Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа с. Ныр Тужинского района Кировской
области
«Согласные звуки и буквы»
урок русского языка в 1 классе
разработала и провела учитель
начальных классов
Кульпина Ирина Михайловна Цели:
Обучающие:
наблюдать над образованием согласных звуков и правильно их
произносить;
дать представление об основных признаках согласных звуков и букв;
формировать умение определять согласный звук в слове и вне слова;
формировать умение записывать слова, диктуя их себе по слогам.
Развивающие:
развивать устную речь, орфографическую зоркость, мышление,
внимание;
умение сравнивать, анализировать, делать выводы;
развивать интерес к русскому языку, работать над выразительностью
чтения.
Воспитывающие:
воспитывать любовь к животным, ответственность за них и бережное
отношение к ним
умение осуществлять проверку, самопроверку, слушать других
Планируемые результаты:
учащиеся научатся распознавать гласные и согласные звуки и буквы,
обозначающие их;
различать в слове согласные звуки и буквы, обозначающие согласные
звуки по их признакам;
дифференцировать гласные и согласные звуки;
определять «работу» букв, обозначающих согласные звуки в слове
Ход урока
1.Организационный этап (психологический настрой на урок).
Оформление тетради.
Урок русского языка. Сегодня у нас урок немного необычный. К нам на урок
пришли гости, они посмотрят, чему вы научились, как умеете писать, работать
на уроке и что вы знаете. Ребята, посмотрите на солнышко
( Слайд № 2 На и/доске изображение весёлого солнышка).
Скажите, у кого из вас такое же настроение?
Каким бы вы хотели видеть наш урок?
Повернитесь друг к другу, посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Давайте
создадим дружелюбное настроение на уроке. Положите ладошки. Скажите:
«Я желаю тебе сегодня добра.
Ты желаешь мне сегодня добра. Если будет трудно, я тебе помогу».
Давайте проверим, а как мы сидим.
Руки? (на месте)
Ноги? (на месте)
Локти? (у края)
Спина (прямая)
А сейчас откройте свои тетради, подпишите число, классная работа
( Слайд № 3, оформление тетради).
2. Актуализация знаний. Мотивация (самоопределение) к учебной
деятельности.
( Слайд № 45 На и/доске записаны буквы: З, К, А, В, Е, Н, М, И, Ю, Б.)
Разделите буквы на 2 группы ( З, К, В, Н, М, Б и А, Е, И, Ю)
По какому признаку вы разделили буквы? (Гласные и согласные)
Назовите буквы каждой группы.
Дополните каждую группу ещё двумя буквами.
Каждая буква обозначает звук. Что вы знаете о гласных звуках? Эту тему
мы изучали на предыдущих уроках. Давайте вспомним. Расскажите.
Приведите примеры слов, которые начинаются с букв, обозначающих
гласные звуки.
3. Определение темы урока и постановка целей урока (Целеполагание).
Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока. (Дети пробуют
сформулировать тему урока).
Сегодня на уроке поговорим о согласных звуках и буквах.
Тема урока: Согласные звуки и буквы (Слайд № 6, на и/доске).
Как вы считаете, какие цели мы должны поставить на урок? Давайте их
вместе с вами сформулируем:
будем повторять признаки согласных звуков
научимся различать согласные и гласные звуки
будем учиться правильно, обозначать звуки буквами в письменной речи
будем наблюдать над образованием согласных звуков и правильно их
произносить
узнаем, как определять согласный звук в слове и вне слова
(Детям даются опорные высказывания: Познакомимся…Узнаем…
Научимся…)
Цели мы поставили, в конце урока подведём итоги (цели записаны на
плакате).
4. «Открытие» детьми нового знания (первичное освоение материала, его
осознание и осмысление ).
Наблюдения над согласными звуками, работа у доски
( Слайд № 7 На и/доске запись: [Д], [Л], [М], [В],[О], [Р] [К], [Г].)
Какой звук здесь лишний? Почему? ([О] – это гласный звук.) Чем похожи остальные звуки? Давайте их проанализируем. Из чего состоит
каждый звук? Что мы встречаем при произнесении данного согласного звука?
Может ли согласный звук образовать слог?
Каждый звук состоит из шума или из шума и голоса. При произнесении
этих звуков воздух во рту встречает преграду. Мешают губы, зубы, язык.
Это согласные звуки. Согласный звук образует слог только вместе с гласным
звуком.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Ссс… змеиный слышен свист.
Шшш… шуршит опавший лист.
Жжж… шмели в саду жужжат.
Ррр… моторы тарахтят.
Работа по учебнику. Упр. №1 стр.74
А сейчас откройте учебник на стр. 74, упр.1. Прочитайте задание.
Рассмотрите рисунок. Назовите предметы, которые нарисованы.
