные) ­Чем отличаются гласные от согласных?  (Гласные произносятся свободно, не встречая преград, а согласные встречают) ­Назовите согласные. (Л Ф Т В) ­Назовите гласные. (А И). ­Какая буква повторяется два раза? (А) Б) Минутка красивого письма ­Сегодня на минутке красивого письма мы будем писать прописную и строчную букву Аа.  ­Но   прежде   дадим   характеристику   букве   и   звуку   А.  (Буква   А   обозачает   звук   А.   Он гласный, так как при произношении не встречает преград (губы, зубы и язык, бывает в ударнои и безударном положении) Давайте посмотрим на образец. (слайд 5,6) ­Пропишите буквы, чередуя прописную и строчную. (слайд 7) ­ Выберите самую красивую прописную и строчную букву и обведите ее в кружок простым карандашом.  ­Пропишите 5 прописных и строчных  букв в соединении. (показ на доске). Выберите самую красивую пару и обведите ее в кружок простым карандашом. ­Придумайте имя, которое начинается и заканчивается на букву А, запишите. Как пишутся имена собственные? (С большой буквы) ­Придумайте слово, в котором три  буквы а. ­Придумайте слово в котором  звук А будет ударным.  ­Придумайте слово в котором  звук А будет безударным. ­Возвращаемся к нашим буквам. (слайд 8, анимация1)  ­Соберите слово из данных букв. (Алфавит) (слайд 8, анимация2) ­У  вас  на столах  лежит ребус.  По первой  букве  названия предметов, изображенных  на картинках, составьте слово.  ­Работать   вы   будете   в   парах.   Смайлик   хочет   напомнить   вам   правила   работы   в   парах. (слайд 9). ­Приступайте к работе. ­Кто готов, поднимите карточку с изображением знака плюс, у кого не получилось или он не понял задания – вопросительный знак. ­Какое слово у нас получилось? (Азбука). (слайд 10, анимация1) ­А это слова вам знакомо? Где вы его встречали? (ответы детей) ­Сегодня на уроке мы будем говорить об … и … (слайд 10, анимация2). ­Однажды   Смайлик   спросил   себя,   нужно   ли   знать   алфавит?  А   вы   задавали   себе   такой вопрос? В) Задание для пробного действия ­Тогда я предлагаю вам выполнить пробное действие: (слайд 11) Возьмите карточку и запишите ответ на вопрос: Алфавит­это_________________________________________ ­Поднимите ?, кто не справился с заданием? ­Поднимите   +,   кто   справился   с   заданием   и   сможет   обосновать   свой   ответ   или представить эталон?     ­С чем мы столкнулись? (С затруднением) (слайд 12, анимация1­2)     ­Что надо делать в этом случае? (Остановиться и подумать) (слайд 12, анимация 3­ 4) 2.       Выявление причины затруднения. ­Давайте думать. Что вам надо было сделать? (Написать, что такое алфавит). (слайд 13, анимация1)   ­Почему мы не смогли ответить на этот вопрос?  (Потому что мы не знаем, что такое алфавит). (слайд 13, анимация2) 3.       Построение проекта выхода из затруднения. ­Какую цель   вы перед собой поставите?  (Узнать, что такое алфавит).  (слайд 14, анимация1­2) ­Какова тема урока? (Алфавит)      ­Чтобы достичь этой цели я предлагаю вам действовать по плану. (слайд 15)  узнать, что такое алфавит и азбука;  сравнить азбуку и алфавит;  выяснить, кто и когда придумал алфавит;  выяснить, зачем нужен алфавит;  создать классный каталог (список).  ­Согласны? (Да) 4.       Реализация построенного проекта. (слайд 16) А) Я предлагаю вам посмотреть ролик – историю о том, как люди придумал письменность. (просмотр ролика №1) ­Зачем люди придумали письменность? (Чтобы передавать свои мысли) ­Что заменяло людям буквы? (Палочки, камни, узелки, рисунки, черточки, крючки) Б) ­Когда  же  появились   буквы  и  алфавит.  Об  этом  вы  узнаете   из  рассказа  «Что  такое алфавит   и   азбука».   Возьмите   текст   и   прочитайте   очень   внимательно.   (чтение   шепотом, чтение вслух) Три с половиной тысячи лет назад родилась буква ­ знак для звука. Всего только Что такое алфавит и азбука. одного звука. Но теперь этими знаками можно было вписать любое слово, мысль, рассказ. Слово «алфавит» произошло от названий первых букв греческого алфавита «альфа» + «вита» в 16 веке.  Алфавит или азбука – это буквы, расположенные в определенном порядке.             Слово «азбука» произошло от названий первых букв русского алфавита: Азбука = аз + буки. Слово «азбука» пришло к нам в  18 веке. В сущности, слово "азбука" можно считать "переводом" слова "алфавит".  Алфавит или азбука – это буквы, расположенные в определенном порядке. Русский алфавит создали  два ученых монаха — братья Кирилл и Мефодий. Кирилл и Мефодий взяли греческий алфавит и приспособили его для звуков славянского языка. Так что наша азбука — “дочка” греческого алфавита. Теперь   мы   сможем   выполнить   часть   нашего   плана.   Для   этого   давайте   попробуем заполнить   таблицу.     (Таблица   на   доске,   дети   выходят,   зачитывают   слова   и   заполняют таблицу) Название  От каких слов произошло? Время Значение Алфавит греческое Альфа+вита 16 век Буквы, расположенные в определенном порядке Азбука Русское Аз+буки 18 век Буквы, определенном порядке   расположенные   в ­Что придумали раньше, греческий алфавит или русскую азбуку? (Греческий алфавит) Что же такое алфавит или азбука? (Буквы, расположенные в определенном порядке) В) –Прочитайте пословицы про азбуку. (слайд 17)  ­Как вы их понимаете?  Азбука – к мудрости ступенька. Азбука – не мука, первый шаг к науке. ­Спишите пословицу, которая вам понравилась. Г) –А теперь нам нужно разобраться, где же используется алфавит? Об  этом нам расскажут ребята, которые делали исследовательскую работу по этой теме. (слайд 17, анимация 1­6) 1.  Моя   мама   работает   в   школе   учителем.   В   классном   журнале   она   записывает фамилии детей в алфавитном порядке. 2. Моя мама работает в поликлинике. Она рассказала, что в регистратуре поликлинике карточки больных расположены по участкам в алфавитном порядке. 3. А это энциклопедия, из которой я брал информацию о животных, чтобы рассказать одноклассникам   на   уроке   окружающего   мира.   В   конце   есть   указатель,   понятия расположены здесь в алфавитном порядке, и рядом написаны номера страниц. 4. У нас дома есть телефонный справочник.   Вместе с мамой мы внимательно его рассмотрели. Телефоны предприятий, различных служб и учреждений расположены в алфавитном порядке. Квартирные телефоны тоже расположены по алфавиту. 5.   В   моем   мобильном   телефоне   есть   клавиши   с   буквами.   Они   расположены   в алфавитном порядке. Для поиска нужного номера я могу нажать клавишу с первой буквой имени или фамилии и быстро найти контакт. 6. В орфографическом словаре мы можем узнать правильное написание различных слов. Слова располагаются по алфавиту. Чтобы не ошибаться, как правильно писать слово , надо чаще заглядывать в словарь. Дети рассказывают стихотворение. «Алфавит вокруг нас» Чтоб в массе информации не смог я закопаться, Мне алфавит – помощник, я должен вам признаться. Чтоб в потоке сведений не утонуть в ночи, Порядок алфавитный запомни, заучи! Отыщется в книге любое понятие, Стоит нам только открыть указатель. А рядом смотрите, номер странички!  Наш поиск был очень экономичен! В самом толстом словаре нам теперь не заблудиться! И не надо три часа перелистывать страницы! В порядке алфавитном слова здесь расположены. Читайте, просвещайтесь, и знанья преумножите. Все буквы по порядку назвать легко могу. Ведь алфавит встречается нам на любом шагу:  Школа, больница, детский сад, аптека, Институт, полиция, музей, библиотека.  