Понаблюдайте, как произносятся согласные звуки: [М], [Ш], [К], [С], [Р]?
Свободно ли проходит воздух через рот или встречает на пути преграду?
Произнесите каждый звук. Что ты слышишь, произнося его: голос? шум?
шум и голос?
Прочитайте последнее задание. Напиши названия предметов и подчеркни
буквы, обозначающие согласные звуки? Назовите буквы, которые вы
подчеркнули. Какие звуки они обозначают? (согласные звуки)
Как отличить согласный звук от гласного звука? (Дети рассказывают, затем
дети читают правило – сведения о языке на с.75)
5.Первичное закрепление.
Работа с интерактивной доской по электронному приложению к
учебнику «Русский язык»
На и/доске ещё раз проговаривается, как отличить согласный звук от гласного
звука? Дети повторяют:
Из чего состоит согласный звук? Приведите примеры.
Назовите второй отличительный признак согласного звука по сравнению с
гласным.
Может ли согласный звук образовывать слог?
Работа по учебнику. Упр. № 2 (стр. 74.)
А сейчас поработаем опять в учебнике. с.74 Упр 2. Прочитайте медленно
скороговорку. Постепенно увеличивайте темп. Прочитайте быстро.
Какой звук повторяется в каждом слове? ( [С].)
Что означает слово СЕНИ? Где можно посмотреть значение этого слова,
если вы не знаете? (В толковом словаре). Давайте откроем стр.138140, где в конце учебника у нас находится
толковый словарь, и прочитаем что такое слово СЕНИ?
СЕНИ – это в деревенских домах, и в старину в городских домах,
ПОМЕЩЕНИЕ между жилой частью дома и крыльцом. Сени - (сенница,
сенки, сенцы) – это нежилая часть дома, соединяющая жилое помещение с
улицей.
А что такое сено? (Сено – это скошенная и высушенная трава, один из
основных кормов для коров, лошадей и других жвачных животных в зимний
период. Сено – это сухая трава).
Дома скороговорку выучите наизусть, и завтра мне расскажете.
Физкультминутка.
Работа по учебнику. Упр. № 3. (стр. 75.)
Какие три отличительных признака согласных звуков вы знаете? Назовите
их. Дети называют три отличительных признака, Слайд № 8, на и/доске.
Работа по учебнику. Упр. № 5. (стр.76)
А сейчас пролистните страницу, с. 76 Упр. 5. Прочитайте задание. Назови по
картинкам предметы.
Произнеси по порядку согласные звуки в каждом словеназвании предмета.
Какой одинаковый согласный звук есть во всех словах?
Напиши слованазвания предметов. Подчеркни в них букву, которой
обозначен согласный звук. Проверка. (Слайд № 9)
6.Самостоятельная работа на карточке с самопроверкой по эталону.
Детям на карточке даётся задание, задания дифференцированного характера.
Для сильных детей даётся карточка № 1, для более слабых карточка № 2.
Карточка № 1
Задание: Прочитать записанные предложения, списать их себе в тетрадь и
подчеркнуть буквы, которыми обозначены согласные звуки.
Весной небо голубое. Дует ласковый ветерок. Распускаются листочки.
Расцветает нежный подснежник.
Карточка № 2
Задание: Прочитать записанные слова, списать их себе в тетрадь и
подчеркнуть буквы, которыми обозначены согласные звуки.
Весна, подснежник, солнышко, небо, листочки, трава, ручейки, кораблик.
После выполнения задания проводится проверка, детям раздаются
карточкиэталоны, по которым дети проверяют правильность
выполнения задания.
7.Включение в систему знаний и повторение (применение знаний).
Работа в рабочей тетради с.39. Упр. № 32. Один ребёнок работает у и/доски по электронному приложению к учебнику
выполняя аналогичное задание.
1 задание: Назовите буквы. Какой звук (или звуки) могут обозначать эти
буквы? (Согласные)
«Кирпичиков,» с какими буквами не хватает? Впиши пропущенные буквы.
Дети вписывают в тетради, а ученик у доски каких букв не хватает, переносит
недостающие согласные буквы в пустые клетки.
2 задание: Запиши все буквы из домика в алфавитном порядке, ученик у
доски располагает буквы в алфавитном порядке маркером.
Работа в парах
Ребята сейчас мы поработаем в парах. Каждой паре даётся чистоговорка.
Вам нужно внимательно её прочитать, научиться читать её громко вслух,
выразительно. Затем выделить начальный звук в чистоговорке и дать ему
характеристику. Доказать какие это звуки гласные или согласные.
1группа: Омомом – мы построим новый дом.
Упупуп – я готовлю папе суп.
Быбыбы – в лесу растут грибы.
2 группа: Татата – хвост пушистый у кота.
Дудуду – дети бегают в саду.
Нононо – в нашей комнате темно.
3 группа: Кококо – кошка любит молоко.
Гагага – у козы растут рога.
Ойойой – зайке холодно зимой!
4 группа: Афафаф – мы поставим в кухне шкаф.
Вувуву – в лесу видели сову.
Хахаха – не поймать нам петуха!
Дети характеризуют звуки и ещё раз делают вывод о согласных звуках.
Работа по развитию речи, работа с электронным приложением к
учебнику. Упражнениеигра «Выбери звук».
Нужно указать звук, которым начинается каждое слово.
Ребята, у бегемота скопилось очень много фотографий. Помоги бегемоту
подписать их. Для этого перенеси наклейки к картинкам.
Петух – [ П], медведь – [ М], сорока – [С], кит – [К], кот – [К],
Белка – [Б], муравей – [М], бабочка – [Б], синица – [С].
Ребята, а что объединяет все эти слова? Как, одним словом их можно
назвать? (Животные)
Верно. А животных, каких групп вы можете назвать (птицы, звери,
насекомые)
Давайте составим предложения с данными словами. (Дети составляют
предложения: Петух громко поёт. Медведь любит малину и мёд. Сорока
весело стрекотала. В синем море плавает огромный кит. У нас живёт
пушистый кот Барсик. По дереву прыгала ловкая белка. Красивая бабочка
перелетала от цветка к цветку. Синица очень полезная птица.) А сейчас посмотрите и прочитайте ещё одно предложение: Берегите
животных! (Слайд № 10 Ребята, почему мы должны беречь и охранять
животных? (Ответы детей)
Давайте запишем это предложение в тетрадь и подчеркнём буквы,
обозначающие согласные звуки. Проверка написанного.
8. Рефлексия деятельности (итог урока)
Ребята наш урок подошёл к концу. Мы с вами очень плодотворно
поработали. Сделали очень много. Давайте подведём итог нашего урока.
Какая тема урока была сегодня? Какие цели мы ставили в начале урока?
Достигли мы этих целей? Что каждый из вас сегодня на уроке для себя взял?
А сейчас давайте оценим свои достижения на уроке. Используется:
Алгоритм самооценки в 1 классе:
1. Какое было задание?
2. Удалось выполнить задание?
3. Задание выполнено, верно, или с ошибкой?
4. Выполнил самостоятельно или с чьейто помощью?
Оцените свою работу смайликами, поднимите смайлики, оцените, как вы
работали?
Ребята, вначале урока нам улыбалось весёлое солнышко и нам было хорошо.
Давайте улыбнёмся друг другу, гостям, нашему солнышку и громко
похлопаем в ладоши, если на уроке вам было хорошо, если вам было легко
работать и если вы для себя с урока унесли, хотя бы частичку нового знания.
А на память о нашем уроке весёлое солнышко дарит вам такие же весёлые
солнышки. Если вам будет когданибудь грустно, то посмотрите на своё
солнышко, вспомните наш сегодняшний урок, улыбнитесь, и вы увидите, как у
вас поднимется настроение. Всего вам доброго. Урок закончен. Технологическая карта урока русского языка в 1 классе. Учитель
Кульпина И. М.
Тема урока: Согласные звуки и буквы
Тип урока: «открытие» нового знания, изучение нового материала и первичное
закрепление
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Средства обучения: Русский язык, автор В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, рабочая тетрадь
«Русский язык», автор В. П. Канакина, доска аудиторная, плакаты с наглядным
материалом, карточкиопоры, карточки для самостоятельной работы и карточки для
работы в парах, предметные картинки, интерактивная доска, проектор, электронное
пособие к учебнику «Русский язык», автор В. П. Канакина
Дидактическая цель: Создать условия для осознания и осмысления новой учебной
информации о согласных буквах и звуках через активизацию познавательной деятельности.
Задачи урока:
Предметные:
–
–
–
–
–
–
Личностные:
–
закрепить знания о признаках согласных звуков
учить различать согласные и гласные звуки
учиться правильно, обозначать звуки буквами в письменной речи
наблюдать над образованием согласных звуков и правильно их произносить
учить узнавать, как определять согласный звук в слове и вне слова
развивать устную речь, память, внимание и мышление учащихся
развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения,
установку к работе на результат, уметь осуществлять самооценку
Метапредметные:
Регулятивные:
–
определять общую цель и пути её достижения; управлять своей деятельностью и осуществлять контроль в форме сличения своей
работы с заданным эталоном, вносить необходимые дополнения, исправления в свою
работу, если она расходится с эталоном (образцом);
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, проявлять
самостоятельность;
в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала.