Расписание движения поездов, Коды регионов и городов. На страницах поиска в интернете Алфавит использован при ответе. Классный журнал, телефонная книга, Всё, что нам надо – отыщется мигом. ­Теперь мы знаем, что алфавит необходим для наведения порядка. Без знания алфавита нам трудно работать со словарем, искать информацию в энциклопедиях, составлять списки. А значит, мы выполнили третий пункт плана. Д) ­Давайте вернемся к нашему пробному действию. ­Вспомним,  на какой вопрос вы должны были ответить? (слайд 19) Алфавит­это_____________ ­Давайте создадим эталон. (слайд 20)  ­Откройте конверт. Мы с вами видим три карточки (алфавит, определение алфавита и ответ на вопрос,  зачем нужно знать алфавит. Наклеим ответы на вопросы. ­Можем  ли мы утверждать, что справились с заданием? (да) (слайд 21) ­Как вы можете это доказать? (Мы создали эталон) ФИЗМИНУТКА. (ролик 2) 5. Первичное закрепление во внешней речи. ­Смайлик решил распределить названия животных и птиц в алфавитном порядке. У него получилось так: (слайд 22) Аист Бегемот Дельфин Волк. Гусь Енот Ёж. ­Верно ли он выполнил задание? (Нет) ­Почему? Какое правило он нарушил? (Алфавитный порядок) ­Исправьте ошибку. (Аист, Бегемот, Волк, Гусь, Дельфин, Енот, Ёж.) (слайд 23) ­Запишите эти слова в тетрадь. ­Нам осталось создать классный каталог, расположив названия в алфавитном порядке. ­Работать вы будете в группах. Ваши группы будут называться А, Б, В, Г, Д. ­Откройте конверты и выполните задания. 1 группа: Расположите книги в алфавитном порядке (по названию) 2 группа: Расположите названия цветов в алфавитном порядке 3 группа: Расположите предметы мебели в алфавитном порядке. 4 группа: Расположить названия геометрических фигур в алфавитном порядке 5 группа: Расположить названия школьных принадлежностей в алфавитном порядке. ­Проверьте свои ответы. (слайд 24) Если группа справилась с заданием ­ поднимите +, если допустила ошибки­?. ­Прикрепите на доску ваши проекты. ­Мы с вами создали классный каталог, а значит, выполнили последнюю часть плана.  5.       Самостоятельная работа с самопроверкой. ­А теперь нам предстоит самостоятельная работа. На доске буквы Г, Р, Ж, О, А, И, Б, Л, Е, Ш. ­Расположите буквы в алфавитном порядке. ­Проверьте по образцу.  А, Б, Г, Е, Ж, И, Л, О, Р, Ш. 6.       Включение в систему знаний. ­На   каких   уроках   мы   можем   использовать   алфавит?  (   На   русском   языке,   на   чтении, окружающем мире) ­Приведите   примеры,   где   используется   алфавит   в   жизни?  (В   телефоне,   компьютере, библиотеке) ­Сможете ли вы сами, зная алфавит располагать предметы, слова в алфавитном порядке? (Да) ­Я тоже в этом уверена 7.       Рефлексия деятельности на уроке. –Наш урок подходит к концу. Подведем итог. Какое новое знание вы сегодня открыли? (Что такое алфавит, для чего нужно знать алфавит) –Как вы его открыли? (Сначала мы поняли, что мы не знаем, а потом сами открыли новое) (слайд 25) ­Какой эталон вы составляли? (Что такое алфавит?) ­Оцените свою работу на лесенке успеха. (слайд 26) ­Кто   считает,   что   понял   новую   тему   и   сможет   самостоятельно   выполнять   задания   ­ поставьте себя на верхнюю ступеньку. Те, кто сомневается, что понял все полностью­на среднюю. А кто ничего не понял­на верхнюю ступеньку лесенки. ­Молодцы. Урок закончен!

Урок русского языка в 1 классе "Алфавит"

Урок русского языка в 1 классе "Алфавит"

Урок русского языка в 1 классе "Алфавит"

Урок русского языка в 1 классе "Алфавит"

Урок русского языка в 1 классе "Алфавит"

Урок русского языка в 1 классе "Алфавит"

Урок русского языка в 1 классе "Алфавит"

Урок русского языка в 1 классе "Алфавит"

Урок русского языка в 1 классе "Алфавит"

Урок русского языка в 1 классе "Алфавит"

Урок русского языка в 1 классе "Алфавит"

Урок русского языка в 1 классе "Алфавит"

Урок русского языка в 1 классе "Алфавит"

Урок русского языка в 1 классе "Алфавит"

Урок русского языка в 1 классе "Алфавит"

Урок русского языка в 1 классе "Алфавит"

Урок русского языка в 1 классе "Алфавит"

Урок русского языка в 1 классе "Алфавит"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.06.2017