–
Познавательные:
–
ориентироваться в учебнике и осуществлять поиск необходимой информации для
выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под
руководством учителя);
– понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков; группировать,
классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
–
–
–
–
Коммуникативные:
–
воспитывать готовность слушать собеседника и вступать в диалог (отвечать на
вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать
очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;
участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Этап урока
Организационный
этап
(психологический
настрой на урок).
Оформление
тетради.
Актуализация
знаний.
Мотивация
(самоопределени
е) к учебной
деятельности.
Определение
темы урока и
постановка целей
урока
(Целеполагание).
«Открытие»
детьми нового
знания
(первичное
освоение
материала, его
осознание и
Цель этапа
Проверка готовности учся к
уроку, создание положитель
ного эмоционального
настроя на урок через модель
солнышка, стишок.Включе
ние учащихся в деятельность
Актуализация опорных
знаний и способов действий.
Подведение детей к
формулированию темы
урока.
Постановка (определение)
темы и целей урока. Умение
определять тему урока и
ставить учебные задачи.
Организация работы по
объяснению нового
материала, подведение детей
к выводу, правилу о
признаках согласных звуков.
Построение высказываний,
осуществление анализа
Средства
Иллюстра
ция
солнышка
и/доска
Опоры:
Познако
мимся
Узнаем
Научимся
и/доска,
учебник
УУД
Принимать учебную задачу урока;
осуществлять решение учебной
задачи под руководством учителя;
уметь распознавать гласные и
согласные звуки и буквы,
обозначающие их; уметь различать
в слове согласные звуки и буквы,
обозначающие согласные звуки по
их признакам;
дифференцировать гласные и
согласные звуки;
определять «работу» букв,
обозначающих согласные звуки в
слове
Читать тексты.
Выполнять задания к текстам.
Определять цель учебного задания,
контролировать свои действия в
процессе его выполнения,
обнаруживать и исправлять
ошибки.
Уметь слушать и
взаимодействовать с учителем, осмысление).
учебных действий.
Первичное
закрепление.
Самостоятельна
я работа на
карточке с
самопроверкой по
эталону.
Включение в
систему знаний и
повторение
(применение
знаний).
Рефлексия
деятельности
(итог урока)
Организация коллективной
работы на закрепление
нового материала с целью
применения полученных
знаний.
Самостоятельное
практическое применение
новых знаний (организация
самостоятельной работы в
тетради, её выполнение,
проверка и оценивание).
Уметь применять знания в
стандартной и изменённой
ситуации (организация
работы на закрепление
нового материала,
выполнение упражнений с
целью применения
полученных знаний).
Осознание учащимися своей
учебной деятельности.
Анализ эмоционального
состояния, полученного от
деятельности.
Учебник,
электронное
приложение
к учебнику,
и/доска
Дифферен
цированныек
арточки,
карточки –
эталоны для
самопровер
ки
Рабочая
тетрадь,
и/доска, эл.
приложение
к учебнику,
карточки
для парной
работы
и/ доска,
картинки
маленьких
солнышек,
смайлики
для оценки.
понимать ответы товарищей и
строить свои высказывания,
понятные для других.
Воспринимать и правильно
выполнять задания. Участвовать в
диалоге при разборе упражнений,
отвечать на вопросы учителя.
Выполнять самостоятельную
работу, проверять её и оценивать.
Осуществлять самоконтроль, по
мере необходимости исправлять,
дополнять, уточнять. Уметь
обнаруживать отклонения от
эталона, осуществлять
самоконтроль, вносить коррективы
на основе учёта сделанных ошибок.
Уметь слушать в соответствии с
целевой установкой, дополнять и
уточнять ответы. Организовать
работу в парах, слушание
собеседника, строить высказывания.
Использовать речевые средства для
решения коммуникативной задачи.
Воспринимать текст, находить в
тексте нужную информацию.
Анализировать и оценивать
результаты своей работы на уроке.
Соотносить цели и задачи
поставленные в начале урока с
конечными целями и задачами.
Уметь слушать, понимать,
дополнять, уточнять высказывания
товарищей.
Отвечать на итоговые вопросы
урока и оценивать свои
достижения.
Урок русского языка в 1 классе на тему «Согласные звуки и буквы».
Урок русского языка в 1 классе на тему «Согласные звуки и буквы».
Урок русского языка в 1 классе на тему «Согласные звуки и буквы».
Урок русского языка в 1 классе на тему «Согласные звуки и буквы».
Урок русского языка в 1 классе на тему «Согласные звуки и буквы».
Урок русского языка в 1 классе на тему «Согласные звуки и буквы».
Урок русского языка в 1 классе на тему «Согласные звуки и буквы».
Урок русского языка в 1 классе на тему «Согласные звуки и буквы».
Урок русского языка в 1 классе на тему «Согласные звуки и буквы».
Урок русского языка в 1 классе на тему «Согласные звуки и буквы».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.